Научная статья на тему 'Современные методы диагностики запаса устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих'

Современные методы диагностики запаса устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / SOCIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES / SUSTAINABILITY / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лялюк Александр Викторович, Прозорова Наталья Геннадьевна

Применение современных математических методов дает возможность объективной диагностики всех аспектов компетенций и личностно-профессиональных качеств, в том числе их устойчивости. Обсуждаются этапы создания метода, приведены примеры применения методики интерпретации первичной информации с помощью статистического метода «каменистой осыпи» Кеттела, методов математического анализа и высшей алгебры: математической теории пределов и теории граф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лялюк Александр Викторович, Прозорова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the use of modern mathematical methods which makes it possible to objectively diagnose all aspects of competencies and personal professional qualities, including their sustainability. The authors discuss the stages of method creation; give examples of applying the method of interpreting primary information using Cattell's scree method, methods of mathematical analysis and higher algebra namely the mathematical theory of limits and graph theory.

Текст научной работы на тему «Современные методы диагностики запаса устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих»

педагогические науки

Список литературы

1. Горчинская A.A. Система активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе и методика ее реализации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009.

2. Грохольская О.Г. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе // Педагогика. 1998. № 7. С. 35-40.

3. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. М.: Изд-во «Юрайт», 2015.

4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономика: для детей младшего и среднего возраста. М.: Триада, 1992.

5. Перминова Л.Н. Логико-дидактический подход к обучению // Педагогика. 2014. № 1. С. 1826.

6. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / под ред. В.К. Розова. М.: Просвещение, 1988.

7. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика.

2-й класс: Тетрадь творческих заданий. М.: Вита-Пресс, 2009.

8. Сасова И.А., Фирсова М.М. Экономика.

3-й класс: Тетрадь творческих заданий. М.: Вита-Пресс, 2010.

9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь /

под ред. О.А. Щегловой. М., 2017.

* * *

1. Gorchinskaya A.A. Sistema aktivizacii eko-nomicheskogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov na syuzhetno-situativnoj osnove i metodika ee rea-lizacii. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2009.

2. Grohol'skaya O.G. Problemy i perspektivy ekonomicheskogo obrazovaniya v rossijskoj shkole // Pedagogika. 1998. № 7. S. 35-40.

3. Zemlyanskaya E.N. Teoriya i metodika vos-pitaniya mladshih shkol'nikov. M.: Izd-vo «Yurajt», 2015.

4. Lipsic I.V. Udivitel'nye priklyucheniya v strane ekonomika: dlya detej mladshego i srednego vozrasta. M.: Triada, 1992.

5. Perminova L.N. Logiko-didakticheskij podhod k obucheniyu // Pedagogika. 2014. № 1. S. 18-26.

6. Sasova I.A., Amend A.F. Ekonomicheskoe vospitanie shkol'nikov v processe trudovoj podgotov-ki / pod red. V.K. Rozova. M.: Prosveshchenie, 1988.

7. Sasova I.A., Zemlyanskaya E.N. Ekonomika. 2-j klass: Tetrad' tvorcheskih zadanij. M.: Vita-Press, 2009.

8. Sasova I.A., Firsova M.M. Ekonomika. 3-j klass: Tetrad' tvorcheskih zadanij. M.: Vita-Press, 2010.

9. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' / pod red. O.A. Shcheglovoj. M., 2017.

О Лялюк А.В., Прозорова Н.Г., 2019

Formation of economic literacy in younger schoolchildren through classes based on the case study

The article considers the concept of economic literacy of younger schoolchildren. The authors show that economic literacy is a prerequisite for human vital activity in modern society, its foundations being already laid in elementary school. It is proposed to carry out the formation of the essential basis for economic intelligence through lessons based on case study. The characteristics of the activities based on case study are presented; its stages are illustrated by examples.

Key words: fundamentals of economic literacy, training of younger schoolchildren, classes based on case study

(Статья поступила в редакцию 27.03.2019)

А.в. лялюк, н.Г. прозорова

(краснодар)

современные методы диагностики запаса устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих

Применение современных математических методов дает возможность объективной диагностики всех аспектов компетенций и личностно-профессиональных качеств, в том числе их устойчивости. Обсуждаются этапы создания метода, приведены примеры применения методики интерпретации первичной информации с помощью статистического метода «каменистой осыпи» Кеттела, методов математического анализа и высшей алгебры: математической теории пределов и теории граф.

Ключевые слова: социально-профессиональная компетентность, личностно-профессиональ-ные качества, устойчивость, диагностика.

введение. В настоящее время компетенции и личностно-профессиональные качества - важнейшие факторы конкурентоспособности индивида [1; 8]. Компетенции и лич-

известия вгпу

ностно-профессиональные качества - подсистемы социально-профессиональной компетентности, изоморфные ей: как и социально-профессиональная компетентность в целом. Они включают в себя операционный, моти-вационно-ценностный и поведенческий компоненты (соответственно, систему знаний и умений, мотивы и ценностное отношение к определенным видам деятельности, а также личный опыт в них). Ведущим компонентом всегда является поведенческий (творческо-деятельностный), поскольку именно он придает смысл знаниям и умениям; соответственно, мотивы - движущая сила применения операционного компонента, а также его развития

[4; 12].

Социально-профессиональная компетентность как сложная система не сводится к сумме компетенций и личностно-профессиональных качеств. Соответственно, не сводится к формированию отдельных компетенций (личностно-профессиональных качеств) и личностно-про-фессиональное развитие индивида [4; 10]. Это обусловлено как минимум связями между компетенциями (тем более между их становлением). Связи между компетенциями заключаются не только в том, что знания и умения, соответствующие одним компетенциям, - основа для формирования операционного компонента других подсистем социально-профессиональной компетентности. Не менее важен следующий аспект: для решения одних и тех же задач (жизненных, профессиональных, учебных, творческих и др.) требуется совместное применение нескольких компетенций (как знаний и умений, так и соответствующего опыта). например, для компьютерного моделирования физических явлений требуется проявление как естественнонаучной, так и информационной компетентности [1; 10]. Или, например, для выполнения учебно-исследовательской, научно-практической или научно-исследовательской работы необходимо проявление не только исследовательской компетентности (готовности к исследовательской деятельности), но и компетенций, соответствующих содержанию и сущности выполняемой работы [3; 5; 15].

В настоящее время развиты методы количественной диагностики сформированности компетенций, личностно-профессиональных качеств и социальной компетентности, а также конкурентоспособности индивида; данные методы учитывают не только связи между операционным, мотивационно-ценностным и пове-

денческим компонентами компетенций, но также связи между самими компетенциями, обеспечивающими целостность социально-профессиональной компетентности и процесса ее становления [7; 12]. В настоящее время современные специалисты предлагают показатель связи между операционным и поведенческим компонентами, вычисляемый на основе статистического метода «каменистой осыпи»: индекс взаимосвязи указанных компонентов равен Ъ, если не менее чем Ъ элементов системы знаний и умений применены не менее чем Ъ раз каждый [10].

Сформированность компетенций - один из основных факторов мониторинга качества образования [2; 9; 13]. Составляющие компетенций и личностно-профессиональных качеств имеют тенденции к угасанию. Возникает проблема обеспечения устойчивости компетенций, личностно-профессиональных качеств и социально-профессиональной компетентности в целом. Из общей теории систем и системного анализа известно, что устойчивость - способность системы возвращаться в исходное состояние после возмущающего воздействия. Кроме того, общая теория управления (составляющая общей теории систем) оперирует таким понятием, как «запас устойчивости системы» (разница между фактическим значением характеристического параметра системы и граничным, при котором система еще устойчива).

Следует заметить, что актуальность проблемы обеспечения устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих детерминирована следующими обстоятельствами. Во-первых, проявление компетенций в жизнедеятельности (в том числе в профессиональной деятельности и непрерывном послевузовском образовании) возможно лишь в том случае, если они устойчиво сформированы [11]. Во-вторых, в условиях экспоненциального роста объема информации в современном обществе существующие знания и умения быстро устаревают [6]. Период полураспада компетентности - интервал времени, при котором степень соответствия индивида (точнее, его компетенций) требованиям общества уменьшается в два раза при неизменном уровне его знаний и умений. В-третьих, окружающая социальная среда - потенциальный источник негативных влияний (воздействий) на личность. Так, человек даже с высоким уровнем физической культуры рискует стать личностью с зависимым поведением (на-

пример, с такой аддикцией, как алкоголизм), если у него неадекватное социальное окружение (например, коллеги или друзья с аддикция-ми). Очевидно, что если система знаний и умений будет ослабевать, то за указанный интервал степень соответствия индивида требованиям общества уменьшится не в два раза, а значительно больше. Из проблемы обеспечения устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих неизбежно следует такая метрологическая задача, как диагностика их устойчивости.

В настоящее время в должной мере разработаны методы для диагностики сформиро-ванности компетенций, но очень слабо - методы для диагностики их устойчивости, хотя устойчивость - не менее важный аспект компетенций (личностно-профессиональных качеств) и социально-профессиональной компетентности в целом, чем сформированность. Возникает вопрос: каким образом диагностировать устойчивость сформированности компетенций, личностно-профессиональных качеств и социально-профессиональной компетентности в целом?

цель исследования - разработка метода для диагностики запаса устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих.

результаты исследования. С точки зрения авторов статьи, для диагностики устойчивости отдельной компетенции (личностно-профессионального качества) необходимо оценить степень ее сформированности; согласно современным воззрениям, степень сформи-рованности компетенции - отношение фактического уровня ее сформированности к должному). В таком случае относительный запас устойчивости компетенции / = ^ -1 (здесь F - степень сформированности компетенции). Безусловно, относительный запас устойчивости может быть отрицательным, если компетенция сформирована не полностью (в таком случае имеет место фактор риска недостаточной образованности). Соответственно, индекс устойчивости социально-профессиональной компетентности индивида как совокупности компетенций равен D, если запас устойчивости не менее чем D процентов компетенций составляет не менее чем з{р) каждой (запас устойчивости компетенций должен быть выражен в процентах).

Может возникнуть вопрос: почему для оценки запаса устойчивости компетенций принимаем степень ее сформированности, а не

'кие науки -

уровень развития? Дело в том, что, во-первых, каждая компетенция характеризуется спецификой (могут быть различны единицы измерения), во-вторых, для различных компетенций различны нормы уровня сформированности. например, уровень сформированности операционного компонента иноязычной компетенции - объем словарного запаса индивида, степень взаимосвязи операционного и поведенческого компонентов - индекс охвата словарного запаса деятельностью, связанной с переводом на иностранный язык или наоборот. Или, например, сформированность операционного компонента физической культуры личности оценивают на основе тестов (классические примеры: «Еврофит», комплекс ГТО и т. д.). В то же время относительные (безразмерные) величины позволяют сопоставить сформирован-ности различных компетенций.

Возникает и другой вопрос: каков вид функции 8{р)? С точки зрения авторов настоящей статьи, д(ф) = 10 + D. Данную формулу авторы объясняют тем, что десять процентов - в пределах погрешности измерения компетенций (измерение невозможно без погрешностей!). Более простой вид формулы: 8{р) = Р.

приведем пример. пусть у индивида должны быть сформированы 25 компетенций, и степень сформированности каждой (в процентах) составляет 89, 34, 240, 128, 93, 115, 320, 163, 72, 134, 85, 210, 123, 142, 134, 148, 79, 131, 75, 114, 119, 205, 157, 92, 124. Запасы устойчивости соответственно: -11, -66, 140, 28, -7, 15, 220, 63, -28, 34, -15, 110, 23, 42, 34, 48, -21, 31, -25, 14, 19, 105, 57, -8, 24. Сортируем по убыванию (обязательное действие при реализации статистического метода «каменистой осыпи» Каттела (СайеИ, 1966)): 220, 140, 110, 105, 63, 57, 48, 42, 34, 34, 31, 28, 24, 23, 19, 15, 14, -7, -8, -11, -15, -21, -25, -28, -66. Если применить простейшую формулу, то индекс устойчивости социально-профессиональной компетентности равен 32, т. к. у девятой компетенции (36% от общего числа) запас устойчивости составляет лишь 34%.

предложенный метод расчета ориентирует на то, чтобы каждая компетенция имела запас устойчивости. Значительно хуже ситуация, когда, например, одна компетенция имеет многократный запас устойчивости, другие - минимальный (или вообще не полностью сформированы). Очевидно, что индекс устойчивости социально-профессиональной компетентности должен быть целевым ориентиром

известия вгпу

системы профессиональной подготовки, а степень устойчивости компетенции зависит от качества преподавания учебных дисциплин (и иных мероприятий), направленных на ее формирование.

Достаточно интересной является задача прогнозирования вероятности того, что компетенция начнет угасать. Если не учитывать взаимосвязь анализируемой компетенции с иными, то вероятность того, что степень сформи-рованности компетенции не станет ниже, чем

1,0 (100%), составит р = е"' = , где

р Т^ГГ е+1

е - экспонента (основание натуральных логарифмов). Это логистическая функция, в соответствии с которой если степень сформиро-ванности компетенции равна 1,0, то вероятность того, что она останется прежней (компетенция не будет ни деградировать, ни развиваться), составляет 50%. Например, если запас прочности компетенции равен 1,5 (степень сформированности равна 2,5), то вероятность того, что степень ее сформированности не станет ниже чем 1,0, равна 71,4%.

Степень устойчивости социально-профессиональной компетентности можно вычислить

N

по простейшей формуле: ф = £/1, где N -

„г ¡=1 „

число компетенций, I. - запас устойчивости 1-й компетенции (если запас устойчивости отрицательный, то его принимают равным нулю). Однако более адекватной была бы модель расчета, основанная на математической теории пределов:

п'"" п"""

ф = п + 0,8 ■ п' + 0,7 ■ п'" + 0,5 ■ п"" + £ 0,4; + £ 0,2 ;

J=1 J=1

ДТ / , 1 , /// , //// , /////, ////// , ///////

N = п + п + п + п + п + п + п

где п/, п//, п///, п////, п/////, п////// и п/////// - число компетенций, у которых запас устойчивости соответственно высший, очень высокий, высокий, выше среднего, средний, низкий и нулевой. данная формула ограничивает роль компетенций с небольшим запасом устойчивости. Рекомендуемые градации запаса прочности: свыше 2,0 - высший, от 1,5 до 2,0 - очень высокий, от 1 до 1,5 - высокий, от 0,5 до 1,0 - выше среднего, от 0,25 до 0,5 - средний и менее 0,25 -низкий.

По мнению авторов, запас устойчивости компетенции а = / + £[1 + Ц- Е]}|, где

т - число компетенций, с которыми она связана, I - степень запаса ее устойчивости, L1 - сила связи с 1-й компетенцией, F1 - степень сформи-

рованности i-й компетенции, с которой связана анализируемая; ¿{h [1 + ц ■ F ]} = h [l + Ц ■ F ], если h [l+ц-f]> o; ¿{h [l+ц-f]} = о, если h [l + ц ■ F ] ^ 0. Напомним, что имеет смысл связь анализируемой компетенции только с компетенциями, сформированными на должном уровне. Запас устойчивости социально-профессиональной компетентности - сумма запасов устойчивости компетенций. Рекомендуемые градации силы связей между компетенциями: 1 - сильнейшая связь, 0,8 - очень сильная, 0,6 - сильная, 0,4 - средняя, 0,2 -слабая.

Когнитивной моделью устойчивости компетенций и социально-профессиональной компетентности можно считать ориентированный граф, в котором вершины - компетенции, линии - связи между ними.

Заключение. Перспективы дальнейших исследований авторы видят, во-первых, в проектировании универсальных научно обоснованных технологий профессиональной подготовки, ориентированных на обеспечение запаса устойчивости социально-профессиональной компетентности и ее составляющих (компетенций и личностно-профессиональных качеств); во-вторых, в создании информационно-вероятностных моделей разрушения компетенций (личностно-профессиональных качеств) в результате воздействий окружающей социальной среды.

Список литературы

1. Анисимов А.Л. Концептуальные модели механизма комплексного управления подготовкой специалистов // Управленец. 2016. №4 (62). С. 4852.

2. Воронина Л.В. Концепция формирования математической культуры у бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 138-143.

3. Зеер Э.Ф. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Казан. пед. журн. 2014. № 2(103). С. 9-22.

4. Изотова Л.Е., Романов Д.А. Модели факторов риска недостаточной образованности // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №4 (110). С. 56-59.

5. Макарова О.А., Ковардакова М.А. Ситуационный подход как конкретизация личностно-ориентированной парадигмы профессионального образования // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 6-2. С. 128137.

педагогические науки

6. Музяков С.И. Информационная среда и условия экспоненциального роста объема знаний в современном обществе // Власть. 2012. № 4. С. 4246.

7. Прозорова Н.Г. Компетентностный подход в образовании // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 77.

8. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 32-39.

9. Усольцев А.П. Противоречия современной образовательной системы с позиций синергети-ческой теории // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: Естественные и точные науки. 2004. № 6. С. 160163.

10. Черных А.И., Шапошникова Т.Л., Хоро-шун К.В., Романов Д.А. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования. Краснодар: КубГТУ, 2016.

11. Ясько Б.А., Казарин Б.В. Формирование управленческих компетенций врача в системе послевузовского образования // Вопр. психологии. 2015. № 2. С. 67-77.

12. Bertolini A.L., Macke J. and Wolf P. Collective Competence and Systemic Thinking: An Inter-organizational Context // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7. No 5. P. 105-113.

13. Jonck P., Swanepoel M. Quality of Postgraduate Research Supervision and Training: A Mixed-Method Student Perspective // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7. No 2. P. 259-270.

14. Lukyanova M.I., Donina O.I., Aryabkina I.V., Kovardakova M.I. Main tendencies and forming factors ofthe teacher's professional readiness in the context of the person-centred educational paradigm // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018. Т. 10. № 6S. P. 1582-1592. DOI: http://dx.doi.org/10.4314/ jfas.v10i6s.130.

15. Seyedyousefi N., Fard S.M.H. and Tohidi F. The Role of Organizational Culture in Knowledge Management // Mediterranean Journal of Social

Sciences. 2016. Vol. 7. No 5. P. 412-418.

* * *

1. Anisimov A.L. Konceptual'nye modeli mekha-nizma kompleksnogo upravleniya podgotovkoj spe-cialistov // Upravlenec. 2016. №4 (62). S. 48-52.

2. Voronina L.V. Koncepciya formirovaniya ma-tematicheskoj kul'tury u bakalavrov po napravleniyu podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» // Pe-dagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. № 6. S. 138-143.

3. Zeer E.F. Problemy razvitiya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya // Kazan. ped. zhurn. 2014. № 2(103). S. 9-22.

4. Izotova L.E., Romanov D.A. Modeli faktorov riska nedostatochnoj obrazovannosti // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. 2014. №4 (110). S. 56-59.

5. Makarova O.A., Kovardakova M.A. Situa-cionnyj podhod kak kon-kretizaciya lichnostno-ori-entirovannoj paradigmy professional'nogo obrazo-vaniya // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017. T. 8. № 6-2. S. 128-137.

6. Muzyakov S.I. Informacionnaya sreda i uslo-viya eksponencial'nogo rosta ob»ema znanij v sovre-mennom obshchestve // Vlast'. 2012. № 4. S. 42-46.

7. Prozorova N.G. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2013. № 5. S. 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Symanyuk E.E., Pecherkina A.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya profes-sional'noj kompetentnosti pedagoga // Pedagogiche-skoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 3. S. 32-39.

9. Usol'cev A.P. Protivorechiya sovremennoj obrazovatel'noj sistemy s pozicij sinergeticheskoj teo-rii // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. Ser.: Estestvennye i tochnye nauki. 2004. № 6. S. 160-163.

10. Chernyh A.I., SHaposhnikova T.L., Horo-shun K.V., Romanov D.A. Monitoring kachestva i effektivnosti nepreryvnogo professional'nogo obrazo-vaniya. Krasnodar: KubGTU, 2016.

11. Yas'ko B.A., Kazarin B.V. Formirovanie upravlencheskih kompetencij vracha v sisteme posle-vuzovskogo obrazovaniya // Vopr. psihologii. 2015. № 2. S. 67-77.

Modern methods of diagnostics of the the sustainability of socio-professional competence and its components

The article is focused on the use of modern mathematical methods which makes it possible to objectively diagnose all aspects of competencies and personal professional qualities, including their sustainability. The authors discuss the stages of method creation; give examples of applying the method of interpreting primary information using Cattell's scree method, methods of mathematical analysis and higher algebra namely the mathematical theory of limits and graph theory.

Key words: social and professional competence, personal and professional qualities, sustainability, diagnostics.

(Статья поступила в редакцию 26.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.