D.A. Actual problems of pathology deterministic environment in pediatrics. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal. 2008; 4: 93-8. (in Russian)
5. Zaytseva N.V., Ustinova O.Yu., Zemlyanova M.A. Strategy for the prevention of diseases associated with BHemHecpegoBtiMH technogenic influences. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2013; 11: 14-9. (in Russian)
6. Zaytseva N.V., Aminova A.I., Ustinova O.U., Akatova A.A. Respiratory pathology in children inhalationally exposed to irritating substances. Int. J. Collaborat. Res. Intern. Med. Publ. Health. 2013; 5 (6): 444-52.
7. Zemlyanova M.A. Biochemical markers of violations of children's health, consume drinking water with a high content of organochlorine compounds. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2011; 5: 57-8. (in Russian)
8. Luzheckiy K.P., Ustinova O.Yu., Maklakova O.A., Aminova A.I. Algorithm for the prevention of allergic diseases of the respiratory system of children living in conditions of exposure to chemical pollutants of the environment. Vestnik Ural 'skoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii. 2012; 24: 94-5. (in Russian)
9. Ustinova O.Yu., Ryzhakov S.A., Zemlyanova M.A. System of specialized diagnostic and treatment-and-prophylactic help to children living in the context of the adverse impact of environmental factors. Vestnik Ural skoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii. 2012; 24: 179-80. (in Russian)
10. Ustinova O.Yu. Organization of treatment and diagnostic services in the conditions of sanitary and hygiene habitat and industrial activity for the task of reducing the risk to public health. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2010; 11: 36-8. (in Russian)
11. Luzheckiy K.P. Technologies of prevention of allergic respiratory tract diseases in children of preschool age, living in conditions of ecological trouble. In: Proceedings of the XVI Congress of pediatricians of Russia with international participation "Current problems in pediatrics" [Materialy XVI kongressa pediatrov Rossii s mezhdunarodnym uchastiem "Aktual'nye problemy pediatrii"]. Moscow; 2012: 432. (in Russian)
Поступила 18.02.14 Received 18.02.14
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.955:616-053.2-084:614.2
Кучма В.Р.2, Милушкина О.Ю.12, Бокарева Н.А.1,2, Скоблина Н.А.2
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, 117997, г. Москва; 2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, 105064, г. Москва
В национальных стратегических документах РФ ведущим направлением развития здравоохранения в ближайшие годы является профилактическое. В связи с этим считаем необходимым изучение причин нарушения формирования морфофункциональных показателей у современных школьников, установление управляемых в образовательных организациях факторов и обоснование системы профилактических мероприятий для детей и подростков. В результате проведенного исследования физического развития московских школьников выявлена дискоординация морфофункционального развития. Кроме того, обнаружены факторы, формирующие морфофункциональное состояние организма детей и подростков. Результаты проведенных исследований позволили сформулировать профилактические рекомендации, направленные на оптимизацию морфо-функционального состояния организма школьников.
Ключевые слова: дети; подростки; морфофункциональные показатели; факторы, влияющие на функциональное состояние.
Kuchma V. R1, Milushkina O. Yu.12, Bokareva N. A.12, Skoblina N. A.1 - MODERN TRENDS OF PREVENTIVE WORK IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
1Research Institute of Hygiene and health care for children and adolescents of the "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 105064, Moscow, Russian Federation; 2Russian National Research Medical University named after N. I. Pirogov, Moscow, Russian Federation, 117997
In the national strategic documents of the Russian Federation's leading destination for health development in the coming years is preventive. In this connection it seems to be necessary to study the causes of the impairment of the formation of morphological and functional indices in today's schoolchildren, the establishment of controlled factors in educational institutions and the substantiation of the system ofpreventive measures for children and adolescents. The performed study of the physical development of Moscow schoolchildren revealed the discoordination of the morphofunctional development. Besides that there were revealed factors forming morphofunctional state in children and adolescents. The results of performed studies allowed us to formulate preventive recommendations aimed at optimization of the morphofunctional state of the organism of schoolchildren.
Key words: children, adolescents; morphofunctional indices; factors affecting the functional state
Введение
В национальных стратегических документах РФ веду -щим направлением развития здравоохранения в ближайшие годы является профилактическое (Скворцова В.И.,
Для корреспонденции: Милушкина Ольга Юрьевна; [email protected]
For correspondence: Milushkina Olga, [email protected].
2012). Диагностируемые в детстве нарушения морфофункционального развития являются предикторами ряда заболеваний неинфекционной природы в репродуктивном и трудоспособном возрасте. Изменения физического развития детского населения связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в стране, такими как глобализация, высокая активность миграционных потоков, социальная стратификация
24-, 222018161412108642-
44-] 424038363432302826242220181614121086420-
2 3 4 5 6 7 8 910 11
Динамика мышечной силы (в кг) девочек (а) и мальчиков (б) с 1-го по 11-й класс.
населения [1-3], а также с загрязнением окружающей среды и экологическими проблемами [4-6]. Они могут отражать биологические изменения в эволюции человека в связи с колоссальным ускорением научно-технического прогресса (новое информационное пространство, новые технические средства, изменение образа жизни).
В настоящее время считаем необходимым изучение причин нарушения формирования морфофункциональ-ных показателей у современных школьников, установление управляемых в образовательных организациях факторов и обоснование системы профилактических мероприятий для детей и подростков.
Материалы и методы
В работе использовали материалы многолетних исследований физического развития детей и подростков 6-16 лет в различных видах образовательных организаций (2000-2012 гг.), которые проводили сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей РАМН». Наблюдение проводили методом естественного гигиенического эксперимента. Физическое развитие детей изучали по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [7]. Исследовали соматометрические, соматоскопические и физиометрические показатели, показатели биологического развития. Всего обследовали 709 школьников индивидуализирующим методом ежегодно в динамике 11 лет в Москве и 1420 детей и подростков генерализирующим методом в Москве, Московской и Тульской областях. Выбор исследуемых контингентов обусловлен следующими различиями: образовательными (учреждения основного общего образования, учреждения с углубленным изучением отдельных предметов, школы с расширенным двигательным режимом, специализированные учреждения для асоциальных подростков) и социальными (дети-сироты, несовершеннолетние правонарушители). Медико-социальные факторы и образ жизни изучали анкетным методом. Для статистической
обработки использовали пакет статистического анализа Statistica 6.0 (StatSoft, США). Рассчитывали средние арифметические величины (M), квадратические ошибки средних (m), средние квадратические отклонения (SD) показателей физического развития. Изучали корреляционные связи количественных показателей, сила связи показателей описывалась коэффициентом корреляции (r).
Результаты и обсуждение
На фоне увеличения соматометрических показателей современных детей и подростков установили резкое снижение силовых возможностей по показателю кистевой динамометрии; таким образом, преобладание созревания морфологических признаков над функциональными можно охарактеризовать как дискоординацию морфофункционального развития [8].
Установили различия морфофункционального состояния детей 6 лет и подростков 15 лет (сенситивный возраст) разных контингентов: дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей, и сироты в муниципальных учреждениях (Москва и Московская область); подростки, совершившие преступления и находящиеся в закрытых учреждениях (Тула), дети и подростки из образовательных учреждений Москвы и Московской области и школьники из учреждений, где реализуют программы личностно-ориентированного обучения (школы «нового вида») (Москва и Московская область) (табл. 1). Наибольшие показатели длины тела, кистевой динамометрии и жизненной емкости легких выявили у школьников из учреждений «нового вида», наименьшие - у детей-сирот и асоциальных подростков (достоверность различий показана в табл. 1 однотипными символами у сравниваемых групп).
Возрастные особенности динамики мышечной силы рук школьников подробно описаны в статье [9]. Однако в процессе исследований мы установили не только возрастные (т. е. связанные с биологическим развитием ребенка) изменения этого показателя, но и изменения, связанные с переходом из класса в класс. Результаты изучения в динамике 11 лет обучения кистевой динамометрии у школьников позволили выявить классы, на которые приходится снижение этого показателя (см. рисунок, а и б).
Негативную тенденцию снижения динамометрии установили в 6-м классе и у мальчиков, и у девочек, а также в 9-м и 11-м классах у девочек (p < 0,05). Это объясняется возрастающей учебной нагрузкой в 6-м классе и подготовкой к государственной итоговой аттестации в 9-м классе и единым государственным экзаменам в 11-м классе, что подтверждает известный факт о снижении мышечной силы как индикаторе не только физического, но и умственного утомления [10].
По анкетным данным современных школьников выявили новые факторы риска нарушения функционального состояния организма: резкое сокращение двигательного режима (только половина учащихся 9-11 классов посещают занятия с двигательным компонентом, отказ от кружков и секций подростки связывают с необходимостью подготовки к экзаменам); увеличение числа уроков с применением технических средств, способствующее интенсификации учебной деятельности; распространение вредных привычек (регулярно курят 12,7% девушек и 15,1% юношей в общеобразовательных школах; 50,1% девушек и 51,5% юношей в учреждениях для детей-сирот; 75,6% подростков в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей).
Таблица 2
Коэффициенты корреляции показателей образа жизни московских школьников 15-16 лет с мышечной силой, г
Фактор образа жизни
Коэффициент корреляции
Время, проводимое за компьютером -0,39 < 0,05
Спортивные занятия, в том числе танцы 0,34 < 0,05
Частота курения -0,74 < 0,05
Возраст начала курения -0,33 < 0,05
Конфликты в семье 0,2 < 0,05
х х
О и и & м о ч 8 и
a я К
Э & а & и
й а
и ^ >
ЧД s
ММ
Я
s Э
fe" IS 2 H
V
Он
V
Он
о о"
V
Он
и р
С
Ежедневное использование технических средств (плейеры, планшеты, смартфоны, ридеры, PSP и другие аудиовизуальные устройства) наряду с информационной зависимостью (социальные сети, сетевые игры, интернет-общение, check-in и т. д.) - новый негативный поведенческий фактор в жизни современных школьников, связанный со снижением двигательной активности детей и подростков и воздействием электромагнитного излучения.
Поскольку образ жизни существенно влияет на формирование морфофункционального состояния организма детей и подростков [3], а кистевая динамометрия - интегральный показатель, отражающий состояние костно-мышечной и нервной систем ребенка в процессе роста и развития, представляет интерес оценка взаимосвязи этих параметров (табл. 2).
Установление причин нарушения морфофункцио-нального состояния организма детей и подростков позволяет скорректировать профилактическую работу в учреждении в зависимости от возраста школьников с учетом диагностированных факторов риска. В настоящее время профилактическую работу в учреждении проводят врач-педиатр, медицинская сестра или фельдшер, врач по гигиене детей и подростков, а также социальный педагог, психолог и т. п.
Заключение
Результаты проведенных исследований позволили сформулировать следующие направления профилактической работы в образовательных организациях и практические рекомендации.
Для медицинских работников (врачи-педиатры, врачи по гигиене детей и подростков, средний медицинский персонал) отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях:
- использовать обновленные региональные стандарты физического и биологического развития детей и подростков, а также нормативы мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких для оценки морфофункци-онального состояния школьников;
- осуществлять контроль состояния и оздоровление группы детей со сниженными функциональными показателями (см. схему).
Для научных сотрудников профильных гигиенических институтов:
- совершенствовать систему санитарно-гигиенического нормирования с целью полного охвата контрольно-надзорными мероприятиями всех учреждений независимо от наименования и форм собственности;
- при составлении нормативов мышечной силы и жизненной емкости легких детей и подростков учитывать преимущественно средовое воздействие на формирование функциональных показателей.
■е
и о а
5
® а
I-
и о х л
5
I-
к а> ч
>S
о х
л
§
а.
I>. х ш
а. ф
Ё го а. со X
s
*
о га а. ID
О
Ф I х л с го s
о
о
S
S
х s т s а.
с ф
I
X X
£ о ч
X
то
ф
5
3 S га
if Ш | ф ч-Q.CM
с со см
I tS
ЁСМ
га S х X
чё
ф
5
со _ ^
56 2 ° Ф о. S; о. о
ш х s
ю
со о О
S.3
• S4?
5
о >> 4
m 5 3
■ 1; а
s >> ъ
fc * Ь; ™ в -о
со s с £ -& &
х х §
Л Л ¿5
ц с; **
ф га m
2 s § Ф О
5
ш >>
о ф
т
5 |_
о с о s 2 Ф СП
2
3 I
i га
4 1
5 ф m г ф га
о. Р)
ф *
п о
S 10
о 5
ч
£ °
СО X
jj I
со
* Ё с
га -а х
ш ьг
о о
1- >>
2 Е
I»
т а. п е s
о. ф
со Я *
s Ш
£ о-со т
0 >,
к
5 frg
к с
1 g а) л
4
ii
5 к
g s
CL В m ^
ф £
m
5 P
SSiE
2
0 *
x ®
® Ti
x -J
° I
3 =
si X
1 x
I 5
-D Q.
§ »
P Ф
CO s
s* 3
О CD
Г" T
О m
m £ 4 ra о x
О л
§5
со iQ. 5
ф Ц х Ч
к
Si
ф ш s со
1 | т 2
а> а. н ■= о ф
QQ -fl
I" й О о Ч Р-„
аз 1- .
О. s Ч
о _- 1-: *
2 ф Q.
о fc о
Q. g *
0 s
1 X
-0 Л)
5 ? га ф
S -с
=r s о
о fe с
о Ф —
■ Ч Я
о Ф
SC _- ю
|ll; 5 S 5
" I 8
s
л
со
га
m ^
a..g
о S о. ^ s о
° ф 5
о ч s R
о. i s и
ч ш н га
о о Ф в
С С Ч 5
Е
о ^
и
ё х
ц о. ■-
о га 5
s Ч ?
Ют1
11 g
S g 8
о С1-
Й в с
° о s ш I-
со m
ID ¡1
U О х m s 1-u
га
I о о х х ^
И
ь" т —I I—
° о 2 2
5" й >1 5
У. X ш s
О
-5ч га р >g »s
" z 8 я
о э с ю
о о
■ ф
о! га
о; ш s о
I °
I а
i s
Ф ю
_ Ч ф
■5 I Ь
ф m о
Ь- о * о. ф сп
I!
- Ю ч
ф с
и ф
h ф Cl
г ш
^ о
1& ф IS о
Si й s о 3 О. 0)
ш
о ^
р I
о i
о с
'Л _
s S s
>s U s CD х s р s 5
аг!
• SI
S о
° s
c 3
3- 4
Q. О Ш
га л)
c Ф
>s a.
i "
^ 2
ra 5
s о
^ g
О о
О ё
га
Q.
со О
5 и ф
ф
J
га о.
m
ф о.
■ т >.
к
о
¡1 ф S
3 я
к т
Ф > О.Ю
т о
>- „Г
12 § ё и
g S
й т
■a s
10 ^
ф о
о. 5
х
Я с £ ф ® 8 |й 5 I 8
* g 8 га О.Ю
з Р 2
m со О О
й- к S 1
fc о
II
л ф
с; s
о х
а. ф
£ I
о л ^ о о
ф о
о ф
1-
о со
а. о
S ¥
- ф
ф 1- га
Ч к ш
ф s о
m о. 4
о с ф
о. о ц
С и
Ф VD
г о
к
S Q. С
О
а.
ф
г
><
л 2 s
s
а о а.
Ф
-в-
я
ф з о
о
ф
£ о а. о
г 2 га о. i_ о а.
ф
а.
§
х со
Для специалистов Роспотребнадзора:
- устанавливать уровень санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений для детей и подростков с учетом направленного воздействия внешних факторов на здоровье, физическое развитие и функциональное состояние организма учащихся и воспитанников.
Преподавателям образовательных учреждений среднего и высшего профессионального и последипломного медицинского образования:
- необходимо проводить подготовку и переподготовку специалистов, осуществляющих комплексную лечебно-профилактическую помощь детям в образовательных учреждениях с учетом современных знаний о морфофункциональном состоянии организма и факторах, его определяющих, у воспитанников и обучающихся.
Родителям детей и подростков:
- регламентировать время общения ребенка с техническими игровыми устройствами и контролировать телевизионные просмотры (что и сколько времени смотрит ребенок);
- каждый ребенок должен посещать секции с двигательным компонентом (танцы, спортивные секции, бассейн и т. д.), в распорядке дня ежедневно должны быть прогулки;
- не демонстрировать при ребенке вредные привычки (курение, употребление алкоголя и т. д., в том числе энергетических напитков);
- ведение здорового образа жизни.
Литер атур а
1. Величковский Б.Т. Основы жизнеспособности нации. Введение в социальную биологию человека. М.; 2012.
2. Рыбаковский Л.Л. Современная миграционная политика России в контексте ее национальных приоритетов. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012; 6 (449). Avaliable at: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF /2012/VSF_NEW201202221002/ VSF_NEW201202221002_p_002.htm (Дата обращения 19.03.2013).
3. Полунина В.В., Борисенко В.В. Роль семьи в сохранении здоровья детей. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004; 49 (4): 61-4.
4. Алексеев С.В., Янушанец О.И. Экология человека - системный взгляд на процесс формирования здоровья. Вестник Российской академии медицинских наук. 2002; 9: 3-6.
5. Пивоваров Ю.П. Современные проблемы экологии человека и роль эколого-гигиенического образования в подготовке врача. Актовая речь. М.; 2004.
6. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Алексеев В.Б., Кирьянов Д.А. Актуальные проблемы экодетер-минированной патологии в педиатрии. Уральский медицинский журнал. 2008; 4: 93-8.
7. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ямпольская Ю.А.
и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. Руководство для врачей. М.; 1999.
8. Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 5: 37-8.
9. Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; 1: 62-5.
10. Сарычев А.С. Методы раннего выявления формирующегося утомления организма нефтяников в процессе нефтедобычи на материковом шельфе Баренцева моря. Экология человека. 2008; 8: 46-8.
References
1. Velichkovskiy B.T. Basis of vitality of the nation. Introduction to social human biology [Osnovy zhiznesposobnosti natsii. Vvedenie v sotsial'nuyu biologiyu cheloveka]. Мoscow; 2012. (in Russian)
2. Rybakovskiy L.L. Modern migration policy of Russia in the context of its national priorities Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii FS RF. 2012. № 6 (449) Avaiable at: http://www. budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/VSF_ NEW201202221002AVSF_NEW201202221002_p_002.htm (Accessed 19.03.2013) (in Russian)
3. Polunina V.V., Borisenko V.V. Family's role in maintaining the health of children. Rossiyskiy vestnik perinatologii i
pediatrii. 2004; 49 (4): 61-4 (in Russian)
4. Alekseev S.V., Yanushanets O.I. Human ecology - a systematic view on the process of health. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2002; 9: 3-6 (in Russian)
5. Pivovarov Yu.P. Modern problems of human ecology and the role of ecological and hygienic education in preparing the doctor: It acts. Мoscow; 2004. (in Russian)
6. Zaytseva N.V., Ustinova O.Yu., Alekseev V.B., Kir>yanov D.A. Actual problems of eco deterministic pathology in pediatrics. Ural'skiy meditsinskiyzhurnal. 2008; 4: 93-8 (in Russian)
7. Baranov A.A., Kuchma V.R., Yampol'skaya Yu.A. et al. Methods of study of the physical development of children and adolescents in population monitoring: a guide for physicians [Metody issledovaniya fizicheskogo razvitiya detey i podrostkov v populyatsionnom monitoringe. Rukovodstvo dlya vrachey]. Мoscow; 1999. (in Russian)
8. Milushkina O.Yu., Bokareva N.A. Features of formation of the morphofunctional state of today's students. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2013; 5: 37-8 (in Russian)
9. Milushkina O.Yu., Fedotov D.M., Bokareva N.A., Skoblina N. A. Age change in muscle strength of modern students. Vestnik Rossiyskogo meditsinskogo universiteta. 2013; 1: 62-5 (in Russian)
10. Sarychev A.S. Methods of early detection of shaped fatigue of oil industry workers organisms during oil extraction on continental shelf of Barents sea. Ekologiya cheloveka. 2008; 8: 46-8. (in Russian)
Поступила 07.02.14 Received 07.02.14
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.2-057.874
Сетко А.Г., Тришина С.П., Тимошенко Е.П.
ВЛИЯНИЕ НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА НА АЛИМЕНТАРНЫЙ СТАТУС УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ МЛАДШЕГО ЗВЕНА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, 460000, Оренбург
Проведена оценка фактического питания гимназистов, его влияния на алиментарный статус, а также оценка эффективности внедрения в современный образовательный процесс в качестве здоровьесберегающе-го компонента оптимизации рационов сертифицированными витаминно-минеральными комплексами. Установлено, что включение в питание гимназистов дополнительных витаминно-минеральных комплексов привело к оптимизации питания по содержанию большинства макро- и микронутриентов, что способствовало увеличению количества детей с адекватной обеспеченностью организма витаминами, с удовлетворительной адаптацией на 44,3%, а также достаточными функциональными резервами на 48,4% и уменьшению в 4 раза числа детей с резко сниженными функциональными резервами.
Ключевые слова: алиментарный статус учащихся; нутриентная обеспеченность; витаминная обеспеченность; здоровьесберегающие технологии; витаминно-минеральные комплексы.
Setko A.G., Trishina S.P., Timoshenko E.P. - THE IMPACT OF NUTRIENT PROSPERITY OF THE BODY ON THE ALIMENTARY STATUS OF JUNIOR HIGH SCHOOL PUPILS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES
Orenburg State Medical Academy, Orenburg, Russian Federation, 460000
In the work there was performed the assessment of the actual nutrition of high school pupils, its impact on the nutritional status and efficiency of the implementation in the modern educational process certified vitamin-mineral complexes as a health-saving component of the optimization of rations. The introduction of additional vitaminmineral complexes into the food of high school pupils was established to lead to the optimization of nutrition content by most of macro-and micronutrients, which in turn contributed to the increase in the number of children with an adequate supply of the body with vitamins and also contributed to the increase of students with a satisfactory adaptation by 44,3%, cases having sufficient performance reserves by 48.4% and the decrease of the number of children with sharply reduced functional reserves by 4 times
Key words: nutritional status of pupils; nutrient prosperity; vitamin prosperity; health-saving technology; vitaminmineral complexes
Для корреспонденции: Тришина Светлана Павловна; [email protected] For correspondence: Trishina Svetlana, [email protected].