SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
Хосият Назаровна Кадырова
преподаватель кафедры русского языка Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области
Нозима Туйчиева
Студентка III курса, кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области
АННОТАЦИЯ
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая технология».
Ключевые слова: дидактическая система сочетания разных методов и методических приемов обучения, применяя которые педагог, систематически создавая и используя проблемные ситуации, обеспечивает прочное и осознанное усвоение знаний и умений обучающимися.
В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой государственных образовательных стандартов, построенных на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «педагогическая технология». [ 1. C. 45].
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии: определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто); и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Таким образом, «педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. [2. C. 13]
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.
К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; технология решения задач; исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного обучения; лекционно -семинарско -зачетная система обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно -коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии. [3.c. 48] В других источниках выделяют:
• Традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого обучающегося на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений педагога и обучающегося на паритетное и многое другое.
• Классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков.
• Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.
• Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
• Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения. Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Технология проблемного обучения Проблемное обучение - дидактическая система сочетания разных методов и методических приемов обучения, применяя которые педагог, систематически создавая и используя проблемные ситуации, обеспечивает прочное и осознанное усвоение знаний и умений обучающимися. [ 4. C.54].
Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние обучающегося, возникающее в результате осознания им противоречия между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить его с помощью имеющихся у него знаний и способов деятельности. При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение проблемы -познавательной задачи, выдвигаемой в форме вопроса, задания, задачи. Разрешаемая проблема существует объективно, независимо от того, стала ли ситуация проблемной для обучающегося, осознал ли он это противоречие. Когда обучающийся осознает и воспримет противоречие, ситуация станет для него проблемной.
Проблемное обучение осуществляется практически с применением всех методов обучения и, прежде всего, в процессе эвристической беседы. Проблемное обучение и эвристическая беседа соотносятся как целое и часть. Требования к проблемным ситуациям и проблемам
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
Создание проблемной ситуации должно, как правило, предшествовать объяснению или самостоятельному изучению обучающимися нового, учебного материала.
Познавательная задача составляется с учетом того, что проблема должна основываться на знаниях и умениях, которыми обучающийся владеет. Она должна быть достаточной для понимания сути вопроса или задания, конечной цели и путей решения.
Проблема должна быть интересной для обучающихся, стимулировать мотивацию их активной познавательной деятельности.
Решение проблемы должно вызывать определенную познавательную трудность, требующую активной мыслительной деятельности обучающихся. Содержание проблемы по трудности и сложности должно быть доступным для обучающихся, соответствовать их познавательным возможностям. Для усвоения сложной системы знаний и действий проблемные ситуации и соответствующие проблемы должны применяться в определенной системе: сложное проблемное задание расчленяется на более мелкие и частные; каждой проблеме выделяется один неизвестный элемент;
в материал, сообщаемый преподавателем и усваиваемый обучающимися
самостоятельно, должен быть дифференцирован.
Проблемное обучение используется чаще всего как фрагмент урока.
Игровая технология
Использование дидактических игр
Увеличение нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроке, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органичном единстве. Дидактические игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим направлениям:
Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; Учебная деятельность подчиняется правилам игры; Учебный материал используется в качестве средства игры;
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
9
9
9
o
■
9
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
Игровая деятельность обучающегося обычно эмоциональна, сопровождается чувством удовлетворения. Играя, обучающиеся размышляют, переживают ситуации, и на этом фоне, способы достижения результата легче и прочнее ими запоминаются. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока, при изучении новой темы, при закреплении, на обобщающих уроках. [5. C. 147]
Таким образом, включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Деловые игры
Деловые (ролевые, управленческие) игры - имитация принятия решений и выполнение действий в разных искусственно созданных или непосредственно практических ситуациях путем проигрывания соответствующих ролей (индивидуальных или групповых) по заданным или выработанным самими участниками правилам.
Признаки деловых игр и требования к ним:
• Наличие проблемы и задачи, предлагаемой для решения. Распределение между участниками ролей или ролевых функций. Наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения.
• Многозвенность и логичность цепочки решений, вытекающих одно из другого в процессе игры.
• Наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников или условий информационной деятельности. Правдоподобие имитируемой ситуации или ситуаций, взятых из реальной действительности.
• Наличие системы оценок результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих.
Использованная литература:
1.Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. -М. «Просвещение», 2002.
2.Ларин В.П. Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории « Современные педагогические технологии ». - Киров : 199-2002.
3.Петрусинский В.В. Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994.
4.Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества // БШ № 12».2001.