СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
X
УДК 316.4
Е.В. Маликова
преподаватель,
кафедра управления персоналом, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный
университет», г. Гоозный
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассмотрены наиболее значимые современные концептуальные теории молодежи: психоаналитическая, структурно-функциональная, рискологическая, а также становление социальной концепции молодежи в рамках научных исследований. Представлена типология молодых людей по степени готовности к рискованной деятельности.
Ключевые слова: теории молодежи, социальная концепция, риск, рискованная деятельность.
E.V. Malikova, Chechen State University, Grozny
MODERN CONCEPTUAL THEORY OF YOUTH
Abstract. The article considers the most important contemporary conceptual youth theories: psychoanalytic, structural-functional, out risk concepts, as well as the formation of the social concept of youth in the framework of scientific research. Presents a typology of young people according to the degree of willingness to engage in risky activities.
Keywords: theories of youth, the social concept, risk, risky activities.
К началу зарождения современных концептуальных теорий молодежи можно отнести период 1930-1940-е гг., когда на Западе, а позднее и в России в рамках социологии как науки возникла необходимость изучения проблем молодого поколения. Поводом к этому послужили активизация молодежи в структуре социума и в сфере производства, что привело к необходимости разработки теорий и концепций для ее изучения. Возрастание интересов общества к молодежи было связано, прежде всего, с необходимостью решения определенных общественных проблем, вследствие чего возникла необходимость серьезного подхода к ее изучению. Общество стремилось к пониманию сущности молодого поколения для дальнейшего определения тех стратегических задач, в решении которых можно было бы использовать молодежь как ресурс. С точки зрения науки, концепции и теории молодежи сформировались лишь к концу 1980-х гг., и далее мы хотели бы отметить наиболее значимые из них.
Психоаналитическая концепция основана на теории З. Фрейда, а также на теории жизненного пути личности, которую вывели его ученики - Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон - и которая получила дальнейшее развитие благодаря неофрейдистам - Г.С. Салли-вану, К. Хорни и Э. Фромму. Основой психоаналитической концепции является идея о соотношении биологической, социальной и психологической сущности человека. В соответствии с развитием молодежи это соотношение меняется, что приводит к определенным, связанным с этим процессом проблемам: конфликту поколений, возникновению агрессивного поведения вследствие негативного настроя по отношению к существующему общественному строю.
Среди российских ученых к последователям психоаналитической концепции можно отнести Л.М. Архангельского, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, научные труды которых отражали важнейшие проблемы развития личности, механизмы формирования молодежного сознания и преодоления социального отчуждения. В 1960-1970-х гг. в Советском Союзе началось становление социальной концепции молодежи, которая связана с работами И.С. Кона. Данный автор очертил границы ее содержания на базе социологического и психологического подходов к молодежи [1]. Определение молодежи И.С. Коном вошло в Большую советскую энциклопедию, что в пер-
вую очередь означало единство взглядов в этом направлении с научным сообществом.
Согласно этому определению, молодежь - это «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим из социально-психологических свойств [2, с. 478]». В качестве одной из важнейших психологических особенностей И.С. Кон выделяет разноуровневое развитие, считая это особенностью и причиной противоречий юношеского периода [3, с. 49]. В рамках психоаналитической концепции молодое поколение рассматривалось, прежде всего, с позиции психологических особенностей и определялось как социальная группа, состоящая из индивидов, с присущими им специфическими и возрастными характеристиками.
Структурно-функциональная концепция объединила теории Д. Белла, Г. Маркузе, Р. Мертона, Т. Парсонса, В. Райха, в рамках которых молодежь анализировалась как социально-демографическая группа в обществе. Таким образом, это положило начало структурного функционализма в общей социологии. В рамках данной концепции молодежь рассматривается в качестве элемента общества, связанного посредством взаимодействия с другими элементами, представляя с ними единую систему, но выполняя свою определенную функцию и неся свой вклад в развитие целого.
К отечественным представителям структурно-функциональной концепции относятся такие известные российские социологи, как С.И. Григорьев, В.Г. Немировский, М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги [4, с. 262]. Наиболее крупной работой на эту тему является исследование М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги «Молодежь России: социологический портрет [5]», в котором авторы пишут, что «в результате социализации молодежи, она либо идентифицирует себя с господствующими социально-экономическими отношениями и нормами общества, и тогда бесконфликтное воспроизводство последнего гарантировано, либо по тем или иным причинам не идентифицирует себя с основными нормами общества, отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколений» [5, с. 7]. В целом, структурно-функциональный подход базируется на определении включенности молодого поколения в структуры управления при его реальном участии в принятии решений, что в целом определяет характер отношений молодежи и общества.
Рискологическая концепция формируется под влиянием рискологических теорий У. Блэка, Э. Гидденса, М. Дугласа, Н. Лумана [3, с. 52]. Данная концепция определяет риск одним из важнейших характеристик молодежи, что с одной стороны создает определенные условия для жизнедеятельности, а с другой - способствует самореализации и саморазвитию молодого поколения. Так, например, общество, являясь динамичным, связано с рисковыми ситуациями, а молодежь не может быть отделена от общества и, как следствие этого, подвергается риску. В процессе своего социального развития молодежь сама становится субъектом риска, поэтому данная концепция рассматривает молодость как рискованный период, связанный с неопределенностью.
В отечественной социологии молодежи целостная концепция риска жизнедеятельности молодого поколения разработана отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. Наиболее известным отечественным представителем данного направления является Ю.А. Зубок [3, с. 53-54]. Определяя общество риска как «специфический способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей в условиях неопределенности, когда воспроизводство жизненных средств (условий жизни), физических и духовных сил человека приобретает не социально направленный, а преимущественно случайный, вероятностный характер, вытесняясь производством самого риска [6, с. 7]».
Молодежь, занимая в социальной структуре промежуточное положение, наиболее подвержена рискам, чем остальные группы, среди которых выделим такие, как риск остаться без работы, не выдержать конкуренцию на рынке труда, не получить образование и не реализовать себя в обществе. Следует отметить, что для молодого поколения при огромном стремлении к новому характерна низкая степень анализа возможных последствий совершенных действий,
что увеличивает вероятность совершения этих действий.
Исследователем молодёжи Ю.А. Зубок была разработана типология молодых людей по степени их готовности к рискованной деятельности [7].
Ориентированные на стабильность, представители этой группы ответственно относятся к своим гражданским обязанностям, готовы соблюдать закон и уважают себя и окружающих. Для такой молодежи наиболее важными являются такие качества, как чувство долга, законопослушность и самоощущение.
Для молодых людей, ориентированных на риск, важнейшим способом самоутверждения является индивидуализм, а такие характеристики личностного самоопределения, как чувство долга и рационализм, находятся для них на втором и третьем местах. Такое сочетание качеств ведет к тому, что представители этой группы являются сторонниками осмысленного риска, что приводит их к желанию стать во главе общественных перемен, инноваций, реформ.
Среди личных характеристик группы, оценивающих свою жизнь как стабильную лидируют предприимчивость, практичность и рационализм. Уважение к закону и чувство долга в системе ценностей этой группы молодежи занимают последние места, государство рассматривается ими как орган, обеспечивающий конституционные права своих граждан, и только при выполнении этого условия они готовы отстаивать его интересы.
Главной характеристикой группы молодежи, оценивающих свою жизнь как нестабильную и рискованную, как и у предыдущей, является предприимчивость. Отдавая предпочтению бескорыстию и коллективизму, представители этой группы обладают способностью противостоять условиям риска, сохраняя при этом ценности традиционные для российского менталитета. В отличие от молодежи, сделавшей ставку на риск (вторая группа), для этой (четвертой) группы риск представляется иначе. Большинство из них явно недовольны своей жизненной ситуацией, видя причину своих неудач во враждебном обществе индивидов, готовых на все ради личных интересов.
Подводя итог, можно отметить, что все существующие концепции и теории определения сущности молодежи взаимосвязаны между собой и органично дополняют друг друга, что приводит к возможности наиболее полного изучения и понимания этого социального феномена.
«Молодежь» - это отражение представлений о настоящем и будущем, тот образ модели правильного общества, который будет определяться теми, кто сегодня составляет молодое поколение нашей страны.
Список литературы:
1. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.; Его же. Юность как социальная проблема // Общество и молодежь. 2-е изд., доп. и пер. М.: Мол. гвардия, 1973. С 22-51.
2. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Совет. энциклопедия, 1974. Т. 16. 872 с.
3. Социология молодежи: учебник для акад. бакалавр. / под ред. Р.В. Ленькова. М.: Юрайт, 2015. 416 с.
4. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ: науч. монография [Текст] / В.А. Луков. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 528 с.
5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. 2-е, электрон. изд. М.: ЦСПиМ, 2010. 290 с.
6. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. 2-е изд. М.: Наука, 2003. 231 с.
7. Зубок Ю. А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Безопасность Евразии. 2003. № 3. С. 130-139.