EDN: ZTPVJK
А.С. Обухова - к э.н.к, доцент кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],
A.S. Obukhova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Southwest State University, Kursk, Russia;
А.С. Хромова - обучающаяся кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],
A.S. Khromova - student of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia;
Е.Ю. Ершова - аспирант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],
E.Yu. Ershova - graduate student of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ MODERN TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE CONDITIONS OF DIGITIZATION
Аннотация. Цифровизация - важный этап развития современного общества, который охватывает все сферы деятельности, в том числе и систему государственного управления. С появлением новых цифровых технологий возникают новые возможности для улучшения эффективности работы государственных органов и повышения качества предоставляемых государством услуг. Примерами таких цифровых технологий являются облачные технологии, искусственный интеллект и блокчейн-технологии. В статье рассмотрены способы, с помощью которых цифровые технологии влияют на государственное управление. Выявлены преимущества использования облачных технологий. Представлены примеры облачных технологий, которые применяются в государственном управлении. Отмечено, что облачные технологии вносят значительный вклад в государственное управление, улучшая его эффективность, экономическую эффективность и безопасность данных, а также способствуя улучшению сотрудничества и обмену информацией. Подчеркивается, что все большую популярность в системе государственного управления набирают методы искусственного интеллекта. Выявлены проблемы и представлены пути решения внедрения искусственного интеллекта в отраслях и госуправлении. Таким образом, в сфере государственного управления также активно применяются блокчейн-технологии, которые обеспечивают прозрачность и неподдельность информации.
Abstract. Digitalization is an important stage in the development of modern society, which covers all areas of activity, including the public administration system. With the advent of new digital technologies, new opportunities arise to improve the efficiency of government agencies and improve the quality of government services. Examples of such digital technologies are cloud technologies, artificial intelligence and blockchain technologies. The article examines the ways in which digital technologies influence public administration. The advantages of using cloud technologies are revealed. Examples of cloud technologies that are used in public administration are presented. It has been noted that cloud technologies make a significant contribution to public administration, improving its efficiency, cost-effectiveness and data security, as well as facilitating improved collaboration and information exchange. It is emphasized that artificial intelligence methods are gaining increasing popularity in the public administration system. Problems are identified and solutions to the implementation of artificial intelligence in industries and government are presented. Thus, in the field of public administration, blockchain technologies are also actively used, which ensure transparency and authenticity of information.
Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, цифровые технологии, искусственный интеллект, облачные системы, блокчейн-технологии.
Keywords: digitalization, public administration, digital technologies, artificial intelligence, cloud systems, blockchain technologies.
Благодарности: Статья выполнена в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта 0851-2020-0034.
Acknowledgments: The article was completed within the framework of the state assignment of Southwestern State University, project code 0851-2020-0034.
Основным достижением цифровизации в системе государственного управления является переход к электронному правительству или электронному управлению. Это означает, что все основные процессы и документооборот проводятся в электронном формате, с использованием специальных информационных систем, позволяющих снизить издержки, сократить время выполнения и повысить качество предоставления услуг [5]. Благодаря этому гражданам и предпринимателям стало значительно проще и удобнее взаимодействовать с государственными структурами - они могут получить необходимую информацию и сделать запросы онлайн, без необходимости посещения офисов, что позволяет использовать новые возможности цифрового пространства [3]. В таблице 1 представлены способы, с помощью которых цифровые технологии влияют на государственное управление.
Таблица 1 - Способы, с помощью которых цифровые технологии влияют на государственное управление
Цифровые технологии Описание
Электронное правительство (e-govemment) Цифровые технологии позволяют государственным органам предоставлять услуги онлайн, упрощая процессы взаимодействия с гражданами и бизнесом. Автоматизация и цифровизация процессов позволяют ускорить принятие решений, повысить эффективность работы государственных органов.
Цифровизация процессов Публикация открытых данных позволяет гражданам получать доступ к информации о деятельности государственных органов, повышая прозрачность и открытость
Цифровая идентификация Внедрение цифровых идентификационных технологий позволяет упростить процессы аутентификации граждан и бизнеса при взаимодействии с государственными службами
Мониторинг и аналитика Цифровые технологии позволяют собирать и анализировать данные о деятельности государственных органов, что помогает улучшить принятие решений и повысить эффективность управления
Таблица составлена на основе: [10]
В современных условиях использование цифровых технологий способствует эффективному государственному управлению [1]. Одной из важнейших технологий, используемых в системе государственного управления, являются облачные технологии, которые позволяют государственным структурам хранить и обрабатывать большие объемы данных без необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования. Преимущества облачных технологий представлены в таблице 2.
Примеры облачных технологий, которые используются в государственном управлении: - государственные облачные хранилища данных. Государственные организации используют облачные хранилища данных для хранения и обработки большого объема информации, такой как паспортные данные,
696
Всероссийский журнал
налоговые декларации и другие личные данные граждан;
- государственные облачные платформы для разработки приложений позволяют учреждениям разрабатывать и хостить свои собственные приложения в облаке. Например, государственные службы могут разрабатывать и предоставлять гражданам приложения для оплаты счетов, отправки запросов или получения доступа к государственным услугам;
- государственные облачные CRM-системы. Государственные учреждения используют облачные СЯМ-системы для улучшения своих отношений с гражданами и обеспечения качественного обслуживания. Это может включать системы для управления запросами граждан, отслеживания статуса обращений и других видов коммуникации;
- государственные облачные системы для анализа данных. Государственные организации могут использовать облачные системы для анализа больших объемов данных, таких как данные о безопасности, здравоохранении, образовании и др. Это помогает улучшить принятие решений и оптимизировать деятельность государственных учреждений;
- государственные облачные системы для электронного документооборота. Государство использует облачные системы для эффективного обмена и хранения документов. Это позволяет более быстро и безопасно передавать информацию между органами власти, а также с гражданами и предприятиями [12].
Таблица 2 - Преимущества использования облачных технологий
Преимущество Суть
Гибкость и масштабируемость Позволяют государственным учреждениям масштабировать свою инфраструктуру в зависимости от потребностей и изменяющихся условий. Государственные органы могут легко адаптироваться к растущим объемам данных и требованиям пользователя, без необходимости вложения в новые физические серверы или оборудование
Экономическая эффективность Позволяют государственным учреждениям экономить деньги за счет снижения операционных расходов. Вместо покупки и поддержки физического оборудования, государственные органы могут перейти на оплату только за использование облачных ресурсов, что уменьшает капиталовложения и упрощает бюджетное планирование
Доступность и гибкость работы Облачные технологии позволяют государственным учреждениям обеспечивать доступ к своим системам и приложениям из любого места и на любом устройстве с доступом в Интернет. Это существенно упрощает работу удаленных сотрудников, позволяет проводить онлайн-конференции и обеспечивает гибкость работы вне офиса.
Безопасность данных Облачные провайдеры предоставляют уровень защиты данных с помощью шифрования и многоуровневых механизмов безопасности, обеспечивающих конфиденциальность государственной информации и предотвращение несанкционированного доступа
Сотрудничество и обмен информацией Обеспечивает взаимодействие между различными государственными органами и улучшают обмен информацией. Рабочие группы и команды имеют возможность совместно редактировать и делиться документами в режиме реального времени, что повышает эффективность работы и способствует более оперативному принятию решений
Таблица составлена на основе: [14]
Так, облачные технологии вносят значительный вклад в государственное управление, улучшая его эффективность, экономическую эффективность и безопасность данных, а также способствуя улучшению сотрудничества и обмену информацией.
Все большую популярность в системе государственного управления набирают методы искусственного интеллекта (ИИ).
Используя алгоритмы машинного обучения, ИИ способен обрабатывать большие данные и делать точные прогнозы. Государственные органы могут использовать ИИ для анализа информации о состоянии экономики, мониторинга социальных процессов, прогнозирования развития сферы здравоохранения и многое другое. Основным преимуществом ИИ является его способность оперативно обрабатывать большие объемы информации, что позволяет принимать обоснованные и эффективные решения. Однако есть некоторые проблемы (таблица 3), касаемые внедрения ИИ в систему государственного управления, которые представил в презентации 1 февраля 2024 года на круглом столе по вопросам цифровой трансформации госуправления в Совете Федерации Григорий Борисенко - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций [7].
Таблица 3 - Проблемы и решения внедрения ИИ в отраслях и госуправлении
Проблема Решение
Доступ к данным - создание наборов данных для разработчиков ИИ; - государственная платформа санитизации данных от профессиональных и служебных тайн, предоставление доступа разработчикам ИИ и публикация открытого набора данных.
Низкий уровень внедрения ИИ - ГосДатаЛейк для формирования обезличенных и зашифрованных больших данных; - формирование института ответственных в ОГВ за работу с большими данными и внедрение ИИ, организация их подготовки; - разработка ИИ-госплатформы для подключения ведомственных систем с конкурентным подключением разработчиков
Доступ к данным Предлагается с подачи федерального центра создавать совместно наборы данных и затем раздавать их бесплатно разработчикам, если те предоставят соответствующие обоснованные кейсы, которые они будут с помощью этих наборов данных решать.
Таблица составлена на основе: [7]
В сфере государственного управления также активно применяются блокчейн-технологии, которые обеспечивают прозрачность и неподдельность информации. Блокчейн позволяет создать децентрализованную базу данных, в которой все записи хранятся в виде блоков и невозможно внести изменения без согласия большинства участников системы. Это способствует прозрачности и безопасности хранения и передачи информации, что особенно важно для государственных органов (рисунок 1):
1. Электронное голосование: блокчейн может использоваться для создания системы электронного голосования, что позволяет гарантировать прозрачность и неподдельность результатов выборов.
2. Учет государственной собственности: блокчейн-технологии позволяют вести точный и прозрачный учет государственной собственности, включая земельные участки, недвижимость и другие активы.
3. Идентификация граждан: технологии могут быть использованы для создания цифрового идентификатора гражданина, который будет надежным.
4. Учет и распределение бюджетных средств: блокчейн может быть использован для прозрачного и эффективного учета и распределения бюджетных средств, что позволит избежать коррупции и злоупотреблений.
5. Регистрация прав собственности: блокчейк-технологии могут использоваться для регистрации прав собственности на недвижимость, автомобили и другие активы, что поможет снизить возможность мошенничества и конфликтов.
6. Поддержка транспортной инфраструктуры: блокчейн может использоваться для создания системы учета и оплаты за дорожные услуги, такие как парковка и оплата проезда, что сделает их прозрачными [6, 13, 15].
В сфере госуправления финансами использование технологии блокчейн имеют следующие направления, представленные на рисунке 1 [4].
тельства
автоматизация контрольных мероприятий, формирование единого риск-ориентированного подхода
выявление нарушений путем автоматизированного анализа
Рисунок 1 - Направления использования технологии блокчейн в государственном управлении финансами
Вместе с тем внедрение современных технологий в систему государственного управления имеет и свои нюансы. Одним из них является необходимость обеспечить безопасность электронных систем от хакеров и злоумышленников. Кроме того, внедрение новых технологий требует значительных инвестиций и квалифицированных кадров, что может стать проблемой для некоторых государств. Тем не менее, преимущества, которые приносит цифровая трансформация в сфере государственного управления, значительно превышают данные ограничения [9].
Таким образом, использование современных технологий позволяет автоматизировать и оптимизировать процессы, повышает эффективность работы государственных служб и облегчает взаимодействие граждан с государственными органами. Внедрение этих технологий помогает достичь большей открытости, эффективности и прозрачности в системе государственного управления.
Источники
1 Беляева Е.С., Ершов А.Ю. Использование инновационных цифровых технологий в сфере дистанционного взаимодействия промышленных структур // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2022. - № 3 (90). - С. 34-39.
2 Беляева Е.С., Ершов А.Ю., Ершова И.Г. Параметры оценки цифровизации бизнес-модели в условиях трансформации экономики // Индустриальная экономика. - 2021. - № 5-12. - С. 1128-1133.
3 Беляева О.В., Обухова А.С., Ершова И.Г. Управление внедрением инновационных цифровых технологий регионов // Вестник Академии знаний. -2021. - № 47 (6). - С. 45-49.
4 Блокчейн лаборатория Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. // Режим доступа: https://goo.su/qaJK9X
5 Ершова И.Г., Каракулин А.Ю. Управление трансформацией экосистем в цифровой инновационной среде // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2022. - № 3 (90). - С. 79-84.
6 Ждановских К.А. Использование блокчейн в государственном управлении // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-blokcheyn-v-gosudarstvennom-upravlenii
7 Искусственный интеллект в государственном управлении // Режим доступа: https://inlnk.ru/PmzPmO
8 Казаренкова Н.П., Колмыкова Т.С., Лобанов И.В. Цифровая трансформация социального бизнеса // Организатор производства. - 2022. - Т. 30. - № 4. - С. 108-116.
9 Кириллова О.Г. Цифровые технологии в государственном управлении // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-gosudarstvennom-upravlenii
10 Колмыкова Т.С., Клыкова С.В., Макаров Н.Ю. «Цифровизация» как новая парадигма социально-экономического развития // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - Т. 5. - № 11 (107). - С. 5-9.
11 Колмыкова Т.С., Ковалев П.П. Экосистемы как глобальный тренд цифровизации экономического пространства // Общество: политика, экономика, право. - 2023. - № 5 (118). - С. 123-128.
12 Облачные сервисы. Взгляд из России/ под ред. Е. Гребнева. - М.: CNews, 2021. - 282 с.
13 Радюкова Я.Ю., Колесниченко Е.А., Епифанова С.О. Блокчейн: перспективы развития и проблемы внедрения // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2018. - №22(3). - C. 120-127.
14 Цифровая трансформация архитектуры экономического пространства: экосистемный подход: монография / О.В. Асеев, Е.С. Беляева, О.В. Беляева [и др.]; под ред. Т.С. Колмыковой. - Курск: изд-во ЗАО «Университетская книга», 2023. -228 с.
15 Ершов, Н. Ю. Классификация субъектов инновационной деятельности компаний-инноваторов / Н. Ю. Ершов, Н. П. Казаренкова // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты : Сборник научных статей 13-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 21-22 сентября 2023 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2023. - С. 128-131.
внешний и внутренний финансовый контроль