Научная статья на тему 'Современные методы преподавания иностранных языков. Коммуникативный метод'

Современные методы преподавания иностранных языков. Коммуникативный метод Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1251
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ПОДХОД / MODERN TECHNIQUE / COMMUNICATIVE TECHNIQUE / FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVENESS / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Л. С., Самадова С. А., Махмурова М.

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения. В статье идет речь о современных методах преподавания иностранных языков коммуникативной методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern methods of teaching of foreign languages. A communicative method

The role (the place) of foreign languages more and more increases in modern society. The knowledge of a foreign language gives to youth the chance to be acquainted with world culture, to use the potential of extensive resources of the global Internet in the activity, and also to work with information and communication technologies and multimedia tutorials. In article there is a speech about modern methods of teaching foreign languages a communicative technique.

Текст научной работы на тему «Современные методы преподавания иностранных языков. Коммуникативный метод»

Сведения об авторах:

Абдуллаева Лола Садуллаевна, Самадова Севара Ахатовна, преподаватели кафедры иностранных языков Бухарского государственного университета.

© Л . С. Абдуллаева, С. А. Самадова, 2014. © «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.

УДК 37.022

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.

КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД12 Л. С. Абдуллаева, С. А. Самадова, М. Махмурова. Б ухарский государственный университет (Бухара,, Узбекистан)

Резюме: В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями, и мультимедийными средствами обучения. В статье идет речь о современных методах преподавания иностранных языков - коммуникативной методике.

Ключевые слова: современная методика, коммуникативная методика, иностранный язык, коммуникативность, подход.

В рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество[1].

В современной методике так же, как и много лет назад, актуальной и нерешенной до сих пор остается проблема поиска и выбора наиболее эффективных и рациональных методов преподавания иностранных языков, соответствующих современным условиям обучения и отвечающих требованиям стандартов современного образования.

Знание истории методики преподавания иностранных языков поможет начинающему преподавателю свободнее ориентироваться в выборе методов и приемов обучения, рационально их сочетать в сво-

12 Статью рекомендует к публикации: Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент -Биляна Тодорова - к. филолог н., член редколлегии серии «Филологические науки» (Благоевград, Болгария).

ей работе, сознательно и творчески применять различные методы обучения.

Развитие в 60-70-ые годы 20 века смежных с методикой наук -лингвистики, психологии, общей дидактики, возникновение психолингвистики, социальной психологии, теории деятельности вызвали к жизни коммуникативный, деятельностный, личностно-ориентированный метод, который обычно называют коммуникативным подходом или коммуникативным методом. В центре внимания данного метода находится формирование коммуникативной компетенции, создание коммуникативной мотивированности учебного процесса, учет личностных особенностей учащегося. Разработкой коммуникативной методики занимались Леонтьев А. А., Шубин Э. П., Китайгородская Г. А., Пассов Е. И. и другие ученые.

Специфической особенностью коммуникативного метода является попытка приблизить процесс обучения по его характеру к процессу реальной коммуникации. Это обстоятельство обусловливает коммуникативно-мотивированное поведение преподавателя и обучающихся во время занятий, а также предметность процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе речевых интенций, тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности учащихся. Основными методическими принципами коммуникативного метода обучения являются: речевая направленность, учет индивидуальных особенностей и интересов учащегося, функциональность, ситуативность, новизна.

Коммуникативный метод ориентирован на владение языком как системой практического взаимодействия ряда компетенций, в том числе языковой, речевой, коммуникативной, социокультурной, ком-пенсациионной и учебной. Владение языком как специальностью включает также лингвистическую, металингвистическую и интеркультурную компетенции. Каждой компетенции соответствует группа умений, хотя в реальности все сформированные умения носят преимущественно интегрированный характер. Соответственно целям обучения умения группируются следующим образом:

1) умения владения аспектами изучаемого языка (фонетикой, грамматикой, лексикой);

2) умения владения видами речевой деятельности - говорением, аудированием, чтением, письмом;

3) умения реализации в обучении основных функций языка (коммуникативной, экспрессивной и когнитивной);

4) коммуникативные, перцептивные и интерактивные умения пользования языком в разных сферах общения;

5) умения реализации основных функциональных аспектов общения (коммуникативного, перцептивного, интерактивного);

6) рефлексивные умения, включая умения самооценки, самоконтроля и самокоррекции;

7) учебные умения, в том числе умения исследовательского и методического характера.

Названные группы умений характеризуют полное и всестороннее практическое владение иностранным языком [3, ^ 4-5].

Коммуникативный системно-деятельностный подход предусматривает следующие содержательные этапы-компоненты обучения:

1) языковая подготовка;

2) специализированная речевая подготовка;

3) коммуникативно-функциональная подготовка в ситуациях пользования изучаемым иностранным языком;

4) практика использования иностранного языка в коммуникативной, экспрессивной и когнитивной функциях.

Все обучение иностранному языку и рамках данного подхода выстраивается в последовательности семи блоков:

1) введение иноязычного речевого материала;

2) формирование навыков владения им;

3) активизация использования усвоенного материала в речевой деятельности в ходе формирования соответствующих собственно речевых и коммуникативных умений;

4) формирование первичного опыта владения изучаемым иностранным языком в процессе практики иноязычной речевой деятельности и общения;

5) самооценка и тестирование владения иностранным языком;

6) коррекция обучения и самокоррекция овладения иностранным языком;

7) формирование основ и зоны ближайшего развития для дальнейшего овладения им.

Во всех названных блоках используется общая система упражнений и методических приемов, дифференцируемая на функциональные комплексы в соответствии с конкретными группами умений. Каждой форме обучения и этапу овладения иностранным языком соответствует определенный перечень речевых, коммуникативных и межкультурных умений [3, ^ 6].

Коммуникативный метод в качестве конечной цели обучения предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и компенсаторной компетенций.

Главным для коммуникативно-ориентированного метода является обучение через учебную коммуникативную деятельность, приближенную к реальной, учет индивидуальных особенностей учащихся, создание реальных ситуаций общения путем постановки речемысли-тельных задач. Методическое обеспечение живого иноязычного общения на уроках стало предметом большой исследовательской работы, которая продолжается и сегодня.

Литература:

1. Постановление Президента республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков" (Газета «Народное слово», 11.12.2012 г., № 240 (5630))

2. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 352 с.

3. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А. Леонтьев. - М.: Русский язык, 1991. - 338 с.

Abdulheva L. S, Samadova S. A, Mahmurova M. Sovremennye metody prepodvamja inostrrnnyh jazykov. Kommunikativnyj metod/ L S. AdduHaeva, S. A. Samadova, M. Mahmurova //Nauka. Mysl'. - 2014. - № 6.

Abstract. The role (the place) of foreign languages more and more increases in modern society. The knowledge of a foreign language gives to youth the chance to be acquainted with world culture, to use the potential of extensive resources of the global Internet in the activity, and also to work with information and communication technologies and multimedia tutorials. In article there is a speech about modern methods of teaching foreign languages - a communicative technique.

Keywords: modern technique, communicative technique, foreign

language, communicativeness, approach.

— • —

Сведения об авторах

Лола Садуллаевна Абдуллаева, Севара Ахатовна Самадова, Мавжуда Махмурова - п реподаватели кафедры иностранных языков Бухарского государственного университета (Бухара, Узбекистан).

© Л. С. Абдуллаева, С. А. Самадова, М. Махмурова, 2014.

© «Наука. Мысль : электронный периодический журнал», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.