Территория науки. 2015. № 2
форм сотрудничества образовательных и производственных сфер деятельности, урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложение рынка образовательных услуг.
Список литературы
1. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. Ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Толстых А.А., Поддубный С.С., Казанцев А.А., Вуколов В.В.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж, Россия
Ключевые слова: информатизация, современные информационные технологии в образовании, самореализация студентов, образовательное пространство ВУЗа.
Аннотация: в статье раскрыта роль и дидактический потенциал современных информационных технологий в образовательном процессе; изучены проблемы самореализации личности в образовательном пространстве ВУЗа.
Keywords: Informatization, modern information technologies in
education, the self-realization of students, education environment of the University.
Abstract: the article discloses the role and didactic potential of modern information technologies in educational process; studied the problem of self-realization in the educational space of the University.
Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки знающего, мыслящего, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике выпускника.
В этой связи особую актуальность приобретает проблема активизации познавательной деятельности в условиях глобальной
73
Территория науки. 2015. № 2
информатизации всех сфер общественной жизни и, прежде всего, сферы образования.
Информатизация общества способствует не только совершенствованию научно-технического прогресса, но и созданию интерактивной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала каждого обучающегося, его самореализации.
Использование современных информационных технологий направлено на достижение следующих педагогических целей.
1. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества, заключающаяся в следующем:
• развитие мышления;
• эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
• развитие умений осуществлять экспериментальноисследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования);
• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества, состоящая в следующем:
• подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники;
• подготовка пользователя средств новых информационных технологий.
3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, выражающаяся в следующем:
• повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей современных информационных технологий;
• обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации,
74
Территория науки. 2015. № 2
изучения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);
• углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.
В образовательном процессе информационные технологии могут быть использованы в качестве:
1) средства обучения;
2) инструмента познания окружающей действительности и самопознания;
3) средства развития личности обучаемого;
4) объекта изучения;
5) средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями;
6) средства коммуникаций;
7) средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;
8) средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;
9) средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
Информатизация общества способствует не только совершенствованию научно-технического прогресса, но и созданию интерактивной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала каждого обучающегося, его самореализации.
Самореализация - это наиболее важная направленность человека, части «ядра» личности, формирующаяся в процессе осуществления образовательной деятельности. Процесс самореализации - это стремление самой личности воздействовать на процесс актуализации -пробуждения и перевода в рабочее состояние потенциально заложенных в человеке возможностей, разнообразных линий и социальных программ, направленных на образование, приобретение профессии, обеспечивающей в последующем соответствующей работой, достойной материальной и духовной жизнью.
Таким образом, формирование стремления к самореализации в процессе осуществления образовательной деятельности - одна из основных задач вузовского обучения.
75
Территория науки. 2015. № 2
В настоящее время в большинстве вузов России одной из актуальных задач является создание образовательного пространства, без которого немыслимо качество современного образования.
Под образовательным пространством нами понимается специально созданная учебным заведением образовательная и социальная среда, материально-техническая база и преподавательская квалификация которой содействует получению учащимися разнообразной информации и образовательных услуг, способствующих их самореализации.
Одним из приоритетных направлений развития Воронежского государственного аграрного университета является внедрение во все сферы деятельности информационных технологий как платформы и инструмента, повышающих эффективность всех процессов.
Можно выделить следующие виды информационных ресурсов и технологий, которые студенты Воронежского ГАУ использует в процессе самореализации в образовательном пространстве ВГАУ.
1. Информационные ресурсы Научной библиотеки.
2. Сетевые информационные ресурсы.
3. Информационные ресурсы электронной почты.
4. Интернет-портал ВГ АУ.
5. Общеуниверситетские прикладные программные комплексы в т.ч. системы тестирования, сервер дистанционного обучения и т.д.
Таким образом, самореализация студентов в образовательном пространстве вуза может быть осуществлена, в следующем случае:
обучение студентов начать с актуализации информационных технологий и использования компьютера как неотъемлемой части процесса организации обучения и самообразования;
студент и преподаватель будут относиться к получаемому образованию как к приобретению интеллектуального капитала, повышающего их социально-экономическую мобильность на рынке труда и являющегося гарантом материальной обеспеченности и духовного развития;
вуз и преподаватели способны создать материально-техническую и программную базу образовательного пространства, готовы использовать современные информационные технологии для самореализации студентов, включения их в процесс реализации интеллектуального капитала на рынке труда.
Выпускник вуза должен иметь определенное информационнокомпьютерное образование, которое даст ему дополнительную социально-экономическую мобильность, возможность быстрее
76
Территория науки. 2015. № 2
ориентироваться и перестраиваться в информационной составляющей своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Григорьев В. К. Система компьютерной поддержки управления учебным процессом вуза / В. К. Григорьев, П. И. Годин, А.В. Семенов // Информационная среда вуза XXI века. Петрозаводск, 2009. С. 57-60.
2. Демкин В.П. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. -http://ido.tsu.ru/ss/?unit=216&page=630.
3. Мальцев М.В. Автоматизация управления учебным процессом / М.В. Мальцев. - ttp://www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/sect1/node12.html.
77