УДК130.121.4.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЖЕНСТВЕННОСТИ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В МИРЕ
ИвановаИрина Сергеевна, кандидат философскихнаук, доцент, LesnayalO@yandex.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines works by authors of the 20th-21st centuries devoted to the Eternal Feminity. The spiritual components of the phenomenon of Feminity are compassion, harmony, love, priestess mission, guardian, transmitter of sacred truths, light, proximity to God, physical and spiritual motherhood, salvation of man and mankind. The article comments on the controversial ideas of the authors, including the idea of the feminine nature of the Holy Spirit proposed Igor Bogin, also the idea to allow women to preach expressed by Pavel Evdokimov, and theproblem ofimage ofthe modem woman raised by Sh. Rose.
В статье исследованы произведения авторов XX—XXI веков, повествующие о Вечной Женственности. Духовными компонентами феномена женственности определены сострадание, гармония, любовь, миссия жрицы, хранительницы и открывателъницы сакральных истин, свет, приближенность к Богу, физическое и духовное материнство, спасение души человека и человечества. Проанализированы спорные идеи авторов монографий, в частности, идея о женском роде святого духа, предлагаемая Игорем Богиным; мысль о разрешении женщине проповедовать, высказанная Павлом Евдокимовым; проблема образа современной женщины, поднятая Ш. Роуз.
Key Words: love, transcendentobject,feminity, harmony, respect
Ключевые слова:любовь, трансцендентный объект, женственность, гармония, уважение
Интересна трактовка категории Вечной Женственности в труде П. Евдокимова «Священная женственность». Разделение мужчины и женщины в истории П. Евдокимов объясняет, конечно, не так, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые разделение и господство то матриархата, то патриархата связывали с разделением труда и господствующим способом производства, матриархат — с господством собирательства, патриархат — с господством машинного способа производства, из чего автор данной работы делает вывод, что биархат (строй, при котором мужчина и женщина живут в гармонии, имеют равные права и одинаково руководят людьми) будет связан с упразднением разделения труда, полным или значительным.
Эта мысль о разделении труда, точнее, раздельном труде мужчины и женщины как об истоке мирового зла присутствует и у П. Евдокимова, но в религиозной форме: «Если Бог всегда обращается к мужчине и к женщине вместе, то Сатана разъединяет эту двоицу: он сказал жене...». Мильтон в «Потерянном рае» настаивает на этом обстоятельстве. Он говорит, что Сатана послал Еве во время сна дурное
сновидение, которое должно было на следующее утро превратиться в каприз: Ева одна будет заниматься цветами, в то время как Адам будет подрезать деревья. Таким образом, змий окажется наедине с Евой... Если в греческом языке слово «sumbolon» (символ) означает «то, что соединяет, перебрасывает мост, объединяет», то слово «diabolos» (дьявол), того же корня, означает «то, что разъединяет, разделяет, разлагает»... Предел разложения, к которому приводит зло, есть ад... Aides по-гречески «место, где уже ничего не видно» [3. С. 140—141].
В противовес мракобесам средневековым теологам, негативное отношение которых к женщине представлено в книге А.Я. Еуреви-ча «Культура средневековой Европы», в главе «Женщина, семья, секс или цивилизация мужчин» П. Евдокимов защищает саму Еву, образ которой иногда был черен, связан с мировым злом. Эта защита вполне логична. Она связана с идеей того, что Ева — предтеча Девы Марии: «Ева в точном смысле слова означает «жизнь», но тот, кто с пророческой прозорливостью дал это имя, имел в виду нечто большее, чем простое биологическое продление рода, большее, чем «печать обещанной благодати», боль-
37
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА
ше, чем предвидение того, что из рода этого произойдет «царица в скифском золоте» (П.с. 44.10)... Второй Евой III вселенский собор провозгласил Богородицу... «В этом великом смысле Ева была названа Жизнью (Быт. 3.20). Теперь понятно, почему женщина получает обетование спасения: к женщине обращена весть Благовещения, женщине прежде всего является воскресший Христос и «жена, облеченная в Солнце (Откр. 12.1) есть образ нового Иерусалима. Библия делает женщину религиозным принципом человеческой природы. Она уста человечества, которыми смиреннее (да будет мне по слову твоему) рабы господней отвечает на творческое fiat небесного отца; она является этим свободным «да» всего человечества, которое полагается в дело воплощения как его неоспоримоечеловеческое» [3. С. 150—151].
Итак, по мысли П. Евдокимова, женщина наиболее восприимчива к религии, близка к Богу-отцу чувствами материнства и ее роль в спасении мира не только в соединении с мужчиной в любовном браке, но и в возрождении религии как высшей формы духовности.
«В силу своей религиозной структуры женщина является... актом животворной интеграции, и она лишь одна способна противостоять тому разрушению и обесчеловечиванию, в которые все более замыкается мужской дух. Именно в этом смысле надо понимать слова Н. Бердяева, когда он говорит о бесконечно значительной роли женщины, которая «займет преобладающее место в истории завтрашнего дня... в религиозном пробуждении нашего времени» [3. С. 152].
П. Евдокимов считает, что запрет женщине проповедовать — это неверный запрет, потому что женщина более искусно может пробудить религиозное сознание как человека, так и человечества. Сама цель истории — превращение человека в богочеловека — достигается при помощи женщины и через женщину. Особое внимание поэтому уделяется культу Девы Марии. Однако уделяя большое внимание значению Вечно Женственного, П. Евдокимов настаивает на идее гармонии между мужчиной и женщиной, не признавая в будущем главенства чего-либо одного. «Возвращение к матриархату как общественному строю было бы последней степенью деградации человека. Если женщина занимает место мужчины, она тем самым не привносит ничего особенного, напротив,
она утрачивает чувство своей женственности и своего призвания» [3. С. 158].
Данное утверждение, по мнению автора предлагаемой статьи, чрезмерно категорично. При матриархате женщина занимает свое место, а не место мужчины, но в целом идея будущего как гармонии двух начал представляется верной.
Как и И. Богин, П. Евдокимов особое внимание уделяет идее, образу женственного, когда не конкретная женщина с женскими признаками, а абстрактная невеста Дева занимает ум мужчины, становясь трансцендентным объектом и вдохновляя мужчину на подвиги. «У романтиков женщина становится «вратами небесными» и помещается в сферу чистого духа, становится чистой идеей. Мужчина проецирует ее в область трансцендентного: он трансцен-дирует себя, но также женщину, как живое существо, тем самым отказываясь от подлинного общения, от всякой взаимности.
Кьеркегор говорит в In Vino Veritas (речь Виктора Эремиты): «Важно, чтобы мужчина избегал входить в положительные отношения с женщиной». В жизни мужчины ее роль состоит в том, чтобы появиться в благоприятный момент, когда она может пробудить в нем стремление к идеалу и к внутренней жизни, а затем будет лучше, если она исчезнет. «Не один гений стал гением, не один герой стал героем, не один поэт стал поэтом, многие святые стали святыми под влиянием девушки. Но кто стал гением, поэтом, героем или ученым под влиянием своей жены? Через нее становятся торговыми советниками, генералами, отцами семейств. Есть что-то действительно достойное сожаления в том, чтобы жениться, иметь детей, страдать подагрой, выдерживать экзамен по богословию, быть депутатом». Кьеркегор любит Регину; он любит в ней девушку — девушку вообще, абстракцию, что-то, что находится за ее пределами; и он отказывается жениться на ней. Он выбирает метафизический диалог, посредством которого достигает трансцендентного, и предпочитает этот диалог любым реальным взаимоотношениям между двумя живыми и конкретными любящими существами. Женщина усиливает творческие потенции мужчины лишь отрицательным образом. Вся поэзия есть обожествление женщины, но этот апофеоз относится к идее женщины, а не к женщине из плоти и крови. «Несчастье женщины состоит в том, что она в какой-то момент пред-
38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3
Современные концепции женственности и роль женщины в мире
ставляет собой все, а в следующий момент уже ничего больше не представляет, и никогда не знает точно, что она собственно означает как женщина». Эти слова Кьеркегора, быть может, сильнее, чем все, что написала Симона де Бовуар. Женщина представляет собой все в мире в тот момент, когда мужчине нужно видение, которое его наполняет, а затем она ничто, не имеет никакой собственной ценности и даже не является человеческим субъектом, личностью. Кьеркегор ссылается на Платона и благодарит Бога за то, что он родился мужчиной, а неженщиной [3. С. 168].
Автор дает обзор поэтического и философского творчества, в котором представлен культ Вечной Женственности. Он приводит цитаты из Луи Жилле, соглашаясь с ним, что в поэзии трубадуров и менестрелей женщина получила значение не только как продолжательница рода, но и как объект любви, поклонения, существующий независимо от продолжения рода. Вот как трогательно пишут об этом Луи Жилле и П. Евдокимов: «Луи Жилле хорошо описывает масштаб этого явления: «Выражая любовь через формы, принятые в области служения и рыцарского преклонения, они производят переворот, значение которого невозможно переоценить. Это настоящее моральное творчество... Это любовь, совершенно оторванная от темы продолжения рода. Женщина становится религией» [3].
В Северной Италии, в Тоскании, во времена Данте целомудрие воспевают как свет мира. Страсть поднимается на такую высоту, где идеал женщины сливается с поклонением Пресвятой Деве. В этом эзотерическом и мистическом кругу часто появляется Премудрость Божья, София, в виде вечной женственности. Гете скажет позднее: «Вечно Женственное нас увлекает ввысь». У Данте женщина-Беатриче заменяет мужчину-Виргилия в качестве проводника; он заканчивает свой бревиарий любви — la Vita Nuova — обещанием воздвигнуть женщине такой литературный памятник, какой никогда ей не посвящался. Но эти высокие взлеты быстро приводят к чистой абстракции; живое женское существо исчезает в оторванных от действительности эфемерных построениях. Неизбежные падения и разочарования уже притаились у порога. Ересь катаров вносит мрачную ма-нихейскую ноту. После войны с альбигойцами классическое и традиционное учение берет верх, и аскеты выступают против суетного про-
славления женщины. Поэты меняют регистр и с этого момента воспевают любовь, соответствующую классической морали. Мефре Эрменго закончит словами: «Кто поклоняется женщинам, тот поклоняется Сатане»... Один из последних трубадуров, Гиро Ригие, отождествляет прекрасную Даму поэтического воображения с Notre Dame — Царицей Небесной... Однако поэзия трубадуров, куртуазная любовь Лангедока XII века оставляет глубокие следы, которые можно найти вновь в куртуазности и галантности XVII и XVIII веков, в романах XIX века, в романтизме. «Врата адовы» для аскетов, у романтиков женщина становится «вратами небесными» и помещается в сферу чистого духа, становится чистой идеей. Мужчина проецирует ее в область трансцендентного: он трансцендирует себя и женщину как живое существо, тем самым отказываясь от подлинного общения [3. С. 167].
Идея ценности Вечно Женственного начала для любви, хотя бы и без биологического продолжения рода, присутствует и в философии Н. Бердяева, и в учении Д. Андреева. Д. Андреев показывает, что оплодотворение бывает не только биологическое, но и духовное, на этом уровне женщина оплодотворяет мужчину образами, идеями, вдохновением и волей к свершению подвигов. Как Ш. Роуз, Н. Бердяев, Ф. Ницше, другие философы и добровольные исследователи проблемы Вечной Женственности, П. Евдокимов не может обойти молчанием тему феминизма. В главе «Ложь и истина феминизма» автор книги «Женщина и спасение мира» вслед за Ницше, который говорил: «Не лишайте женщину ее тайны», проводит мысль, что феминизм опасен тем, что женщина может утратить свою природу. Как и Н. Бердяев, П. Евдокимов не видит ничего возвышенного в том, что в результате феминизма женщина начинает подражать мужчине. Он даже более четко, чем Н. Бердяев, заявляет, что в данном случае женщина утрачивает духовность»: «Женщина зарабатывает себе на жизнь и даже в любви быстро скатывается к мужскому образу действий, лишенному какой-либо духовной значимости» [3. С. 176].
Ш. Роуз обещает возвращение золотого века торжества женских энергий, эпоху Сатью-югу на новом уровне, в чем автор данной статьи с Ш. Роуз совершенно согласен, хотя считает, что вслед за золотым веком придет время гармонии женских и мужских энергий, а вслед за
39
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА
новым матриархатом биархат — удачное соединение всего лучшего в матриархате и патриархате.
Весьма трудно было бы возразить А.Н. Никонову, который в книге «Чем женщина отличается от человека» заявлял, что вся цивилизация создана мужчинами, но Ш. Роуз указывает, что до патриархата тоже были цивилизации и человечество неплохо развилось под духовным руководством женщин. Она пишет, что патриархат создал не лучшую цивилизацию: «К 1700 годам в Европе началась индустриализация с ее фабриками, ядовитыми отходами, загрязнением окружающей среды и бесчеловечными условиями труда. С началом индустриальной революции изнасилование и ограбление планеты обрело новые масштабы... Человечество вошло в эпоху, характеризующуюся разрушением и разграблением женского начала и земли, кото-раядаланамжизнь» [7. С. 195].
Со своей стороны, автор данной работы возразил бы А. Никонову, указав, что мужчин можно представить в образе подъемных кранов, производящих строительство дома, а женщину в образе человека, нажимающего на кнопки или пульты управления, которые приводят в движение подъемные краны. Большое значение Ш. Роуз уделяет культу Девы Марии и ее образу, показывая, что она была одной из лучших учениц Иисуса Христа. Она собирает легенды о Марии Магдалине, указывает, что в мире есть церкви, посвященные ей. В частности, в селении Сан-Мари-де-ла-Мер Марии Магдалине посвящена часовенка, которую освятил архиепископ Ронсальский — будущий Папа Римский Иоанн XXIII. Она пишет: «Мария в полной мере понимает силу безмолвия, — силу (или атрибут), которую гностики соотносят с женским началом» [7. С. 158]. Работа интересна тем, что она создана женщиной, посвятившей служению Вечной Женственности жизнь в искусстве и в научных изысканиях, философия для нее стала образом жизни.
Автор соблюдает исторический подход. По мнению Ш. Роуз, традиция поклонения женскому началу восходит к египетским культам, в частности, к культу богини Изиды. Она рассматривает культ Вечной Женственности в гностицизме и отмечает, что «гностицизм высоко ценил такие феминные качества, как восприимчивость, интуиция и визионерские способности. Это было учение о любви, бескорыстии, гармонии, единстве» [7. С. 144].
П. Евдокимов видит разницу в мужских и женских целях на земле: «Если цель мужчины состоит в том, чтобы действовать, то цель женщины в том, чтобы быть, ... вносить в культуру именно женственность как особый образ бытия и незаменимый способ существования. Мужчина создает науку, искусство, философию и даже богословие как системы, но эти системы приводят к страшной объективации истины. К счастью, существует женщина, и ей предопределено стать носительницей этих ценностей, местом, в котором они воплощаются и живут, ... охранять мир и людей как мать и спасать его как Дева, сообщающая этому миру свою душу — вот призвание женщины» [3. С. 178—179].
П. Евдокимов забыл, указывая призвание женщины, о главном — создавать жизнь, подобно Деве Марии и Софии, жизнь вечную, творить любовь, на которой держится жизнь. Пафос книги двойственен. Автор то защищает женщин, что полностью умаляет мужчину как личность до субъекта, в целом не нужного Богу, напоминая о предателе Адаме и противнике Сатане, то становится на позиции защитника патриархата. Но более всего склоняется к идее преображения человека в существо, сильнее отвечающее образу Бога — обожествленного человека, ангела, богочеловека, в которых соединяются мужские и женские энергии уже навсегда: «Истинная трансцендентность соединяет мужское и женское таким образом, что их элементы преобразуются. Прекращается дробление на «самок» и «самцов», на «я» и «не я». Парадокс человеческого предназначения состоит в том, чтобы стать собой, становясь другим... Быть самим собой — это значит полагать себя как другой или другая, и — в предельной трансцендентности — привлекать весь материальный план мира к Божественному Другому» [З.С. 179].
Этот процесс невозможен без любви, и в этом аспекте Вечная Женственность есть любовь, преобразующая мир. Книга П. Евдокимова интересна тем, что рассматривает спасение мира благодаря Вечной Женственности в русле христианской религии. По глубокому убеждению автора данной работы, культ Вечной Женственности расцветает в лоне религии, которая не замутнена мракобесием, искажением истины, низким уровнем человеческого сознания, искажающим и образ самого Бога, об этом неоднократно говорил Н. Бердяев. Религия, в которой расцветает культ Вечной Жен-
40 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3
Современные концепции женственности и роль женщины в мире
ственности должна очиститься от предвзятых толкований и воскреснуть в своем первозданном виде. Тенденция очищения религий особенно ярко прослеживается сегодня в религии мусульманской. Все чаще звучат слова о том, что положение женщины как рабыни, домашней вещи в мусульманском мире — это клевета противников данной религии.
Д. Мельхиседек в книге «Священная Женственность» поднимает этот вопрос, указывая, что причина такого мнения — невежество. Он приводит беседу Сузанны Барбер и Кэролл Хилтнер с матерью Тиннтой Мухаммед.
Автор данной статьи разделяет мнение исследователей, считающих, что «исламские женщины начали носить глухие черные одежды и скрывающую лицо чадру для защиты от вражеских воинов. Мусульманки скрывают свою внешность от посторонних глаз не потому, что они презираемы, а наоборот, потому что очень ценимы и любимы... Когда Пророка спросили, кого из людей он чтит больше всего, он ответил: «Мою жену» [5. С. 16]. Интуитивно это почувствовала поэтесса И. Лесная, которая в стихотворении к фильму «Рассемон» пишет:
Чадру надену для тебя 0,милыймой!
Желаю жить,любя, скорбя,
Содним тобой.
Ивидеть не хочу других!
Они зачем?
Ты царь мой, муж и жених,
Стобой Эдем!
Промчимся вихрем черезлес На край земли!
Не страшен дьявол мне и бес!
Особой зови!
Гони коня во весь опор,
Грядет гроза:
Сквозь ласковый листвы -узор Глядят глаза...
Как стало ветрено...Чадра Слетает... Ах!
Инаше завтра В чужих руках!
Рассемон, разбойниклесной Переднами. О, Божемой![4. С. 9].
Мать Тиннета, вдова основателя «Нации ислама» Элайджи Мухаммеда, пишет: «Если бы вы могли взглянуть на окружение Мухаммеда, то обнаружили бы, что рядом с ним на публичных собраниях сидели как мужчины, так и женщины. Женщины даже участвовали в бит-
вах. Женщины получали образование, их учили вместе с мужчинами читать стихи из Корана. В то время не существовало ограничений, подобных тем, которые вы видите сегодня. А потом опустилась тьма, и время это было предсказано Пророком... Пророк хотел освобождения женщин... И среди пиитов женщины пользовались большой свободой и возможностью самовыражения... Суфии всегда уважали женщин наравне смужчинами» [5. С. 19].
Возрождение ислама мать Тиннета связывает с возрождением представления о священности женственного начала. Подтверждением приведенных мнений служит сборник статей «Женщина в исламе» под редакцией Гульнары Нуруллиной. Ислам запрещает обижать женщин. Пророк говорит: «Женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь» [6. С. 9]. В данном высказывании мы видим предостережение мужчинам от того, чтобы использовать женщину для того, для чего не предназначена ее природа, запрет не только физического, но и духовного насилования. Власть мужчины проявляется не как пользование привилегиями за счет унижения более слабых, но как ответственность. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как «каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него (хадис)» [7. С. 11].
Это управление подразумевает развитие женщин, потому что «на женщину возложена великая по своей значимости функция сохранения человеческого рода... Мусульманские ученые говорят: «Учишь мужчину — учишь одного человека, учишь женщину — учишь на-цию»[7. С. 10-11].
В книге «Женщина в исламе» определяется, что женщина-мусульманка может «с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской общины (уммы) в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Мухаммада, да благословит ее Аллах и приветствует, — Хадиджа — успешно вела торговое дело. История указывает нам имена
41
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА
мусульманок — государственных деятелей: к примеру, легендарная царица Сиюмбике... И сегодня мусульманка общественно активна: женщина в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются преподавательской, политической, журналистской деятельностью, врачуют, обучают» [7. С.
14].
В книге приводится перечень знаменитых мусульманских женщин, а также требование, которого в феминистских течениях на Западе не предъявляют к женщинам, требование совмещать общественную деятельность с заботами о своей семье в весьма категоричной форме. «Когда женщина перестает интересоваться семьей, онауженеженщина» [7. С. 19].
Мусульманская религия в отличие от христианской не допускает, вероятно, теории ан-дрогинности. В книге «Женщина в исламе» сказано: «В высказывании Пророка четко оговаривается проклятие как в адрес тех женщин,
Литература
которые стараются походить на мужчин, так и тех мужчин, которые стараются походить на женщин. Такого рода действия противоречат природечеловека» [7. С. 28].
В книге значительное место уделяется образу женщину и внешнему (одежда) и внутреннему, поклонение Аллаху, отношение к семье, мужу. В соответствии с принципом взаимного уважения не меньше внимания уделяется и отношению мужчины к женщине, особенно жене, подчеркивается, что «истинный мусульманин является идеальным мужем» [7. С. 94].
Таким образом, большинство рассмотренных книг призывают к взаимному уважению мужчин и женщин, показывают наличие не только культа Вечной Женственности, но и культа Вечной Мужественности, которые в свою очередь становятся новой гармонией, ведущей к воссоединению человека и человечества с Богом.
1. Богин И. Вечнаяженственность. СПб.: Алетейл, 2003.
2. Гуревич И.А. Избранные труды. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006.
3. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, Лучи Софии, 2007.
4. Лесная И. Имена и судьбы. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2008.
5. МельхиседекД. ДухМаат. Священнаяженственность. М.: ООО «София», 2007.
6. Нуруллина Г. Женщина в исламе. М.: Изд. дом «Умма», 2003.
7. РоузШ.. Путьжрицы, путь богини. М.: ООО «София», 2007.
8. СмоулиР. Сокровенноехристианство. М.: ООО «София», 2005.
УДК 123.1:343.575
| СПРАВЕДЛИВОСТЬ И НАКАЗАНИЕ ПО И. КАНТУ
I Суденко Владимир Егорович, кандидат юридических наук, доцент, sudenko@yandex.ru,
| ФГОУБПО «Российский государственныйуниверситет туризма и сервиса», г. Москва
The author examines the category ofJustice in relation to criminalpunishment in the teachings oflmmanuel Kant, German philosopher, thefounder of German classical philosophy. According to Kant the punishment is the State’s response to crime, the achievement ofjustice in society.
Рассматривается категория «справедливость» в соотношении с уголовным наказанием в учении И. Канта — немецкого философа, родоначальника немецкой классической философии. По Канту наказание естьреакция государства на преступление, а назначение наказания — реализация справедливости в социуме.
Key Words: crime,punishment,justice, criminaljustice,punitivejustice
Ключевые слова: преступление, наказание, справедливость, уголовное правосудие, карательная справедливость
42 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010/№ 3