УДК 556.62
А.В. Брызгалов, аспирант ФГБОУ ВО ВГУВТ Ю.Н. Уртминцев, профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РЕЧНОГО ФЛОТА
Ключевые слова: речные перевозки, организация работы флота, формы судоходства
Работа посвящена анализу современных форм организации перевозок и судоходства
на внутреннем водном транспорте. Показаны произошедшие на рубеже двадцатого и
двадцать первого веков изменения условий осуществления речных перевозок и способы
адаптации к ним форм судоходства.
Рациональная организация перевозок всегда повышает эффективность работы судоходной компании. Учитывая, что флот технологически и организационно взаимодействует с другими объектами транспортной системы и внешней среды (портами, шлюзами, судоремонтными базами, грузоотправителями, грузополучателями, смежными видами транспорта и т.д.), работа флота должна быть согласована с работой этих элементов.
Типовые организационные подходы, ведущие к достижению согласованной работы флота и участников транспортного процесса, обычно рассматриваются как формы организации перевозок.
Следует отметить, что внутренний водный транспорт, как правило, обслуживает перевозки массовых грузов, что предполагает многократное отправление судов из пунктов погрузки. Это расширяет возможность применения устойчивых организационных форм работы флота.
На речном транспорте эксплуатационная наука традиционно выделяет две базовые (наиболее характерные) формы организации перевозок и, соответственно, организации работы флота как главного звена в перевозочном процессе - линейную и рейсовую [1]. При этом под линейной формой понимается обеспечение регулярного и ритмичного движения однотипных судов между определенными пунктами для освоения конкретного грузопотока, а под рейсовой - освоение перевозок судами любого типа и без установленной регулярности.
Линейная форма позволяет реализовать принцип оптимального соответствия типа судна и условий работы. Она создает также хорошую организационную основу для взаимодействия участников транспортного процесса, но требует наличия мощных и устойчивых грузопотоков. Рейсовая форма отличается большой гибкостью и применяется для освоения малых, неустойчивых грузопотоков, однако требует постоянных регулировочных решений и приводит к аритмичности транспортного процесса.
Основные научные проработки в области организации работы флота проводились во второй половине прошлого века для условий плановой экономики, при которой параметры работы транспорта, в том числе объемы перевозок грузов на предстоящую навигацию были заранее известны с достаточно большой вероятностью [1, 2, 3].
Условия эксплуатации речного флота в последние два десятилетия существенно изменились, в том числе:
- изменились социально-экономические условия в стране: на смену государственно-административной системе хозяйствования пришла рыночно ориентированная экономика;
- экономика страны периодически испытывает подъемы и спады, свойственные рыночной экономике;
86
- спрос на продукцию отдельных отраслей экономики и отдельных предприятий подвержен колебаниям;
- хозяйственные связи между предприятиями стали неустойчивыми;
- исчезла система централизованного планового распределения перевозок между видами транспорта и перевозчиками;
- возникла выраженная конкурентная среда, причем конкуренция проявляется как между судоходными компаниями, так и с предприятиями смежных видов транспорта.
В течение указанного периода на речном транспорте заметно упали объемы перевозок и, соответственно, уменьшилась доля мощных и устойчивых грузопотоков. При этом организация четко структурированных и стабильных грузовых линий часто бывает невозможна или нецелесообразна.
Современные условия эксплуатации флота заставили судоходные компании выработать форму судоходства, являющуюся промежуточной между линейной и рейсовой. Суть её состоит в том, что определенная группа флота закрепляется не за конкретным кольцевым маршрутом, охватывающим один или два (иногда три) грузопотока, а за группой грузопотоков (три, четыре и более). Такая форма позволяет сочетать элемент планомерности и оптимальности транспортного процесса (для каждой группы флота на основании технико-экономических расчетов устанавливается сфера её работы) с возможностью оперативного перераспределения судов между грузопотоками при изменении объемов предъявления грузов. Подобную форму судоходства на морском транспорте называют «работа судов последовательными рейсами» [6, 7]. В последние годы на речном транспорте такая форма становится преобладающей.
Суть данной формы организации перевозок состоит в освоении определенной совокупности грузопотоков группой однотипных судов (закрепление группы флота за группой грузопотоков). При этом в течение навигации осуществляется многократное отправление судов по каждому грузопотоку, но без установленной регулярности (без постоянного интервала отправления).
Такая форма получила широкое распространение на речном транспорте не только вследствие уменьшения мощности грузопотоков, но и из-за неустойчивого характера многих из них. Сегодня при заключении договоров на перевозку грузов между судоходными компаниями и грузовладельцами часто не указывается объем перевозок, он определяется дополнительными соглашениями в течение навигации и подвержен значительным колебаниям по календарным периодам. В таких условиях менеджерам судоходных компаний приходится в рамках оперативного регулирования «перебрасывать» флот между грузопотоками (в рамках определенной группы грузопотоков). Данная форма судоходства является более устойчивой к колебаниям объемов грузопотоков, чем линейная.
Признаками рассматриваемой формы судоходства являются:
- наличие определенной группы территориально корреспондирующих грузопотоков, которые могут быть освоены одним и тем же флотом;
- грузы предъявляются в течение всей навигации или большей ее части;
- на перевозках используются однотипные суда;
- многократное отправление судов по каждому грузопотоку, но без постоянного интервала отправления;
- наличие типовых схем (маршрутов) движения флота (наличие ограниченного числа вариантов перехода судов между грузопотоками).
В условиях плановой экономики и достаточно стабильных грузопотоков отечественными учеными-эксплуатационниками основное внимание уделялось линейному судоходству, для которого были весьма глубоко и всесторонне проработаны его теоретические и методические основы [1, 2, 3, 6]. В настоящее время возникла потребность в создании подобных основ и для других форм судоходства.
Одним из важных вопросов при проведении исследований в этой области является формирование системы оценок (критериев), которая позволяла бы разделить спо-
собы освоения перевозок на типовые формы судоходства. При этом следует отметить определенное различие между понятиями «форма организации перевозок» и «форма организации работы флота». Первая из них затрагивает, прежде всего, интересы грузоотправителя - для него важно обеспечить согласованную с ним подачу судов (согласование по времени подачи и типам судов), вторая - интересы судовладельца, который должен сформировать план работы своих судов, обеспечивающий выполнение договоров на перевозку и рациональное использование флота.
Для определения формы организации перевозок (на конкретном грузопотоке) необходимо провести анализ таких параметров, как:
- период предъявления груза (время между первым и последним отправлениями судов на грузопотоке);
- распределение перевозок по календарным периодам;
- коэффициент неравномерности перевозок по времени;
- количество отправлений за период осуществления перевозок;
- средний интервал отправления(с дифференциацией по календарным периодам);
- степень устойчивости интервала отправления;
- типы используемых судов;
- степень однородности флота на перевозках;
- степень стабильности объемов грузовых отправок;
- количество перевозчиков, участвующих в освоении грузопотока;
- наличие или отсутствие доминирующего перевозчика.
Для оценки форморганизация работы флота следует получить и проанализировать следующие характеристики:
- перечень грузопотоков, осваиваемых судами каждого типа;
- перечень грузопотоков, освоенных каждым судном определенного типа;
- степень устойчивости состава грузопотоков (повторяемости грузопотоков) для каждого судна определенного типа;
- наличие повторяющихся круговых рейсов (или оборотов) для судов определенного типа и каждого судна;
- показатель устойчивости схем работы каждого судна;
- показатель устойчивости схем работы судов определенного типа (или отдельных групп флота в рамках судов одного типа).
Источниками информации для проведения анализа форм организации перевозок и организации работы флота могут служить информационные массивы судоходных компаний, а также Администраций бассейнов внутренних водных путей, которые в рамках своей уставной деятельности осуществляют контроль за движением всех судов в рамках подведомственных бассейнов.
Проведение такого анализа позволит более четко выявить особенности современных форм судоходства, определить их эффективность, дать рекомендации по сфере рационального использования и конкретизировать систему оценок (критериев) для типизации существующих форм.
Список литературы:
[1] Союзов А.А. Организация работы речного флота. - М.: Речной транспорт, 1957. - 516 с.
[2] Малышкин А.Г. Организация и планирование работы речного флота: Учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 1985. - 215 с.
[3] Ирхин А.П., Суворов В.С., Щепетов В.К. Управление флотом и портами: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Ирхина. - М.: Транспорт, 1986. - 392 с.
[4] Зачесов В.П. Технология и организация перевозок на речном транспорте: Учебное пособие для вузов / В.П. Зачесов, В.Г. Филоненко. - Ростов н/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. - 400 с. (Высшее образование)
[5] Казаков Н.Н. Организация работы речного флота: учеб. пособие / Н.Н. Казаков; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2012. - 294 с.
[6] Немчиков В.И. Организация и управление морским транспортом. - М.: Транспорт, 1982. -344 с.
[7] Прокофьев В.А., Вепринская Т.А. Управление работой морского флота: Учебник. - М.: иКц«Академкнига», 2007. - 168 с.
[8] Бабурин В.А., Бабурин Н.В., Дмитриев В.И. Управление работой флота: Учебник / Под общей редакцией профессора В.А. Бабурина. - М.: МОРКНИГА, 2013. - 368 с.
MODERN FORMS OF ORGANIZATION OF WORK OF THE RIVER FLEET
A. V. Bryzgalov, Y.N. Urtmincev
Keywords: river transportation, organization of the fleet operation, forms of navigation
The work is devoted to the analysis of modern forms of transportations and navigation in inland water transport. The changes in the conditions for the implementation of river transportations and ways of adapting to them at the turn of the twentieth and twenty-first centuries are shown.
Статья поступила в редакцию 12.02.2018 г.
УДК 338.47:656[(47+57)+510]
В.И. Жмачинский, д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» У Сянъюй, (КНР) аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ (ТК)
Ключевые слова: транспортный коридор, торговый оборот, стратегия развития, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), конкурентоспособность.
Стратегией социально-экономического развития России на период до 2020 г. ставится задача укрепления экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и прежде всего, с Китаем. Для решения этой задачи авторами статьи проведен анализ и дается оценка альтернативных вариантов развития транспортных коммуникаций в системе коридоров Восток-Запад-Восток. Рассматриваются перспективы развития существующих сухопутных и морских транспортных магистралей (Транссиб; БАМ; Южный морской путь), а также маршруты «Нового Шелкового пути (НШП)» и Северный морской путь(СМП). В результате делается вывод о перспективности развития Северного морского пути (СМП).
Организационно-экономические и политические реалии сегодняшнего дня требуют по-новому посмотреть на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) как на перспективный источник экономического роста. Трансформация территориальной структуры внешнеторговых связей оказывает существенное влияние на характер транспортного обслуживания на линии Китай-Россия-Европа. Отсюда вытекает миссия России -быть эффективной «связкой», активным посредником между Европой и АТР. В такой