УДК 159.9
Ясин Мирослав Иванович
кандидат социологических наук Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
nadsaw@yandex.ru
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Психология религии рассматривается как под отрасль психологии, обозначены основные методологические проблемы психологии религии на современном этапе развития. Проведен теоретический обзор проблемной области. Анализ публикаций в научной периодике позволил выделить основные актуальные вопросы психологии религии.
Ключевые слова: психология религии, история психологии, методология психологии, актуальные проблемы, направления исследований.
Исследование религиозности имеют довольно долгую предысторию и довольно короткую историю. Феномен религиозности исследовался с самых начал выделения психологии как отдельной науки. Знаменитая работа У Джеймса «Многообразие религиозного опыта» выходит в 1902 году. Единичные яркие работы по теме психологии религии возникали на протяжении всего ХХ века: это и отдельные размышления З. Фрейда и других психоаналитиков, и работы К.Г. Юнга, посвященные бессознательному. Особую роль сыграли гуманисты: Г. Олпорт и его книга «Индивид и его религия» («The Individual and His Religion»,1950), труды Э. Фромма, А. Мас-лоу. Это далеко не полный обзор исследований, которые производились в Европе, США, а изредка и в других уголках света на протяжении второй половины ХХ века. Основная задача этой краткой исторической справки - показать, что исследования были, в них уже можно рассмотреть определенную тематическую специализацию, однако как отдельная подотрасль психология религии не была нигде зафиксирована.
В Американскую психологическую ассоциацию (АПА) заявка на признание психологии религии приходила трижды. Инициаторами этого движения были религиозные деятели, заинтересованные в наличии такого подраздела в официальных списках наук. В 1976 АПА наконец признала психологию религии (Psychology of Religion) и присвоила ей код «отдел 36» [11], это название на долгие годы закрепилось в качестве своеобразного профессионального сленга. Однако это решение многие психологи признают скорее дипломатической уступкой, нежели решением научного сообщества [11; 13].
Началом истории психологии религиозности как отдельной подотрасли символически можно обозначить конец ХХ века, когда накопленные знания потребовали создания мировой научной площадки для обсуждения важных вопросов психологии и религии. Такой площадкой послужил «Международный журнал психологии религии» (International Journal for the Psychology of Religion), который начал издаваться в 1991 году. Именно благодаря строгому научному фильтру, который создает академическое периодическое издание, были
выработаны методологические принципы психологии религии.
Психология религии является молодой субдисциплиной, она проходит период формирования, на этом этапе неизбежны методологические споры и обширная критика. Некоторые исследователи полагают, что психологии религии не хватает единого и комплексного теоретико-методологического подхода. Р.Ф. Палоутсон и К.Л. Парк говорят о том, что на протяжении целого века производились исследования в области психологии религии, но это были исследования отдельных психологических явлений. Никакой психологической теории религиозности не случилось. До недавнего времени это был набор совершенно разрозненных данных, которые никто даже не пытался объединить [11]. За философско-теологический характер, и отсутствие психологии как таковой, критикует ее Н. Русьо. Он же указывает на богатство рассуждений наряду со слабостью психологических теоретических объяснений [14].
Российская психология религии оказывается в еще более сложном положении, ведь ее срок развития еще более короток, чем в тех странах, где религия всегда оставалась одним из важных социальных институтов и не подвергалась гонениям. «Несмотря на свою актуальность, фундаментальные эмпирико-теоретические исследования религиозности в отечественной психологии представляют чрезвычайную редкость и ждут своих исследователей», - отмечает Т.И. Ачинович [2, с. 222]. А.М. Двойнин указывает на отсутствие серьёзных концептуальных обобщений в психологии религии, на фоне относительного богатства разрозненных эмпирических данных [6].
К частным методическим проблемам можно так же отнести специфику работы с респондентами, отмеченную Ю.В. Сметановой [9]. Отсутствие «словаря» психологии религии, на что указывают Д.И. Дубровский [7], А.М. Двойнин [6]. Еще одна проблема - попытка применить привычные концепты к объяснению религиозных феноменов. Однако эти концепты не всегда оказываются адекватными. К примеру, М. Азарбаджани и С.М. Мусави-Асл справедливо заметили, что научная психология скорее станет исследовать влияние генетики и социального окружения, чем
76
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Ясин М.И., 2016
Современные направления исследований в психологии религии
уделит внимание феномену осознания незримого божественного присутствия в жизни верующего, что составляет центральное звено религиозного мировосприятия [1]. Развитие словаря, концепций и методов для психологии религии пока остаются в перспективе.
Теоретическая «оснащенность» - еще один актуальный вопрос сублисциплины. Д. Вульф отмечает, что литература по психологии религии очень обширна, гораздо обширнее, чем это может показаться, но нет признания ее как самостоятельной подотрасли в виде образовательных программ и учебников [11]. В России ситуация выглядит, похоже, обратным образом: отдельные статьи с трудом можно разыскать в периодических изданиях, не существует специальных научных журналов по проблеме, монографий, посвященных отдельным аспектам психологии религии крайне мало. Однако вышел ряд учебников и можно видеть психологию религии в программах ряда ВУЗов.
В отечественной психологии религии мы можем отметить уклон в философскую и теологическую сторону. Эмпирические психологические исследования начинают появляться [4; 5; 6], однако их доля не имеет критической массы для организации отдельных коммуникативных площадок. Интерес к проблеме религиозности высок, так как проблематика обладает большим гуманистическим потенциалом [2; 9].
В Российской Федерации отсутствуют специализированные журналы (по данным списков ВАК), посвященные именно психологии религии. Религиозная тематика раскрывается в периодике исторической, философской и культурологической направленности, таких как «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Религиоведение», «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета», «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». В «Психологическом журнале» за два последних года (2014, 2015) вышла лишь одна тематическая статья.
Для того, чтобы обозначить ведущие темы исследований в области психологии религии, мы предлагаем результаты качественно-количественного анализа публикаций в «Международном журнале психологии религии» (International Journal for the Psychology of Religion) 2012-2016 годов (первый номер 2016 года). Анализировались аннотации ко всем публикациям, исключая редакторскую колонку и анонсы книг. Выделялась основная тема статьи, или несколько тем, если статья затрагивала ряд предметов и ее невозможно точно отнести к одной теме.
Мы получили следующие результаты:
На первом месте по частоте публикаций тема здоровья и религии (48 публикаций за указанный период). Исследуется связь религиозности и религиозного мировоззрения на физическое и ду-
шевное здоровье, взаимодействие психотерапии и религиозной духовной помощи. При этом большее число публикаций посвящено именно проблеме душевного здоровья. Эти исследования имеют, как правило, в своей основе «сплошную» выборку глубоко верующих, людей, относящих себя к определённой конфессии и атеистов. Далее исследуется частный вопрос, например, подверженность стрессам или успехи психотерапевтической работы с верующими и неверующими.
Заметное число работ посвящено темам, находящимся на пересечении психологии религиозности и вопросов патопсихологии, к примеру, анализируется внутренняя душевная борьба в связи с патопсихологическими процессами при шизофрении.
Физическому здоровью так же посвящен ряд статей, где рассматривается влияние религии на здоровый образ жизни или практики обращения за медицинской помощью.
На втором месте по частоте публикаций - социально-психологические процессы и религия (43 публикации). Здесь подавляющее число публикаций посвящено вопросам формирования социальных стереотипов, установок и предрассудков. Например, исследуются анти-исламские и анти-семит-ские установки в среде немецких традиционалистов (протестантов и католиков). Или может быть прослежена связь авторитарных установок и религиозности.
Еще два направления в этом разделе составляют исследования вопросов социализации в рамках различных конфессий и социокультурной среды и межгрупповых отношений.
Следующей по частоте встречаемости в публикациях оказалась тема внутренней борьбы. Она рассматривается и как вариант внутреннего конфликта между противоречивыми ценностями и требованиями окружающего мира и религии, и как попытка совладания с обстоятельствами или собственными проявлениями с позиций религиозных представлений индивида (41 публикация).
На четвертой позиции оказались две темы: построения религиозных образов и представления о смерти (по 34 публикации). В работах, посвященных образам, описываются когнитивные процессы, задействованные в формировании индивидуальных представлений верующих. Они касаются и религиозной тематики и общечеловеческих измерений, например, таких как время или воображаемые персонажи. Исследования на тему смерти включают представления о смерти, страх смерти и его преодоление, значение умирания для осознания смысла жизни и еще ряд вопросов.
На следующем месте - психология личности и вопросы психологии религии. Здесь рассматриваются различные типы личности и личностные черты, формирующиеся и работающие в различных религиозных контекстах, проблема культуры
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
77
и личности, ценностные структуры и их формирование (33 публикации).
Далее по получившимся рейтингам идут методологические проблемы психологии религии. Это обзоры различных теорий психологии, применяемых для исследования религиозности, собственно теории психологического обоснования существования религии, и ряд частных методологических вопросов (27 публикации).
Следующее место разделили вопросы эмоций и религиозности как поисковой активности личности. В первом случае рассматриваются различные эмоциональные переживания в связи с религиозными практиками и влияние религии на эмоциональное отреагирование различных жизненных ситуаций. Во втором - поисковая активность выступает в качестве одной из объяснительных моделей потребности человека в религии, так же поисковая активность рассматривается как один из стилей религиозности, наряду с внешней и внутренней религиозностью (по 18 публикаций).
Наша статистика призвана показать некий временной срез основных проблем, поднимаемых психологией религии в настоящее время. Тематика современных исследований религиозности довольно богата, предмет этой отрасли психологии оказался довольно емким. Представлены как прикладные исследования, таки фундаментальные. Есть и специфические для психологии религии темы, опирающиеся на частные теории, например исследования образа бога и внутренней мотивационной борьбы, осмысления феномена смерти в перспективе концепта о посмертном существовании.
Методология и парадигма продолжают вызывать наиболее горячие обсуждения, к такому мнению склоняются Ю.В. Сметанова [9], С.А. Вихорев [3], Р.Ф. Палоутсон и К.Л. Парк [12], Д. Вульф [11], Н. Русьо [14]. К психологии религии пытаются подойти с общепсихологических позиций, не учитывая ее особенного предмета, указывают ряд авторов: Р.Ф. Палоутсон, К.Л. Парк, Ю.В. Сметанова, М. Азарбаджани, С.М. Мусави-Асл, Д. Вульф [1; 9; 12]. Еще одно направление критики, часто отмечаемое самими учеными, - это сложности использования исследовательских методов в психологии религиозности [3; 9; 10]. Однако есть работы, в которых показано, что проблема методов скорее мнимая. Для исследования религиозности вполне пригоден существующий в психологии инструментарий [15].
Психологию религии на современном этапе развития можно охарактеризовать как субдисциплину, обладающую большим научным потенциалом. Информационный обмен между психологией религии, другими направлениями психологии и общепсихологической теорией - обещает быть плодотворным. Эта подотрасль уже обладает внутренней дифференциаций - есть определенные за-
крепившиеся направления исследований, которые довольно хорошо разработаны. Такие, как: социальная психология религии, когнитивная психология религии, вопросы ценностно-смысловой сферы, религия и здоровье, воздействие религии на аддиктивное поведение, религия и кризисные состояния и ряд других. Однако речь идет в основном о зарубежной психологии: в России, в силу более длительного перерыва в исследованиях, достижения психологии религии и ее внутренняя структура пока не настоль заметны. В целом психология религии - перспективное направление, которое может дать многое как фундаментальной науке, так и служить задачам прикладного характера.
Библиографический список
1. Азарбаджани М., Мусави-Асл С.М. Введение в психологию религии. - М.: Вече, 2012. - 192 с.
2. Ачинович Т.И. Актуальные проблемы исследования религиозности в современной отечественной психологии // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 3. - Т. II: Психолого-педагогические науки. - С. 218-222.
3. Вихорев С.А. История, теория и психология религии. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - 120 с.
4. Гусева Е.С. Гендерные аспекты индивидуальной религиозности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. -Т. 16. - № 2-2. - С. 329-332.
5. Гусева Е.С. Эмоциональное отношение к богу как важнейший компонент религиозности // Культура. Духовность. Общество. - 2015. - № 19. -С. 69-81.
6. Двойнин А.М. Психология верующего: Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. - СПб.: Речь, 2011. - 224 с.
7. Дубровский Д.И. Проблема субъективного: Субъективная реальность. - М.: Канон+, 2002. -368 с.
8. Сметанова Ю.В. Психология религии: методологические и историко-психологические перспективы // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 286. - C. 130-135.
9. Ясин М.И. Поворот психологической мысли в 60-е годы ХХ столетия // Психология XXI века: теория, практика, перспективы: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Прага: Изд-во «Со-циосфера». - 2012. - С. 12-15.
10. Bergin A.E., Payne I.R. & Richards P.S. Values in psychotherapy / In E.P. Shafranske (Ed.)., Religion and the clinical practice of psychology. - Washington, DC: American Psychological Association. - 1996. -Рр. 297-325.
11. Handbook of The Psychology of Religion and Spirituality / Ed. by Paloutzian R.F., Park C.L. - New York, London, 2013. - P. 579.
12. Paloutzian R.F., Park C.L. Integrative Themes in the Current Science of the Psychology of Religion //
78
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
Социально-психологическая помощь ребенку на этапе вхождения в образовательную среду школы..,
Handbook of The Psychology of Religion and Spirituality. - New York, London, 2013. - Pp. 3-21.
13. Psychology of religion: autobiographical accounts / Ed. by. Belzen, Jacob A. - New York: Springer, 2012.
14. Roussiau N. «Psychologie sociale de la
religion» / Publisher: PU Rennes 2009. - P. 252.
15. Yasin M.I. Psychology of Religion: Objectives and Methods // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives Proceedings of the 5th International symposium. Koenig L. (Ed.). -Vienna. - 2014. - Pp. 143-146.
УДК 159.922.7 ; 37
Клименко Владислав Владиславович
кандидат психологических наук, доцент Воронежский государственный педагогический университет
sitov82@yandex.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ НА ЭТАПЕ ВХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛЫ: ДИАЛЕКТИКА ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО
Автор статьи концентрирует внимание на проблемах социализации учащихся в начальный период обучения в школе, оказании им продуктивной социально-психологической помощи. Процесс социализации школьников во многом осложняется деструктивными тенденциями в развитии общественной морали, приводящей к духовной дезориентации личности в социокультурном пространстве. В поле зрения автора оказываются парадоксы социального развития личности, психологическая готовность ребенка к обучению в школе, личностное и социальное становление младшего школьника.
Ключевые слова: социализация, младший школьный возраст, социальное развитие личности, социально-психологическая помощь детям, когнитивное развитие ребенка.
Всматриваясь в контуры будущего мироустройства, размышляя о системе ценностей и нормах строительства отношений между людьми, современные мыслители констатируют «колоссальный отрыв общественных ожиданий от реальных условий социального бытия людей». В частности, размышляя о проблемах социализации молодежи, И.Е. Булатников отмечает: «Действительно, современная цивилизация, научно-технический прогресс создали невиданную прежде основу для комфортной жизни человечества, для всеобщего счастья и блага, но, оказывается, что доступ к этим благам имеют далеко не все люди, что пользуются благами цивилизации незначительная часть людей, тогда как большинство населения дрейфует в социальное дно, в маргинальную часть общества, влачит нищенское существование, оказывается на пороге физического исчезновения» [3, с. 25]. Не случайно, - пишет И.Е. Булатников, - некоторые мыслители даже говорят о «конце культуры»!.. Может ли человечество уберечь себя от этого опасного шага? Может ли остановить «кризис культуры»? Или нужно безжалостно выкорчевывать «отжившее», открывая дорогу «новому», «прогрессивному», идущему на смену «старым догмам» и «консервативным идеям»? Вписывается ли российское общество в общую логику «прогрессивного мирового развития»? [3, с. 25].
Понятно, что рыночные отношения в обществе во многом деформируют и дезориентируют личность, задавая рыночные цели и ценности ее движения по жизни. Об этом весьма красноречиво пишет в своих многочисленных работах А.В. Репринцев:
«Рыночный тип личности - вполне определенный социальный типаж, органично вписывающийся в консьюмеристскую мораль потребительского общества» [9, с. 19]. По его мнению, «модернизация всей системы российского образования в первое десятилетие XXI века вылилась в откровенную и циничную ревизию всех ценностно-смысловых основ исторически складывавшейся теории и практики социального воспитания молодежи, ее ин-культурации, в откровенное выхолащивание сути социализации личности, понимания результатов воспитания и образования, места и роли институтов социализации в этих процессах. Вся правовая база деятельности современных образовательных институтов в России обращена к воспроизводству рыночного типа личности, вписывающейся в законы существования торгово-предпринима-тельского (купеческого!) мира, ориентированного не на внешнюю социальную среду, не на созидание добра, не на общественно-полезный, производительный труд во благо всего общества, а на удовлетворение исключительно индивидуальных, личных материальных потребностей и интересов. Причем, статус морали, духовно-нравственной культуры в системе жизненных координат рыночного типа личности оказывается анахронизмом, не попадает в базовые, фундаментальные ценности гражданина, не оказывается жизненным приоритетом и смыслом существования основного экономического субъекта буржуазного общества. Отсюда становится понятна и идеология реформирования отечественной системы образования: институты образования - инструменты социальной селекции, социальной стратификации общества, усиления
© Клименко В.В., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
79