УДК 372.853 ББК 74
СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ
КАРГАПОЛОВ А.Н. ФГБОУВО ЮУрГППУ, Челябинск, Россия e-mail: idantir@yandex.ru
Аннотация
В статье изложены основные аспекты исследования применения современных электронных средств обучения в школьного курса при формировании астрономических понятий, представлены результаты опроса учителей школ о целесообразности применения электронных средств обучения.
Ключевые слова: электронные средства обучения, информационные технологии, образование, астрономия.
Актуальность. В связи с бурным развитием информационных технологий в последние годы, все более популярными становятся электронно-цифровые виды средств обучения. Применение электронных учебников и других видов электронных средств обучения становится насущной потребностью в освоении всех дисциплин на разных уровнях образования и различных образовательных учреждениях [3]. Не является исключением и астрономия [5]. При организации изучения астрономического материала в современных условиях школьного образования - отсутствия системного курса "Астрономия", особенно роль играют электронные средства обучения способные сочетать высокий уровень визуализации с возможностью оперативной обработки числовой и аналитической информации.
Для астрономии основной задачей является формирование у обучающегося наиболее полного, комплексного представления об устройстве вселенной. При этом достаточно часто возникает необходимость описать характеристики какого-либо довольно динамичного явления в двух наиболее важных направлениях: в части ощущаемого, наблюдаемого проявления его природы и в части формального математического описания сути происходящих процессов [6]. Так как современные специализированные
программные средства могут прекрасно справляться с подобными задачами, очень важным представляется вопрос развития и популяризации соответствующих электронных средств обучения.
Целью нашего исследования является анализ ситуации с применением современных
электронных средств обучения астрономии.
Реализуя выдвинутую цель, мы установили, что для использования электронных средств обучения необходимо минимальное
техническое оснащение такое как компьютерный класс, сетевое оборудование (доступ в глобальную сеть Интернет), информационные носители USB (на основе транзисторной памяти).
В результате исследования получено представление о современном уровне развития и применения электронных обучающих средств при освоении астрономического материала в школе [3, 4, 7]. Сведена в графическом и табличном виде некоторая информация по имеющимся на сегодня соответствующим практическим данным. Собрана и систематизирована методическая информация для дальнейшей более крупной исследовательской работы в области применения электронных учебников как средства подготовки учащихся к астрономическим олимпиадам.
Интеграция предмета "Астрономия" в курс физики на основании выделения ведущих идеи, предусмотрено как федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, так и федеральным государственным образовательным стандартом и влечет за собой пересмотр сложившегося порядка стихийного ведения астрономического материала при изучении физики в средней школе [6]. Данный пересмотр и исследование Гомулиной Н.Н. [1], позволил нам осуществить распределение применения информационных технологий на различных этапах урока физике, где изучается астрономический материал (табл.).
Таблица
Варианты использования информационно-коммуникационных технологий при изучении астрономического материала на учебных занятиях по физике_
Этапы проведения урока Варианты использования информационных технологий
Формирование мотивации у учащихся к деятельности по освоению нового материала, в том числе постановка темы и определение основных целей занятий. Актуализация ранее известного. Запись темы урока. Презентация, содержащая основные положения ранее изученного материала, соответствующие иллюстрации. Короткий видеоролик на новую тему, либо устная аннотация темы, сопровождаемая демонстрацией слайдов.
Объяснение нового материала. Тематическая презентация, видеолекция, виртуальные демонстрационные модели.
Воспроизведение знаний по обобщаемому материалу и систематизация этих знаний. Учащиеся проходят тестирование в электронной форме на индивидуальных автоматизированных рабочих местах.
Формирование умений и навыков. Проведение индивидуального тестирования с интерактивными заданиями. Тестирование проводится для всего класса одновременно, при этом тестовые задания предъявляются в течение некоторого времени, или при ответе одного учащегося. Возможно открытие комментария, решения, ответа для коррекции ответа и тренировки. Знакомство с программным обеспечением, позволяющим эффективнее работать с учебным материалом, создавать учебные модели.
Активная познавательная деятельность учащихся. Организация активной познавательной деятельности: работа с интерактивными моделями в соответствующих приложениях.
Проблемное изложение учебного материала. Подбор интерактивных моделей для выдвижения учебной гипотезы, формулировки проблемы, поиска практического решения проблемы
Закрепление знаний. Организация выступлений учащихся с использованием коллекции мультимедиа-компонентов.
Подведение итогов урока. Запись итогов урока в электронный журнал. Стимуляция учащихся на самоконтроль и самообразование.
93
32 97
37
12 3 +
1 - постоянно применят электронные средства обучения в преподавательской пракшке 2-считают электронные средства обучения необходимыми в современной школе.
3 - поддерживают разыпие информационны* технологий в сфере обра-зсваши и расширение сферы их применения. \ - разрабатывали собственные электронные средства обучения ни принимали б разработке.
Рис. Анализ результата интернет-опроса учителей школ
В ходе исследования мы провели опрос учителей о роли электронных средств обучения в учебном процессе и владении умением ими использовать для реализации идей, заложенных в ФГОС. Опрос проводился дистанционно, в сети Интернет с помощью гугл-форм (рис.).
Заключение. По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. В настоящее время имеется большое количество электронных средств обучения в
рамках школьного курса астрономии. Некоторые из них рекомендованы министерством образования РФ [2]. Большинство учителей высказываются в целом в пользу применения таких средств обучения как электронный учебник и за дальнейшее развитие образовательных технологий в данном направлении. Выявлена особая значимость современных информационных технологий для естественнонаучных школьных дисциплин.
Список литературы
1. Гомулина Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании: дис.... канд. пед. наук / Н.Н Гомулина. - М., 2003. - 247 с.
2. Лебедева Т.Н. Электронные учебники в школе: дань моде или необходимость / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2016. - C. 15-21.
3. Шефер О.Р. Анализ возможностей тестовых платформ с позиции преподавателя, обучающегося и контроля качества образования / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - №12 (114). - С. 15-21.
4. Шефер О.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования астрономической картины мира у подрастающего поколения школе / О.Р. Шефер //Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XIIIмежвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2016. - С. 121-127.
5. Шефер О.Р. Шахматова В.В., Методика изучения элементов астрономии в курсе физики основной и средней (полной) школы / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова. - Челябинск: Образование, 2010. - 252 с.
MODERN E-LEARNING TOOLS OF ASTRONOMY*
KARGAPOLOV A.N. FSBEI HE SUrSPPU, Chelyabinsk, Russia e-mail: idantir@yandex.ru
Abstract
The article presents the key aspects of a research of modern e-learning modalities within their relevance for a student astronomy course. Furthermore, some practical works based on the research findings are presented.
Keywords: e-learning modalities, information technologies, education, astronomy.
* Научный руководитель д.п.н., проф. Шефер О.Р.