Е.Ю. Косевич
СОВРЕМЕННЫЕ МЕКСИКАНО-ИСПАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НОВЫЙ ФАЗИС РАЗВИТИЯ
Аннотация
На современном этапе сотрудничество между Мексикой и Испанией является разноплановым и эффективным. Обе страны поддерживают экономические и торговые связи, укрепившиеся с приходом к власти в Мексике члена Институционно-
революционной партии (РЯ1), Энрике Пенья Ньето, и располагающие различными механизмами двустороннего диалога и содействия, которые в совокупности формируют одну из самых многогранных институциональных структур в мире. В условиях, когда мексиканская экономика подпала под «дестабилизирующий эффект», ввиду политического курса нового президента США Дональда Трампа, угрожающей политическим и экономическим достижениям мексикан-скано-испанских отношений, крайне важно изучить состояние дел, ключевые моменты рассматриваемых отношений, с учетом того, что сегодня статус естественного союзника с Испанией для Мексики является одной из центральных задач.
E. Kosevich
MODERN MEXICAN-SPANISH RELATIONS: A NEW PHASE OF DEVELOPMENT
Abstract
At the present stage, cooperation between Mexico and Spain is multifaceted and effective. Both countries support economic and trade ties, strengthened with the assumption of power in Mexico of a member of the Institutional Revolutionary Party (PRI), Enrique Peña Nieto, at the same time possessing the various mechanisms for bilateral dialogue and assistance, which together form one of the most multifaceted institutional structures in the world. At a time when the Mexican economy fell under "the destabilizing effect" due to the policy of the new U.S. president Donald Trump in relation to Mexico, that threatens political and economic achievements of Mexican-Spanish relations, it is extremely important to study the current state of affairs, all the key moments of their relationships, given that today the status of a natural ally with Spain is one of the central tasks for Mexico.
Ключевые слова:
двусторонние отношения, Мексика, Испания, США, Европейский Союз, экономические отношения, Энрике Пенья Ньето, Мариано Рахой Брей, Дональд Трамп.
Key words :
Bilateral relations, Mexico, Spain, U.S., European Union, economic relations, Enrique Peña Nieto, Mariano Rajo Bray, Donald Trump.
Мексика занимает месторасположение, которое можно охарактеризовать, как стратегическое, в виду его непосредственной близости к Северной Америке. Эта страна также располагает списком из 12 соглашений о свободной торговле с 46 странами, среди которых числятся и страны-
члены Европейского Союза (ЕС), а также Испания. Мексика заключила 32 международных договора о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций, в том числе и с Испанией, вступившее в силу в 2008 г.
В течение последних десятилетий Мексика остро нуждалась в проведении структурных реформ, необходимых для ее экономического подъема, прежде всего из-за того, что представители Партии Национального Действия (Partido de Acción Nacional, PAN) за двенадцать лет своего нахождения у власти так и не смогли реализовать экономическую модернизацию, которую мексиканское население так ждало от этой политической перестановки. Многие аналитики, задаваясь вопросом, почему же жители Мексики решились вернуть к власти Институционно-революционную партию (Partido Revolucionario Institucional, PRI), практически монопольно правившую в период между 1929 и 2000 гг., и объединяющую в своем правлении авторитаризм, коррупцию и избирательную манипуляцию, сходятся во мнении, что это во многом было обязано тем, что за время своего правления представители PAN полностью утратили возможность закрепить за страной статус влиятельного участника международных отношений. И эта миссия была возложена на Энрике Пенья Ньето.
Еще в рамках своей предвыборной кампании будучи на тот момент кандидатом от PRI, а теперь уже нынешний президент Мексики, Энрике Пенья Ньето, озвучил следующие первостепенные задачи своего курса внешней политики по обеспечению Мексики статуса влиятельнейших стран своего региона: улучшение имиджа Мексики в мире; диверсификация внешнеэкономических связей, включая поиск новых стратегических и экономических партнеров; активное участие в международных форумах по таким темам, как экономика, коррупция, организованная преступность, права человека, изменение климата; привлечение прямых иностранных инвестиций и активное содействие внешней торговли. Особенное место во внешнеполитическом курсе было отведено сотрудничеству между Мексикой и Испанией.
Давая полноценную оценку современным отношениям Мексика-Испания стоит оглянуться в недалекое прошлое. Как на двусторонней основе, так и в рамках ЕС, отношения между Испанией и Мексикой бесспорно всегда носили стратегический характер. Мексика и Испания всегда пристально следили друг за другом, не смотря на моменты, когда иногда им приходилось и занимать противоположные позиции. Однако никогда ситуация не была доведена до столкновения политических интересов.
Особые взаимоотношения традиционно закрепились между Мексикой и Испанией в силу так называемых «сентиментальных» связей, зародившихся еще в колониальную эпоху. Иммиграция испанцев в Мексику происходила
постоянно, начиная еще со времен испанской конкисты и их колонизации Америки, сохранившись и после провозглашения независимости Мексики. По современным оценкам в Мексике процент людей европейского происхождения (в основном испанского) варьируется между 9% и 17% от общей численности населения. Как хорошо известно, Мексика приняла около 25 000 испанских беженцев-республиканцев, после Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) бежавших из своей страны в поисках политического убежища. Подавляющее большинство испанских имигрантов окончательно обосновалось в этом латиноамериканском государстве, а многие из них впоследствии восстановили свое испанское гражданство в соответствии с применением так называемого Закона Памяти (Ley de la Memoria) [15].
Стоит отметить, что с 2011 г. начался новый этап иммиграции населения в Мексику, вызванный разыгравшемся в Испании кризисом и высоким уровнем безработицы. На сегодняшний день испанские эмигранты, переехавшие в Мексику, в основном, состоят из квалифицированных специалистов и предпринимателей, представляющих по мнению некоторых мексиканских СМИ некую угрозу для местного населения на рынке труда. Согласно данным Национального Института Статистики (Instituto Nacional de Estadística, INE) на начало 2016 г. в Мексике постоянно проживают 123 189 граждан испанского происхождения, что стало на 6,5% больше, чем в предыдущем году. Мексика же стоит всего лишь на восьмом месте по количеству постоянно проживающих лиц с испанским гражданством, значительно уступая таким странам, как Аргентина - 439 236, Франция - 232 693, Венесуэла - 188 025 и Куба - 128 541 [10].
Также достаточно скоромные цифры по современной мексиканской миграции в Испанию: 50 000 человек, согласно данным Реестра физических лиц на январь 2015 г., половина из которых также имеют испанское гражданство. Испания является лишь третьим пунктом назначения мексиканских мигрантов, очевидно, значительно уступая США (почти 11,7 млн. человек) и Канаде (118 249 человек). Мексиканская община в Испании, большинство из членов которой принадлежат к среднему классу или являются сотрудниками мексиканских компаний, инвестирующих в Испанию, относительно небольшая по сравнению с общинами других латиноамериканских стран. Для сравнения, мигрантов из Эквадора в Испании - 422 000 человек [18].
В течение последних десятилетий Мексика остро нуждалась в проведении структурных реформ, необходимых для ее экономического подъема, прежде всего из-за того, что представители Партии Национального Действия (Partido de Acción Nacional, PAN) за 12 лет своего нахождения у власти так и не смогли реализовать экономическую модернизацию, которую мек-
сиканское население так ждало от этой политической перестановки. Многие аналитики, задаваясь вопросом, почему же жители Мексики решились вернуть к власти Институционно-революционную партию (Partido Revolucionario Institucional, PRI), практически монопольно правившую в период между 1929 и 2000 гг., и объединяющую в своем правлении авторитаризм, коррупцию и избирательную манипуляцию, сходятся во мнении, что это во многом было обязано тем, что за время своего правления представители PAN полностью утратили возможность закрепить за страной статус влиятельного участника международных отношений. И эта миссия была возложена на Энрике Пенья Ньето.
Еще в рамках своей предвыборной кампании будучи на тот момент кандидатом от PRI, а теперь уже нынешний президент Мексики, Энрике Пенья Ньето, озвучил следующие первостепенные задачи своего курса внешней политики по обеспечению Мексики статуса влиятельнейших стран своего региона: улучшение имиджа Мексики в мире, диверсификация внешнеэкономических связей, а также привлечение прямых иностранных инвестиций и активное содействие внешней торговли. Особенное место во внешнеполитическом курсе было отведено сотрудничеству между Мексикой и Испанией [5].
После вступления в должность главы Мексики Пенья Ньето и политические, и экономические отношения между Испанией и Мексикой стали еще более интенсивным, активно развиваясь по широкому спектру направлений. Стоит отметить, что эта латиноамериканская стана располагает списком из 12 соглашений о свободной торговле с 46 странами, среди которых числятся и страны-члены Европейского Союза (ЕС), а также Испания. Мексика заключила 32 международных договора о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций, в том числе и с Испанией, вступившее в силу в 2008 г.
Одним из краеугольных камней мексикано-испанских отношений стала Декларация об углублении стратегического партнерства между Мексикой и Королевством Испания, подписанная 16 июля 2007 г. Хосе Луис Род-ригесом Сапатеро и Фелипе Кальдероном. Этот инструмент сотрудничества был усовершенствован во время визита президента Пенья Ньето в Мадрид летом 2014 г., в течение которого был подписан План действий по углублению стратегического партнерства (Plan de Acción para la Profundización de la Asociación estratégica), который стал включать в себя список мероприятий, обязательных к выполнению в различных областях, а также договорённости президентов о проведении необходимых консультаций в целях содействия политического диалога на высоком уровне.
Кроме того, Мексика подписала в 2000 г. соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом (также как Чили в 2002 г., а позднее в 2012 г. Перу, Колумбия и Центральная Америка) и с 2008 г. стала одним из 10 его стратегических партнеров, также как им уже стала годом ранее Бразилия. Стоит подчеркнуть, что Мексика является единственной латиноамериканской страной, располагающей договорами о свободной торговле и с Испанией, и с ЕС одновременно. Испания и Мексика стараются поддерживать внушительный товарооборот, который продолжает неуклонно расти с момента восстановления дипломатических отношений между этими странами в 1977 г. А после подписания договора о свободной торговле с ЕС в 2000 г. развитие торговли стало происходить еще более быстрыми темпами.
После нормализации отношений между правительствами Испании и Мексики в 1977 г. в лексиконе двусторонних отношений стал фигурировать особый термин «мост». Со вступлением Испании в ЕС эта страна стала неким мостом, через который Мексика соединялась с ЕС. В свою очередь, после возникновения и развития НАФТА в 1994 г., Мексика должна была стать мостом для Испании, через который та планировала выйти на североамериканский рынок.
Отношения этих двух стран можно назвать стратегическими, что также подтверждается уже сложившимся негласным правилом о необходимости хотя бы одного визита в Испанию президентов Мексики на протяжении их шести лет правления, а также незыблемости посещения Мексики, в свою очередь, текущими председателями правительства Испании. Это традиция закрепилась сразу же после нормализации их отношений в 1977 г.
Высокий уровень сотрудничества прослеживается, прежде всего, в рамках многосторонних форумов, участниками которых являются Мексика и Испания. Последнее подтверждается активной поддержкой, оказанной со стороны Мексики во главе с администрацией Энрике Пенья Ньето, при избрании Испании в качестве непостоянного члена Совет Безопасности ООН на двухлетний период 2015- 2016 гг. Также обе страны входят в группу «Объединившихся ради консенсуса», придерживаясь единого мнения по реформе Совбеза [6].
Особое чувство общности Испании и Мексики вылилось в создание совместного ибероамериканского проекта, что привело к тому, что в начале 1990-х гг. две эти страны стали основными движущими силами к проведению Иберо-американских саммитов на высшем уровне, недавно отпраздновавших 26 лет своего существования. По случаю созыва первого саммита тогдашний министр иностранных дел Испании, Франсиско Фернандес Ордоньес, подчеркнул следующее: «вся эта совокупность событий породи-
ла отношения, которые являются не только привилегированными, но скорее даже братскими. Это позволило инициировать процесс Иберо-американских Саммитов, беспрецедентный в нашей общей истории».
Следует отметить, что первый саммит проходил в 1991 г. в мексиканском городе Гвадалахара. Также в 2014 г. Мексика стала хозяйкой XXIV Иберо-американского саммита, состоявшегося в г. Веракрус. Основная тематика встречи касалась расширения связей в области просвещения, культуры и инноваций. Представители Испании, в лице короля Филиппа VI и председателя правительства Мариано Рахойа, совместно с делегатами 22 государств-членов подвели итоги деятельности сообщества за 23 года ее существования. На церемонии открытия в порту г. Веракрус, Пенья Ньето подчеркнул важность трех ключевых вопросов встречи, которыми завершился процесс обновления форума, начавшийся еще два года назад в испанском городе Кадис: образования, культуры и инноваций. Пенья Ньето призвал к взаимному обмену опытом, повышению квалификации учителей, укреплению сотрудничества в области базового образования и грамотности взрослого населения, а также к созданию новых возможностей для развития молодежи. Также было озвучено гарантированное предоставление 200,000 стипендий для молодежи в период до 2020 г., позволяющее им обучаться в любой стране Латинской Америки и «существенно улучшить свой академический уровень». До этого нововведения выдавалось лишь 10,000 стипендий в год.
Латиноамериканский вариант проекта академической мобильности в отличие от равноценной европейской модели, предполагал не наличие единого фонда с собственными средствами, а использование уже существующих программ по странам, обеспечивая их равномерное распределение. Контроль качества и реализацию должен гарантировать Генеральный ибероамериканский секретариат (Secretaría General Iberoamericana, SEGIB). Впоследствии эта программа стипендий получила название Campus Iberoamérica. А уже к 2016 г. к этой стипендиальной программе присоединились такие организации, как Министерство высшего образования Кубы и Колумбийская ассоциация университетов, испанский фонд SEPI и Национальная ассоциация директоров федеральных учреждений высшего образования Бразилии. Кроме это, в проекте приняли участие и некоторые региональные организации, такие как Высший университетский совет Центральной Америки, а также компании «Banco Santander» и «Iberia». Позднее на прошедшем в 2016 г. в Колумбии XXV саммите, были подписаны соглашения о присоединении некоторых частных компаний из Мексики, Пе-
ру, Чили, Колумбии и Коста-Рики, призванные еще больше увеличить число стипендий в рамках программы Campus Iberoamérica.
Следует подчеркнуть, что Мексика стала единственным государством среди стран-участниц Ибероамериканских встреч, которая финансировала создание представительств SEGIB в латиноамериканском регионе. С момента создания в 2009 г. регионального отделения SEGIB в г. Мехико и до 2015 г. Мексика на 100% субсидировала это представительство. Кроме того, Сенат Мексики ратифицировал Соглашение между Министерством иностранных дел Мексики и SEGIB, присвоив данному представительству статус дипломатической миссии, а его директору ранг посла.
Аудиовизуальные услуги, наряду с образованием, слали еще одной областью, в которой двусторонние отношения получили толчок к развитию, особенно в рамках программы Ibermedia, разработанной Иберо-американским сообществом и призванной многосторонне стимулировать создание фильмов совместного производства. Двустороннее соглашение о совместном кинематографическом производстве между Мексикой и Испанией, подписанное еще в 2003 г., стало опорой для последующего успеха совместной работы, также пришедшего на время мандата Пенья Ньето. За 2014 г. в Мексике было снято 26 полнометражных фильмов совместного с Испанией производства, что стало вторым самым высоким показателем в истории. Испания же за последние шесть лет прочно заняла место второго партнёра в сфере совместных кинематографических проектов с Мексикой (23 проекта), незначительно уступая лишь США (27 проектов), и оставив далеко позади себя такие латиноамериканские страны, как Колумбия (12 проектов) и Аргентина (11 проектов) [19].
Новый положительный импульс к совместной работе во многом был обязан закреплением в статье 189 Закона о подоходном налоге Мексики налогового поощрения инвестиционных проектов национального производства и киноматографии от 2013 г. (Estímulo Fiscal a Proyectos de Inversión en la Producción y Distribución Cinematográfica Nacional, EFICINE). Бесспорно, развивающееся за последние годы мексикано-испанское сотрудничество в области аудиовизуальных услуг становится уверенным подспорьем для еще большего сближения, как народов, так и политических элит.
Однако стоит отметить, что Иберо-американские саммиты так и не смогли оправдать возложенные на них ожидания, в итоге так и не став самостоятельной международной организацией, впоследствии превратившись лишь в серию встреч в курортных городах и постепенно утратив всякое политическое значение. Очевидное угасание значения этого сообщества в том числе подтвердилось и итогами XXIV саммита, который завершился
принятием документов, подтверждающих реновацию этого пространства для сотрудничества, придав ему новый формат встреч раз в два года, вместо ежегодного, принятого ранее.
Двустороннее сотрудничество в сфере безопасности активизировалось. Официальное посещение Мексики в ноябре 2013 г. министром обороны Испании, Педро Моренеса, а также приезд в Испанию в марте 2014 г. мексиканского министра обороны, генерала Сальвадора Сьенфуэгоса, и министра по морским делам Мексики, адмирала Видаля Франсиско Соберо-на, наглядно демонстрируют обоюдный интерес к интенсификации совместной работы в этой сфере. Стоит отметить, что именно при Пенья Ньето Мексика вернусь к активному участию в миротворческих операциях ООН. И в ноябре 2015 г. военные мексиканских вооруженных сил были присоединены к испанским солдатам, уже дислоцированным в Ливан в рамки Временных сил ООН в Ливане (UNIFIL). Применительно к сфере безопасности можно отметить и присутствие Мексики среди стран-наблюдателей в совместной операции ЕС «Аталанта» (операция по борьбе с пиратством у берегов Сомали), а также в качестве участника военных учений НАТО «OTAN Trident Juncture» в 2015 г., проходивших в Испании.
Со стороны Испанского агентства по международному сотрудничеству в целях развития (Agencia Española de Cooperación Internacional para el Desarrollo, AECID) были разработаны миротворческие проекты в Мексике для поддержания социальной стабильности и безопасности. В июне 2014 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве по борьбе с организованной преступностью между Министерством внутренних дел Испании и мексиканской генеральной прокуратурой, в ранге международного договора. Также в настоящее время рассматривается вопрос о создании совместной комиссии по безопасности, как эффективного инструмента для развития сотрудничества и обмена информацией о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, незаконным ввозом мигрантов, похищением людей, отмыванием денег, подделкой документов, торговлей оружием и культурных ценностей, сексуальных преступлений, компьютерной преступности и терроризмом. Кроме того, предполагается расширить сотрудничество полиций двух стран для создания мексиканской судебной полиции.
На уровне Министров Мексики и Испании в 2014 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Договор преследовал расширение обмена передовым опытом в сфере электросвязи, кибер-безопасности, облачных технологий, электронного управления и цифрового контента, а также стимулирование развития отрасли ИКТ, включая поддержку технического и экономического
сотрудничества между соответствующими регулирующими органами, предприятиями и научно-исследовательскими центрами. А в апреле 2017 г. между министром труда и социальной защиты Мексики и главой Министерства занятости и социального обеспечения Испании был подписан Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества и технической помощи по вопросам труда, целями которого стало расширение обмена информацией и передовым опытом в вопросах обеспечения правосудия и защиты прав работников, трудовой миграции, развития профессиональных навыков и увеличения занятости, а также безопасности труда [1].
Отдельного внимания заслуживает мексикано-испанское экономическое сотрудничество. Еще в своем турне по нескольким европейским странам, проходившем осенью 2012 г., Пенья Ньето, посетил Испанию, где он встретился с премьер-министром Испании, Мариано Рахойем Брейем, и был принят королем Хуаном Карлосом I. Будучи уже новоизбранным президентом Мексики, Пенья Ньето объявил в рамках встречи, прошедшей в Мадриде, о своем намерении «укрепить исторические связи» с Испанией, а также увеличить торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами, которое обеспечит «заметные выгоды» [8]. «Испания является нашим вторым самым важным торговым партнером в Европейском Союзе, и первым инвестором, но это сотрудничество располагает потенциалом привнести гораздо больше на благо обоих народов», подчеркнул он.
Стоит отметить, что именно энергетическая отрасль стала занимать одно из ключевых мест в двусторонних отношениях, что подтверждается почти удвоившимся за последнее десятилетие объемом импорта нефти из Мексики в Испанию, сделавшим Мексику основным латиноамериканским поставщиком сырья этой категории в Испании, оставившей далеко позади Колумбию и Венесуэлу. Наиболее заметный рост объема поставок, начавшийся еще в 2011-2012 гг., произошел к 2014 г. - с 9,5% до более чем 14%, что было вызвано, в том числе, ситуацией в Ливии и эмбарго Ирана. А в 2016 г. Мексика уже смогла потеснить Нигерию, заняв место главного поставщика нефти в Испании, достигнув объёма поставок в 14,4% от общего объема импорта в этой стране, что стало на 4% больше, чем за предыдущий год. Испания также экспортирует в Мексику различные уже готовые нефтепродукты, в основном бензин, хотя и в значительно меньших объемах [9].
Именно экономические отношения за последние годы стали одними из ключевых элементов двусторонних отношений Мексики и Испании. Во многом это было обусловлено подписанием в 1994 г. двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения, и впоследствии пролонгированного в июле 2014 г., существенно облегчающего работу для компаний и спе-
циалистов обеих национальностей. А структурные реформы, проведенные в Мексике администрацией Энрике Пенья Ньето в контексте «Пакта ради Мексики», привели к положительный результатам для испанских компаний, которые с 2013 г. смогли расширить свое присутствие, воспользовавшись благоприятными условиями для иностранных инвестиций в таких отраслях, как энергетика, мобильная телефония, финансы и инфраструктура [4].
Мексика является восьмой среди наиболее важных для Испании экономик, расположившаяся сразу после Италии, но стоящая далеко впереди Бразилии и даже России. Это является наглядным отражением перекрестных потоков экспорта и импорта, туризма, поставок энергетических продуктов и, в большей степени, объемом прямых испанских инвестиций. Со стороны Испании присутствует очевидная заинтересованность в еще большем развитии отношений, и это подтвердил Государственный секретариат торговли Испании, который разработал «Комплексный план развития рынка 2015» (PLAN INTEGRAL DE DESARROLLO DE MERCADO 2015), в котором Мексика была определена в качестве приоритетной страны, наряду с США и странами БРИКС [3].
Испания, в свою очередь, стала шестой страной-получателем мексиканского экспорта, первой из списка государств-членов ЕС и восьмым торговым партнером по величине общего объема торговли, имевший место в последние годы. Главными статьями экспорта Мексики в Испанию являются нефть, терефталавая кислота, желтоперый тунец, минералы и оксид цинка, детали для двигателей, поршневые двигатели, а также компьютеры. Испанский экспорт в Мексику составляет 1,5% от общего объема экспорта, и основными его статьями являются ветрогенераторы, транспортные средства, рыболовные товары, бензин, различные товары из сферы культуры, природный газ и оливки. А начиная с 2014 г. Мексика вновь стала занимать первое место в своем регионе для испанского экспорта, составившего 27,81% от общего объема экспорта в страны Латинской Америки и Карибского бассейна и пятое место в мире среди стран-нечленов ЕС [11].
На текущем этапе можно наблюдать активное двустороннее сотрудничество не только на уровне государственных, но и на уровне частных компаний. С точки зрения инвестиций и бизнеса стоит, прежде всего, упомянуть заключенные соглашения между ICEX (España Exportación e Inversiones) и ProMéxico. В рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного между ICEX и ProMéxico в июне 2014 г., Испания и Мексика стали активно содействовать двухстороннему развитию торговли и инвестиций, а также обмену информацией о рынках, секторах и новых возможностях для бизнеса. Особое внимание уделялось государственным тендерам. Обе ор-
ганизации договорились способствовать поиску и привлечению испанских и мексиканских инвесторов, а также оказывать поддержку в проведении семинаров и различных мероприятий, презентующих инвестиционные возможностей в Испании и Мексике.
Что касается инвестиций, Испания является вторым иностранным инвестором в Мексику после США, и первым среди стран-членов ЕС. Испанские прямые иностранные инвестиции (далее ПИИ) в Мексику сосредоточены в следующих сферах: финансовой, телекоммуникационной, инфраструктурной, а также в области оказания услуг в сфере культуры. К 2016 г. Испания стала первым инвестором в энергетическом секторе, и вторым в банковском и финансовом. За последние несколько лет выросло не только число гигантских испанских корпораций, расширяющих свое присутствие в Мексике, но и количество испанских компаний значительно меньших размеров, уже функционирующих и зарегистрированных в Мексике, также заметно увеличилось. По данным на начало 2017 г. испанских компаний, в основном малых и средних, стало около 5800, а в 2015 г. их было 3,900. Также стоит отметить, что присутствие испанских компаний распределяется неоднородно в разных секторах, со значительным перевесом в сфере инфраструктуры, строительства и машиностроения. Далее следуют такие сферы, как телекоммуникаций, машиностроение, транспорт, энергетика и сырье, гостиничный бизнес, туризм и реклама [12].
Что касается мексиканских инвестиции в Испанию, то в короткие сроки Мексика стала пятой по объему прямых иностранных инвестиций в Испанию страной, наиболее заметное увеличение присутствия которых стало наблюдаться с 2010 г. Мексиканские инвестиции в Испанию в 2013 г. составили 3,1% от общего объема ПИИ в этой стране, а к 2016 г. достигли уже 5,9%, прочно заняв седьмое место и расположившись сразу за Великобританией, опередившей мексиканцев всего лишь на 0,4% [13]. Значительная часть мексиканских инвестиций в Испании происходит через холдинговые компании, так называемые транснациональные латиноамериканское корпорации (ТЛК), ставшие некой опорой не только мексиканской, но и всей латиноамериканской экономики и преследующие цель стать рычагом для создания центров для выхода на рынки других стран, не только среди государств-членов ЕС, но и Северной Африки и Азии [2].
Стоит заметить, что особая связь Мексики с Соединенными Штатами Америки, напрямую никогда не вмешивающуюся в мексиканские-испанские отношения, за последний год продемонстрировала свою способность оказывать на них свое влияние, ввиду того, что в определенных вопросах, таких, как прямые иностранные инвестиции, Испания уже вступила в прямую кон-
куренцию с США. Тем не менее победа на президентских выборах республиканца Дональда Трампа, не скрывающего свою неприязнь по отношению к своему латиноамериканскому соседу, так и не привела к снижению объема испанских инвестиций в Мексику. Испанские компании, уже работающие в Мексике, заняли выжидательную позицию, наблюдая за неопределенным будущем страны, где некоторые из них получают наибольшие прибыли. «Имеется атмосфера некой неопределенности, однако, применительно к экономической сфере я бы не сказал, что наблюдается большой пессимизм», подчеркнул Хорхе Марине, глава экономического и торгового представительства Испании в Мексике. Он заверил, что «испанские инвестиции никак не пострадали», также, как и не пострадала двусторонняя торговля.
По последним данным Министерства экономики Испании, в период с января по ноябрь 2016 г. объём экспортной торговли из Испании в Мексику составил 4 млрд долл, что лишь на 4,1% меньше, чем за эквивалентный период в 2015 г. В свою очередь мексиканский импорт в Испанию составил около 3,3 млрд долл, что стало меньше уже на 9,6% [16].
Угрозы Дональда Трампа о повышенном налогообложении для компаний, имеющих производство в Мексике, уже привели к тому, что несколько американских автомобильных компаний со своими заводами в этой стране, такие как «Ford» и «General Motors», стали забирать свои инвестиции из Мексики, чтобы перенаправить их в страну происхождения. Также не стоит забывать, что на мексиканских машиностроительных заводах используются в том числе и автомобильные запчасти, чьим крупнейшим экспортером является именно Испания, что подтверждает некую взаимозависимость рассматриваемых государств. Но, прежде всего, возникшая неопределенность ударяет именно по мексиканскому песо, уже достигшего в конце 2016 г. рекордно низкого уровня в 22 песо за доллар США, готовясь к тому, что Трамп будет применять жесткую политику растущего давления на американские компании, экспортирующие из Мексики и Китая [20].
Тем не менее, несмотря на растущие трудности, Испания не собирается отказываться от своего главного латиноамериканского партнера. По официальным данным, с января по сентябрь 2016 г. по объёму ПИИ в Мексику первое место продолжают занимать США - 35,7%, а второе занимает Испания - 13,2%. Несмотря на неопределенность, если не сказать панику, в январе 2017 г. испанская компания «Iberdrola», являющаяся крупнейшим производителем и поставщиком электроэнергии, объявила о своем строительстве в Мексике нескольких ветровых электростанций, которые планируются к вводу в эксплуатацию уже в 2019 г. Кроме того, филиал испанской компании «OHL» в Мексике объявил о своих планах инвестировать более 350 млн
долл в 2017 г. в различные инфраструктурные проекты, а испанский строительный конгломерат «Acciona», уже в январе 2017 г. согласовал строительство пассажирского терминала нового аэропорта в Мехико в консорциуме, возглавляемом мексиканскими компаниями «ICA» и «Carso» [7].
Благие намерения и действия налицо, хотя Испания безусловно заинтересована в том, чтобы отношения между Мексикой и Соединенными Штатами оставались стабильными и продуктивными, сохраняя уверенность в стране, куда так активно инвестируют их компании. 1 февраля 2017 г. премьер-министр Испании, Мариано Рахой, в телефонном разговоре с президентом Мексики Пенья Ньето, «выразил солидарность Испании с Мексикой, касательно новой агрессивной политики, занятой новой администрацией США». В ответ на это президент Мексики «поблагодарил за оказанную поддержку испанского правительства и народа, и подчеркнул важность, которые имеют для Мексики ее отношения с Испанией, характеризующиеся своей глубиной, разнообразием и широтой» [14].
Последнее, что необходимо особо подчеркнуть это то, что проводя свою националистическую и протекционистскую политику Дональд Трамп создает вакуум в регионе, который идет на руку с каждым днем теряющему свой авторитет Европейскому Союзу. Воздвигая политическую стену между США и Мексикой, никак не отвечающую долгосрочным интересам обеих стран, Дональд Трамп, тем самым, толкает Мексику на еще более активный поиск новых партнеров. А Испания, в свою очередь, стремится взять на себя роль лидера в плане разработки и фактического проведения в жизнь политики во всей Латинской Америке, отвечающей интересам Евросоюза [17]. В любом случае очевидно, что отношения Мексики и Испании продолжат активно развиваться, разделяя один взгляд на решение региональных проблем и оставаясь важными партнерами в рамках ибероамериканского мира.
References
1. Katysheva O.V. Vneshnepoliticheskoe vzaimodeistvie Meksiki s Ev-ropeiskim Soyuzom v XXI v. In the World of Scientific Discoveries. 2015. №11.
2. Paniev N.Yu. Vzaimodeistvie s ES: v poiskakh novogo partnerstva. Mek-sika: paradoksy modernizatsii. M., ILA RAN, 2013.
3. Yakovlev P.P. Iberoamerikanskoe soobshchestvo natsii: genezis, evolyut-siya, perspektivy. Latinskaya Amerika v sovremennoi mirovoi politike. M.: ILA RAN,2009.
4. Acuerdo por el que se emiten las Reglas Generales para la Aplicación del Estímulo Fiscal a Proyectos de Inversión en la Producción y Distribución Cinematográfica Nacional. URL:
http://www.dof.gob.mx/nota_detalle.php?codigo=5329689&fecha=15/01/2014 (accsess 28.03.2017).
5. Malamud C. Relaciones España - México. Real Instituto Elcano. 2016. Vol. 9(2).
6. Países con Tratados y Acuerdos firmados con México. URL: http://www.gob.mx/se/acciones-y-programas/comercio-exterior-paises-con-tratados-y-acuerdos-firmados-con-mexico (accsess 28.07.2017).
7. España, el mayor inversor en México tras EE.UU., mira de reojo a Trump. URL: http://www.lavanguardia.com/politica/20170211/414258979308/espana-el-mayor-inversor-en-mexico-tras-eeuu-mira-de-reojo-a-trump.html (accsess 03.05.2017).
8. Estadística del Padrón de Españoles Residentes en el Extranjero a 1 de enero de 2016. Instituto Nacional de Estadística. URL: http://www.ine.es/prensa/np962.pdf (accsess 28.01.2017).
9. Estadísticas del Observatorio Permanente de la Inmigración, 2015. URL: http://extranjeros.empleo.gob.es/es/Estadisticas/operaciones/con-certificado/ (accsess 28.03.2017).
10. Steinberg F. Arahuetes A. V Índice Elcano de oportunidades y riesgos estratégicos para la economía española hacia una mejor inserción internacional de la economía Española. Informe Elcano. 2016. Vol. 10.
11. Fonseca, Diego. Los españoles en el extranjero aumentan un 56,6% desde 2009. URL: http://politica.elpais.com/politica/2016/03/16/actualidad/ 1458145510_786597.html (accsess 28.01.2017).
12. Inversión extranjera en España: cierre año 2016. Registro de Inversiones Exteriores. Ministerio de Economía, Industria y Competitividad. URL: http://www.mineco.gob.es/stfls/mineco/prensa/ficheros/noticias/2017/170321_cu adros_inversion_extranjera_2016.pdf (accsess 03.05.2017).
13. Las empresas aztecas aguantan en España. URL: https://www.capitalmadrid.com/2014/6/11/34153/latinoamerica-las-empresas-aztecas-aguantan-en-espana.html (accsess 03.05.2017).
14. Las 5.800 empresas españolas presentes en México miran de reojo a Trump. URL: http://www.eleconomista.es/empresas-finanzas/noticias/8149071/02/17/Las-5800-empresas-espanolas-presentes-en-Mexico-miran-de-reojo-a-Trump.html (accsess 03.05.2017).
15. Las importaciones de crudo bajan un 0,7% en 2016 y México desbanca a Nigeria como mayor proveedor. URL: http://www.lainformacion.com/economia-negocios-y-finanzas/energia-y-recursos/petroleo-y-gases-secundarios/importaciones-Mexico-desbanca-Nigeria-proveedor_0_998300664.html (accsess 28.06.2017).
16. Ministerio del Interior. España y México suscriben un convenio de cooperación bilateral con rango de tratado internacional en materia de lucha contra la delincuencia organizada. URL: http://www.interior.gob.es/prensa/noticias/-
/asset_publisher/GHU8Ap6ztgsg/content/id/2079877 (accsess 28.01.2017).
17. Peña Nieto agradece a Rajoy la "solidaridad" de España con México ante Trump. URL: http://www.efe.com/efe/usa/mexico/pena-nieto-agradece-a-rajoy-la-solidaridad-de-espana-con-mexico-ante-trump/50000100-3166809 (accsess 03.05.2017).
18. Peña Nieto fortalecerá los lazos históricos y comerciales con España. URL: http://www.vivelohoy.com/noticias/8137969/pena-nieto-fortalecera-los-lazos-historicos-y-comerciales-con-espana (accsess 28.01.2017).
19. Ruiz Massieu, Claudia. México en la Cumbre del G20. URL: http://www.excelsior.com.mx/opinion/mexico-global/2016/09/05/1114990 (ac-csess 28.01.2017).
20. Yákovlev P.P. España y América Latina: recarga de las relaciones. Iberoamérica, 2013. №2.