Приоритеты России
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ АЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВОЙ ОТРАСЛИ
М. В. НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент РАЕН Институт региональной экономики Севера
Показана значимость научных исследований, направленных на изучение организационно-экономического потенциала алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России и прогноза вариантов ее дальнейшего развития. Для повышения инновационной активности отрасли необходимо изменение стратегии перспективного развития.
Ключевые слова: экономика, кризис, алмазно-бриллиантовый комплекс.
В силу современного состояния общемировой экономики, переживающей кризис, необходимость научного подхода к изменению стратегических принципов управления экономикой на всех уровнях и сферах является весьма актуальной.
Кризис в алмазной отрасли в настоящее время связан с проблемами объективных и субъективных факторов, показывающих жесткую взаимозависимость устойчивости данного бизнеса на всех ступенях отраслевой вертикали, от добычи до производства конечной продукции, в виде алмазных инструментов, порошков, бриллиантов и ювелирных изделий [6].
Специфика алмазной отрасли, находящейся в достаточно узком диапазоне функционирования в системе общей потребности рынка, заключается в том, что исторически мировой алмазный бизнес находится в руках частного капитала. В российской действительности он относится к разряду венчурных типов производства и является высокорисковым в финансовом плане, трудно прогнозируемым в долгосрочном плане и даже в среднесрочной перспективе, что и делает его инвестиционно не привлекательным для нашего государства [7; 12].
В связи с этим значимость научных исследований, направленных на изучение организационно-экономического потенциала алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России и прогноза вариантов его дальнейшего развития, определяется не столько потребностями какой-то экономической теории, сколько практическими задачами каждой структуры общей системы экономики алмазной промышленности и в построении научно обоснованной стратегии их деятельности.
Проблема развития отечественного АБК в условиях антикризисного функционирования в управлении предприятиями требует своевременной аналитики, экспертизы, качественного консалтинга, внедрения маркетингового подхода, разработки механизма бизнес-решений. В связи с этим предстоит мобилизовать организационно-экономические ресурсы предприятий российского АБК.
На первый план выдвигается, как наиболее острая, проблема соответствия задач всесторонней модернизации экономики и создания экономической основы для устойчивого развития предприятий в долгосрочной перспективе, уровня развития человеческих ресурсов — главной производительной силы, его квалификационных, профессиональных и психологических возможностей работы в новых условиях.
На предприятиях алмазодобывающей отрасли происходит оптимизация численности сотрудников. Вакансии почти на всех предприятиях, за исключением ряда рабочих специальностей, требующих высокой квалификации, отсутствуют.
Специалисты кадровых служб указывают на необходимость подготовки управленческих и инженерно-технических кадров со знанием специфики работы отрасли.
Изучение развития человеческих ресурсов в предприятиях АБК определяется как необходимость уделить внимание кадровой политике, в особенности подготовке квалифицированных кадров для создания на территории Российской Федерации экономически эффективного производства бриллиантов и ювелирной продукции и защиты геополитических интересов России на мировом алмазном рынке в рамках проекта «Наука-производство-образование» [3; 4].
Успешная реализация вертикально интегрированной образовательной системы приведет к следующим результатам [11]:
• соответствию подготовки кадров требованиям самого предприятия (оптимизация бюджетных расходов);
• отсутствию незанятых высококвалифицированных специалистов на рынке труда (минимизация безработицы);
• предотвращению текучести кадров (устойчивое развитие производства);
• возможности отбора лучших абитуриентов для учебы и лучших учеников для найма (повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции);
• экономии расходов на переобучение и отсутствие фазы «акклиматизации» молодых специалистов (благоприятный морально-психологический климат на предприятии);
• упрочению имиджа предприятия (бренд);
• экономии средств по заработной плате учащихся на производстве, где учащиеся заняты непосредственно на реальном производстве (за время обучения выплачивается только стипендия);
• экономии затрат на подбор персонала (минимизация кадровой службы на предприятии). Полный цикл производства — от добычи алмазного сырья и драгоценных металлов до сбыта ювелирных изделий, реализуемых в системе вертикально-интегрированной структуры, - требует централизации усилий по продвижению продукции, планированию ассортимента и финансирования мероприятий маркетинга. Мероприятия маркетинга включают в себя как рекламу и продвижение готовой продукции - ювелирных изделий, так и учет, контроль, планирование и управление всем производственным процессом объединенных в комплексе предприятий.
Целью внедрения маркетингового подхода в управлении АБК РС (Я) является повышение эффективности деятельности алмазодобывающих, алмазоперерабатывающих, ювелирных предприятий республики, создание обширных сбытовых систем (оптовую торговлю алмазами и бриллиантами, оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями с бриллиантами и изделиями из технических алмазов) и системы продвижения товара на рынок (реклама бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами) [9; 10].
Наиболее существенным является установление стоимостного ресурса повышения эффективности извлечения алмазов при использовании ресурсосберегающих технологий. Особое внимание заслуживает комплексный подход к осуществлению реальной технической политики в системе ценообразования алмазов по стандартам, действующим на мировых алмазных рынках в современных условиях [8].
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи в сфере управления маркетингом:
• централизованное планирование ассортимента продукции ювелирных предприятий с учетом ассортимента ограненных алмазов, выпускаемых гранильными заводами;
• повышение рентабельности и уровня продаж бриллиантов, ювелирных изделий и сувенирной продукции посредством сокращения запасов готовой продукции на складе предприятий и увеличения объемов производства предприятий;
• применение инструментов маркетинга (изучение потребительского спроса, методы продвижения продукции, анализ конкурентов, рекламные средства, создание торгового брэнда, участие в выставках-ярмарках), применение централизованной товарной политики и ценообразования;
• разработка и внедрение единого товарного знака (брэнда) для республиканских ювелирных предприятий с целью совершенствования имиджа как отдельной группы предприятий, так и РС (Я) в целом;
• удержание и расширение доли рынка сбыта готовой продукции, произведенной на территории РС (Я).
Указанные задачи будут достигнуты путем применения следующих методов маркетинга:
• мониторинг и исследование конъюнктуры российского рынка путем участия на выставках, обмена делегациями обучения специалистов
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
5
у ведущих фирм-производителей и торгующих предприятий;
• проведение мониторинга динамики цен, влияния курсовых колебаний валют на уровень цен и покупательский спрос, влияния социально-экономических и политических событий мирового и локального масштаба на покупательский спрос и уровень цен;
• изучение конъюнктуры мирового рынка с целью выбора целевых рынков и выработки стратегии освоения новых рынков на основе договоров с исследовательскими институтами, консалтинговыми агентствами;
• проведение массовых рекламных кампаний с целью увеличения популяризации ювелирных изделий с бриллиантами и сертифицированных бриллиантов якутского производства;
• формирование баз данных законодательных и нормативных актов, регулирующих сферу торговли и маркетинг ювелирных изделий.
В настоящий момент на российском рынке ювелирных изделий наблюдается повышение уровня требований потребителей (вследствие роста доходов и свободы выбора) к качеству ювелирных изделий и его сервису — рост «изощренности» спроса, переориентировка потребителей на постматериальные ценности, возрастание рекламных расходов в связи с активизацией конкурентов (производителей центральной России).
Реализацию готовой продукции необходимо базировать на стратегическом маркетинге, ориентированном на долгосрочную перспективу и основанном на постоянном анализе потребностей рынка для разработки эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей.
Перспективы дальнейшего развития международного рынка алмазного сырья все больше начинают связываться с возрастающим риском больших колебаний цен — в том числе в сторону их снижения. Несмотря на то, что цены на крупные и с хорошими показателями качества камни (алмазного сырья) растут опережающими темпами, цены на средние и мелкие камни — особенно со средними и худшими показателями качества — стагнируют вот уже несколько лет. Окончательный отказ от системы монопольного регулирования международного алмазного рынка неизбежно приведет к еще более сильному развитию разнонаправленных тенденций в отдельных секторах рынка различного класса алмазов.
Изменение общей ситуации на мировом финансовом рынке является отражением нарастания
неопределенности в таких базисных компонентах, как цены на разные энергоносители. Такая неопределенность усугубляется постепенной сдачей позиций доллара как мировой валюты. В этих условиях нарастает также и неопределенность в расстановке ведущих валют мира и завоевании таких позиций новых валют (например, китайского юаня). В свою очередь, мировая валютная неопределенность выливается в спонтанное и судорожное (в силу возникновения неконтролируемых последствий того или иного финансового кризиса) перетекание огромных масс финансовых активов из одной валюты в другую. В этой связи встает одна большая проблема — количество накопленных во всем мире финансовых активов, выраженных в долларах, огромно по сравнению с общим объемом других валют. Таким образом, финансовые активы, в панике меняя валюту своего выражения, не могут найти других валют (их попросту оказывается слишком мало — все валюты, кроме доллара, имели свои узкие задачи и не несли на себе бремени мирового хранителя активов). Тогда они начинают перетекать в другие активы, более-менее подходящие для этой цели, — например, в банковское золото. Но и его сейчас в мировых масштабах крайне не хватает для роли прибежища капиталов. Отсюда вывод: накопленные мировые финансовые активы продолжат поиск активов, мало-мальски подходящих под понятие сокровища.
В этом смысле бриллианты (особенно крупной размерности) уже сейчас начинают выполнять роль накопителя финансовых активов. Привлекательно, что бриллианты по своей природе очень хорошо приспособлены не только к выполнению задачи накопления и сбережения финансовых активов (при малых объемах, даже по сравнению с золотыми слитками), но превосходно справляются с задачей быстрой и незаметной переброски финансовых активов из одного региона мира в другой (они не имеют запаха и не занимают большого объема, их можно обнаружить только при применении вредного для организма человека жесткого рентгеновского излучения). Эта востребованность создает достаточно сильный импульс развитию в Российской Федерации инвестиционного направления в алмазодобыче — в том числе и в создании новых алмазодобывающих предприятий на россыпных месторождениях. В связи с этим перед государственным руководством отрасли встанет задача изменения подходов к участию иностранного капитала в алмазодобыче и определения оптимального размера участия долгосрочного иностранного
капитала в алмазодобывающих предприятиях с учетом общепринятых норм ВТО и иных обязательных в международной практике норм права и установившихся правил.
В основном, АБК РС (Я) ориентируется на мировой рынок алмазов и бриллиантов. Спрос и предложение этих товаров в мире имеют устойчивую тенденцию к росту, но при этом анализ обеспеченности предприятий разведанными запасами показывает, что срок отработки запасов наиболее производительным и эффективным открытым способом весьма ограничен. Так, например, на трубках «Мир» и «Сытыканская» все запасы уже отработаны, на трубке «Удачная» прогнозный срок составляет 6—7 лет и на трубке «Ботуобинская» — 6 лет. Наиболее надежная сырьевая база для открытой добычи имеется на трубках «Юбилейная» — 22 года, «Комсомольская» — 16 лет, «Нюрбинская» — 16 лет. Данная ситуация с проявившимися признаками истощения минерально-сырьевой базы основного алмазодобытчика — АК «АЛРОСА» может привести российскую алмазодобывающую отрасль к общему и системному снижению показателей сверхрентабельности.
Мировой АБК отличается сложными и обширными связями между предприятиями производственной и непроизводственной сфер. Он включает в себя практически все структурные элементы мировой экономики: первичные отрасли (добычу алмазов), вторичные отрасли (производство бриллиантов, изготовление ювелирных изделий с бриллиантами, производство изделий промышленного назначения из технических алмазов), третичные отрасли (оптовую торговлю алмазами и бриллиантами, оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями со вставками из бриллиантов и товаров с продукцией из технических алмазов) и четвертичные отрасли (финансовые, инфраструктурные, реклама бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами).
Наиболее существенной чертой, объединяющей перечисленные отрасли в один комплекс, можно считать тезаврационные свойства производимой в нем продукции — алмазов, бриллиантов, изделий с бриллиантами (в силу отсутствия у них сроков эксплуатации). Это, с одной стороны, делает алмазно-бриллиантовый рынок достаточно устойчивым и перспективным, а с другой стороны, способно в экстремальных условиях, какими являются современные условия, его обрушить. Безальтернативное развитие ситуации на мировом рынке алмазов и бриллиантов невозможно предсказать в данное время, но уже сейчас должны быть проведены ме-
роприятия, обеспечивающие устойчивое развитие АБК России и предупреждающие негативное влияние факторов внешней и внутренней среды.
При всем многообразии факторов, влияющих на эффективность деятельности, а также показателей для оценки привлекательности вложения капитала в алмазную отрасль сложно вывести идеальную «формулу выживания». Исследование эффективности работы на алмазном рынке требует более углубленного понимания особенностей ведения алмазного бизнеса и только при наличии достоверной и оперативной информации можно принять за ориентиры для разработки модели эффективного развития АБК России.
Следует отметить, что оценки привлекательности для инвестиций и конкурентоспособности РС (Я) относительны, так как, в первую очередь, завышены из-за стоимостных показателей объемов производства традиционных для Якутии отраслей промышленности, к которым относится и добыча алмазов. При этом, помимо отчислений в бюджет, алмазодобывающая компания поддерживает социальный сектор в улусах алмазной провинции (на территории которых ведет добычу алмазного сырья), в результате экономическая и социальная сферы этих улусов полностью зависят от алмазодобытчика и подвержены влиянию неустойчивого мирового алмазного рынка. А значит, остро поставлена задача создания буферного, альтернативного алмазодобыче сектора экономики, способного удержать на плаву экономику улусов алмазной провинции и сократить межулусную дифференциацию внутри региона.
Вопрос о том, как положительный эффект от конкурентоспособности алмазодобывающей промышленности можно распространить на другие секторы экономики и социальной жизни региона, не отказываясь при этом от диверсификации и ухода от сугубо сырьевой направленности экономики региона, можно решить и с помощью реализации кластерной политики.
Создание региональных кластеров на базе существующих со времен плановой экономики территориально-промышленных комплексов в регионах направлено на решение нескольких важнейших задач региональной экономики:
• преодоление социальной и экономической дифференциации регионов России и населенных пунктов внутри регионов;
• реформирование экономической структуры региона, в том числе диверсификации его экономики;
• создание социальной инфраструктуры;
• создание межрегиональных транспортной и энергетической инфраструктур;
• развитие экспортных и импортозамещающих производств;
• развитие малого и среднего предпринимательства.
В каждом конкретном случае формирования кластера создается прецедент, поскольку исходные условия и цели формирования кластеров значительно различаются, и трудно было бы разработать унифицированную методику формирования кластера, особенно это относится к «естественным» кластерам, которые могут заявить о себе в недалеком будущем, например, как АБК Якутии [2; 5].
Алмазно-бриллиантовый комплекс представляет собой межотраслевой производственно-торговый комплекс, включающий добычу алмазов, их обработку для получения бриллиантов и технических алмазов (гранильная и ювелирная промышленность) и реализацию конечного продукта (преимущественно оптовым покупателям или на выставках-аукционах). Таким образом, интегрируются добывающая, обрабатывающая промышленность и сфера услуг. Эта интеграция имеет следующие преимущества:
• увеличение для региона добавочной стоимости, создаваемой в основном в сфере обработки сырья и реализации готовой продукции;
• создание интегрированной системы стратегического маркетинга, планирования и управления всем технологическим циклом, расширение возможностей использования доходов от реализации бриллиантов и т. д. для освоения передовых наукоемких технологий добычи алмазов, повышения экологичности производства;
• расширение межрегиональной кооперации, позволяющей создать дополнительные рабочие места и развивать российское производство оборудования и услуг для АБК;
• превращение АБК в кластер, способный стать локомотивом экономического роста Якутии и других регионов России, где открыты месторождения алмазов.
Следует отметить следующие отличия АБК от других глобальных межэкономических комплексов:
• высокая стоимость конечного продукта, его тесная связь с производством драгоценных металлов (золото, платина, палладий) и быстрый рост добавленной стоимости по мере обработки сырья;
• разнородность экономики первичных, вторичных, третичных и четвертичных отраслей АБК и неравномерность их размещения с учетом того, что конечный ювелирный продукт не является предметом первой необходимости и реализуется преимущественно в богатых странах;
• высокая степень монополизации, глобальная монополия одной компании в сфере распределения и оптовой торговли бриллиантами;
• интенсивная интернационализация, основанная на кооперации различных стран и регионов с учетом уникальности и нестандартности бриллиантов;
• продукция на каждой стадии производственной цепочки в алмазопроводе лишь частично является сырьем для последующих стадий обработки. Таким образом, в процессе производства получаем не один конечный продукт, а три вида основной продукции: отсортированное алмазное сырье, бриллианты, ювелирные изделия.
Перспективы рынка АБК связываются с ростом потребности в технических алмазах и увеличением спроса на бриллианты в быстро развивающихся странах Юго-Восточной Азии и нефтедобывающих арабских странах, а также с перспективами синтеза алмазов на основе новых открытий в области физики плазмы, что без перехода к инновационной политике развития не представляется возможным.
Для успешного проведения инновационного процесса в алмазной отрасли также необходимы опережающие научно-методические исследования, направленные на адаптацию современных геофизических и компьютерных технологий в геологоразведочное производство с целью прогнозирования кимберлитовых тел, на разработку оптимальных технологий локального прогноза алмазоносности, на разработку новых и внедрение существующих методик изучения минералов, на апробацию и внедрение в производство метода тектонофизи-ческого анализа и других методов исследований, для разработки высокоэффективных способов проведения геологоразведочных работ.
Алмазная промышленность РС (Я) является крупнейшей отраслью экономики региона, также обеспечивающей 99,8 % добычи алмазов в Российской Федерации, что составляет более пятой части мировой добычи. Инновационная деятельность в алмазной отрасли является актуальной задачей, решение которой позволит повысить ее эффектив-
ность и использовать это для достижения коренных изменений в экономике региона, прежде всего в направлении усиления значимости инновационного потенциала как источника долговременного развития. При этом необходимо учитывать, что осуществление таких крупных инновационных проектов должно быть тесно привязано к общим программам развития производственного и инфраструктурного комплекса региона и муниципалитетов [1].
Для инновационного развития АБК Якутии необходимо:
• использовать весь потенциал научных подразделений РС (Я), Российской академии Наук, отраслевых научно-исследовательских институтов и других научных учреждений и организаций;
• провести диверсификацию деятельности ЗАО АК «АЛРОСА» как горнодобывающей компании, а также дальнейшую вертикальную интеграцию с более активным включением в основное производство торговли бриллиантами и ювелирными изделиями;
• внедрить кластерный подход в организации работы алмазно-бриллиантового холдинга, позволяющий повысить конкурентоспособность АБК России в мировом алмазном бизнесе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Движение регионов России к инновационной экономике. /Под ред. А. Г. Гранберга, С. Д. Ва-лентея; Ин-т экономики РАН. М.: Наука. 2006. 402 с.
2. Егорова И. Е, Николаев М. В. Формирование регионального кластера на базе алмазно-бриллиантового комплекса Якутии. // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. 2008. № 6. М.: Изд-во НИК «Котент-Пресс». 2008.
3. Кибалюк И. В. Построение эффективной кадровой политики как основа оптимизации кадровых ресурсов современной организации. // Наука и образование. Новые технологии. Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. № 1, «Экономика и управление». М.: МГУДТ. 2006.
4. Кузьмина Р. А., Горохов Т. К., Борисов С. Р. Кадровая политика АК «АЛРОСА» и проблемы привлечения коренного населения Якутии в алмазодобывающую промышленность: научное обеспечение развития горно-промышленных комплексов РС (Я). Новосибирск: Наука. 2003. 383 с.
5. Николаев М. В. Кластерная концепция эффективной интеграции регионов в глобальную экономику. // Проблемы современной экономики. 2005. № 1.
6. Николаев М. В. Состояние и проблемы алма-зопровода Якутии. / Финансовая аналитика. 2008. № 7(7).
7. Николаев М. В. Стержневая роль алмазодобывающей промышленности в экономике Республики Саха (Якутия). // Практическая экономика: проблемы и решения: сб. науч. статей. Вып. 2. СПб.: Изд-во НПК «РОСТ». 2005.
8. Николаев М. В., Аргунова А. А, Парников В. В. Маркетинговый анализ и сегментация алмазного рынка. / Алмазы, золото, самоцветы: наука, образование, обработка: 1-я научно-практическая конференция: сб. выступлений и докладов. Якутск: ЯГУ. 2005.
9. Николаев М. В., Аргунова А. А Разработка комплекса маркетинга в деятельности ювелирных предприятий в изменяющейся внешней среде (на примере Республики Саха (Якутия)). / Проблемы современной экономики. 2007. № 4.
10. Николаев М. В., Аргунова А. А., Парников В. В. Маркетинговый анализ и сегментация алмазного рынка. // Проблемы современной экономики. 2007. № 4.
11. Николаев М. В., Никитина А. И., Парников В. В. Вертикально интегрированная образовательная система для целевой подготовки специалистов алмазно-бриллиантового комплекса России. // Проблемы современной экономики. 2007. № 4.
12. Николаев М. В., Парников В. В. Геополитические аспекты специализации мирового рынка алмазов. // Алмазы, золото, самоцветы: наука, образование, обработка: 1-я научно-практическая конференция: сборник выступлений и докладов. Якутск: ЯГУ. 2005.