использование практики заимствования субнациональными органами без предварительного укрепления основных институциональных механизмов (финансовые рынки и принципы их регулирования, права собственности, стандарты бюджетного процесса и бюджетной отчетности) может привести к весьма серьезным негативным последствиям. В частности быстрый рост объёмов заимствования субнациональными бюджетами в условиях отсутствия рыночной дисциплины и эффективных регулирующих механизмов привел к дестабилизации бюджетной и экономической ситуации на Украине и в России. Нестабильная макроэкономическая ситуация во многих странах с экономикой переходного типа является дополнительным доводом в пользу ограничения доступа местных органов власти к заемным средствам [2, с. 95].
Таким образом, отказываться сегодня от регулирования доходов в системе местного самоуправления бессмысленно. Однако и сохранять доминирующее положение этих источников в доходной части местных бюджетов, сдерживая тем самым стремление муниципальных образований к саморазвитию, тоже нельзя.
Литература
1. Мигара де Сильва, Галина Курляндская. Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика. - М. Издательство «Весь мир», 2006 г - 464 стр.
2. Ботиров А. А., Юлдашева Н. В. Местные бюджеты. Учебник. - Т-Издательство: МОЛИЯ-ИКТИСОД, 2015 г.
Modern mechanisms of impact of tax regulation in the Kyrgyz Republic
Omurgazieva N.
Современные механизмы влияния налогового регулирования в Кыргызской Республике Омургазиева Н. Б.
Омургазиева Назира Бекболотовна / Omurgazieva Nazira - аспирант, кафедра финансов, экономический факультет, Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы регулирования налоговых ставок, и их влияние на налоговую базу, на систему налогообложения, на некоторые аспекты методологии налоговой нагрузки.
Abstract: in the article the questions of adjusting of tax rates, and their influence, are examined on a tax base, on the system of taxation, on some aspects of methodology of the tax loading.
Ключевые слова: налогообложение, налоговая система, упрощенная система налогообложения, косвенные и прямые налоги.
Keywords: taxation, tax system, simplified system of taxation, indirect and direct taxes.
УДК: 339.27
Рыночные реформы в Кыргызстане осуществлялись в сложных условиях, характеризующихся длительным экономическим кризисом, связанным с падением производства, на что в первую очередь повлияли: распад Советского Союза, приведший к разрыву хозяйственных связей и утере рынков сбыта; ликвидация
производственной специализации и кооперации. Такое положение создали неблагоприятные макроэкономические условия для Кыргызстана - безудержный рост цен, дефицит бюджета, высокая инфляция. Несмотря на все трудности переходного периода, Правительство республики сделало позитивные шаги к преодолению экономического спада, разработав программу выхода из экономического кризиса и финансовой стабилизации.
В современных условиях необходимы новые подходы макроэкономического регулирования финансово-кредитного механизма. В этой связи выявление конструктивных подходов в регулировании финансового механизма за рубежом, адекватных современной экономике Кыргызстана, ориентирующейся на рынок, имеет особую важность и актуальность.
Налоговый кодекс успешно работает и характеризуется многими зарубежными экспертами, как в высшей степени прогрессивный. Тем не менее, изменения в экономической жизни республики требуют внесения отдельных поправок в этот Закон.
С целью облегчения налогового бремени в республике предложено рассмотреть и в перспективе внести следующие изменения в законодательство:
• введение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
• постепенная отмена ряда нерыночных налогов;
• совершенствование администрирования налогов;
• отказ от предоставления льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что позволяет реализовать принцип справедливости;
• стимулирование инвестиций;
• выравнивание ставок акцизного налога как на производимые, так и ввозимые подакцизные товары;
• приведение ставок земельного налога в соответствие с фактической стоимостью земли;
• улучшение информированности налогоплательщиков [1.26].
Влияние налогов на процесс воспроизводства осуществляется в ходе налогового регулирования и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли и сферы влияния, но и всю экономику во всем многообразии ее форм.
В мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений; замена одних форм или способов обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат раннее уплаченных сумм); изменение сфер распространения налогов и др.
Основные принципы налогообложения и направления налоговой политики находят свое воплощение в действующей налоговой системе. Ее состав и структура в каждой стране индивидуальны. К числу наиболее распространенных и общепризнанных видов налогов относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль юридических лиц, налоги на капитал, налоги на дивиденды, налог на операции с ценными бумагами, налог на имущество, земельный налог, таможенные пошлины, акцизы и подоходный налог с населения.
Ныне действующая в Кыргызской Республике налоговая система, весьма противоречива и страдает рядом принципиальных изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.
Первый недостаток состоит в том, что эта система создает два различных налоговых режима: первый - финансового прессинга - для производителей и инвесторов (предприятий, объединений, финансовых учреждений), выступающих как организации - юридические лица; второй - сравнительно льготный - для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Второе противоречие - необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.
Третий изъян действующей налоговой системы - она не стимулирует повышение платежной дисциплины. Использование метода учета производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный счет привело к стремлению предприятий не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а использовать разнообразие схемы обналичивания и утаивания этих средств.
Четвертый недостаток системы налогообложения - слабая собираемость налогов и узкая база обложения.
Наконец, пятая негативная особенность действующей налоговой системы -налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение [2.94].
Действующий механизм налогообложения прибыли (доходов) юридических лиц в республике требует совершенствования. Не решены окончательно вопросы оптимизации налоговых ставок, состава и целевой направленности системы налоговых льгот.
Основные наиболее целесообразные направления налогообложения юридических лиц:
- расчеты оптимизации ставок налога на прибыль;
- сокращение налоговых льгот социального характера за счет увеличения трансфертных платежей и их использование по целевому, адресному направлению физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной поддержке;
- обеспечение сбалансированности механизма налогового регулирования при проведении экспортно-импортной политики;
- перестройка налогового механизма, переход от обложения прибыли и сверхнормативной заработной платы к налогу на валовой доход юридических лиц.
Так же, как и в других проблемах, в проблеме структуры налогообложения существуют компромиссы, которые соответствуют положению и условиям на рынке. Здесь можно отметить, что современные налоговые системы - это компромисс. По мнению немецкого экономиста Хайнца Халлера, идеальной налоговая система считается в том случае, когда «в государстве действует один главный налог, сопровождаемый системой спутников - незначительных по весу налогов, но необходимых для заполнения пробелов, неизбежно оставляемых главным налогом» [3.68].
Так, существуют регрессивное и прогрессивное налогообложение, прямые и косвенные налоги. Экономист Манчестерского университета Давид Уолкер утверждает, что чем выше в общей сумме доля прямых налогов, тем более социальный характер носят финансы.
С помощью этих инструментов в какой-то мере государство может регулировать и проводить равновесие в экономической системе. Прогрессивное налогообложение заключается в том, что средняя ставка налога повышается по мере возрастания дохода. Этот налог предполагает большую абсолютную сумму и значительную долю взимаемого дохода по мере его роста. Что касается регрессивного налогообложения, то в этом случае средняя ставка понижается по мере роста дохода. Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги, они взимаются через надбавку к цене. Основными источниками налоговых доходов являются доходы, товары и капитал.
Налоги на доход: - юридических лиц - физических лиц
Налоги на товар: -НДС
- акциз -таможенные пошлины
Налоги на капитал:
- с наследства - на дарение - на имущество - на землю
-на продажу ценных бумаг
Схема 1. Основные источники налоговых доходов
В Кыргызстане активная налоговая политика, по сути, только начинает закладываться.
Налоговая политика в Кыргызстане в современных условиях базируется на принятых основных законах, в частности: закон «О подоходном налоге с населения», Закон «О подоходном налоге с предприятий», указ Президента «О государственной налоговой службе в Кыргызской Республике», а также законах, регламентирующих порядок взимания налога на добавленную стоимость, акцизы и т. д. Проводимую на основе этих законов налоговую реформу следует рассматривать в контексте общей экономической реформы, исходить не только из задач дня сегодняшнего, но видеть, каковы будут ее последствия, насколько будет эта налоговая реформа работать на формирование цивилизованного рынка. Все меры в области налоговой реформы направлены на поиск новых методов и подходов к регулированию экономики [4.52].
В соответствии с Законом «Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике», общегосударственными являются налоги, ставки которых, объекты и субъекты налогообложения, а также методы сбора определяются Налоговым Кодексом Кыргызской Республики и взимаются на всей ее территории. К общегосударственным налогам и другим доходам относятся:
а) налог на прибыль юридических лиц независимо от форм собственности;
б) акцизный налог на внутреннюю (местную) продукцию;
в) подоходный налог с физических лиц;
г) другие общегосударственные налоги и платежи, установленные в законодательном порядке.
Необходимо отметить, что общегосударственные налоги поступают как в республиканский, так и в местные бюджеты. Распределение поступления общегосударственных налогов между республиканскими и местными бюджетами устанавливается ежегодным Законом о республиканском бюджете.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным косвенным налогом и важным источником доходной части бюджета и в его основе в соответствии с Налоговым кодексом лежит принцип страны назначения, то есть налог на товары и услуги взимается в стране потребителя.
20 000,0 18 000,0 16 000,0 14 000,0 12 000,0 10 000,0
8 000,0
6 000,0
4 000,0
2 000,0 0,0
^^»НДС-внутренний и "НДС - на импорт ^^^Налог с продаж
Диаграмма 1. Динамика НДС и налог с продаж 2005-2014
Однако, вследствие ряда поправок налогового законодательства, противоречащих концепции НДС, данный налог не способствует полному охвату налогооблагаемой базы, предусмотренной законодательством, и в ряде случаев является причиной нерационального распределения налогового бремени между хозяйствующими субъектами.
В целях приведения статуса НДС в соответствие с классической системой налогообложения, основными направлениями реформирования данного налога должны являться:
• восстановление механизма поэтапной уплаты и зачетной системы НДС;
• пересмотр освобожденных поставок. Освобождение по данному виду налога может представляться только тем поставкам, которые не могут быть в дальнейшем использоваться для создания облагаемых поставок;
• единый подход к определению даты налогового обязательства и сроков уплаты налога. Отказ от предоставления индивидуальных условий для отдельных видов деятельности;
• взаимоувязка системы взимания НДС с упрощенной системой налогообложения;
• создание единой системы администрирования НДС на импорт и производство;
• совершенствование системы регистрации по НДС.
По данным государственной налоговой инспекции налог на прибыль юридических лиц имеет тенденцию к снижению.
Диаграмма 2. Динамика поступления налога на прибыль, подоходный налог, налог на доходы лиц-нерезидентов 2005-2014гг.
Источник: МФКР 2015г.
Представленные в диаграмме 2 данные показывают, что акцизный является вторым крупным источником налоговых поступлений.
В системе налогов на прибыль широко используются так называемые налоговые льготы, призванные стимулировать отдельные секторы и отрасли хозяйства.
Для обеспечения стимулирующей направленности налоговой системы на развитие производства целесообразно отказаться от налога на добавленную стоимость в таком виде, в котором он сейчас существует.
Литература
1. Экономика Кыргызстана: реалии перспективы / Зулпуев С, ст. «Бюджетно-налоговая политика», Бишкек 2001 г.
2. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы / Досалиев Б. А. докл. «Бюджетно-налоговая политика: стратегия реформ».
3. Мусукожоев Ш. М., Меиманов К. М. Экономика Кыргызской Республики -Бишкек 1997 г.
4. Экономика Кыргызстана в последние десятилетие XX века / сост. Кочуев Т., Оторбаев К., Орузбаев А., ЦэиСР при МФ КР. - Бишкек 2000 г.
5. Кудабаев З. И. Экономика КР и свободно-экономические зоны / нац. комитет КР -Бишкек 1999 г.
6. Материалы министерство финансов Кыргызской Республики 2014г.