УДК 378.661.01 (571.56) К.Г. Башарин
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ
АНАТОМИИ
Вопросы организации самостоятельной работы и воспитания студентов в современных условиях глобализации, лавинообразного роста информационных технологий, интернета, массового распространения пьянства, алкоголизма, табакокурения, наркомании, локальных войн, разных санкций со стороны Америки имеют актуальное значение. Цель сообщения - поделиться мыслями и опытом организации самостоятельной работы и воспитания студентов на курсе патологической анатомии Мединститута СВФУ. Нами с 1977 г. в учебный процесс внедрено определение патологической анатомии как науки, что способствует сознательному освоению основ патологической анатомии. Для контроля самостоятельной работы студентов практикуются три вида рабочих тетрадей, которые студенты должны приносить на каждое занятие с выполненными заданиями: протоколы морфологических исследований, тетрадь для лекционных занятий, а также тетрадь для самостоятельных проработок тем по патологической анатомии. Необходимо отметить, что определение патологической анатомии как науки имеет ключевое значение в самостоятельной работе студентов, способствует осознанному усвоению основ патологической анатомии и формированию кли-нико-анатомического мышления будущих врачей. В патриотическом, духовно-нравственном воспитании студентов важными являются формирование патриотизма, главным инструментом которого является знание гимна России, и трезвого здорового образа жизни. В этом направлении предлагаем к 75-летию Победы в ВОВ проводить конференции, беседы, встречи с участниками ВОВ и ветеранами труда.
Ключевые слова: студенты, самостоятельная работа, воспитание, патриотизм, трезвый здоровый образ жизни, патологическая анатомия, народный университет, гимн России, Великая Отечественная война, Победа.
K.G. Basharin
The modern forms of organizing students' individual work and education at the Department of Normal and Pathological Anatomy
The issues of organizing the students' individual work and education in the modern conditions of globalization, snowballing growth of information technologies, mass distribution of insobriety, alcoholism, smoking, drug addiction, local wars, and various American sanctions are topical. The goal of the report is to share the thoughts and experience in organizing the students' individual work and education at the course of pathological anatomy of the NEFU Medical Institute. Since 1977, we have introduced in the educational process the definition of pathological anatomy as a science, which favors conscious coverage of the pathological anatomy fundamentals. To control the students' individual work, we have introduced three copybooks to be brought to each class with the completed assignments: the protocols of morphological examination, a copybook for lectures and a copybook for individual work on the topics of pathological anatomy. In conclusion, it should be noted that defining pathological anatomy as a science is of key significance in the students' individual work; it assists conscious acquisition of the pathological anatomy fundamentals and forms the clinical-anatomic thinking of the future doctors. The formation
БАШАРИН Карл Георгиевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной и патологической анатомии, оперативной хирургии с топографической анатомией и судебной медицины Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Тел.: 35-63-02, 89241673060. E-mail: [email protected]
BASHARIN Karl Georgievich - Doctor of Medicine, Professor, Head of the Department of General and Pathological Anatomy, Operative Surgery with a Topographic Anatomy and Forensics, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: +7 (4112) 356302, +7 924 1673060. E-mail: [email protected]
of patriotism and sober lifestyle is important for the patriotic, spiritual and moral education of students; knowing Russian anthem is the key instrument here. We suggest to hold a conference, conversations and meetings with the participants of the Great Patriotic War (WWII) and labor veterans, dedicated to the 75th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War.
Keywords: students, individual work, education, patriotism, sober healthy lifestyle, pathological anatomy, people's university, Russian anthem, Great Patriotic War, Victory.
Введение
С самого открытия кафедры анатомии медицинского факультета Якутского госуниверситета, с 2010 г. преобразованного в Северо-Восточный федеральный университет, вопросы организации самостоятельной работы и воспитания студентов были в центре внимания работы вуза. Вопросы организации и воспитания студентов, учащейся молодежи имеет чрезвычайное актуальное значение в связи с нарастанием глобализационных процессов, лавинообразным ростом информационных технологий, интернета, массовым распространением пьянства, алкоголизма, табакокурения, наркомании, локальными санкциями со стороны Америки, нарастанием международного терроризма [1, 2, 3, 4].
В современный период развития вузовского образования, на наш взгляд, возрастает роль самостоятельных занятий студентов. Этому способствуют определения наук, в которых были бы отражены ключевые слова действий, а именно предмет, объект, метод науки, т.е. «ноу хау» науки. К сожалению, до сих пор нет хороших определений наук по многим дисциплинам, что затрудняет осознанному осмыслению учебного материала. В 1977 г. нами было сформулировано и внедрено в учебный процесс определение патологической анатомии как науки.
Цель сообщения: поделиться мыслями и опытом организации самостоятельной работы и воспитания студентов на курсе патологической анатомии Мединститута СВФУ
Значение определения патологической анатомии как науки в самостоятельной работе студентов.
Исходя из генеральной цели обучения - научить студента самостоятельно мыслить и действовать, нами с 1977 г. внедрено в учебный процесс собственное определение патологической анатомий как науки, а именно: «Патологическая анатомия - это наука, предметом изучения которой являются морфологические изменения органов, тканей, клеток, ультраструктур при заболеваниях, а также непосредственные причины смерти; объектами изучения являются трупы лиц, умерших от болезней, биоптаты, операционный материал, органы и ткани экспериментальных животных, изучаемых посредством основного морфологического метода исследования с учетом клинических данных» [1]. Это определение было опубликовано в сборнике тезисов I съезда Международного союза ассоциаций патологоанатомов 3-6 октября 1995 г.
В первой лекции «Введение в патологическую анатомию» мы акцентируем внимание студентов на ключевых словах определения: предмет, объект и метод, чтобы каждому студенту было понятно, что понимается под этими понятиями. Раскрываем значение и смысл понятий: биоптат, непосредственные причины смерти, основной морфологический метод исследования и т.д.
На практических занятиях на макропрепаратах разъясняем суть понятий «объект» и «предмет». Большое внимание уделяется разъяснению основного морфологического метода исследования, алгоритмам макроскопического и микроскопического этапов исследования.
Для контроля самостоятельной работы студентов были внедрены в практику три тетради, которые они должны приносить на каждое занятие: протоколы морфологических исследований, для лекционных занятий, а также для самостоятельных проработок тем по патологической анатомии.
Таким образом, считаем, что усвоение студентами определения патологической анатомии как науки помогает осознанно изучать учебники, статьи и монографии, извлекать из них информацию, решать ситуационные задачи и применять алгоритмы макроскопического и микроскопического этапов морфологического исследования при изучении объектов. О качестве полученных знаний студентов свидетельствуют результаты экзамена: при 100 % абсолютной успеваемости качество составляет 90-97 %.
Новые формы воспитательной работы: значение гимна России как главного инструмента воспитания патриотизма и духовно-нравственной личности.
Учебный процесс неотделим от воспитательной работы, поэтому мы уделяем этому вопросу большое внимание. В XXI в. патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи в современных условиях глобализации, массового распространения пьянства, алкоголизма, табакокурения, наркомании имеет чрезвычайно актуальное значение. Вот почему в1999 г. на кафедре был создан постоянно действующий народный университет трезвого здорового образа жизни, ректором которого назначен К.Г. Башарин, профессор, вице-президент Международной академии трезвости [2]. Кафедра является территорией трезвости. Все мероприятия проходят без употребления любых алкогольных изделий и табакокурения. Более 1000 слушателей университета прошли подготовку по формированию и утверждению трезвого здорового образа жизни (ТЗОЖ) и личным примером, используя знания и умения, проводят работу среди населения (читают лекции, проводят беседы, акции и т.д.). На кафедре систематически проводятся конференции, круглые столы по вопросам ТЗОЖ. По инициативе профессора К.Г. Башарина, в рамках Всероссийской конференции начиная с 2009 г. ежегодно проводятся «Угловские чтения» с участием приглашенных академиков и профессоров Международной академии трезвости. Студенты пишут рефераты, доклады по вопросам ТЗОЖ, участвуют в кафедральных, институтских и университетских конференциях.
Важным направлением работы является патриотическое, духовно-нравственное воспитание студентов и молодежи [3]. Этот вопрос как никогда актуален, учитывая демарши, предпринимаемые специалистами дальнего зарубежья, а также первыми лицами некоторых государств, образованных на постсоветском пространстве, которые напрямую свидетельствуют о попытках переписать историю и умалить роль Великой Победы СССР в демократическом обустройстве мира, свободного от фашизма. Для построения демократического, гражданского общества не на словах, а на деле, у нового поколения должно быть сформировано мировоззрение, существенной составляющей которого является уважение к истории своей страны. Сегодня мы должны воспользоваться уникальной возможностью учиться патриотизму, любви и уважению к Родине у тех, кто ценой своей крови защитил целостность великого государства, сохранил для будущих поколений главные человеческие ценности и устои.
На кафедре с самого её создания проводится систематическая работа по патриотическому воспитанию студентов. Еще в советское время проводились вечера, посвященные 23 февраля и 9 мая. На кураторских занятиях заслушиваются рефераты и доклады о Великой Отечественной войне, вкладе якутян в победу в Великой Отечественной войне, готовятся стенды, вывешиваются газеты о героях Великой Отечественной войны и тыла. Проводились и проводятся встречи с участниками ВОВ Ю.Г. Шафером, Н.Г. Самсоновым, В.Д. Антоновым, П.Н. Токаревым и др.
В 2017 г. наша страна будет отмечать 72-летие Великой Победы над фашизмом. К сожалению, из года в год уменьшается количество участников ВОВ. Поэтому возрастает их роль в воспитании патриотизма у молодого поколения. Навсегда запомнятся студентам встречи с ветеранами ВОВ, участниками Сталинградской битвы на круглом столе, посвященном 70-летию разгрома фашистских войск под Сталинградом 1 февраля 2013 г.
Важным инструментом воспитания патриотизма в духовно-нравственной личности является гимн России. К сожалению, его как дважды два четыре знают единицы. Будучи лектором общества «Знание», я убедился в этом, побывав во всех районах Якутии, а также в других регионах России, задавая вопрос, кто знает слова гимна наизусть. Это побудило нас внедрить знание гимна в учебный процесс в 2006 г. Теперь более тысячи студентов знают гимн [4]. Интересно отметить, что у студентов появляется уверенность и улучшается память.
Таким образом, если до изучения патологической анатомии у некоторых студентов в зачетных книжках были одни удовлетворительные оценки, то после сдачи экзаменов по патологической анатомии на последующих курсах они становились хорошистами и отличниками.
Заключение
Опыт организации самостоятельной работы и воспитания студентов позволяет сделать следующие выводы:
1. Определение патологической анатомии как науки имеет ключевое значение в самостоятельной работе, способствует осознанному поиску информации из учебников, статей, монографий, правильному оформлению протоколов макроскопических и микроскопических исследований, самое главное - способствует формированию клинико-анатомического мышления.
2. Новыми эффективными формами воспитательной работы в современных условиях, на наш взгляд, являются формирование патриотизма и трезвого здорового образа жизни. Главным инструментом воспитания патриотизма и духовно-нравственной личности считаем знание гимна России. Предлагаем проводить конкурсы на лучшее чтение текстов гимнов России и Республики Саха (Якутия).
5. Предлагаем постоянно проводить конференции, круглые столы, встречи с участниками ВОВ и ветеранами тыла.
Литература
1. Башарин К.Г. Роль определения патологической анатомии в самостоятельной работе студентов / К.Г. Башарин // Сборник тезисов I съезда Международного союза, ассоциаций патологоанатомов. 3-6 октября 1995 года. - М., 1995. - C. 15.
2. Башарин К.Г. Утверждение трезвости - важнейшая общецивилизационная миссия университета в XXI веке / К.Г. Башарин // Дорогой знаний. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. - С.85-87.
3. Башарин К.Г. Патриотическое воспитание на кафедре / К.Г. Башарин // Дорогой знаний. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. - С. 52-54.
4. Башарин К.Г. Организация самостоятельной работы и воспитания студентов на курсе патологической анатомии в современных условиях / К.Г. Башарин // Материалы IV Всероссийского съезда патологоанатомов. Белгород, 4-7 июня 2013 г. - Белгород: ИД «Белгород»НИУ «БелГу», 2013. - С. 334-335.
References
1. Basharin K.G. Rol' opredeleniia patologicheskoi anatomii vsamostoiatel'noi rabote studentov //Sbornik tezisov I s»ezda Mezhdunarodnogo soiuza, assotsiatsii patologoanatomov. 3-6 oktiabria 1995 goda. - M., 1995. - C. 15.
2. Basharin K.G. Utverzhdenie trezvosti - vazhneishaia obshchetsivizatsionnaia missiia universiteta v XXI veke // Dorogoi znanii.- Iakutsk: Izd-vo IaGU, 2007. - S. 85-87.
3. Basharii K.G. Patrioticheskoe vospitanie na kafedre // Dorogoi znanii. - Iakutsk: Izd-vo IaGU, 2007. -S.52-54.
4. Basharin K.G. Organizatsiia samostoiatel'noi raboty i vospitaniia studentov na kurse patologicheskoi anatomii v sovremennykh usloviiakh //Materialy IV Vserossiiskogo s»ezda patologoanatomov. Belgorod, 4-7 iiunia 2013 g. - Belgorod: ID «Belgorod»NIU «BelGu», 2013. -S. 334-335.