lOO
УДК 004
И. В. Лищук
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
Рассматриваются педагогические, теоретические и методические проблемы применения современных информационных технологий в профессиональном образовании высшей школы и на факультете физической культуры и спорта.
The article deals with the pedagogical, theoretical and methodical problems of modern Information Technologies using in professional education of highest schools and faculties of physical culture and Sport.
В настоящее время мы являемся свидетелями бурного вторжения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. По мнению авторитетных экспертов, данная тенденция станет еще более выраженной, а трудовая деятельность подавляющего большинства трудоспособного населения так или иначе будет связана с информационными технологиями и процессами по обработке информации. Поэтому на современном этапе развития общества резко возрастет спрос на специалистов, владеющих методологией и инструментарием информатики [1; 2; 3].
Информатизация общества тесно связана с информатизацией образования; информатизация общего и профессионального образования является обязательным условием подготовки конкурентоспособных специалистов различного профиля. Только обладая достаточным уровнем технологической подготовленности и «информационной культуры», молодой специалист способен адекватно действовать в окружающем мире, ориентироваться в проблемных ситуациях, находить рациональные способы решения различных проблем.
Внедрение информационных технологий в профессиональную подготовку специалистов сопровождается возникновением теоретических и методических задач применения информационных технологий обучения, от которых во многом зависит информатизация образования в целом, в том числе и в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре.
Проведенные нами исследования и анализ знаний, навыков студентов факультета физической культуры и спорта Российского государственного университета имени И. Канта показал, что на сегодняшний день большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации. Формирование информационной культуры специалистов по физической культуре и спорту в РГУ им. И Канта сопряжено с рядом проблем. Одной из них является низкий уровень начальной подготовленно-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 97 -101.
сти студентов. Так, учебная программа «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте» ориентируется на знания в области информатики информационных технологий.
Изучение базового уровня подготовленности студентов факультета с целью коррекции учебного плана и индивидуализации при обучении дисциплине проводилось с помощью анкетирования. Оно показало, что около 95 % студентов не имеют четких представлений об информации, информатике и информационных технологиях. Только половина студентов применяют отдельные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности, при этом речь идет в основном об использовании компьютера в качестве печатной машинки.
Результаты анкетирования позволили нам сделать вывод о том, что необходимо попытать качество обучения по общепрофессиональным дисциплинам, в частности по информатике. Реализация учебной программы возможна при условии использования индивидуальных программ обучения. Для определения содержания занятий, направленных на освоение практических навыков в области использования информационных технологий как компонента информационной культуры специалиста, требуется также изучение уровня и качественных показателей ее сформированности у специалистов в различных сферах физической культуры нашего региона [4].
Создавшееся положение связано с тем, что в системе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре недостаточно целевых программ, направленных на формирование у студентов знаний, умений и навыгков в информационных технологиях. В современных условиях использование современных информационных технологий требуют внесения корректив в профессиональную подготовку специалистов по физической культуре и спорту.
Проведя анализ современного состояния профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на базе передовых информационных технологий, мы выделили три основных направления их использования в современном образовании.
Первое направление — технологии представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность). «Мультимедиа» позволяет объединить информацию разных типов, таких, как текст, звук, графическое изображение, анимация (мультипликация) и видеоизображение. В результате студент воспринимает ее сразу несколькими органами чувств.
Современные технологии «Виртуальная реальность» обеспечивают стереоскопическое представление видеоинформации на экране, ее стереозвучание, а также управление аудио-видео-информацией специализированными манипуляторами и голосом. Они дают возможность перемещать объекты в виртуальном пространстве, применяют методы интерактивного манипулирования объектами, компьютерную имитацию зрительных, слуховых, осязательных, моторных (двигательных) ощущений, что в перспективе может решить многие проблемы моделирования учебно-тренировочного процесса.
Гипертекст — это специальным образом структурированный текст, расположенный нелинейным образом, в виде отдельных фрагментов
101
102
текста, которые связаны друг с другом посредством ссылок, в результате текст располагается как бы в вице ветвящегося дерева. Ссылки позволяют сразу же получить нужное пояснение к тексту, информация получается свернутой во времени и пространстве.
Практическая реализация систем гипермедиа привела к появлению электронных книг, которые условно можно разделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие, экзаменующие.
Энциклопедические электронные книги содержат большой объем информации общего характера.
Информационные электронные книги содержат не столь обширную информацию, и она носит более целенаправленный характер. Подобные образовательные продукты открывают дополнительные возможности в подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Обучающие электронные книги являются не только профессиональной информационно-справочной системой в конкретной области, но и генератором учебных материалов.
Электронные экзаменующие книги можно использовать для оценки качества обучения, осуществления итогового или рубежного контроля знаний студентов. В экзаменующих книгах обычно имеются три существенных компонента: банк вопросов и задач, модуль тестирования и экспертная система для анализа и оценки ответов.
При подготовке специалистов по физической культуре и спорту в рамках семинарских занятий по дисциплине «Теория и методика физической культуры» студентам были предложены тестовые задания двух основных видов:
1. Закрытый текст, когда используются только предопределенные ответы, который, в свою очередь, делится на следующие подвиды:
— задание-выбор — выбирается правильный ответ или несколько правильных ответов из списка имеющихся;
— задание-сопоставление — необходимо установить связи или соответствия между двумя списками (например: провести сравнительный анализ особенностей регламентированных и нерегламентированных методов физического воспитания);
— задание-ранжирование — необходимо установить правильную последовательность действий, например последовательность чередования физической нагрузки и отдыха во время тренировок.
2. Открытый текст, когда студент сам вписывает нужный ответ.
Это могут быть, например, содержание терминов и определений,
задания, требующие поиска нетрадиционного выхода из проблемных ситуаций.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, при подготовке специалистов по физической культуре и спорту является открытый текст, требующий знаний и нетривиального угадывания ответа.
Второе направление — технологии структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы). Применение информационной технологии данного направления в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре позволит моделировать отдельные функции управления учебным процессом.
Базы данных представляют собой специальным образом сконструированную совокупность фактов, относящихся к определенному предмету. Они предназначены для хранения различных типов информации: текстовой, графической, справочной, методической, статистической и др. Информация, хранящаяся в базах данных, может быть связана между собой, например список студентов, результаты контроля знаний по разным темам и предметам, посещаемость занятий и др.
База знаний — это информационная система, содержащая модель изучения конкретной предметной области (определенный объем учебной информации, данные о формируемых знаниях и умениях студента, способы их использования, структура обучения, экспертиза знаний, умений и навыков студента и др.). База знаний может включать в себя базы данных, справочные пособия, разного рода информацию. По своим возможностям базы знаний представляют собой упрощенный вариант экспертной обучающей системы или ее части. Экспертно-обучающие системы в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре можно использовать во время подачи учебного материала, экспертного сопровождения решения задач, последующего контроля знаний, умений, навыков.
Третье направление — коммуникационные технологии (сети разных уровней, телекоммуникации). Актуальность использования возможностей коммуникационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре определяется тем, что всемирное информационное пространство (или «сетевое пространство» локальных и глобальных сетей через различные каналы связи — телефонные, кабельные, спутниковые) стремительно совершенствуется и позволяет формировать информационный поток сообразно интересам и предпочтениям конкретного потребителя информации. Глобальная сеть Интернет объединяет различные компьютерные сети разных уровней. Это доступ к любым информационным ресурсам, поиск информации по словесному запросу и др.
Электронная почта позволяет обмениваться материалами конференций, научных исследований. Она может предоставлять и другие услуги, например информационное (многие высшие заведения предлагают абонентам сети свои новости, обзоры, сводки) или рекламное обслуживание (некоторые специализированные фирмы берутся за рекламу и в сфере образовательных услуг). Средства коммуникационных технологий позволяют организовать в сети проведение разного рода конференций, семинаров, круглых столов с участием преподавателей, студентов во всем мире в режиме прямого диалога. Технология «видеоконференция» позволяет общаться с помощью видеокамеры и микрофона. В ходе работы в сети происходит обмен самой разнообразной информацией, студенты могут получить консультацию у опытных педагогов или специалистов, квалифицированную оценку своих достижений и использовать эту информацию в учебных и научных целях [4].
Все более широкое распространение приобретают совместные исследовательские работы студентов из различных вузов России и других стран. Участие студентов и преподавателей в конференциях, семинарах, круглых столах, проводимых в сетях, способствует формированию у них коммуникативных навыков, культуры общения. Это предполагает с их стороны умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо от-
103
104
носиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и уважать чужое мнение.
В заключении можно сделать вывод, что использование информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по обозначенным направлениям способствует решению задач совершенствования педагогического процесса, повышению эффективности учебного процесса, обеспечению оперативного доступа студентов к современным знаниям, становления нового качества профессиональной подготовке специалистов в условиях информационного общества.
Список литературы
1. Ваграменко А. Я. О направлениях информатизации российского образования / / Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. М., 1996. № 8. С. 27—28.
2. Федоров А. И. Современные информационные технологии в системе высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. М., 2000. № 12. С. 56 — 59.
3. Ширшова Е. О. Исследование уровня информационной культуры студентов факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта // Теория и практика физической культуры и спорта в современных условиях развития образования. Калининград, 2005. С. 64 — 65.
4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров М., 2001. С. 272.
Об авторе
И. В. Лищук — ассист., РГУ им. И Канта, Нв):сЬик@ а1Ъегйпа. га.
УДК 377.35
З. И. Гринько
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БОРТПРОВОДНИКОВ
Рассмотрена проблема профессиональной подготовки бортпроводников. Предлагается модель профессиональной подготовки и структуры профессиональной компетентности бортпроводников, разработанная на основе системного подхода.
This article is devoted to a problem of vocational training of stewards. The author offers a model of vocational training and structure of professional competence of the stewards, developed on the basis of a systemic approach.
В настоящее время, в условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой в нашем обществе большое значение приоб-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 101—107.