чения разных признаков сигнала. Например, прежде всего различается положение и яркость сигнала (по отношению к фону), затем его цветовые характеристики и только после этого - форма. С помощью зрительных ощущений человек может различать до 180 цветовых тонов. Ощущение различных цветов может вызывать у людей впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения. Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать.
Список литературы:
1. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - № 3, 8.
2. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002. - № 1.
3. Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения // Проектирование новых информационных технологий обучения. - М., 1991.
4. Полат Е.С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей. -М., 2007.
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
© Гилёв М.М.*
Северный педагогический колледж, г. Серов
Современные условия в образовании диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности преподавателей, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, повышается качество образования.
Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система образо-
* Преподаватель информатики и ИКТ.
вания встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это естественный путь, которому нет альтернативы [3, с. 37].
Компьютерные и информационно-коммуникационные технологии являются вполне очевидным проявлением информационной революции. Формирование информационной компетентности педагога, владеющего современными информационно-коммуникационными технологиями, а также использование данных технологий в образовательном процессе является социальным заказом общества.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных учителем для учителей. Огромное количество курсов повышения квалификации по информационным технологиям, в том числе и в рамках ФГОС, предлагают свои услуги педагогам. В учебные заведения поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, графические планшеты, системы голосования). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут использовать и работают на этом оборудовании.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе предоставляет современному педагогу большие возможности. Всё многообразие информационно-коммуникационных технологий существенно способствуют реализации целей и задач в ходе процесса обучения. В настоящее время активно развиваются цифровые технологии, телекоммуникационные технологии, а также интерактивные средства обучения, которые позволяют эффективно управлять образовательным процессом и кардинально менять процесс обучения в целом.
Практически у каждого преподавателя имеется в распоряжении комплекс разнообразных средств ИКТ, в который входят цифровые образовательные ресурсы, электронные книги и словари, электронные библиотеки, системы автоматического ведения урока, системы тестирования и тестовые оболочки, интегрированные интерактивные комплексы, а также различные сообщества и форумы, с помощью которых педагог может не только получать знания, но и делиться собственным опытом.
Исходя из этих возможностей актуализируются подходы к содержанию обучения, появляется возможность мгновенного обмена информацией и совместного её редактирования, в свою очередь процесс обучения принимает динамический характер.
С внедрением информационно-коммуникационных технологий преподаватель получает значительный стимул к самообразованию, развитию творческого потенциала, а также собственного профессионального роста.
Применяя информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, преподаватель качественно повышает не только свой уровень информационной компетентности и своё профессиональное мастерство, но и уровень подготовки студентов.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой понятие «мастерство педагогическое» определяется как высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие [4, с. 82].
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий «компетенция» и «компетентность».
Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ-компетентности преподавателей.
Александрова Н.В. считает, что ИКТ-компетентность представляет собой интегральную характеристику, отражающую наличие умений решать различные проблемы и задачи, возникающие при использовании информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности, с использованием знаний, умений осуществлять рефлексию и самообразование на основе опыта деятельности [1, с. 187].
Сенкевич Л.Б., рассматривая информационную компетентность преподавателей отмечает, что это результат деятельности, в основу которого положены сформированные знания, умения, навыки и опыт [5, с. 21].
Беспалов П.В. под информационной компетентностью понимает интегральную характеристику личности педагога, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний и умений, способность к решению задач в профессиональной деятельности с помощью информационных технологий [2, с. 41-45].
Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности преподавателю необходимо:
- принимать участие в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
- участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
- использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкий спектр цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
- обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
- формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
- разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Компьютер, интернет сервисы и интерактивные средства обучения - это
всего лишь инструменты, использование которых должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач занятия. Компьютер не заменяет преподавателя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главное, что нужно понимать в сложившейся ситуации это то, что на занятии реализуется принцип наглядности и уже через него происходит формирование профессиональных компетенций студента.
Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером, использованием электронных учебников более эффективно и интересно для ученика, так как позволяет легко переходить из одной части учебника к другой путём перехода по гиперссылкам. С помощью обучающих программ и электронных учебников студент может с лёгкостью восстановить пробелы в знаниях.
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у студентов рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-коммуникационных технологий, поддерживают и усиливают интерес студентов к учебному предмету. Необходимо использовать все возможности информационно-коммуникационных технологий для того, чтобы студенты учились с интересом, чтобы большинство из
них испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета. Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки студентов с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу преподавателя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Совместное использование компьютера, возможностей интерактивной доски,качественного и доступного программного обеспечения (MS Power Point, MS Excel, SMART Notebook 10, электронные энциклопедии), а также различных педагогических технологий позволяют не только визуализировать представленный на занятии материал, но и развитькреативное, творческое мышление обучающихся.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения студентами готовых академических знаний в ходе занятия на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого обучающегося с учётом его возможностей. Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с обучающимися).
Организуя на занятии работу с тренинго-тестирующими облочками, у студентов формируются основные «информационные» компетенции, а для многих из них именно эти компетенции на сегодняшний момент наиболее актуальны и будут необходимы для реализации накопленных в процессе обучения знаний в период дальнейшего своего профессионального становления.
От того насколько эффективно мы используем информационно -комму-никационные технологии на занятиях напрямую зависит и успеваемость обучающихся. Уровень обученности студентов возрастает, также возрастает и мотивация к обучению.
Необходимо отметить, что время на предварительную подготовку занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий увеличивается, но одновременно с этим также накапливается методическая база, что значительно облегчает подготовку к занятиям в дальнейшем и именно эти методические материалы преподаватель может выдать обучающимся в качестве определённых опорных конспектов, в том случае если студент по каким-либо причинам не посещал занятия.
Современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению противоречий между внедре-
нием информационно-коммуникационных технологий и того насколько грамотно и профессионально педагог может использовать данные технологии в образовательном процессе.
Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится обучение как будущих преподавателей, так и уже работающих, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть, необходима основательная подготовка специалистов в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Таким образом, содержание педагогического образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней Соответствующая подготовка решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Internet информационной образовательной среды России, основное назначение которой - сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал.
Список литературы:
1. Александрова Н.В. Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов: дисс. ... канд. пед. наук. - Нижний Тагил, 2008. - 187 с.
2. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 41-45.
3. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2. - С. 37.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. - С. 82.
5. Сенкевич Л.Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005. - 21 с.