Научная статья на тему 'Современные информационные технологии как способ повышения качества обучения иностранному языку'

Современные информационные технологии как способ повышения качества обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудакова Екатерина Вячеславовна, Никулина Наталья Юрьевна

В статье затрагивается тема внедрения современных информационных технологий в учебный процесс, в частности метод проектов, использование презентаций, электронных словарей и глобальной сети Интернет на уроках иностранного языка. Выделяются и описываются основные виды и этапы подготовки проектов. Особое внимание уделяется значимости Интернета и презентаций Microsoft Power Point в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии как способ повышения качества обучения иностранному языку»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Гудакова Екатерина Вячеславовна, студент Белгородского государственного университета, г. Белгород E-mail: [email protected]

Никулина Наталья Юрьевна, студент Белгородского государственного университета, г. Белгород E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье затрагивается тема внедрения современных информационных технологий в учебный процесс, в частности метод проектов, использование презентаций, электронных словарей и глобальной сети Интернет на уроках иностранного языка. Выделяются и описываются основные виды и этапы подготовки проектов. Особое внимание уделяется значимости Интернета и презентаций Microsoft Power Point в учебном процессе.

Ключевые слова: иностранный язык, методы обучения,

информационная технология, метод проектов, Интернет, электронный словарь, презентация.

В настоящее время в российской системе языкового образования происходят значительные положительные изменения. Значительно изменяется социокультурный контекст изучения иностранных языков. Существенно возрастает их профессиональная значимость на рынке труда в целом, что влечет за собой усиление мотивации в изучении иностранных языков. Следовательно, изменяется и процесс обучения иностранным языкам. Разрабатываются новые технологии и методики, которые должны не только повышать качество обучения, но и оказывать существенное влияние на воспитание личности. Как отмечает А.В. Филатова, повышение качества обучения иностранному языку зависит от способов, основанных на творческом подходе к усвоению языка. К таким способам она относит как коллективную работу с использованием различных опор: (диафильмы, кинофильмы, логико-синтаксические схемы и другие), так и реализацию принципа индивидуализации (варьирование форм работы, регулирование учебной нагрузки учеников, домашнее задание по выбору,

материалы для чтения по интересу) [5, с. 2]. На современном этапе в условиях расширения мобильности, свободного доступа к информации, открытости границ государства одним из способов повышения качества обучения иностранному языку является использование новых информационных технологий. Знания и квалификация становятся приоритетными для человека. А значит и система образования должна быть нацелена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на развитие самостоятельной познавательной деятельности. Именно интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет наиболее полно реализовать целый комплекс дидактических, методических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим. Практическое использование информационных технологий развивает новый вид познавательной деятельности обучающихся, результатом которой становится формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации [4, с. 4].

Сфера применения современных информационных технологий в обучении иностранному языку необычайно широка. Их можно использовать для ознакомления с новым лексическим материалом, с новыми образцами высказываний. На этапе тренировки и применения сформированных умений и навыков информационные технологии могут быть использованы в различных коммуникативных заданиях.

К наиболее часто используемым информационно-коммуникационным средствам (ИКТ) на уроках иностранного языка относятся:

- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью проектора или компьютера;

- электронные словари, энциклопедии, справочники;

- DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями;

- образовательные ресурсы глобальной сети Интернет;

- научно-исследовательские работы и проекты;

- видео- и аудиотехника;

- мультимедийные презентации;

- тренажеры, обучающие программы.

Так, значимые результаты в обучении иностранному языку дает метод проектов. И.А. Зимняя и Т.Е. Сахарова определяют метод проектов как технологию, основанную на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса [2, с. 9].

Цель данного метода заключается во взаимодействии обучающихся в группе в ходе учебного процесса, взаимное обучение, при котором они берут на себя ответственность за решение заданий, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого. Проектная технология реализует коллективную учебную деятельность.

Как показывает практика, вместе учиться не только легче и интересней, но и эффективнее, происходит интеллектуальное и нравственное развитие, создаются условия для деловой активности обучающегося.

В процессе обучения иностранному языку данный метод используется в совокупности с другими методами и технологиями на разных этапах усвоения знаний. Зимняя и Сахарова выделяют следующие виды проектов в области изучения английского языка:

- конструктивно-практические проекты (дневник наблюдений, коллапс, придумывание игры и ее описание);

- информационные и исследовательские проекты;

- издательские проекты (например, «Портрет моего класса»);

- игровые и ролевые проекты (разыгрывание игры, сочинение и драматизация собственной пьесы);

- сценарные проекты (например, «Ток-шоу», «Организация клуба встреч»);

проекты конкретного социологического исследования (например,

«Отношение иностранцев к моей стране»);

- творческие работы [2, с. 12].

Работа над проектом должна состоять из следующих основных этапов:

- выбор темы проекта и формирование основного вопроса, на который должны ответить обучающиеся в процессе своих исследований;

- создание творческих групп, распределение заданий;

- самостоятельная исследовательская и творческая работа, обязательная консультация с учителем;

- оформление проекта;

- защита проекта.

Тема проекта может либо соответствовать учебной теме, либо быть совершенно независимой от учебника. Главное, чтобы она была интересной для школьников и соответствовала учебной программе. Результат соей работы учащиеся демонстрируют скорее своим одноклассникам, нежели чем учителю.

Так, метод проектов дает высокие результаты. Он способствует коллективному сплочению обучающихся, прочному и глубокому усвоению знаний, мотивации коллективных достижений. Этот метод характеризуется высоким уровнем самостоятельной работы и научности знаний обучающихся. Роль учителя в данной работе очень ответственна, но она совершенно иная по сравнению с традиционными технологиями. Данная методика применятся в ряде стран, таких как Бразилия, Бельгия, Финляндия, Германия, Италия, Норвегия, в том числе и в России, где подтверждают ее высокую эффективность.

Уроки с использованием презентаций Microsoft Power Point способствуют эффективному усвоению знаний, они помогают реализовать личностноориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и

дифференциацию обучения с учётом способностей детей [1, с.39]. Информация на таких уроках предоставляется детям в красочных тонах, с использованием анимации, картинок, рисунков, диаграмм, различных графиков, что, несомненно, позволяет более наглядно и доступно, чем в обычной устной форме объяснить материал.

Формы работы с использованием презентаций на уроках иностранного языка включают изучение лексики, обучение диалогической и монологической речи, отработку грамматического материала, чтению, аудированию, переводу. Такие презентации имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, формировать лингвистические способности, автоматизировать языковые и речевые действия, реализовать самостоятельную работу

Еще одним основным направлением использования компьютерных технологий на уроках иностранного языка является использование образовательных ресурсов глобальной сети Интернет, которая создает условия для получения любой необходимой информации. На уроках иностранного языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети, устойчивую мотивацию к изучению языка, пополнять словарный запас обучающихся.

Немаловажную роль при изучении иностранного языка играют электронные словари, которые соединяют в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дают возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий в учебный процесс способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, развитию самостоятельности и коммуникативной компетентности обучающихся.

Литература:

1. Беляева, Л. А. Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам / Л. А. Беляева, Н.В. Иванова. - ИЯШ № 4. - 2008. С. 36-41.

2. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И.А.Зимняя, Сахарова Т. Е. -ИЯШ №3. - 2002. С. 9-16.

3. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку / М.Э. Сергеева. - Педагог № 2. - 2005. С. 162-166.

4. Сысоев П. В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев. - ИЯШ № 6. - 2008 . С. 85.

5. Филатова А. В. Об опыте использования веблогов в рамках курса.

SCIENCE TIME

«Американская литература»//Материалы XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Межрегиональная конференция «Эффективное внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового поколения в учебный процесс» / А. В. Филатова.

Ч.Ш. - М.: «БИТ про». - 2007. С. 172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.