Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. № 3-4. С. 231-238.
УДК 316.334.56
СОВРЕМЕННЫЕ ГОРОДСКИЕ МОДЕЛИ «ДЛЯ ПОЖИЛЫХ»1
Парамонова В.А.
Статья посвящена анализу существующих в мире моделей городов, направленных на создание благоприятных условий проживания пожилых людей. Автор статьи акцентирует внимание на роли образовательного пространства при формировании государственной политики по уходу за пожилыми людьми. Ключевые слова: пожилые люди, «город для пожилых», старение, образовательное пространство.
Объектом исследования является модель города, обеспечивающая благоприятные условия проживания пожилых людей. Целью исследования является определение роли образовательного пространства при формировании государственной политики по уходу за пожилыми людьми.
Детство, молодость, зрелость, старость - все это вехи человеческой жизни от рождения до тризны. Причем восприятие биологических границ возрастов на протяжении человеческой истории постепенно изменялось. И если в XIX в. «бальзаковский возраст» приписывался женщине в возрасте «около 30» [20], а дама «за 40» попадала в категорию «старушек» [12, с. 46], то на современном этапе верхней границей молодости является возраст 30 лет, а некоторые исследователи считают, что молодость продолжается вплоть до 35 лет [2, с. 148]. Это автоматически передвигает возрастные границы представителей и «средних лет» и пожилых.
Современный мир характеризуется двумя основными демографическими тенденциями: старением населения и урбанизацией. Исследования Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) [26] свидетельствуют об увеличении продолжительности жизни на современном этапе, что характерно, в первую очередь, для развитых стран [33]: более 80 лет; для стран «полупериферии» (И. Валлерстайн) в границах 60-ти лет, а вот для «периферии» продолжительность жизни в районе 30-40 лет. По прогнозам демографов [38] к середине XXI в. произойдет резкое изменение возрастной структуры европейских стран в пользу среднего и старшего возраста, ВОЗ прогнозирует увеличение к 2050 г. количества людей старше 60 лет до 22% от всего населения земли [29; 39]. Организацией Объединенных Наций (ООН) констатируется наличие процесса демографического старения, приобретшего беспрецедентные масштабы, особенно в «цивилизованном» мире [22]. Следовательно, в связи с увеличением удельного веса лиц старших
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Пожилой человек за компьютером: исследование повседневных практик представителей «третьего возраста» в Волгоградской области», проект № 11-13-34006а/В
возрастов возрастает и их социальная значимость в обществе и возможности влияния на общественные процессы. Понимание на международном уровне глобальности процесса демографического старения стало основой разработки плана действий по значимым направлениям, определяющим формирование благоприятных условий для пожилых людей: общество и люди пенсионного возраста; физическое и психологическое здоровье, а также социальная защищенность представителей «третьего возраста»; формирование комфортной среды обитания для людей данной возрастной группы [21; 23; 40]. По прогнозам к середине XXI в. каждые трое из пяти представителей «третьего возраста» будут проживать в городах, что соответствует общей тенденции роста городского населения до 80% [10, с. 6]. Это предполагает выработку программ городского развития, делающих городское пространство комфортным и доступным для лиц пожилого возраста.
Реализация поставленных задач невозможна: во-первых, без наличия правовой основы взаимодействия данной возрастной группы и социума. В связи с этим ООН отмечается необходимость формирования единого мирового стандарта выхода на пенсию (60 лет), но с учетом местных условий [4, с. 14]. Как показывает практика, пенсионный возраст, закрепленный в законодательных системах отдельных государств различен, но определяющим фактором является продолжительность жизни граждан в каждой конкретной стране [21].
Во-вторых, формирование, как на уровне государства, так и в массовом сознании, потребности в разработке на национальном уровне политики в области старения, направленной на социальную защищенность людей пожилого возраста [4, с. 15]. Причем следует отметить, что разработка направлений исследований и методов национальной социальной политики по проблемам пожилых людей базируется на трех основных позициях, представленных как в научной литературе, так и сформировавшихся в массовом сознании в отношении пожилых людей [8; 13; 14; 15; 16]: а) это обездоленные люди, нуждающиеся в социальной поддержке со стороны государства и общества; б) это значительный человеческий потенциал, который может и должен быть использован как фактор развития общества, т.к. исследования показывают, что в последнее столетие появился «новый тип» представителей «третьего возраста», с высокой профессиональной и образовательной подготовкой, а также с более высокими показателями здоровья и трудоспособности, чем у предыдущих поколений данной возрастной группы, к тому же ориентации смещаются в сторону творческих установок, а «не сиденья на завалинке»; в) это социальный балласт общества, тормозящий реформы. Последняя позиция является социально неодобряемой, поэтому редко открыто выражается. А.В.Писарев отмечает, что с последней точкой зрения в 2001 г. согласилось лишь 6% опрошенных россиян, но при этом около 20% затруднились с определением своей позиции по данному вопросу [11, с. 52]. И хотя боле 60% респондентов не согласны с подобным утверждением, однако А.В.Писарев считает, что «затруднившиеся» внутренне приемлют последнюю позицию, но не готовы открыто ее заявлять [11, с. 52]. Это не может не настораживать, т.к. «формирует» моральные основания для исключения пожилых людей из активной деятельности. Следовательно, существует необходимость разработки политики по вопросам старения на различных уровнях: от международных до муниципальных; внедрения
в массовое сознание понимания значимости пожилых людей для общества. Последний подход нужно рассматривать не как изобретение «капиталистического» общества, ориентированного на «успех», а как многовековую проблему «дедов и отцов», получившую отражение в народных сказках-присказках, пословицах и поговорках. Фольклор - квинтэссенция человеческой мудрости, выработал уважительное отношение к старикам, показывая их востребованность в обществе, о чем и повествуют сказки народов мира: Дедов совет, Отцова мудрость, и др.; пословицы и поговорки: Молодой леопард у старого охотиться учится; Молодой прикладывает силу, старый - ум и пр. [25; 31; 32] У народов, проживающих на Кавказе, существует проклятие: чтобы в твоей семье никогда не было стариков.
В-третьих, формирование мер государственной политики по включению представителей «третьего возраста» в общественную жизнь в самом широком смысле слова [4, с. 33]. В связи с тем, что, как отмечает Л. Ржаницына [13, с. 54], на современном этапе именно пенсионеры составляют значительную долю электората, вкладчиков и инвесторов, а, следовательно, государство исходя из собственных интересов, должно постоянно уделять внимание социальному самочувствию людей «третьего возраста». В-четвертых, создание для пожилых людей равных условий доступа к системам переподготовки и непрерывного образования [4, с. 47-48].
В связи с увеличением продолжительности жизни, перед мировым сообществом, перед государственными системами, в первую очередь, развитых стран, встает вопрос о разработке и внедрению модели (моделей) по созданию благоприятных условий проживания пожилых людей, особенно в городах. Речь должна идти о разработке не одной «универсалистской» модели, а именно моделей, которые должны быть достаточно гибкими, чтобы соответствовать «цивилизационным» особенностям. Модель, оптимально действующая в одной социокультурной реальности, при переносе ее на иную, даже внешне похожую, социальную площадку, перестает адекватно работать, о чем свидетельствует опыт огульного переноса западноевропейской демократии в иное социокультурное пространство [3; 7].
На современном этапе в мире формируются две модели городов по созданию благоприятных условий проживания для пожилых людей. Одна, апробированная в США в течение полувека («американская»), ориентирована на создание отдельных городов «для пожилых», в которых 55 лет - это нижняя возрастная граница для горожан [19]. Несомненным положительным моментом этой модели является: наличие развитой инфраструктуры города и приспособленность жилых помещений для данной возрастной группы, что способствует активному образу жизни людей пенсионного возраста; доступность медико-социального обслуживания; возможность трудоустройства в черте города, с учетом физических и социально-психологических возможностей представителей «третьего возраста» и т.п. Продолжительность существования этих поселений «для пожилых» позволяет говорить о легитимности данной модели, по крайней мере, для современного американского общества. Однако это не может быть основанием для огульного переноса вышеуказанной модели в иное социокультурное пространство.
Вторая модель, которую можно условно назвать «мировой» или «мультикультурной» начала вырабатываться благодаря широкомасштабному исследованию, проведенному ВОЗ, по вопросам старения в культурно разнородных
странах и городах [4]. Были проанализированы восемь основных позиций городского быта, с учетом мнения людей «третьего возраста». Все восемь позиций можно условно сгруппировать по нескольким направлениям: а) комфортность проживания и медицинское обслуживание; б) обеспечение активного образа жизни, что обеспечивает возможность включения в современный мир посредством информированности и возможности использования современных способов коммуникаций, а также посильной занятости в сфере производства, а не только «на кухне» и дачном участке, что очень характерно для России.
Несомненным положительным моментом «мировой» модели является то, что она формируется на разнообразном культурном материале: в этом исследовании участвовали представители 35 городов, таких как: Лондон, Москва, Дели, Нью-Йорк, Мехико, Стамбул и др., оценивая достоинства и недостатки городского быта по единым позициям [4, с. 50]. Другой положительный момент внедрение этой модели - не нарушается привычная жизнь и социальные связи пожилых горожан, т.к. не требуется их переезда на новое место, что достаточно тяжело переносится в пожилом возрасте. Существенным «побочным» фактором внедрения «мировой» модели является улучшение социального комфорта для города в целом, а не только для отдельной социальной группы. Мероприятия по обеспечению в городах благоприятных условий для пожилых людей, делают населенные пункты благоприятными и для остальных групп населения. Так, появление/увеличение скамеек на улицах, в парках, скверах и т.п.; появление пешеходных переходов с низкими бордюрами и отрегулированных светофоров под возможности темпа передвижения пожилых людей; доступность общественных туалетов и т.п. автоматически облегчает жизнь для иных социальных групп - беременных женщин, маленьких детей и инвалидов [35]. К тому же эта модель, в отличие от «американской», способствует сокращению разрыва между поколениями. Ведь в США происходит искусственная изоляция пожилых людей от остального общества, создаются, в принципе, своеобразные резервации «по возрасту».
Государственные и муниципальные власти, в первую очередь, начинают решать проблему медицинского и социального обеспечения пожилых людей [24; 30], но проблема формирования активного образа жизни у людей «третьего возраста» невозможно без необходимой информационной поддержки. На современном этапе международные организации отмечают необходимость «активного старения», отмечая необходимость распространения данной модели старения в общественном создании как социальной нормы [41]. В рамках работы круглого стола «Здоровый город: проблемы пожилых людей и пути их решения», прошедшего 20.01.2011 г. в Москве [37], отмечалось, что трудовая занятость людей «третьего возраста» обеспечивает им сохранение активности и здоровья [27; 28]. Однако привлекать к посильному труду пожилых людей надо не только на низко квалифицированные работы уборщиков, дворников, вахтеров и т.п., но и обеспечивать применение этой возрастной группой своих умений на работах, требующих квалифицированных навыков и знаний. Исследования показывают, что с возрастом, по сравнению с более молодыми коллегами, происходит снижение в скорости выполнения профессиональных задач, но при этом качество работы увеличивается почти на 50% [27].
На современном этапе уровень социальной активности людей «третьего возраста» возрастает, по сравнению с пожилыми людьми XX в. Если раньше трехчастный жизненный путь (учеба - работа - пенсия) являлся социальной нормой, то на современном этапе, как отмечают S.Clément и J.Mantovani, происходит постепенное разрушение данной жизненной схемы [17, р. 97]. Старение и выход на пенсию рассматривается О.Н.Ежовым [5] как часть жизненного пути, а не как биологический и социальный процесс, сопровождаемый ухудшением состояния здоровья и соответствующей социальной адаптацией.
Как показывают различные исследования, клубы для пожилых людей ориентированы, в первую очередь, на получение знаний и навыков по рукоделию, садоводству и т.п. [6, с. 45] И если в мировой практике существуют образовательные программы «для пожилых», то на российской почве, как отмечают М.Э.Елютина и Э.Е.Чеканова [6, с. 45], подобные программы не получили должного распространения. Официальное образовательное пространство ориентировано на молодых до 35 лет, хотя и существует практика обучения людей «третьего возраста», в так называемых институтах «для пожилых» [6; 34; 36]. Проблема исключения людей предпенсионного и пенсионного возраста из официального образовательного пространства возникает в связи с изменением системы приема экзаменов, что обусловлено повсеместным введением ЕГЭ.
При этом ряд ученых отмечает наличие устойчивого общественного мнения: «старый человек не может учиться, ему не нужно повышать свою квалификацию, образование» [6, с. 45; 8, с. 76; 18]. Иначе говоря, образование «для пожилых» не рассматривается обществом как элемент геронтологического поведения: «"Вот насмешу всех" (жен. 64 г.); "Скажут, совсем с ума сошел" (муж. 70 лет); "Какое образование? Это же возраст маразмов. Памяти нет, все забывает" (муж. 55 лет); "Дома не сидится, все не может никак угомониться" (жен. 51 год)» и пр. [6, с. 47]. В современной России «третий возраст» дистанцируется от образовательного процесса в связи с существующим мнением: о неспособности пенсионера к образованию, о ненужности обучения из-за временных ограничений в реализации полученных знаний; о «домашнем» предназначении пожилого человека, выражающемся в помощи близким по дому и воспитанию подрастающего поколения. Однако Б.Г. Ананьев отмечает, что психика человека достаточно сложная система и своего пика вербальные функции человека достигают лишь после 40-45 лет [1, с. 111]. По замечанию М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой [6, с. 48] люди «третьего возраста» имеют более мощную мотивировку обучения: учеба ради познания, а не ради «корочки».
Идеи реформаторов о переводе пенсий и социальных пособий для пожилых людей на современные носители (пластиковые карточки) на данном этапе преждевременны - никто не озаботился об ознакомлении пенсионеров с работой новых устройств, которые позволяют обналичить денежные средства, оплатить коммунальные услуги, телефон и пр. Все нововведения требуют создания «школ» для пожилых людей, в которых они могут получить необходимые знания и навыки работы с новыми устройствами. Следовательно, в пространстве города для людей «третьего возраста» необходимо создавать образовательное пространство, которое позволяло бы «идти в ногу со временем». Формирование программ по включенности пожилых людей в образовательное пространство города невозможно
без доступности городского пространства, т.е. наличия удобной инфраструктуры [9, с. 21-22].
Выводы.
1) на современном этапе сформированы американская и мультикультурная (мировая) модели города «для пожилых»;
2) городские программы ориентированы на медико-социальное обеспечение пожилых людей, а не на их включенность в активную деятельность;
3) развитие городской инфраструктуры, адаптированной к старению населения города определяет (сокращая/увеличивая) социальную активность пенсионеров;
4) социальное самочувствие человека во много определяется соответствием ценностно-символической системы пожилого человека с «требованиями», предъявляемые к нему обществом;
5) социальная включенность пожилых людей в социум обеспечивает социокультурный, экономический и политический потенциал общественного развития;
6) исключение пенсионеров из образовательного пространства города снижает возможности развития и конкретного индивида, и общества в целом.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Ананьев Б.Г. [Под ред.: А.А.Бодалева, Ф.Б.Ломова]. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 286 с.
2. Боярз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования / Боярз В.Н. - JL: Наука, 1973.-215 с.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Данилевский Н.Я. -М.: Книга, 1991. - 574 с.
4. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Руководство по осуществлению Мадридского международного плана действий по проблемам старения на национальном уровне / ООН. - Нью-Йорк, 2008. - 201 с.
5. Ежов О.Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии / Ежов О.Н. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Т. VIII. - № 3. - С. 22-33.
6. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества / Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. // Социологические исследования. - 2003. - № 7. - С. 43-49.
7. Иванов В.Н. Реформы и будущее России / Иванов В.Н. // Социологические исследования. -1996. -№3.-С. 21-27
8. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие / Ковалева Н.Г. // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 73-80
9. Куштанина В.А. Социальная включенность пенсионеров в жизнедеятельность мегаполиса: сравнительное исследование на примере Москвы и Парижа: автореф. ... к.социол.н. / Куштанина В.А. - М.: [Б.и.], 2009. - 26 с.
10. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии / Лимонов Л.Э. - СПб.: Наука, 2004. - 272 с.
П.Писарев A.B. Образ пожилых в современной России / Писарев A.B. // Социологические исследования. - 2004. - № 4. - С. 51-56.
12. Пушкин A.C. Евгений Онегин / Пушкин A.C. // Избранные произведения. - М.: Художественная литература, 1970. - С. 5-175.
13. Ржаницына Р. Пенсионное обеспечение в России: государство и пенсионеры / Ржаницына Р. // Вопросы экономики. - 1995. - № 9. - С. 49-55.
14. Социальная политика: парадигмы и приоритеты / под общ. ред В.И.Жукова. - М.: Союз, 2000. -312 с.
15. Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения. Сб. статей / Под ред. А.Ослунда, М.Дмитриева; Моск. Центр Карнеги. - М., 1996. - 168 с.
16. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых. Геронто-социологический анализ: автореф. ... к.социол.н. / Ускова Н.Е. - М.: [Б.и.], 2000. - 23 с.
17. Clément S., Mantovani J. Les déprises en fin de parcours de vie / Clément S., Mantovani J. // Gérontologie et Société. - 1999. - № 90. - P. 95-108.
18. Адамский A. Очерк образовательной политики. Общественный образовательный договор [Электронный документ]. - Режим доступа: http://upr. 1 september.ru/2001/14/2.htm
19. Американский «Город Солнца»: рай для пожилых [Электронный документ]. - Режим доступа: http://elsa.gorod.tomsk.ru/index-
1306112035.php?Comment act=deleteCommentForDocument&Comment page num=l&Comment comment id
20. Бальзак де О. Тридцатилетняя женщина [Электронный документ]. - Режим доступа: http://french-book.net/text/Biblio/Ru/Balzac/balzak 301et.html.
21. Возраст выхода на пенсию в России, странах Европы, США. Справка [Электронный документ] / Риановости. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20100425/227286221 .html
22. Вопрос о пожилых и престарелых. Резолюции 28-й сессии (1973 год). A/RES3137 (XXVIII)/A/PV.2201 [Электронный документ] / Генеральная Ассамблея ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/28/docs/28res.shtml
23. ВОЗ объявляет о создании Глобальной сети городов с благоприятными условиями для пожилых людей. [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2010/age friendly cities 20100628/ru/index.htm
24. Город принял программу повышения качества жизни пожилых людей[Электронный документ]. - Режим доступа: http://gov.spb.ru/news7367.html
25. Дедов совет [Электронный документ]. - Режим доступа: http://skazkv.net/content/dedov-sovet
26. Дмитрячев И. Всемирная организация здравоохранения опубликовала мировую статистику здравоохранения за 2010 год [Электронный документ]. / Дмитрячев И. - Режим доступа: http://www.rodon.org/societv-l 00610103838
27. Козырева Н. От 60 и старше [Электронный документ] / Козырева Н. // Вечерняя Москва: Портал Городских Новостей 17.02.11. Россия. - Режим доступа: http://www.globalaging.org/elderrights/world/2011/60.htm
28. Малева Т., Синявская О. Нужно ли повышать занятость пенсионеров? [Электронный документ] / Малева Т., Синявская О. // ДемоскошуееЫу. - 2008. - № 341-342. - Режим доступа: http://demoscope.rU/weekly/2008/0341/s map.php
29. Новое руководство по созданию в городах благоприятных условий для пожилых людей [Электронный документ] / ВОЗ. - Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2007/pr53/ru/index.html
30. О Программе "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы: Постановление от 15.02. 2011 г. № 171. [Электронный документ] / Правительство Санкт-Петербурга. - Режим доступа: http://law.kodeks.ru/egov/index?tid=0&nd=891846961 &prevDoc=891846961 &mark=000000000000 00000000000000000000000000000000000003NI8NFC
31. Отцова мудрость [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.skazoff.ru/latvshskie skazki/otcova mudrost
32. Пословицы и поговорки [Электронный документ]. - Режим доступа: http://o-pogovorkah.ru/rb/pog.php?n p=2102940362&page=2
33. Рейтинг стран мира по средней продолжительности жизни 2008 [Электронный документ]. -Режим доступа: http://www.vestravel.ru/world/rating/rating 2008/
34. Рязанский В. Крупный университет пожилого человека откроется в Курской области [Электронный документ] / Рязанский В. - Режим доступа: http://ria.ru/societv/2010120 l/302904427.html
35. Сеть городов работает над созданием благоприятных условий жизни для пожилых людей [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.who.int/bulletin/volumes/88/6/10-020610/ru/index.html
36. Сироткина Л.П. Университет пожилого человека [Электронный документ] / Сироткина Л.П. // Архив газеты «Пенсионерская правда». - Режим доступа: http://www.vdvsn.ru/papers/pens/2010/10/18/82669/
37. Четвертая часть населения Москвы — пенсионер [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/moscow/2011/01/20/810540.html
38. European Commission Employment and Social Affairs. Confronting demographic change: a new solidarity between the generations. COM (2005) [Электронный документ]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/employment social/social situation/green paper en.html
39. Global age-friendly cities: a guide [Электронный документ] / World Health Organization - Режим доступа: http://www.who.int/ageing/publications/Global age friendly cities Guide English.pdf
40. Report of the Second World Assembly on Ageing [Электронный документ]. - Режим доступа: http://habitat.igc.org/open-gates/acl97-9.htm
41. World Health Organization. Global age-friendly cities: a guide [Электронный документ]. - P., 2008. - Режим доступа: www.who.int/ageing/.../Global age friendly cities Guide English.pdf
Парамонова В. А. Сучасш мкью модем «для людей похилого вжу» // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iM. В. I. Вернадського. Сер1я: Фшософ1я. Культуролопя. Полгголопя. Сощолопя. - 2011. - Т. 24 (63). - №3-4. - С. 231-238.
Стаття присвячена анал1зу ¿снуючих у свт моделей MicT, спрямованих на створення сприятливих умов для людей похилого вжу. Автор статп шдкреслюе ролп> освггнього простору гцодо формування державно! полижи, гцо ошкуеться життям людей похилого вжу. Ключов1 слова: похилий впс, «Micro для людей похилого вжу», старшня, освггнш npocrip.
Paramonova V. A. Modern models of "the city for elderly people" // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. -2011. - Vol. 24 (63). -№ 3-4. - P. 231-238.
The article is devoted to the analysis of existing urban models in the world, aimed at creating favorable conditions for the elderly. The author focuses on the role of educational space in shaping public policy on ageing.
Keywords: old people, "city for the elderly", ageing, educational space.
Статья поступила в редакцию 10.09.2011.