ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
DOI: 10.15293/1813-4718.1805.02 УДК 37.0+373
Беляев Геннадий Юрьевич
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, [email protected], Москва
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ, АКТИВНО ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ «МОРАЛьНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»1
Аннотация. Статья содержит развернутый содержательный перечень современных зарубежных методик воспитания, отвечающих задачам подготовки студентов педагогических вузов к воспитательной деятельности в различных образовательных организациях. Моральное образование или моральное воспитание, moral education - термин, достаточно прочно укорененный в теории и практике зарубежного образования. В мировой практике образование как общественное явление традиционно включает в себя такие компоненты культуры, как наука, религия, искусство, технология. В перечень этих компонентов культуры включается и мораль, причем субъектами морального воспитания в разном акцентировании выступают и семья, и государство, и общество. В ряде стран функции морального воспитания практически полностью передаются семье и этот социальный институт, его роль в воспитании определяются как приоритетные в моральном образовании (например, Дания). В других странах субъектами морального воспитания активно выступают не только общественные организации, но и государственные структуры (например, в традициях Германии, Франции, Японии). В третьей группе стран приоритетность морального образования отводится как бы в равной мере обществу и государству, но в большей мере на уровнях федерального, местного, регионального управления (например, в Великобритании (Шотландия, Уэльс со своими особенностями регионального образования), США (например, Калифорния или Техас), в Индии, Мексике). В четвертой группе стран приоритетность морального воспитания официально закрепляется за государственными и социально-политическими структурами с многосторонней и глубокой идеологизацией гражданского воспитания (например, в КНР, КНДР, к ним примыкают Сингапур и Индонезия). Российское образование, судя по векторам его развития последних двадцати лет, находится в переходном состоянии, сочетающем приоритеты как государственного (традиции СССР), так и общественного влияния на содержание, формы, методы и методики морального воспитания. Поэтому обзор зарубежного опыта в виде содержательного анализа ряда ключевых по значимости и распространенности в системах образования методик организации морального воспитания, связи их технологической стороны и смыслового содержания был бы полезен для обновления теоретической и практической базы подготовки специалистов в сфере воспитания в рамках педагогических вузов.
Ключевые слова: методика организации творческой мастерской, методика организации кейс-студии, методика организации квеста, методика организации окружающей ребенка предметно-эстетической среды.
1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.7091.2017/БЧ) Теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной и профориента-ционной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Моральное образование имеет как внешнюю, так и внутреннюю сторону в определении своих целей, ценностей, задач, тем и перспектив. Внешняя сторона - это обучение и культивирование общественно значимых моральных норм, нравственных качеств, нравственных принципов, высших моральных ценностей, идеалов, а также норм социального поведения, без которых существование общества немыслимо [10]. Моральный аспект, цель и результат этого воспитания - культура поведения, культура труда, культура социального интеллекта, культура чувств, почитание традиций, уважение к профессиональной этике, бытовой этикет. Например, формирование культуры труда - традиционно важная составляющая морального образования в Германии и Японии. Внутренняя сторона - это более четкий, чем в сфере стихийной социализации индивида, уровень усвоения личностью моральных установок, норм, ценностей общества и следование им в жизнедеятельности, это аспект нравственного воспитания, внутренне осознанной интериоризации культурных правил, социальных норм и гражданских идеалов. Здесь моральное образование пересекается с гражданским воспитанием (civil education), выводя в плоскость прагматической политики следующие основные темы морального воспитания: тема социальной ответственности (social responsibility), моральной ответственности (moral responsibility), прав человека и основных свобод (human rights and basic freedoms), критического мышления (critical thinking), признания культурных различий (cultural diversity), культуры достоинства (dignity), выработки самооценки (self-esteem) и т. п. [12]. Они закреплены в основных международных документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и т. д. Основные методики организации морального образования сегодня в той или иной мере обеспечивают именно данную его тематику. Прописываются и интерпретируются они
теоретически, прагматически и документально на языке социальной идеологии так называемых ключевых жизненных компетенций. Профессиональная деятельность в современном обществе требует развитого интеллекта, в сочетании с целенаправленным и организованным многоплановым социальным общением трудовые навыки все более связаны именно с социально-нравственной стороной формирования человеческой личности, с разнообразием и глубиной человеческих отношений [3, с. 36-39]. Эти отношения поддаются коррекции, совершенствованию, закреплению на уровне личностных смыслов и задач личностного роста (personal growth в терминологии К.-Р. Роджерса, «личностный смысл» в терминологии А. А. Леонтьева). В целом отношения, формируемые уже в стенах образовательной организации, закладывают полезные для общества и самой личности ключевые жизненные компетенции - коммуникативную (общение), когнитивную (познание), рефлексивную (отношения), деятельностную (activities в зарубежной терминологии). Происходит это через методики воспитания [6, с. 5-6].
Принципиальная идея «нетрадиционного» французского педагога С. Френе, что в классе и в группе «все способны», в свое время имела результатом важный исторический сдвиг в переоценке воспитательной составляющей дидактических установок, программ и методик обучения. Этот сдвиг воплотился в реорганизации многих школ и иных образовательных организаций, вклад в это дело внесли деятели Французской группы Нового образования, их программные требования к образованию, например, «за интеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех». К настоящему моменту сформировалось «новое поколение» методик организации морального воспитания, которые рассмотрим ниже.
Методика организации творческой мастерской (creative workshop methods), или
педагогической мастерской, в международной практике, опирающейся на англоязычную традицию, это workshop, у франкофонов - это atelier или demarche. Мастерская может быть как формой обучения, так и формой воспитания. Это один из способов реализации метода проектов. Речь идет о новом опыте проектной деятельности воспитанников в рамках педагогической мастерской, опыте, формирующем, по словам И. А. Зимней, «воспитательную составляющую конкретного дидактического процесса или теории обучения» [2, с. 64-74].
Методика организации творческой мастерской представляет собой особую форму и обучения, и воспитания - это не урок, но форма эвристической, творческой, индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности, сочетающая как урочные, так и внеурочные виды занятий обучающихся или воспитанников. Это своего рода комплекс методических приемов, обеспечивающих поэтапно, шаг за шагом, подведение воспитанников к индивидуальной и коллективной эвристической деятельности. При этом важное отличие мастерской от кейс-студии заключается в том, что каждая творческая мастерская должна иметь результатом, на выходе, оформленный, конечный продукт деятельности: интеллектуальной, технической, экологической и т. д. [9, с. 20-30]. Это нововведение, при котором формой обучения является не урок, а так называемый le demarche, «демарш», проектная мастерская.
Если кейс-студия имеет дело со знанием, работает в основном с теорией, то мастерская имеет дело с выработкой умений, навыков - общения, работы в группе, трудовых. Как и методика обучения, методика организации творческой мастерской в сфере воспитания точно также фокусируется на проблемной задаче либо ситуации, которую надо поставить, обдумать связи с предметами, явлениями, событиями окружающей жизни. Мастерская - это
практика мысли, общения, деятельности, игры (например, в организации репетиции спортивных состязаний, в обдумывании турпохода). Как творческая мастерская может моделироваться ролевая игра, сценарий проведения важного общешкольного мероприятия, построенного как событие. Урок преобразуется в мастерскую, а мастерская выходит на окружающую ребенка социальную и культурную среду с новыми смыслами, связями, интерпретациями.
Творческая мастерская практико-ори-ентирована и как методика обучения, и как методика воспитания. Обеспечивают методику работа в малых группах, мозговой штурм, метод проектов, причем с воспитательными целями. Кроме того, ценности применения методики творческой мастерской заложены в ее ориентации на практику, на освоение тех навыков труда и общежития, которые должны быть сформированы у человека по окончании любого учебного заведения: не только как установки на будущее, но и как реальные работающие знания, умения, навыки. Овладение ими должно приносить удовольствие, а работа в творческой мастерской должна быть не в тягость, а в радость.
Важнейшая практика мастерской - это диалог, внутренний и внешний [5]. Творческая мастерская - это методика воспитания личности, нацеленная на развитие высших психических функций человека: скорость и координацию мышечных реакций, внимание, качество произвольной памяти, логических навыков, речемыслительной координации, коммуникативной компетентности. Она технологична, поскольку может быть описана поэтапно и процедурно. Ценность этой методики: формирование основ самостоятельности при планировании, обучение работе в парах и малых группах, организация метода проектов через проектную деятельность во взаимодействии с другими участниками той же самой деятельности, оценка промежуточных достижений и конечных итогов. Постанов-
ка общих целей прозрачна и понятна всем участникам, при этом воплощается правило деятельности «коллективно-распределенной» - по этапам, индивидуальным и групповым задачам.
Воспитывается небоязнь «говорения», обсуждения (т. е. развитие коммуникативных умений и навыков), независимость в суждениях, толерантности к иному мнению, рассудительности, взаимопомощи; формируются навыки критического мышления, закрепляются способы и приемы эвристического мышления и деятельности. Например, на этапе «Разрыв» (или расширение) происходит инсайт, «озарение», понимание сущности изучаемого процесса, явления, закона, замысла, события [5]. «Разрыв» (фр. la rupture) предполагает «творческое решение конфликта» или «свежее решение» какого-то прикладного вопроса. Это может привести группу и к неким радостным открытиям для себя и для переоценки собственных, вдруг расширившихся возможностей. Этап «Рефлексия» - это взгляд на себя со стороны, наметка будущих действий в том же или в ином направлении, подведение баланса ресурсам и подтягивание резервов, оценка достижений - это обязательный этап методики творческой мастерской. Формула: «что мы обсуждаем, действительность или наши представления о ней» - это уже большой шаг вперед не только в умственном, но и в нравственном отношении. В методике поощряется выдвижение гипотез, защита тезисов и результатов поисковой работы, особенно имеющих проблемно-нравственный аспект (вопросы преемственности социальной памяти, чувства социальной ответственности, морального долга).
Методика организации кейс-студии (case-studies methods). Методика «кейс-студии» опирается на так называемый кейс-метод, или метод изучения проблемной ситуации. Кейс - от англ. case, в свою очередь от лат. casus - в буквальном переводе «случай», «дело», «ситуация»,
case studies - изучение ситуации, обсуждение события, анализ явления, «разбор полетов». В 1924 г. метод case studies был успешно апробирован как учебное средство в Harvard Business School в США, это стало моделью деловой игры на примерах реальных жизненных ситуаций, сейчас кейс-стади представляет собой методику решения сложной проблемы, у которой нет прецедентов. Поэтому в отличие от алгоритмизированной методики организации творческой мастерской, ориентированной на создание конкретного продукта, кейс-студия ситуативна. При необходимости она может обладать чертами драматизации и ролевой игры, в большей мере связана с ценностями и смыслами обсуждаемой сложной ситуации, жизненной проблемы, события, с задачами выработки определенных взглядов, суждений, высказываний, в конечном счете - с формированием жизненной позиции. Например, одна из разновидностей кейс-студии, teach-in, популярная и в школьной, и в университетской аудитории, представляет собой и диспут-семинар, своего рода дискуссионную площадку, и воспитательный сбор для обсуждения актуальных тем, в том числе жизни школы, развития группы, команды, коллектива.
Вообще область применения кейс-студий сегодня очень обширна - от классных часов до спортивных сборов и туристских слетов, по месту проведения от дошкольных учреждений, использующих воспитательные мероприятия по методике организации кейс-студий, до вузовских учебно-научных лабораторий, от мастер-классов в школах и домах творчества молодежи до воспитательных событий в рамках исправительно-трудовых учреждений.
Если творческая мастерская может принимать как индивидуальные, так и коллективные разновидности, то кейс-студия -это коллективная форма педагогической работы, чаще всего - педагогического взаимодействия педагога и воспитанников.
Если творческая мастерская связана с безоценочными приемами деятельности, то кейс-студия семантически сфокусирована и нацелена на оценку ценностного содержания и смыслов обсуждаемой ситуации, явления или события. Активно включается внутренний мир переживаний, эмоций, мотивации деятельности, так или иначе связанной с решением внутренних вопросов и проблем, побуждения к поиску личност-но-значимых точек зрения, к высказыванию. В центре кейс-студии могут стоять и решаться этические проблемы конфликтных ситуаций, возникшие или назревшие проблемы в жизни школьного коллектива. В форме кейс-студии может быть проведено занятие по имитационной модели судебного заседания, например, так называемый «урок-суд», «парламентское слушание» популярны в образовательных организациях Западной Европы как в урочной, так и во внеурочной воспитательной деятельности. Объектами кейс-студий все чаще выступают примеры из современной повседневной жизни.
Приемами и обязательными элементами этой методики являются:
- организация сбора материала к обсуждению, его обработка, систематизация, выделение ключевых моментов, связанных с противоречиями, с выходом на проблему;
- разработка условий обсуждения, системы оценок;
- активное слушание, заслушивание (listening comprehension, active listening);
- соблюдение определенных правил концентрации внимания;
- недопустимость «митинга», превращения обсуждения в «сходку»;
- активное, свободное, желательно развернутое и аргументированное высказывание (free speaking);
- дискуссионность, правила поведения при аргументации доводов;
- воспитание культуры аргументации.
Большое значение имеет выявление взаимоотношений учащихся, студентов, вос-
питанников, формирующихся в процессе применения методики организации кейс-студии. С так называемым «выяснением отношений» это не имеет ничего общего - преподаватель, педагог, воспитатель старается привить участникам студии навыки рефлексивного обсуждения, дистанцирования сути дела от личности. Происходит моделирование ситуации, оценка (фиксация) ее начального состояния, просчет вариантов возможного развития, прогнозирование и критическая оценка создаваемых прогнозов. На данном этапе как раз и формируются приемы и навыки критического мышления (critical thinking). Важно определение аргументов и контраргументов в виде вопросов, которые могут послужить отправной точкой дальнейшего анализа или выработкой решения по разбираемой проблеме.
Кейс-студии междисциплинарны, потому что такого подхода требует сам предмет, являющийся фокусом организации учебной или воспитательной деятельности. Инженеры хорошо знают, что новая идея, агрегат, изобретение, рацпредложение, машина рождаются из хорошо организованных фантазий и их досконального обсуждения. В самой изучаемой ситуации должно быть скрыто некое противоречие, источник проблемы, которую следует выявить, осознать, разобрать во всех возможных деталях и предложить позитивные или рациональные решения, во многих случаях имеющих и нравственную сторону, например, при разборе экологических ситуаций или происшествий, выходящих на природоохранную деятельность.
Методика организации квеста (quest methods). В переводе с английского языка квест (англ. quest) означает «поиск», «вызов», «приключение», «выполнение поручения/поручений». Методика организация квеста - это способ реализации метода игровой деятельности в воспитании, организация игры-приключения в особом «жанре», в ходе которой каждому ее участ-
нику дается задание пройти серию препятствий, рубежей, конкурсов, состязаний или взаимодействий в паре или в команде. Квест ориентирует его участников на быстрое и результативное решение познавательных задач, загадок для достижения какой-либо познавательной, коммуникативной или соревновательной цели.
Эта методика происходит от игр бойскаутов, имевших выраженный воспитывающий характер. Сложились разнообразные формы проведения таких игр, которые могут быть организованы в помещениях (необязательно специально оборудованных), на улицах города или поселка, в полевых условиях, в лесу, на пересеченной местности, в специальных местах с оборудованием или декорациями. Как правило, квест - очная форма занятий или мероприятий. Часто используется такая форма организации мероприятия, как полигон [11].
У квеста как методики есть содержательный потенциал морального образования (воспитания). Развивающая сторона квеста в том, что такие игры помогают человеку стать внимательнее, развить логику, улучшить координацию движений, стать интеллектуальнее и сообразительнее, получить новые знания, научиться слаженным действиям в команде, развить навыки работы в группе (team work), формировать «командный дух» (team spirit). Пример кве-ста - популярная игра «Что? Где? Когда?». Другие примеры - пейнтбол (paintball), т. е. «краскобой», игра «Зарница», «Охота на лис» (радиоигра в условиях полигона).
В методике проведения квеста выработались и устоялись несколько правил, которые могут служить ее технологичным алгоритмом. Например, по ходу ее действия требуется достичь не одной цели, а целого веера, «букета целей», связанных логикой общей деятельности. Время проведения акции строго ограничено, однако длительность квеста может назначаться от часа до нескольких суток, в нем активно
применяются методы ролевой игры, шифры, коды, пароли, смена ситуаций, череда заданий, спонтанно меняется сценарий. Ведущий квеста может в любое время выступить посредником - омбудсменом при затруднениях или при возникновении спорных ситуаций.
В чем здесь моральность образования? В игре по правилам, в соблюдении норм чести и достоинства. Воспитывается чувство локтя, товарищеской взаимовыручки и солидарности, соревновательность, не противоречащая духу дружбы и не вырождающаяся в аморальную конкуренцию, где все средства хороши. При этом активно поощряются проявления смекалки, ловкости, находчивости, быстроты реакции, эрудиции, волевые качества, жизненные навыки, умения применять бытовые знания по технике, медицине, правилам техники безопасности, навыки оказания первой помощи и т. д. В «живом квесте» предполагается специальный сценарий поэтапного выполнения заданий, что развивает смекалку, сообразительность, скорость реакций, волю, собранность, а главное - не просто желание, но и квалифицированное умение оказывать необходимую поддержку товарищу.
Методика организации театра, театрализации воспитательной деятельности. Методика организации хэппенинга (happening). Методика представляет собой дальнейшее развитие методики квеста сюжетно-ролевых игр, или иначе: косплей (т. е. costume play - «костюмный квест» с элементами методики организации театрализации воспитательной деятельности). Вариантами могут быть опыты постановки игровой деятельности в группах исторической реконструкции со сложными элементами восстановления исторически-точной одежды, амуниции.
Цель методики: этическое и эстетическое воспитание личности воспитанника, понимание эпохи и ее персонажей, развитие коммуникативных способностей, речи,
физической культуры и т. д. Немаловажна и постановка групповой работы. Вариант: методика «урок-суд». Не столько формальная театрализация и распределение ролей, но именно организация поисковой, экспериментальной, опытно-познавательной работы, проблематизация эвристических задач различного уровня трудности важны в этой методике, имеющей особые этические, проблемно-нравственные аспекты.
Театрализация воспитательной деятельности может быть организована через ролевую игру - либо по заранее спланированному сюжету, совместно написанному сценарию, либо в форме спонтанного ролевого «хэппенинга» - от англ. to happen -случаться, происходить; happening - то, что случается, происходит, событие. Изначально это особая форма современного искусства, которая представляет собой живое действие (action), событие или ситуацию «здесь и сейчас», в режиме онлайн (online regime action), происходящее при участии художника и зрителей. Сегодня это уже особый мультидисциплинарный стиль, характеризуемый нелинейностью повествования, дискурса, тематически заданного нарратива с отступлениями, аллюзиями, ветвлениями сюжетной линии и т. п., элементами театрализованного представления и ролевой игры, активным участием зрителей, вовлекаемых в событие; иногда действие принимает характер флешмоба.
Таковы основные черты и этапы методики организации хэппенинга, перенесенные в учебный или воспитательный процесс образовательной организации. Главное в хэппенинге - не результат, но сам процесс действия, игры, деятельности. Он интерактивен - в нем задействованы все: и участники, и зрители (наблюдатели, аудитория). Сюжеты импровизируются, придумываются и разрабатываются, сценарии создаются в процессе действия (деятельности, игры), однако, в отличие от квеста, время живого действия и общения не лимитировано. Непрерывная обратная связь, азарт, душев-
ный подъем, радость общения - вот что организует время события.
Хэппенинг очень популярен сегодня и среди школьников и студентов, и среди преподавателей колледжей и вузов. Это особая событийная форма мероприятия, когда сюжет развивается на ходу, в жанре импровизации, всё действие происходит в стиле «экшн», непредсказуемое событийное представление, развертывающееся именно здесь и сейчас. Это особая вечеринка, наполненная смыслом, содержанием и определенным примерно-условным, но совершенно нежестким сценарием. Такая методика напоминает проведение наших традиционных «капустников», «вторников» и «пятниц», корни которых лежат в художественно-писательской традиции русской интеллигенции XIX в., описанной, например, В. А. Гиляровским. Отчасти эта методика спонтанности лежит в организации проведения КВН, отчасти - в событийности сборов в ключе традиции школы В. А. Караковского. По этой же методике в основном строятся современные телевизионные ток-шоу разнообразной тематики.
Методически такая форма проведения мероприятия воспитательного характера находит подтверждение в положениях о динамически взаимосвязанных событиях, составляющих основу воспитательного пространства с его смыслами, ценностями, связями социального и пространственно-предметного окружения, образующими те условия, которые могут внести долговременный вклад в воспитание личности учащегося.
Методика организации и проведения историко-культурного похода, кемпинг-квот (quot, camping quot) - это методика игровая, развивающая и познавательная, напр. Via Romea - «Поход Римлян» из Кентербери в Глазго. Эта методика может быть представлена как развитие и совершенствование методики театрализации. Здесь сразу воспитание выходит на связь с жизнью, с практикой социально-полез-
ного действия. Методика работает сразу по нескольким целевым направлениям, включая организацию совместной деятельности, тематического и ситуационного общения, взаимопомощи. Практическое осуществление поэтапного формирования умственных действий здесь направлено на конкретные значимые, осязаемые, общественно-полезные результаты, нацеленные на перспективы жизнедеятельности воспитанников, на формирование качеств личности, полезных для жизненных сценариев.
Методика организации окружающей ребенка предметно-эстетической среды. Эту методику можно применить при освоении внеурочной, воспитывающей ребенка предметно-эстетической среды. Например, создаваемые в процессе решения отдельных воспитательных задач микрогруппы, связанные межличностной коммуникацией на иностранном языке, могут представлять собой практически готовые исходные формы для создания и развития мотивированного социально-педагогического единства детско-взрос-лой группы (как общности) и класса (как организационной единицы). Это способствует углубленному изучению литературы и аутентичных источников по заданной теме, овладению методами современных научных исследований и развитию навыков самостоятельного творческого мышления. Такая работа лучше любых схем учит и реальным навыкам взаимодействия людей в социальных сетях.
Группа учащихся, студентов или воспитанников (детского дома, лесной школы, кадетского корпуса и т. п.) ставится перед реальной задачей, которую надо решить, доведя исполнение до готового продукта. Задача методики, как правило, ставится в самом общем виде: разработать правила, алгоритм или сценарий проведения какого-либо социально значимого мероприятия или придумать новую интерактивную развивающую игру. При этом обучающиеся сами собираются по двое-четверо
и работают малыми группами согласно совместно выработанному сценарию. Длительность - от нескольких дней до года. По мере необходимости члены данной проектной группы встречаются с другими такими же группами, ориентированными на подобные цели и задачи.
Совместная работа (team work) рассматривается в этом инновационном поле как важнейшее из надпредметных умений, которому надо обязательно научиться уже в школе. Вот почему и проекты, и классные работы целесообразно поручать не одному учащемуся, а как минимум двум, но еще лучше четырем-пяти, т. е. в задачу педагога как воспитателя входит поэтапно формировать отношения единой команды, осознающей общую цель и определяющей задачи деятельности по достижению цели либо по позитивному разрешению (неважно какой) проблемы. Проявляется некая общая закономерность: максимальное использование воспитательного потенциала методики происходит именно в коллективно распределенной учебной деятельности по сценарию малых групп. Это дает возможность связать деятельность в учебной ситуации, задаваемой в ходе обучения, с деятельностью целостной, ориентирующей человека на реальную предметную, жизненную, в перспективе - и на профессиональную ситуацию.
Частью алгоритма данной методики является прием «картирования» образовательного пространства (раскладка и анализ ресурсных точек роста, намечаемых тьюторами) в сочетании с рефлексивными практиками личностного роста (personal growth, empowerment - «думаем сообща», мозговым штурмом), который дает в целом увязку этих вопросов с показателями организации условий для интеллектуального развития подростка. Конкретно эти приемы организации его мышления (запоминание, анализ ситуаций, оценка возможностей, искусство выбора), понимания (смыслов и целей деятельности) и общения (культура
коммуникации, речевая культура, мимика и театр, ИОС - игровые образовательные сессии) помогают педагогу как воспитателю выявлять как достижения, так и затруднения школьников и студентов. Как воспитатель педагог размышляет, что нужно брать для выполнения методики из социального окружения, какими приемами осваивать содержание образовательной среды.
Такая методика социально активна, она подразумевает практико-ориентирован-ные приемы социализации и воспитания, например team work - командной работы, т. е. коллективной работы и деятельности, через методику мастерских (workshops) выходящей за рамки непосредственной учебной ситуации, широко опирающиеся на житейский опыт и наблюдательность обучаемых и воспитанников. Учебная мотивация отныне задается в более широком контексте целостной деятельности и включает сам процесс воспитания в смысловые сферы будущей профессиональной деятельности [13]. А ведь эти богатства личностных смыслов потенциально заложены в социально-ориентированном воспитательном пространстве любой школы. Методика командной работы (работы в единой команде по одному общему проекту) ориентирована на активное освоение окружающей социальной и культурной среды,
включая «трудовые десанты» по озеленению и благоустройству территорий, спортивные состязания, выставки и ярмарки художественного творчества, праздники и вечера отдыха и т. д.
На основе проанализированного материала возможно выделить некоторые инвариантные черты современных зарубежных методик организации воспитательной работы. Исключительную ценность для современных методик воспитания приобретают знания, умения и навыки работы в команде - они рассматриваются специалистами, определяющими сценарии развития международного образования, как ключевая жизненная компетенция, непосредственно связанная с будущей квалификацией школьников и студентов [12]. Особое значение придается не только планируемым результатам, но и самому процессу учебной или воспитательной деятельности [1]. Исключительную ценность для современных методик воспитания приобретают когнитивные и коммуникативные навыки школьников и студентов [6] и все без исключения методики морального образования на надпредметные (ме-тапредметные) знания, умения и навыки учебной или воспитательной деятельности. Их цель - формирование ключевых жизненных компетенций воспитанников.
Библиографический список
1. Динамика традиций и инноваций в современной теории воспитания: опыт системного анализа: сборник научных трудов - М.: Виарт; Тверь, 2011. - 148 с.
2. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальности // Интеграция науки и высшего образования. - 2006. - № 1. -С. 67-74.
3. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Межличностные отношения как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. -С. 36-39.
4. Конструирование воспитательной де-
ятельности педагога: работа на результат: методическое пособие / под ред. П. В. Степанова. -М.: Педагогическое общество России, 2017.
5. Педагогические мастерские: Франция -Россия / сост. Э. С. Соколова, И. А. Мухина; под ред. Э. С. Соколовой; пер. с фр. Л. М. Беляевой. - М.: Новая школа, 1997. - 128 с.
6. Демакова И. Д. Смыслы воспитательной деятельности педагога: вызовы нового времени // Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сб. статей. - М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. - С. 42-64.
7. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональ-
ном становлении студента: монография. - М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. - 192 с.
8. Степанов П. В. Воспитательный потенциал российского учительства и проблема профессиональной мотивации педагогов // Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства. -М.: МПГУ, 2010. - С. 29-41.
9. Степанов П. В. Специфика теории воспитания как гуманитарного знания // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. -№ 1 (28). - С. 20-30.
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года [Электронный ресурс]. - URL: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (дата обращения: 18.09.2018).
11. Что такое квест? [Электронный ресурс]. - URL: http://womanadvice.ru/chto-takoe-kvest-vidy-kvestov-i-pravila-ih-prohozhdeniya/ (дата обращения: 08.07.2018).
12. Broadfoot P., Crossley M., Schweisfurth M. Changing Educational Contexts, Issues and Identities: 40 years of Comparative Education. -Taylor & Francis. Routledge. UK, 2007. - 432 p.
13. Hargreaves D. Teaching as a Researched-based Profession: possibilities and prospects. -London, 1996.
Поступила в редакцию 15.08.2018
Belyaev Gennady Yurievich
Cand. Sci. (Pedag.), Senior Researcher of the Center for Strategy and Theory of Personality Upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the RAE, gennady.belyaev2011@yandex. ru, Moscow
MODERN TECHNIQUES, ACTIVELY APPLIED IN THEORY AND PRACTICE OF "MORAL EDUCATION"1
Abstract. The article contains a detailed informative digest of modern foreign methods of upbringing, meeting the challenges of preparing students of pedagogical universities to implement educational activities in various institutions of general and informal further supplementary education. Moral education or moral education, moral education, is a term sufficiently infiltrated nowadays in the theory and practice of education in many foreign countries. As a social phenomenon in the world of educational praxis moral education traditionally includes such components as culture science, religion, art, and technology. In the list of components of culture and morals, it is represented in a different emphasis by such key subjects of moral education as family, state, and society. In some countries the functions of moral education are almost entirely invested to family and this principal social institution, its sphere and role in the upbringing of children is defined as the priority in the moral education (e.g. Denmark). In other countries the subjects of moral education are not only NGOs, but also public entities (for example, this is a historical tradition in education of Germany, France and Japan). In the third group of countries, the priority of moral education is given as equally to society and the state, but more or mostly on levels of federal, local, regional government (for example, in the UK (Scotland, Wales with their features of regional education), United States (such as California or Texas), in India, Mexico). In the fourth group of countries the evident priority in moral education is officially assigned to public and socio-political structures with multilateral and profound ideological upbringing or indoctrination in civil education (for example, in China, the North Korea, yet as well Singapore and Indonesia adjust to them specifically). Russian education, judging by the vectors in its development of the last
1 The publication was prepared in the framework supported by the Ministry of Science and Education of Russian Federation of the scientific project No. 27.7091.2017/BSC theoretical and methodological fundamentals of preparing future teachers to educational and career-oriented activities in general and informal education.
twenty years, remains in transition, combining both state priorities (traditions of the Soviet Union) and new public influence on the content, form, methods and techniques of moral upbringing. Therefore, a review of international experience in the form of meaningful analysis of a number of key importance and prevalence in the education systems of the reorganization in methods of moral education, their technological side and semantic content would be very useful to update the theoretical and practical bases of preparation of specialists in the field of education within the framework of pedagogic institutions.
Keywords: a method of organization of creative workshop, a method of organization of case Studio, a method of organization of the quest, a method of organization of a reenactment of the educational activity, a method of organization of the happening, a method of organization and conduct of historical and cultural hiking, a method of organization surrounding the child object-aesthetic environment.
References
1. Dynamics of tradition and innovation in the modern theory of education: experience of systems analysis. Moscow: Viart Publ.; Twer, 2011, 148 p. (In Russ.)
2. Zimnya, I. A., 2006. Education strategy: opportunities and reality. Integration of science and higher education, 1, pp. 67-74. (In Russ.)
3. Kiselyova, E. V., Kiselyov, N. N., 2014. Interpersonal relationships as emotional safety resource in educational environment. Siberian pedagogical journal, 6, pp. 36-39. (In Russ.)
4. Stepanov, P. V., ed., 2017. Construction of the educational activities of teachers: a job for the outcome. Moscow: Pedagogical society of Russia Publ. (In Russ.)
5. Sokolova, E. S., Mukhina, I. A., comp., 1997. Pedagogical workshops: France-Russia. Moscow: New School Publ., 128 p. (In Russ.)
6. Demakova, I. D., 2015. Meanings of the educational activities of teachers: challenges of a new age Promising models of education of pupils and students: collected articles. Moscow: Federal State Budget Scientific Institution "Institute for strategy and theory of education", pp. 42-64. (In Russ.)
7. Selivanova, N. L., 2017. Educational space in personal and professional formation of the student: monograph. Moscow: Federal State Budget
Scientific Institution "Institute For Strategy of Education Development", 192 p. (In Russ.)
8. Stepanov, P. V., 2010. Educational potential of Russian teaching and problem of professional motivation of teachers Perspectives and mechanisms of the development of the educational potential of Russian teachers. Moscow: MPGU Publ., pp. 29-41. (In Russ.)
9. Stepanov, P. V., 2016. Specificity of theory of education as a humanities. Home and Foreign Pedagogics, 1 (28), pp. 20-30. (In Russ.)
10. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to the year 2025 [online]. Available at: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (accessed 18.09.2018). (In Russ.)
11. What is quest? [online]. Available at: http:// womanadvice.ru/chto-takoe-kvest-vidy-kvestov-i-pravila-ih-prohozhdeniya/ (accessed 08.07.2018). (In Russ.)
12. Broadfoot, P., Crossley, M., Schweisfurth, M., 2007. Changing Educational Contexts, Issues and Identities: 40 years of Comparative Education. Taylor & Francis. Routledge. UK, 432 p.
13. Hargreaves, D., 1996. Teaching as a Re-searched-based Profession: possibilities and prospects. London.
Submitted 15.08.2018