Научная статья на тему 'Современные аспекты социальной адаптации подростков и взрослых с заиканием'

Современные аспекты социальной адаптации подростков и взрослых с заиканием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1329
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заикание / речь / коммуникативное поведе- ние / коммуникативные навыки / система работы по формирова- нию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых / stutter / communicative behavior / communicative skills / system of work aimed at forming communicative behavior of adolescents and adults who stutter

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыс Людмила Александровна

Рассматриваются вопросы, связанные с формированием коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых,раскрыто краткое содержание этапов коррекционной работыпо формированию коммуникативного поведения заикающихся.Цель исследовательской работы – научно обосновать, разработать и апробировать методику коррекционно-педагогическойработы по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых. Уточнено понятие «коммуникативное поведение» применительно к заикающихся подростками взрослым; впервые в качестве факторов, характеризующихкоммуникативное поведение заикающихся, рассмотрены формальные аспекты коммуникативного поведения, коммуникативный контроль, коммуникативные склонности, личностные чертызаикающихся, влияющие на их коммуникативное поведение, чтопозволило научно обосновать, разработать и экспериментально доказать эффективность системы работы по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых, выявить и проанализировать положительные изменения вкоммуникативном поведении заикающихся, способствующие совершенствованию коррекционного воздействия по устранениюзаикания у подростков и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыс Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Aspects of Social Adaptation of Adolescents and Adults with Stuttering

Primary focus of this article is on formation of communicative behavior of stuttering adolescents and adults. The article contains the outline of stages of correctional work aimed at forming communicative behavior of people who stutter. The main aim of this piece of research is substantiation, development and approbation of methods of correctional and pedagogical work, which are connected with communicative behavior of stuttering adolescents and adults. It is important for the author to specify the concept of «communicative behavior», which characterizes communicative behavior of adolescents and adults who stutter. The investigation views formal aspects of communicative behavior, communicative control, communication aptitudes, personal traits of people who stutter which influence their communicative behavior, which allowed to scientifically substantiate, develop and experimentally prove the effectiveness of work of the system aimed at forming communicative behavior of adolescents and adults with stuttering, identify and analyze positive changes in communicative behavior of people who stutter, which help to correct stutter of adolescents and adults.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты социальной адаптации подростков и взрослых с заиканием»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4( 16)

4. КарповаН. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : учеб. пособие. 2-е изд. испр. и доп. М., 2003. 200 с.

5. Семейная групповая логопсихотерапия : исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. М. ; СПб., 2011. 328 с.

6. КарповаН. Л. Организация мотивационной включенности заикающихся и их близких в процесс социореабилитации // Вопр. психологии. 1994. № 6. С. 42-45.

7. Психотерапевтическая энцикл. / под ред. Б. Д. Карва-сарского. СПб., 1999. 752 с.

8. Библиопсихология и библиотерапия / под ред. Н. С. Лей-тес, Н. Л. Карповой, О. Л. Кабачек. М., 2005. 480 с.

9. Некрасова Ю. Б., Бодалев А. А., Карпова Н. Л. [и др.]. Разработка новых путей социореабилитации людей с различными формами нарушенного общения // Вестн. РГНФ. 1996. № 3. С. 199-206.

Family Group Logopedic Psychotherapy as a Model of socio-Rehabilitational System

Natalia L. Karpova

Institute of Psychology at the Russian Academy of Education 9V, Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia E-mail: nlkarpova@mail.ru

The article presents the data of theoretical analysis related to problems of stutter (logoneurosis) as one of the extreme forms of conversation disturbances; it presents characteristics of people who stutter and their families, peculiarities of therapy for this defect. The article touches upon the problem of family involvement into the process of social rehabilitation. It is shown that utilization of non-traditional methods, such as: Yu. B. Nekrasova's dynamic psychotherapeutic diagnostics, as well as bibliotherapy, kinesitherapy, videotherapy and cin-ematherapy, can act as a model of formation of motivational inclusion and intragenic activity of patients and their relatives within the process of social rehabilitation. The article describes levels and psychological structure of motivational inclusion, mechanisms of its formation in the logopedic psychotherapeutic process.

Key words: logoneurosis, motivation, intragenic activity, family social rehabilitation, family group logopedic psychotherapy, hypercompensation.

References

1. Vygotsky L. S. Sobr. soc.: v 6 t. (Collected edition: in 6 vol.). Moscow, 1983. Vol. 5. 368 p. (in Russian)

2. Nekrasova Yu. B. Lechenie tvorchestvom (Treatment by creation). Ed. by N. L. Karpova. Moscow, 2006. 223 p. (in Russian).

3. Karpova N. L. Motivatsionnyy aspekt samosoznaniya zai-kayushchikhsya patsientov v protsesse sotsioreabilitatsii (Motivational aspect of stuttering patients' self-consciousness in process of socio-rehabilitation). Psikhol. zhurn. (Psychological Journal), 1997, vol. 18, no. 3, pp. 109-120 (in Russian).

4. Karpova N. L. Osnovy lichnostno-napravlennoy logop-sikhoterapii: ucheb. posobie (Foundations of personally directed logo-psychotherapy: the study guide). 2nd. Moscow, 2003. 200 p. (in Russian).

5. Semeynaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovanie zaikaniya (Family group logo-psychotherapy: investigation of stutter). Ed. by N. L. Karpova. Moscow ; St.-Petersburg, 2011. 328 p. (in Russian).

6. Karpova N. L. Organizatsiya motivatsionnoy vklyuchen-nosti zaikayushchikhsya i ikh blizkikh v protsess sotsiore-abilitatsii (Organizing of putters' and their close ones' motivational involvement into process of socio-rehabilitation). Voprosy Psychologii (Voprosy Psychologii), 1994, no. 6, pp. 42-45 (in Russian).

7. Psikhoterapevticheskaya entsiklopediya (Psychotherapeutic encyclopaedia). Ed. by B. D. Karvasarsky. St.-Petersburg, 1999. 752 p. (in Russian).

8. Bibliopsikhologiya i biblioterapiya (Biblio-psychology and bibliotherapy). Ed. by N. S. Leytes, N. L. Karpova,

O. L. Kabachek. Moscow, 2005. 480 p. (in Russian).

9. Nekrasova Yu. B., Bodalev A. A., Karpova N. L. [et al.]. Razrabotka novykh putey sotsioreabilitatsii lyudey s razlichnymi formami narushennogo obshcheniya (Working out new ways of socio-rehabilitation of people with different forms of broken communication). Vestnik RGNF (Herald of Russian humanities scientific fond), 1996, no. 3, pp. 199-206 (in Russian).

УДК 159

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ С ЗАИКАНИЕМ

Л. А. Сыс

Сыс Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, учитель-логопед высшей категории, 17-я городская клиническая поликлиника, Минск, Беларусь E-mail: syliudmila@mail.ru

Рассматриваются вопросы, связанные с формированием коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых, раскрыто краткое содержание этапов коррекционной работы по формированию коммуникативного поведения заикающихся. Цель исследовательской работы - научно обосновать, разработать и апробировать методику коррекционно-педагогической

работы по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых. Уточнено понятие «коммуникативное поведение» применительно к заикающихся подросткам и взрослым; впервые в качестве факторов, характеризующих коммуникативное поведение заикающихся, рассмотрены формальные аспекты коммуникативного поведения, коммуникативный контроль, коммуникативные склонности, личностные черты заикающихся, влияющие на их коммуникативное поведение, что позволило научно обосновать, разработать и экспериментально

© Сыс Л. А., 2015

Л. А. Сыс. Современные аспекты социальной адаптации подростков и взрослых с заиканием

доказать эффективность системы работы по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых, выявить и проанализировать положительные изменения в коммуникативном поведении заикающихся, способствующие совершенствованию коррекционного воздействия по устранению заикания у подростков и взрослых.

Ключевые слова: заикание, речь, коммуникативное поведение, коммуникативные навыки, система работы по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-342-347

К постановке проблемы

Одним из приоритетных направлений специального образования является социальная адаптация и интеграция лиц с особенностями психофизического развития в общество. Успешность социальной адаптации в значительной степени определяется уровнем развития личности, качеством ее общения в социуме (А. Г. Асмолов [1], А. А. Бодалев [2] и др.).

Многие области профессиональной, учебной и других видов деятельности заикающихся связаны с нервно-психическим напряжением, стрессами. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психических нарушений и расстройств поведения, что выводит вопросы диагностики особенностей коммуникативного поведения в ряд важнейших задач коррекционной работы с заикающимися.

Речевая деятельность является основой формирования социальных связей человека с окружающим миром (А. Н. Леонтьев) [3]. При нарушении речевой функции у индивида возникают проблемы, связанные с общением, наблюдаются отклонения в коммуникативном поведении (В. А. Калягин) [4], (Т. А. Болдырева) [5].

Многие авторы указывают, что коммуникативное поведение во многом зависит от уровня социальных представлений человека, его направленности на овладение различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми) и определяется формой, объектом и средствами коммуникации, коммуникативной компетентностью человека (А. В. Дроздов, Ж. М. Глозман, Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева, С. А. Игнатьева, Р. А. Максимова).

Анализ исследований по проблеме заикания у подростков и взрослых свидетельствует о том, что заикание как одно из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений характеризуется не только расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи, изменениями эмоционально-волевой сферы, но, прежде всего, преимущественным нарушением ее коммуникативной функции (Н. М. Асатиани, Л. А. Зайцева, Н. Л. Карпова, Р. Е. Левина, Г. Д. Не-

ткачев, В. И. Селиверстов, Н. Н. Станишевская и др.). Авторы указывают на необходимость разрушения «динамических стереотипов», возникающих в ответ на эмоционально значимые раздражители, важность установления на каждом этапе коррекции уровня доступной деятельности, в ходе которой изменяются личностные качества заикающихся, повышается устойчивость к фру-страционным ситуациям. Актуальной становится задача поиска методов коррекционной работы не только с целью исправления техники речи заикающихся, но и для воспитания у них умения общаться, взаимодействовать с людьми. Речь идёт о реабилитации, в результате которой происходит коррекция как отдельных черт личности, так и стереотипов коммуникативного поведения подростков и взрослых с заиканием.

Однако, признавая значимость исследований, направленных на изучение процесса коммуникации заикающихся, указания на нарушение их коммуникативного поведения, следует отметить, что авторами не уточняется содержание понятия «коммуникативное поведение» применительно к заикающимся подросткам и взрослым, отсутствуют данные о факторах, влияющих на их коммуникативное поведение. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы и потребность в научно обоснованной методике работы по формированию коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых определили актуальность данного исследования.

Коммуникативное поведение заикающихся подростков и взрослых

В качестве коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых [6] мы рассматриваем совокупность внешних проявлений речевых реакций человека, связанных с передачей или приемом информации в различных ситуациях социального взаимодействия. Его ведущими факторами являются формальные аспекты коммуникативного поведения (интонация, длительность высказываний, частота обращений к партнеру, легкость включения в разговор, наличие персевераций, плавность, громкость речи, быстрота реакции ответов, частота пауз-остановок, эмоциональность речи, использование невербальных средств - мимики, жестов); коммуникативный контроль (умение оценивать другого участника коммуникации, контролировать собственное эмоциональное состояние); коммуникативные склонности (умение легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, расширять сферу общения, участвовать в общественных мероприятиях, связанных с использованием речи); личностные черты, влияющие на коммуникативное поведение (самодостаточность, эмоциональная устойчивость, расслабленность, смелость, рассудительность, сознательность,

Психология социального развития

343

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

дипломатичность, склонность к опасениям, недисциплинированность, жесткость, радикализм, доверчивость, отзывчивость, доминантность) [6].

Особенности коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых проявляются в более низком, по сравнению с нормально говорящими, уровне сформированности формальных аспектов коммуникативного поведения, коммуникативного контроля, коммуникативных склонностей, деструкции личностных черт заикающихся. Недостаточная сформированность формальных аспектов проявляется в наличии персевераций, нарушении плавности речи, трудности включения в разговор, снижении быстроты реакции ответов, низкой частоте обращений к партнеру, краткости высказываний, в частом, немотивированном использовании невербальных средств речи (излишней жестикуляции). Нарушение коммуникативного контроля у заикающихся выражается в склонности к обидам в затруднительных ситуациях, создании спорных и конфликтных ситуаций, болезненной чувствительности к неудачам в общении, неспособности учитывать мнение партнера, его эмоциональное состояние. Несформированность коммуникативных склонностей обнаруживается в снижении инициативы в общении, трудностях в установлении контактов с людьми, во время выступлений перед аудиторией, в неумении убеждать, отстаивать свое мнение. Наиболее характерными особенностями личности заикающихся являются доминантность, напряженность, раздражительность, отсутствие смелости, замкнутость, тревожность, конформизм (зависимость от чужого мнения и ориентированность на социальное одобрение). В сравнении с нормально говорящими, у заикающихся подростков и взрослых превалирует низкий уровень сформированности коммуникативного поведения.

Педагогическая практика в устранении заикания у подростков и взрослых

Результаты исследования. Изучение состояния педагогической практики в устранении заикания у подростков и взрослых выявило отсутствие целенаправленной работы по формированию у них коммуникативного поведения. В планах специалистов, занимающихся коррекцией заикания, имеются мероприятия по формированию отдельных коммуникативных навыков и техники речи, представленные на различных этапах работы. Фрагментарно применяются только отдельные виды функциональных тренировок монологической, вопросно-ответной, диалогической речи в различных ситуациях коммуникативного общения, в других случаях иногда используются ролевые игры («Рекламный агент», «Оптимисты и скептики»), игры с партнером («Компакт-опрос», «Звонок другу»), упражнения для совершенствования психологических и этических умений,

необходимых в общении («Выбор места», «Спорщик»), тренинги конструктивного взаимодействия с собеседником для развития коммуникативных способностей («Разговор с незнакомцем»). Однако все перечисленные мероприятия по формированию навыков коммуникативного поведения носят фрагментарный характер и используются далеко не всегда, не объединены общей целью, позволяющей представить данную работу как систему.

Система коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых включает: целевой компонент - цель и задачи работы по формированию этого поведения; содержательный компонент - содержание педагогической деятельности (диагностическая работа, коррекционные занятия, работа с семьей); контрольно-оценочный компонент - оценка результатов коррекционнопедагогической работы, динамики формирования коммуникативного поведения заикающихся на основе их дневниковых записей и анализа этих записей учителем-логопедом; организационный компонент - условия организации и осуществления коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативного поведения.

Разрабатывая систему коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых, мы придерживались принципа постепенного усиления эмоциональной значимости ситуации речевого общения, или «ступенчатого приближения к объекту страха» (по Н. М. Асатиани).

Целью работы по формированию коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых является совершенствование социального взаимодействия путем преодоления специфических особенностей коммуникативного поведения, что обеспечит основные виды коммуникации в процессе социального взаимодействия и функционирование коммуникативно-речевых навыков, сформированных в процессе логопедических занятий. Задачами работы по формированию коммуникативного поведения являются:

- преодоление признаков несформирован-ности коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых, возникающих в результате деструкции личностных черт, отвечающих за коммуникацию (это проявляется в раздражительности, чувстве неполноценности, нерешительности в процессе коммуникативного общения вследствие невротизации поведения или конфликтности, уходе от речевого общения, а в ряде случаев - асоциальном поведении вследствие психопатизации поведения; в низком уровне отзывчивости; в выраженной эмоциональной неустойчивости и др.);

- воспитание социальной смелости, общительности;

- формирование навыков адекватного коммуникативного поведения в различных, в том числе фрустрирующих, ситуациях общения;

344

Научный отдел

Л. А. Сыс. Современные аспекты социальной адаптации подростков и взрослых с заиканием

- коррекция социальных установок и ролей, что безусловно будет способствовать совершенствованию имеющегося у заикающихся социально-ролевого статуса.

Система работы по формированию коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых реализуется в три этапа коррекционной работы, а также включает диагностическую работу, контрольно-оценочную и семейное консультирование [6].

Этапы работы по коррекции коммуникативного поведения заикающихся согласуются с основными этапами логопедической работы по воспитанию навыков плавной речи, в процессе которой формируются навыки этого поведения. Тренинговые упражнения включаются в структуру логопедических занятий на этапе усвоения первоначальных речевых навыков и продолжаются до момента окончания курса коррекции речи. Обязательным условием успешности работы является соответствие уровня сложности речевых упражнений уровню сложности предлагаемых проблемных речевых ситуаций, так называемых функциональных тренировок речи.

На начальном этапе логопедической работы используются легкие проблемные речевые ситуации с малой степенью фрустрированности, затем они усложняются. На заключительных этапах речевой работы используются ситуации с элементами конфликта, спора и др., с высокой степенью фрустрации, как внутри так и вне логопедической группы. Заикающиеся, контролируя плавность речи, выполняют упражнения с выходом в социальное окружение, с этой целью перед ними ставится ряд задач, в частности, используются фрустрирующие проблемные речевые ситуации и виды плавной речи, отработанные на логопедических занятиях. Например, необходимо вступить в речевую конфликтную ситуацию, создавшуюся в домашней обстановке или в общественном месте. Подготовительному этапу предшествует диагностическая работа с целью выявления особенностей коммуникативного поведения заикающихся, исследуются факторы, характеризующие это поведение, в частности: акцентуированные свойства личности с использованием методики Г. Шмишека для исследования акцентированных черт личности по К. Леонгарду, личностные факторы коммуникативного блока («Адаптированный 16-факторный опросник» Р. Б. Кэттелла), обследуются коммуникативные умения (тест-опросник «Исследование особенностей коммуникативного контроля» В. Маклени), коммуникативно-организаторские склонности (адаптированная методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» КОС-1), особенности самооценки собственного коммуникативного поведения (модифицированная анкета «Исследование самооценки заикающимися отношения к дефекту и речевым трудностям», разработанная К. П. Беккер и Н. А. Власовой), специфические поведенческие

реакции в процессе общения (опросник для определения уровня невротизации и психопатизации - УНП Е. В. Бажина).

Подготовительный этап включает 7 занятий, которые посвящены воспитанию навыков конструктивного взаимодействия с собеседником в нефрустрирующих ситуациях общения. Целями этого этапа являются формирование коммуникативного поведения и закрепление речи, свободной от заикания, в ситуациях речевого общения, вызывающих появление эмоционального напряжения. Задачи этапа: преодоление персевераций и трудностей включения в разговор; обучение умению контролировать эмоциональное состояние и речь в ситуациях взаимодействия с собеседником; усиление состояния расслабленности во время речи, преодоление замкнутости, тревожности и страха при вступлении в речевой контакт. Учитывая речевые возможности заикающихся, на начальных этапах подбирались такие виды работы, которые вызывали незначительное эмоциональное напряжение (использовались задания «Приветствие», «Простой диалог»). На последующих индивидуальных и групповых логопедических занятиях моделировались короткие диалоги проблемного характера, дискуссии с элементами спора с целью закрепления коммуникативного поведения и свободной от заикания речи в заданиях «Контакт», «Спорщик» и др.

Основной этап состоит из 7 занятий, направленных на совершенствование психологических, эмоционально-поведенческих, этических умений в ситуациях усложненного межличностного общения. Целями второго этапа являлись формирование коммуникативного поведения и закрепление речи, свободной от заикания, в ситуациях речевого общения, вызывающих усиление эмоционального напряжения. Задачи этапа: формирование умения использовать эмоциональную, интонированную речь, устанавливать контакты с собеседником, отстаивать свое мнение; преодоление склонности к созданию конфликтных ситуаций, совершенствование умения контролировать эмоциональные реакции в ситуации спора; усиление проявлений у заикающихся отзывчивости, дипломатичности, расслабленности, снижение раздражительности и импульсивности в процессе речевого общения; преодоление конформизма (зависимости от чужого мнения), склонности к конфликтному выходу из сложных ситуаций. Формирование навыков коммуникативного поведения осуществляется путем воспитания умения последовательного, связного, целенаправленного изложения своих мыслей другому лицу благодаря адекватному выбору манеры поведения, соответствующих лексико-грамматических синтаксических конструкций и правильному построению высказываний в виде полносоставных предложений. Фрустрирующие речевые ситуации характеризуются активной сменой высказываний собеседников, диалоги носят более ситуативный характер. Часто моде-

Психология социального развития

345

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

лируются ситуации конфликта, которые требуют высказывания собственного суждения, отличного от мнения собеседника. С этой целью использовались задания «Позвольте мне сказать», «Неудобная ситуация», «Инициатива», «Разговор с незнакомцем» и др.

Целями третьего, завершающего этапа являлись формирование коммуникативного поведения и закрепление речи, свободной от заикания, как внутри, так и вне логопедической группы, в ситуациях речевого общения, вызывающих значительное эмоциональное напряжение. Задачи этапа: закрепление умения легко включаться в разговор, ускорение реакции при ответах, увеличение частоты обращения к партнеру и длительности высказываний, устранение излишней жестикуляции; формирование умения прогнозировать и предвидеть впечатление, которое они производят на окружающих, поддерживать вежливое, дружеское общение, контролировать свои эмоции в ситуации спора, конфликта; усиление инициативы в общении, закрепление умения устанавливать деловые и товарищеские контакты с окружающими; преодоление неуверенности и эмоциональной неустойчивости в сложных ситуациях речевого общения со знакомыми и незнакомыми собеседниками. В связи с возросшими речевыми возможностями заикающихся подростков и взрослых на занятиях использовались ситуации общения, предполагающие употребление развернутых видов речевого высказывания, самостоятельную постановку вопросов в простой и развернутой формах диалогической речи, умение отвечать на вопросы в ситуациях конфликта, спора с постепенным усилением коммуникативного контроля. На данном этапе использовались ролевые тренинги, дискуссии, диалоги проблемного характера, например, «Рекламный агент», «Неудобная просьба», «Трудный разговор», «Выступление», «Оптимисты и скептики (спор)», «Неудовольствие» и др. Научно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых включает адаптированные диагностические тесты, направленные на выявление особенностей коммуникативного поведения заикающихся, коррекционные занятия с постепенно усложняющимися ситуациями речевого общения, пособие для учителей-логопедов по формированию коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых, программу семейного консультирования.

Заключение

Система работы по коррекции коммуникативного поведения заикающихся способствует формированию умений, необходимых для развития и совершенствования положительных речевых условных связей путем установления на каждом этапе работы уровня доступной деятельности, в процессе которой формируется и совершенствует-

ся общая коммуникативная готовность личности, вырабатываются специфические коммуникативные поведенческие навыки, перестраиваются личностные установки и позиции, повышается устойчивость к проблемным речевым ситуациям. Происходит переход от пассивно-оборонительного коммуникативного поведения к активным действиям, направленным на разрешение фрустри-рующих речевых ситуаций, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на качество жизни заикающихся подростков и взрослых.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Личность : психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 103-109.

2. БодалёвА. Л. Личность и общение : избр. тр. М., 1983. 272 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. 919 с.

4. Калягин В. А. Коммуникативные аспекты индивидуальных стилей поведения при нарушениях речи // Практическая психология и логопедия. 2005. № 1. С. 52-53.

5. Болдырева Т. А. Экспериментально-психологическое исследование взрослых заикающихся и его значение для проведения психолого-коррекционной работы // Клинико-организационные вопросы общей и судебной психиатрии. М., 1986. С. 63-67.

6. СысЛ. А. Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых в процессе логопедической работы : учеб.-метод. пособие. Минск, 2010. 76 с.

Modern Aspects of Social Adaptation of Adolescents and Adults with Stuttering

Lyudmila A. Sys

City clinical polyclinic № 17, Minsk, Belarus 49, Gerasimenko str., Minsk, 220026, Belarus E-mail: syliudmila@mail.ru

Primary focus of this article is on formation of communicative behavior of stuttering adolescents and adults. The article contains the outline of stages of correctional work aimed at forming communicative behavior of people who stutter. The main aim of this piece of research is substantiation, development and approbation of methods of correctional and pedagogical work, which are connected with communicative behavior of stuttering adolescents and adults. It is important for the author to specify the concept of «communicative behavior», which characterizes communicative behavior of adolescents and adults who stutter. The investigation views formal aspects of communicative behavior, communicative control, communication aptitudes, personal traits of people who stutter which influence their communicative behavior, which allowed to scientifically substantiate, develop and experimentally prove the effectiveness of work of the system aimed at forming communicative behavior of adolescents and adults with stuttering, identify and analyze positive changes in communicative behavior of people who stutter, which help to correct stutter of adolescents and adults.

346

Научный отдел

М. А. Сербина. Семья как фактор успешной адаптации подростка

Key words: stutter, communicative behavior, communicative skills, system of work aimed at forming communicative behavior of adolescents and adults who stutter.

References

1. Asmolov A. G. Lichnost': psikhologicheskaya strate-giya vospitaniyayu (Personality: psychological strategy of education). Novoe pedagogicheskoe myshlenie (New pedagogical thinking). Ed. by A. V. Petrovsky. Moscow, 1989. P. 103 (in Russian).

2. Bodalev A. L. Lichnost'i obshchenie (Personality and communication). Izbrannye trudy (Selected works). Moscow, 1983. 272 p. (in Russian).

3. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' (Activity. Consciousness. Personality). Moscow, 1977. 919 p. (in Russian).

4. Kalyagin V. A. Kommunikativnye aspekty individual'nykh stiley povedeniya pri narusheniyakh rechi (Communicative

УДК 159.9

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДА ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. А. Сербина

Сербина Марина Анатольевна - аспирант, кафедра психологии, Ульяновский государственный университет, Россия E-mail: ivanova.ma-psi@mail.ru

Изложены результаты исследования жизненных сценариев и адаптационных возможностей подростков, обучающихся в инклюзивном образовательном учреждении; показаны факторы, способствующие успешной адаптации подростка. Представлены результаты исследования, выполненного на репрезентативной выборке учащихся (г. Ульяновск; N = 98, возраст 12-17 лет) с применением диагностического инструментария: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; методика «Сочинение» М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, адаптированная автором. Установлены различия показателей социально-психологической адаптации у подростков с разными жизненными сценариями. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ социально-психологической адаптации учащихся школ. Ключевые слова: подростки, семья, адаптация, инклюзия, жизненные сценарии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-347-350 Введение

На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений развития большинства стран. Данная форма обучения позволяет всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, однако существует ряд условий, обеспечивающих

aspects of individual behavior styles in violation of speech). Prakticheskaya psikhologiya i logopediya (Practical psychology and speech therapy), 2005, no. 1, pp. 52-53 (in Russian).

5. Boldyreva T. A. Eksperimental'no-psikhologicheskoe issledovanie vzroslykh zaikayushchikhsya i ego znachenie dlya provedeniya psikhologo-korrektsionnoy raboty (Experimentally-psychological research of adult stutterers and its significance for psychological correctional work). Kliniko-organizatsionnye voprosy obshchey i sudebnoy psikhiatrii (Clinical and organizational matters of general and forensic psychiatry). Moscow, 1986, pp. 63-67 (in Russian).

6. Sys L. A. Formirovanie kommunikativnogo povedeniya u zaikayushchikhsya podrostkov i vzroslykh v protsesse logopedicheskoy raboty: ucheb.-metod. posobie (Formation of communicative behavior of stuttering adolescents and adults in process of speech therapy work: the study guide). Minsk, 2010. 76 p. (in Russian).

эффективность инклюзивного образования, среди которых необходимость психологического сопровождения социальной адаптации на каждом этапе развития детей, начиная с самого раннего возраста. Дети с ограниченными возможностями здоровья, оказываясь в рамках общеобразовательной школы, сталкиваются с объективными сложностями, испытывают дефицит ресурсов, необходимых для их преодоления.

Теоретический анализ проблемы

Процесс интеграции человека в общество и формирование адекватных связей с окружающими людьми мы связываем с жизненными установками личности и сценарием ее жизни. Э. Берн определяет жизненный сценарий как некий план жизни, который формируется в детстве, выделяются выигрышный, проигрышный и безвыигрышный, или банальный, сценарии [1 ]. По определению Э. Берна, «выигрывающим» является «тот, кто достигает заявленной цели», испытывая при этом чувство удовлетворения и успеха, напротив, «проигрывающим» выступает «тот, кто не достигает заявленной цели». Человек с безвыигрышным сценарием - это индивид, который не рискует, ни к чему особо не стремится, он не выигрывает, но и ничего особо не проигрывает [2], подобный сценарий нередко называют банальным. Важно учитывать, что данная классификация сценариев в значительной мере условна.

© Сербина М. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.