УДК 339.92
ШВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КНР
© 2017
Астахова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 4l, e-mail: [email protected]) Чжэ Ван, консультант ООО «Априори-консалтинг» (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 39, e-mail: [email protected])
Аннотация. Развитие финансовых институтов и интеграция в мировое экономическое сообщество существенно повышают внимание к инвестиционной привлекательности государства. Инвестиционная привлекательность является одной из ключевых характеристик, которая обуславливает привлечения государством инвестиций. Уровень инвестиционной привлекательности государства определяется на основании значений показателей, которые с разных сторон характеризуют перспективы его развития, финансово-хозяйственную деятельность, систему государственного регулирования, систему планирования и прогнозирования экономического роста государства. Статья направлена на систематизацию теоретических аспектов инвестиционной привлекательности государства, а также на анализ инвестиционной привлекательности китайской экономики на современном этапе развития. В статье проведена сравнительная характеристика КНР по критериям и показателям инвестиционной привлекательности с другими государствами. Актуальность статьи обусловлена принципиальными изменениями в политической, социально-экономической сферах, требующих существенного реформирования инвестиционной сферы, которая за последние несколько лет пережила мощнейшие кризисные потрясения. Результатом этих потрясений является значительный пересмотр позиций в отношении инвестиционного процесса с целью обеспечения экономической стабильности и роста. Также необходимостью изучения, систематизации и оценки зарубежного и отечественного опыта оценки и повышения инвестиционной привлекательности поиска направлений развития политики привлечения инвестиций. Именно инвестиционный рейтинг государства играет наибольшую роль в возможности привлечения капитала. Авторами рассмотрены направления стратегии повышения инвестиционной привлекательности, которая включает ряд действий государства в рамках принципов их реализации для долгосрочного периода в направлении повышения уровня международной инвестиционной привлекательности и тем самым повышения устойчивости экономической системы к негативному воздействию внешних факторов, формирования соответствующих условий реагирования на структурные изменения в глобальной экономической среде.
Ключевые слова: инвестиционной привлекательность государства, индекс прозрачности сделки, прямые иностранные инвестиции, инвестиции в экономику РФ и КНР, государственное регулирование
MODERN DIRECTIONS OF CHINA INVESTMENT POLICY
© 2017
Astakhova Kateryna Victorovna, PhD of economic Sciences
Vladivostok state University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street 41, e-mail: [email protected])
Che Van, Intern Company «Apriori Consulting» (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street 39, e-mail: [email protected])
Abstract. The development of financial institutions and integration into the world economic community significantly increases attention to the state investment attractiveness. Investment attractiveness is one of the key characteristics that causes the state investments attraction. The level of investment attractiveness of the state is determined on the basis values indicators that characterize the prospects for its development, financial and economic activity, the system of state regulation, the system of planning and forecasting the economic growth of the state from different sides. The article is devoted to the theoretical aspects systematization of state investment attractiveness, as well as to the analysis of the investment attractiveness of the present stage development of Chinese economies. The article compares the characteristics of states in terms of criteria and indicators of investment attractiveness. The relevance of the article is conditioned by fundamental changes in the political, social and economic spheres, which require substantial reform of the investment sphere, which has experienced the most powerful crisis shocks in the last few years. The result of these shocks is a significant revision of the positions regarding the investment process with a view to ensuring economic stability and growth. Also, the need to study, systematize and evaluate foreign and domestic experience in assessing and enhancing the investment attractiveness directions of investment attraction policies is searched. It is the investment rating of the state that plays the most important role in attracting capital. The authors consider the increasing investment attractiveness directions strategy. It includes the number of state actions and the principles of their implementation for a long-term period in order to increase the level of international investment attractiveness and thereby increase the economic system stability to the negative external impact factors. , The appropriate formation structural changes conditions responding to the global economic environment are determined.
Keywords Investment attractiveness of the state, transaction transparency index, foreign direct investment, investment in the Russian Federation and the China economy, state regulation
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Высокая инвестиционная активность является необходимым условием развития экономики любой государства. Инвестиции формируют производственный потенциал и оказывают непосредственной мультипликативное влияние на темпы экономического роста государства, на основные макроэкономические показатели, оказывают позитивное влияние на конкурентные позиции национальной экономики на мировом рынке. Инвестиции выступают как источник развития экономической системы, способствуют росту благосостояния населения.
Инвестиционная привлекательность является одной из ключевых характеристик, которая обуславливает приток инвестиций. Уровень инвестиционной привлекательности государства определяется на основании значений показателей, которые с разных сторон характеризуют уровень и перспективы его развития.
Инвестирование играет ключевую роль в фундаментальных экономических процессах, происходящих в государстве. От качественных и количественных характеристик инвестиционных решений зависит производственный потенциал государства, эффективность его функционирования, отраслевая и воспроизводственная
структура общественного производства. Решение многих социальных проблем, таких как безработица, условия труда, повышение уровня жизни населения, связано с масштабом инвестиционного процесса и его эффективностью.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы
Вопросы инвестиционной политики рассматривались в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Различными аспектами, непосредственно связанными с проблемами оценки и повышения международной инвестиционной привлекательности, инвестиционного климата в реальном секторе экономики занимались такие ученые: Шарп У.Ф., Бейли Д.В. [1], Таций В.В. [2], Ройзман И. [3], Марченко Г.А. [4], Ольшанская М.В., Омельченко А.В. [5], Будникова Ю.В. [6]., Гринева В.М. [7], Воронина А.А. Гайдуцкий А.П [8]., Задорожная Я.Д. , Квартальнов В.А., Валирунова Л.С. Ефремова М.Е. [9], Нападовская И.В., Майорова Т.В. [10]],
Ученые-экономисты Короткова О.В. и Антипов А. М. дали определение понятию «инвестиционная привлекательность» как совокупности объективных и субъективных условий, которые способствуют или препятствуют процессу инвестирования национальной экономики на макро-, мезо - и макроуровнях» [11, с.143]. Бланк И.А. рассматривает инвестиционную привлекательность с позиций макроэкономической стабильности как «интегральную характеристику отдельных фирм - объектов возможного инвестирования с позиций перспективности развития, объемов и перспектив сбыта продукции, эффективности использования активов, их ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости» [12, с.400]. Нападовская И.В. считает, что инвестиционная привлекательность - это системная совокупность потенциальных возможностей государства, которая оценивается с целью получения экономических выгод в будущем, как следствие результатов прошлой хозяйственной деятельности потенциального объекта инвестирования, субъективно оцениваемая инвестором [10, с. 57]. Такой подход не содержит сопоставление целей инвестора с возможностями их без рисковой реализации, а также не учитывает степень готовности инвестора принять на себя этот риск. Многообразие трактовок понятий инвестиционной привлекательности государства, а также критериев и показателей, определяющих уровень государства по степени инвестиционной привлекательности обуславливает осложнение выбора вектора инвестиционной политики.
Формирование цели статьи. В современной экономике спрос на инвестиционные ресурсы превышает предложение, поэтому все государства стремятся создать максимально привлекательные условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Постепенное наращивание масштабов и глубины взаимодействия Китая с мировой экономикой привело ко все большему вовлечению страны в геоэкономические процессы глобализации и регионализации. В ближайшие годы ожидается снижение притока зарубежных инвестиций в связи в падением деловой активности мировой общественности. Наибольшую привлекательность для инвестиций на мировом рынке имеют трудоемкие производства с относительно низкой добавленной стоимостью. Поэтому задача правительства Китая состоит в усилении позиций конкурентоспособности услуг, капиталов на мировых рынках.
На протяжении последнего года замедление темпов экономического роста в Китае стало поводом для многих дискуссий, анализа и необходимости пересмотра позиций инвестиционной политики государства. Поэтому целью статьи представляется анализ современного состояния рынка капитала и общей инвестиционной привлекательности Китай, систематизация направлений
инвестиционной политики, с целью привлечения инвеститоров и повышения уровня инвестиционной привлекательности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов:
В Китае последние несколько лет наблюдается замедление роста объема инвестиций в основные средства, что главным образом обусловлено ухудшением ситуации в секторах недвижимости и производства, на которые приходится свыше 50% общей суммы этих инвестиций. Несмотря на негативные воздействия на экономический рост экономики Китая, это явление может носить и положительный эффект, поскольку оно свидетельствует о стремлении китайских властей продолжать реализацию своей амбициозной программы реформ, направленной на переход к экономике, характеризующейся более высокой добавленной стоимостью.
Времена, когда конкуренция была незначительной, а рентабельность находилась на пике, безвозвратно ушли. Иностранные инвесторы признают, что основные возможности сейчас быстро перетекают в новые отрасли, такие как электронная торговля, здравоохранение и автоматизация. Все это по сути отражает, возможно, то единственное, что не изменилось и было постоянным на протяжении всего 30-летнего периода экономической трансформации Китая, — умелые действия китайского правительства по мобилизации иностранных технологий, ноу-хау и капитала для удовлетворения потребностей отраслей, наиболее нуждающихся в развитии. На зарубежных рынках китайские компании все больше инвестируют в сектор услуг, передовые производственные наработки, технологии и другие секторы экономики, дающие высокую добавленную стоимость и имеющие потребительскую направленность, а также в активы с высоким и стабильным доходом. По последним данным, объем зарубежных инвестиций китайских компаний в 2015 г. достиг исторического максимума.
В 2016 г. экономика Китая продолжила показывать довольно устойчивый рост, хотя эксперты отмечают, что это худшие показатели за последние 25 лет. Темпы роста ВВП Китая в 2016году замедлились до 6,7% против 6,9% в 2015 году, и по прогнозам продолжится как минимум до 2020 года. Для сравнения, США пришлось бы расти на уровне не менее чем 4%, чтобы дать тот же дополнительный объем производства, который дает экономика Китая при росте на уровне 6,9%. Неудивительно, что, согласно прогнозам, подготовленным Международным валютным фондом (МВФ), доля Китая в мировом ВВП останется самой крупной (по паритету покупательной способности (ППС)) — примерно 20% к 2020 г. по сравнению с 15,5% Европейского союза и 14,9% США.
Анализ экономика Китая демонстрирует развитие по двум ключевым направлениям. Первое направление, демонстрирующее более медленный рост, охватывает традиционные секторы экономики, которые несколько десятилетий определяли рост и больше всего получали от него преимуществ, — это сталелитейное производство, кораблестроение, недвижимость и промышленное производство. Компании, работающие в этих секторах, сейчас испытывают массу трудностей. Усиление давления в связи с реструктуризацией китайской экономики повысило внимание к проблемам, связанным с излишком мощностей, и требования к компаниям создавать продукцию с более высокой добавленной стоимостью, а также соблюдать более жесткие международные стандарты, в том числе в области экологии. Внешние факторы, такие как вялый мировой спрос и кредитно-денежная политика иностранных центральных банков, только усугубляют эти проблемы.
Другое направление, характеризующееся более высокими темпами роста, в основном состоит из секторов и компаний, работающих с потребителями и оказывающих услуги, а также тех, кто активно использует инновации и технологии. Развитие этих новых двигателей ро-
ста экономики Китая охватывает такие виды деятельности, как электронная торговля, медицинское оборудование, услуги и высокотехнологичное производство. Рост в этих секторах был впечатляющим, и, как ожидается, аналогичная динамика сохранится . Объявленные в 2015 г. программы «Сделано в Китае — 2025 г.» и «Интернет Плюс» стимулируют развитие определенных отраслей экономики, включая ИТ и средства связи, НИОКР, умное производство, оборудование и «зеленые» технологии.
Государство принимает комплекс адресных мер для поддержания устойчивого роста. Так, например, Народный банк Китая (НБК) активно применяет механизмы повышения ликвидности, такие как среднесрочное кредитование и дополнительное кредитование под залог, чтобы обеспечить ликвидностью конкретные банки напрямую, которые затем смогут использовать эти средства для предоставления кредитов определенным секторам. Банк развития и Банк сельскохозяйственного развития Китая в свою очередь объявили о намерении выпустить облигации на сумму 300 млрд юаней для содействия финансированию инфраструктурных проектов.
В международной политике привлечения капитала произошли некоторые структурные изменения . Правительство Китая приняло ряд мер по упорядочению иностранных инвестиций. Китай быстро стал важным источником прямых иностранных прямых инвестиций (ПИИ) в последние годы, что было подкреплено глобальным финансовым и экономическим кризисом. Политика поощрения вывоза ПИИ китайскими предприятиями была усилена, правительство постепенно способствовало облегчению административной нагрузки на предприятия.
В последние годы перед финансовыми институтами Китая ставится задача использовать накопленные финансовые средства для поддержки китайских экспортеров. Важным инструментом финансовой поддержки национальных экспортеров, стало поэтапное внедрение механизма внешнеторговых расчетов в национальной валюте в трансграничной торговле. На текущий момент в Китае сформирована эффективная система использования национальной денежной единицы в трансграничных платежах. Китайский юань стал пятой по популярности валютой в мире, поднявшись за последние два года на восемь позиций. Основным инструментом государственной инфраструктурной поддержки китайских экспортеров является создание Свободных таможенных зон (СТЗ). В течение 2015 г. Китай активно претворял в жизнь политику «выхода на мировой рынок», наращивая объемы своих зарубежных инвестиций и используя различные формы инвестиционного проникновения на зарубежные рынки. На первом этапе реформ экономики освоенные иностранные инвестиции в Китай складывались из прямых иностранных инвестиций (ПИИ), займов (Foreign Loans) и прочих инвестиций (Other Foreign Investment). За период 1979 - 2013 гг Китаем освоено 1395 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Таким образом, в девяностых и нулевых в освоенном Китаем иностранном капитале уверенно лидировали прямые иностранные инвести-ции[14].
Однако доля прямых иностранных инвестиций в основные фонды Китая в нулевых не превышала 11% от общего объема инвестиций в них, а в 2012 году она составила всего 1,1.Согласно докладу о мировых инвестициях, опубликованном ЮНКТАД за 2016г, Китай утратил свои позиции в качестве крупнейшего в мире получателем ПИИ в США и Гонконге, и теперь занимает третье место. Экономика страны также заняла второе место наиболее привлекательным для транснациональных компаний, после США.
Поглощение ПИИ является частью политики открытости Китая внешнему миру. В 2016 году, ПИИ с последующим их восходящий тренд и достиг нового 22
рекордного уровня. Китай имеет большой и быстро растущий рынок, который не слишком пострадал от финансового кризиса. С сильным потенциалом, богатством сотрудников и потенциальных партнеров, желающих учиться и развиваться, стране является основой для низких издержек производства. Тем не менее, некоторые факторы могут препятствовать инвестициям, таким как отсутствие Китая прозрачности, правовой неопределенности, низкий уровень защиты прав интеллектуальной собственности, коррупция или протекционистские меры в интересах местного бизнеса [14].
Таблица 1 - Динамика прямых инвестиций в экономику Китая
Прямые иностранные инвестиции 2013 2014 2015
ПИИ в капитал (млн. долл.) 123,911 128,500 135,610
ПИИ в ценные бумаги (млн. долларов США) 956,793 1,085,293 1,220,903
Количество инвестиций в новые проекты 1,249 1,054 876
ПИИ (в % от ВВП) 10.1 10.4 11.1
Источник:[15 ]
Правительство Китая поощряет инвестиции в следующих отраслях и секторах: высокие технологии, производство оборудования и новых материалов, сфера обслуживания, утилизации, экологически чистое производство, использование возобновляемых источников энергии и охраны окружающей среды. С другой стороны, руководство правительства по вопросам иностранных инвестиций приняло решение, что инвестиции в отрасли и китайские компании, которые уже имеют относительно сильные производственные мощности и использовать современные технологии поощрять не будут, а также планируется ограничение иностранных инвестиций в ресурсоемкие и сильно загрязняющих окружающую среду отраслей промышленности.
Китай стремится развивать отечественные предприятия, повышая их конкурентоспособность на мировом рынке. Это касается транснациональных корпораций и отраслей, которые исторически являлись государственными монополиями Кроме того, препятствует притоку инвестиций с целью извлечения прибыли из спекулятивных операций.
Прямые иностранные инвестиции в Китай выросли на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 32,91 млрд. Долл. США в первые три месяца 2017 года. В первые два месяца оно сократилось на 2,3%. Только в марте ПИИ выросли на 6,7 процента. Прямые иностранные инвестиции в Китай в среднем составляли 418,31 доллара США за период с 1997 по 2017 год, достигнув рекордного уровня в 1262,67 доллара США в декабре 2015 года и рекордно низкого уровня в 18,32 доллара США в январе 2000 года.
По оценкам экспертов, инвестиции в 2017 году не достигнут того же объема, что и в прошлом году, из-за ужесточения контроля над капиталом в Китае. Китайские регуляторы усилили контроль за оттоком капитала из Китая, который достиг максимума в октябре. В числе этих действий регулирующие органы заявили, что им необходимо будет отменить все иностранные приобретения на сумму свыше 10 млрд. Долл. США, если они не входят в основной бизнес покупателя. Регулирующие органы также заявили о прекращении всех иностранных закупок недвижимости государственными предприятиями на общую сумму более 1 миллиарда долларов. Несмотря на то, что правила существуют на какое-то время, наблюдатели за рынком отметили, что сейчас правила более строго соблюдаются. [16].
Нефинансовые инвестиции в основной капитал в Китае выросли на 9,2 процента по сравнению с преды-
дущим годом и составили 937,77 млрд. Юаней за первые три месяца 2017 года, после роста на 8,1 процента в январе-феврале и опережающего роста на 8,8 процента. Это был самый сильный рост с мая 2016 года, поскольку инвестиции государственных компаний подскочили на 13,6 процента, а инвестиции из центрального правительства упали на 7,1 процента. Инвестиции, финансируемые из внутренних источников, увеличились на 10,0%, в то время как иностранные инвестиции выросли на 0,3%. Инвестиции в реализуемые проекты подскочили на 21,7%, а в новых - на 6,5%. Инвестиции в строительные проекты выросли на 10,1 % Инвестиции в основной капитал в Китае в среднем составляли 21.10 % за период с 1996 по 2017 год. [18].
Рисунок 2 - Динамика инвестиций в китайскую экономику [17],
Источник: [13].
По данным Ме^егтагке^ китайские компании инвестировали в США 51,09 млрд долларов США в 65 сделок в 2016 году. Это на 360% больше, чем в 2015 году, когда китайские компании инвестировали 11,7 млрд долларов. В целом, китайские инвестиции в 2016 году составили 12% от всех входящих слияний и поглощений в США, что является большим шагом вперед по сравнению с предыдущими годами, когда китайские инвестиции составляли около 2% иностранных инвестиций в страну. Быстрый рост китайских инвестиций заставил правительство США также пересмотреть меры контроля над капиталом в Китае могут ослабить поток инвестиций [19].
На общие тенденции инвестиционной привлекательности влияют индексы, характеризующие разную степень открытости экономики и доверия инвесторов. Индекс прозрачности сделки имеет прямую зависимость с условиями прозрачности ведения бизнеса и заключения сделок: чем больше индекс, тем более прозрачные условия сделок. Индекс ответственности руководителя имеет тоже прямую зависимость с успехом проведения сделок и позитивно влияет на привлечение инвсторов.
Чем больше Индекс, тем больше менеджер несет личную ответственность. Чем больше индекс власти акционеров, тем эффективнее работает институт права в области применения правовых норм для применения правовых мер. Индекс защиты инвесторов характеризует уровень Чем больше Индекс, тем выше уровень защиты прав инвесторов. Хотя доверие иностранных инвесторов поддерживается экономическими возможностями Китая, оно подрывается ростом затрат на рабочую силу и нехваткой квалифицированной рабочей силы и усилением конкуренции среди китайских предприятий.
Таблица 2- Сравнение государств по защите инвесторов
КНР Восточная Азия и Тихо океанский Регион США Германия
Индекс прозрачности сделки 10.0 5.0 7.0 5.0
Индекс ответственности руководителя 1.0 5.0 9.0 5.0
Индекс власти акционеров 4.0 6.0 9.0 5.0
Индекс зашиты инвесторов 5.0 5.4 83 5.0
Источник:[14].
Китайское правительство должно продолжать свои усилия по либерализации и повышению транспарентности и предсказуемости как для внутреннего рынка, так и вывоза ПИИ. Однако, эксперты опасаются, что
правительство возобновит инвестиционный протекционистский тренд, что находит отражение в возможной дискриминация в отношении иностранных инвесторов.
Сегодня иностранные инвесторы пользуются сокращением корпоративного налога, освобождение от уплаты налога на дивиденды, которые были репатриированы в течение определенного периода и других налоговых льгот. Кроме того, прямые иностранные инвестиции включают некоторые преференции и льготы : снижение налога на прибыль, платы за пользование земельными участками, импортных/экспортных пошлин, приоритет в получении основных услуг инфраструктуры, обтекаемые утверждения правительства, и финансовой поддержки стартапов.
Правительство создало различные зоны, предоставляя каждому налоговых льгот или налоговых стимулов для привлечения зарубежных инвестиций. Специальные зоны Шэньчжэнь (на границе Гонконга), 2МЬа! (рядом с Макао), Шаньтоу, Сямэнь (визави Тайвань) и остров Хайнань. Они были выбраны потому, что они были совершенно недостаточно развиты. В 14 прибрежных городах Далянь (провинция Liaonong), Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу (провинция Чжэцзян), Фучжоу (провинция Фуцзянь), Гуанчжоу, Чжаньцзян (провинция Гуандун), Бейхайа (в автономном регионе Гуанси-Чжуанский), Тяньцзинь, Яньтай, Циндао (провинция Шаньдун), Ляньюньган, Наньтун (провинция Цзянсу). В течение последних нескольких лет другие города также считались прибрежными городами, пользующимися таким же статусом. В отличие от 5 специальных зон, эти города были не слаборазвитыми, а ключевыми промышленными центрами в Китае. Зарубежные инвестиции способствовали улучшению инфраструктуры и созданию новых рабочих мест [15].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Важную роль в формировании международной конкурентоспособности страны играют ПИИ. Важным приоритетом государственной инвестиционной политики является условие создания стабильных условий функционирования национальной экономики для привлечения инвестиций. Достижение этой цели поможет Китаю повысить национальную конкурентоспособность и активнее интегрироваться в международную экономическую систему. Для формирования направлений инвестиционной политики государства следует включать:
- признание роли инвестиций как потенциального конкурентного преимущества для развития государства,
- отказ от «валового» подхода к инвестициям, при котором приоритетом пользуются только крупномасштабные капиталовложения, главным приоритетом сегодня должны стать современные технологии;
- задействование ТНК при формировании конкурентных стратегий инвестиционной политики, которая сосредоточена на интеграции технологий, менеджмента и контроля над сырьевыми и интеллектуальными ресурсами.
- обеспечение льготных условий для инвесторов, инвестирующих в приоритетные отрасли экономики;
- приоритет в пользу открытости экономики, выполнение государством взятых на себя обязательств перед иностранными инвесторами.[20].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бейли Д.В. Инвестиции / пер с англ. М.: ИНФРА-М.- 2015.-с. 345
2. Таций В.В. Привлечение ПИИ: опыт Китайской народной республики// Вестник федерального государственного учреждения Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации. - 2009. -№ 5. С. 53-61.
3. Ройзман И. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики / И.Ройзман, И.Гришина, А.Шахназаров // Инвестиции в России. - 2013. - № 3. - С. 3-15.
4. Марченко Г. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты / Г. Марченко, О. Мачульская // Вопросы экономики. - 2010.
- № 9. - С. 69-79.
5. Ольшанская М.В. Механизм повышения инвестиционной привлекательности региона: дис. ...канд. экон. наук. - Воронеж.- 2009. - 143 с.
6. Будникова Ю.В. Инвестиционная привлекательность и факторы влияния / Ю.В. Будникова / Инновационная экономика. 2014-№ 5.- С. 194-197.
7. Гринева В.М., Коюда В.О., Лепейко Т.1., Ко-юда О.П. 1нвестування: [Учебное пособие] / В.М. Гринева. - 2-ге изд.;. I доп. - Х.: ВД «1НЖЕК», 2004. -404 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступу: http:// pidruchniki.ws/15840720/investuvannya/investuvannya_-_grinova_vm
8. Гайдуцкий А.П. Оценка инвестиционной привлекательности экономики / А.П. Гайдуцкий / Экономика и прогнозирования. - 2014. - № 3. - С. 119-128.
9. Ефремова М.Е. Инвестиционная политика Китая// Научная библиотека КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/ analiz-investitsionnoy-politiki-kitaya#ixzz4f4Wipug6
10. Майорова Т.В. Инвестиционная деятельность: [Учебное пособие]. / Майорова Т.В. . - К.: Центр учебной литературы.- 2004. - С.376.
11. Короткова О.В. Инвестиционная привлекательность и методика ее оценивания. / О.В. Короткова. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. economy.nayka.com.ua/?op=1&z=2132.
12. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: [Учебное пособие] / И.А. Бланк. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://institutiones.com/download/books/1227-finansovyj-menedzhment.html.
13. Скопина И.В. Инвестиционный климат территории: мировой и национальный взгляд / И.В. Скопина, Ю.О. Бакланова, А.А. Агаев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 2. - С. 35.
14. СЫпя: foreign investment. Trade Portal.-[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://en.portal. santandertrade.com/establish-overseas/china/foreign-investment
15. Best countries for doing business. Trade Portal.-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.portal. santandertrade.com/establish-overseas/china/foreign-investment
16. Ellen Sheng.Chinese Investment In Overseas Real Estate Hit Record High In 2016.- Forbs.- 2017.- 31.01. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.forbes.com/sites/ellensheng/2017/01/31/chinese-investment-in-overseas-real-estate-hit-record-high-in2016 /#222bc8f77971
17. China Foreign Direct Investment . Trading Economics.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tradingeconomics.com/china/foreign-direct-investment
18. Foreign Direct Investment (FDI) Statistics - OECD Data, Analysis and Forecasts.- [Электронный ресурс].
- Режим доступаhttp://www.oecd.org/corporate/mne/ statistics.htm
19. The 5 Biggest Chinese Investments In The U.S. In 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.forbes.com/sites/ellensheng/2016/12/21/5-biggest-chinese-investments-in-us-2016/#27b1ec42b803
20. Экономика инновационного развития: [монография] / [авт.: Ф.М. Волков, Т.А. Батяева, С.П. Макаров и др.]; под ред. М.В. Кудиной, М.А. Сажиной; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
Статья поступила в редакцию 20.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.