Научная статья на тему 'Современные методы диагностики исследовательской компетентности студентов'

Современные методы диагностики исследовательской компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПОРТФОЛИО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Карасева (федюн) Анастасия Евгеньевна, Романова Марина Леонидовна, Хорошун Кристина Вячеславовна

Цель исследования создание модели диагностики исследовательской компетентности студентов. Важнейшие задачи настоящего исследования: создание модели объективной оценки мотивационно-ценностного и поведенческого компонента исследовательской компетентности студентов; экспериментальная апробация модели диагностики исследовательской компетентности студентов. Известно, что исследовательская компетентность студентов, наряду с важнейшими личностно-профессиональными качествами и ключевыми компетенциями, детерминирует инновационный потенциал будущего специалиста с высшим образованием, его конкурентоспособность на рынке труда. Авторами предложены критерии оценки мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов исследовательской компетентности студентов. Практическая значимость результатов исследования в том, что выделенные критерии составляющая критериально-диагностического аппарата психолого-педагогического мониторинга и основа для прогнозирования личностно-профессионального развития обучающегося. Показано, что в условиях информатизации профессионального образования диагностировать исследовательскую компетентность студентов возможно на основе ведения портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Карасева (федюн) Анастасия Евгеньевна, Романова Марина Леонидовна, Хорошун Кристина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern assessment methods of students investigative competence

The purpose of investigation is students investigate competence assessment model elaboration. The most important targets of this investigation: the students’ investigative competence behavior and motivation-value components objective evaluation model elaboration; the experimental approbation of the students’ investigative competence assessment models. It is known, that the students investigative competence, as other most important personally-professional abilities and key competencies, determine the innovative potential of the future specialist with higher education, his competitiveness in job market. The authors offered the evaluation criterions for the students’ investigative competence motivation-values and behavior components. The practical importance of the investigating results supposes the notion that the offered criterions are the components of the criterion-assessment component of the pedagogical-psychological monitoring and basic for students personally professional development forecasting. It is shown that in conditions of the vocational training computerization it is possible to monitor the students investigative competence based on the portfolio.

Текст научной работы на тему «Современные методы диагностики исследовательской компетентности студентов»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.07.2016

УДК 316.422

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-

математических наук, профессор, Анастасия Евгеньевна Карасева (Федюн), аспирант, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кристина Вячеславовна Хорошун, кандидат педагогических наук, ассистент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание модели диагностики исследовательской компетентности студентов. Важнейшие задачи настоящего исследования: создание модели объективной оценки мотивационно-ценностного и поведенческого компонента исследовательской компетентности студентов; экспериментальная апробация модели диагностики исследовательской компетентности студентов. Известно, что исследовательская компетентность студентов, наряду с важнейшими личностно-профессиональными качествами и ключевыми компетенциями, детерминирует инновационный потенциал будущего специалиста с высшим образованием, его конкурентоспособность на рынке труда. Авторами предложены критерии оценки мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов исследовательской компетентности студентов. Практическая значимость результатов исследования в том, что выделенные критерии - составляющая критериально-диагностического аппарата психолого-педагогического мониторинга и основа для прогнозирования личностно-профессионального развития обучающегося. Показано, что в условиях информатизации профессионального образования диагностировать исследовательскую компетентность студентов возможно на основе ведения портфолио.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, студент, поведенческий компонент, портфолио, информатизация, диагностика.

MODERN ASSESSMENT METHODS OF STUDENTS INVESTIGATIVE

COMPETENCE

Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical

and mathematical sciences, professor, Anastasia Eugenievna Karaseva (Fedyun), the post-graduate student, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Cristina Vyacheslsvovna Horoshun, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is students investigate competence assessment model elaboration. The most important targets of this investigation: the students' investigative competence behavior and motivation-value components objective evaluation model elaboration; the experimental approbation of the students' investigative competence assessment models. It is known, that the students investigative competence, as other most important personally-professional abilities and key competencies, determine the innovative potential of the future specialist with higher education, his competitiveness in job market. The authors offered the evaluation criterions for the students' investigative competence motivation-values and behavior components. The practical importance of the investigating results supposes the notion that the offered criterions are the components of the criterion-assessment component of the pedagogical-

psychological monitoring and basic for students personally professional development forecasting. It is shown that in conditions of the vocational training computerization it is possible to monitor the students investigative competence based on the portfolio.

Keywords: investigate competence, student, behavior component, portfolio, computerization, and assessment.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очевидно, что формирование исследовательской компетентности студентов - социальный заказ системе профессионального образования [1-4]. Однако слабо изучена взаимосвязь между готовностью к исследовательской деятельности и инновационным потенциалом индивида; слабо разработаны модели диагностики исследовательской компетентности в целом, оценки ее мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов в частности, хотя современные информационные технологии создают широкие возможности для этого. Данные обстоятельства препятствуют созданию научно обоснованных образовательных технологий, направленных на синхронное становление исследовательской компетентности и иных компетенций студентов. Проблема исследования - вопрос, каким образом объективно диагностировать исследовательскую компетентность студентов? Цель исследования - создание модели диагностики исследовательской компетентности студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Достижение цели было связано с применением следующих методов исследования: анализ научно-методической литературы, нормативных документов и передового педагогического опыта, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квали-метрии, педагогический эксперимент и методы математической статистики. Важнейшую роль в настоящем исследовании играли методы квалиметрии: благодаря их применению были выделены (на основе современных модельных представлений об исследовательской компетентности и ее компонентах) критерии оценки её мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов. Педагогический эксперимент в сочетании с методами математической статистики были необходимы для оценки значимости предложенных критериев оценки поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов исследовательской компетентности.

В рамках исследования авторы считали, что сформированность поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов исследовательской компетентности - латентные переменные, отражаемые набором частных показателей (индикаторных переменных). Оценка латентной переменной производилась по общеизвестной логарифмической шкале логитов (шкалы интервалов). Значимость предложенных показателей для диагностики поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов готовности к исследовательской деятельности оценивали в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами (n=1174) Кубанского государственного технологического университета (набор 2009, 2010 и 2011 гг.) и Краснодарского архитектурно-строительного техникума (набора 2011, 2012 гг.). Вычислялся коэффициент корреляции каждой индикаторной переменной с латентной. Индикаторную переменную относили к числу критических (принципиально важных), если коэффициент корреляции был не менее 0.7, иначе - к числу важных. Этапы формирования исследовательской компетентности студентов совпадали с этапами, представленными в работе [4], т.е. пропедевтический, стимулирующий и развивающий.

Ранее авторами статьи совместно с коллегами были выделены критерии оценки мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов исследовательской компетентности [1-4]. Кратко представим индикаторные переменные для диагностики поведенческого компонента исследовательской компетентности. Параметр П1 - результативность исследовательской деятельности, П2 - системность исследовательской деятельности (оценивают на основе анализа портфолио как имплицитно-апикальной структуры

[2]). Параметр П3 - продуктивность получения материализованных результатов исследовательской деятельности (оценивают также на основе анализа портфолио [2]), П4 - продуктивность использования методов научных исследований в исследовательской деятельности; П5 - разнообразие использования исследовательских методов обучающимся: коэффициент разнообразия равен Я, если обучающимся при получении не менее чем Я результатов исследовательской деятельности было применено не менее чем Я методов (вычисляют в соответствии со статистическим методом каменистой осыпи). Аналогично вычисляют параметры П6 и П7 - продуктивность и разнообразие использование средств исследовательской деятельности (например, компьютерных программ, измерительной аппаратуры и т.д.). Параметр П8 - богатство научно-прикладной и нормативно-документальной базы, которую использовал обучающийся для выполнения исследовательских работ - общее число источников литературы (статей, учебников, монографий и т.д.), объектов интеллектуальной собственности, нормативно-правовых документов и т.д. Параметр П9 - доля элементов арсенала знаний и умений, не связанных с исследовательской компетентностью, которые студент применил при выполнении исследовательских работ (данный параметр отражает взаимосвязь исследовательской компетентности студента с иными компетенциями и личностно-профессиональными качествами). Параметр П10 - объем сверхнормативных знаний и умений (т.е. не предусмотренных образовательной программой), которые приобрел студент благодаря исследовательской деятельности: в современных условиях важен не только правильный выбор жизненно-профессионального пути, но и устранение "пробелов" в профессиональной подготовленности, препятствующих его реализации.

Индикаторные переменные для диагностики мотивационно-ценностного компонента следующие. Пусть Я - рейтинг студента в исследовательской деятельности за избранный период времени (его можно упрощенно считать равным переменной П1), тогда

Я

коэффициент накопления опыта КР= ——, где Ядв и Ксс - соответственно рейтинг сту-

Я

СБ

дента в исследовательской деятельности за первые два года подготовки и последние два года подготовки. Этот параметр можно считать первым критерием мотивационно-ценностного компонента исследовательской компетентности Мь т.к. при наличии определенной образовательной базы, дальнейший темп накопления опыта во многом зависит именно от мотивации и ценностного отношения к определенном виду деятельности [1,

4]. Параметр M2=Z// / Z/, где и - соответственно уровень операционного компонента исследовательской компетентности на завершающем этапе профессиональной подготовки и начальном (послед первого года обучения). Первые два показателя позволяют косвенно определить уровень мотивационно-ценностного компонента исследовательской

1 Мсозн Ыпраг Мкрит

компетентности. Параметр М3 = — (£ Всозн +0,5х £ В|1раг +0,25 х £ В^).

В 1=1 1=1 1=1

Здесь: В - балл (по некой выбранной линейной шкале, например, стобалльной), отражающий силу 1-го мотива, Мсозн, Мконф, Мпраг и Мкрит - соответственно число сознательных (высших), прагматических и критических к исследовательской деятельности.

Для автоматизации мониторинга исследовательской и творческой деятельности студентов была создана программа "РОКТРОЫО" (совместно с опытным программистом и специалистом в области информатизации образования Романовым Д. А.), позволяющая обучающемуся создавать и модифицировать электронное портфолио. Разработанная информационная система (компьютерная программа) включает шесть блоков: блок-менеджер, блок создания информации о студентах, блок фиксации информации о результатах деятельности, блок анализа информации о результатах деятельности, блок создания информации о компетенциях и блок создания информации о взаимосвязи элементов

портфолио. Блок-менеджер предназначен для общей координации работы программного продукта. Благодаря блоку создания информации о взаимосвязи между элементами портфолио возможно формировать ориентированный граф - когнитивную модель (отражение) результатов учебно-профессиональной и исследовательской деятельности студента в их взаимосвязи [2]. Блок анализа результатов учебно-творческой и исследовательской деятельности студента и позволяет рассчитывать предложенные авторами параметры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе обработки результатов опытно-экспериментальной работы были определены коэффициенты корреляции индикаторных переменных с латентной, как для поведенческого компонента исследовательской компетентности студентов (таблица 1), так и мо-тивационно-ценностного (таблица 2).

Таблица 1

Корреляционная взаимосвязь индикаторных переменных с оцениваемой величиной

для поведенческого компонента

Переменная г Переменная г

***П1 0.89 *Пб 0.55

•П2 0.54 •П7 0.57

"Пз 0.67 П8 0.87

П4 0.77 П9 0.64

"П5 0.67 '"Пю 0.92

Обозначения: г - коэффициент корреляции, ***, ** и * - соответственно связь очень сильная, сильная и средняя.

Таблица 2

Корреляционная взаимосвязь индикаторных переменных с оцениваемой величиной _для мотивационно-ценностного компонента_

Переменная г

***М1 0.84

*М2 0.62

М3 0.87

Обозначения: г - коэффициент корреляции, ***, ** и ' - соответственно связь очень сильная, сильная и средняя.

Как следует из таблиц, важнейшими индикаторами поведенческого компонента исследовательской компетентности являются П1, П4, П8, П10; остальные переменные можно отнести к числу значимых (важных). Для оценки мотивационно-ценностного компонента критическими являются переменные М1 и М3; недостаточно высокий коэффициент корреляции второго индикатора с латентной переменной обусловлен тем, что большинство методов исследований студенты могут освоить в течение первых двух лет обучения, а именно - при освоении фундаментальных дисциплин, например, физики и математики [3]. Анализ фактических данных позволил выявить взаимосвязь между мотиваци-онно-ценностным и поведенческим компонентами исследовательской компетентности студентов (таблица 3).

Таблица 3

Взаимосвязь между мотивационно-ценностным и поведенческим компонентами

исследовательской компетентности студентов

Уровень поведенческого компонента Уровень мотивационно-ценностного компонента

Очень низкий Низкий Средний Высокий

Очень низкий 59 44,5 2 0

Низкий 41 50,5 29 11

Средний 0 5 61 46,5

Высокий 0 0 8 42,5

Итого: 100% (п1=173) 100% (п2=268) 100% (п3=406) 100% (п4=327)

Пересечение строки и столбца в таблице 3 означает, какая доля (в %) обследуемых с фиксированным уровнем мотивационно-ценностного компонента исследовательской компетентности имеет тот или иной уровень поведенческого компонента. Например, из всех студентов с высоким уровнем мотивационно-ценностного компонента (таких всего 327) около 42,5% обладают высоким уровнем поведенческого компонента, 46,5% - средним и 11% - низким (высокомотивированные к исследовательской деятельности студенты с очень низким уровнем поведенческого компонента отсутствуют). Как видно, при очень низком уровне мотивации к исследовательской деятельности не может быть высокого или среднего уровня поведенческого компонента исследовательской компетентности (точно так же, при низком уровне мотивации не может быть высокого уровня поведенческого компонента, при высоком уровне мотивации - очень низкого уровня поведенческого компонента). Наличие небольшого числа студентов с очень низким уровнем поведенческого компонента при среднем уровне мотивации и с низким уровнем поведенческого компонента при высоком уровне мотивации объясняется недостаточным уровнем когнитивного и операционного компонентов исследовательской компетентности (к ним относят умения планировать исследования, ставить исследовательские задачи, применять методы исследований и т.д.). Точно так же, наличие небольшого числа студентов с высоким уровнем поведенческого компонента при среднем уровне мотивации обусловлена должным уровнем когнитивного и операционного компонентов, а также интенсивного педагогического сопровождения исследовательской деятельности этих студентов.

Заключение. Информатизация образования создаёт благоприятные предпосылки для решения многих актуальных задач, в том числе диагностики исследовательской компетентности студентов. Перспективы работы - создание информационно-вероятностных моделей становления исследовательской компетентности студентов, а также изучение возможностей генетических и роевых алгоритмов для моделирования и диагностики преемственности в исследовательской деятельности студентов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Математические модели формирования личностно-профессиональных качеств студентов / Д.А. Романов, А.А. Ковтун, Е.С. Киселёва, Л.Н. Караванская // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. - № 3. - С. 106-120.

2. Романов, Д.А. Портфолио как метод управления личностно-профессиональным развитием студента инженерного вуза / Д.А. Романов // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 1. - С. 23-34.

3. Рыкова, Е.В. Автоматизация учебного лабораторного эксперимента как фактор формирования у студентов готовности к исследовательской деятельности / Е.В. Рыкова, Е.С. Киселёва, Д.А. Романов // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 1. - С. 67-82.

4. Шапошникова, Т. Л. Формирование готовности студентов к исследовательской деятельности / Т. Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Е. Карасева (Федюн) // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 9. - С. 3-10.

REFERENCES

1. Romanov, D.A., Kovtun, A.A., Kiseleva, E.S. and Karavanskaya, L.N. (2014), "Mathematical models of students personally-professional abilities formation", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudar-stvennogo technologicheskogo universiteta, No 3, pp. 106-120.

2. Romanov, D.A. (2015), "Portfolio as a method of control of students personally-professional development", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 1, pp. 23-34.

3. Ryikova, E.V., Kiseleva, E.S. and Romanov, D.A. (2015), "Computerization of study laboratory experiment as factor of formation of preparedness to investigate activity in students", Nauchnyie

trudyi Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 1, pp. 67-82.

4. Shaposhnikova, T.L., Romanova, M.L. and Karaseva (Fedyun), A.E. (2015), "Formation of preparedness to investigate activity in students", Sredneeprofessionalnoe obrazovanie, No 9, pp. 3-10. Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.07.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.