ЁТбаааёТёёТа Ё.1.*, АаТТаа Т.1.**, ЁТаааоТаа Т.А.***, хаЭТТаа А.А.***
* Аб Ётоёобо уёПмёёё бЭТ ВАГ,
** АТб А I Т «ТЭаТаоЭапёёё аТпбааЭпоаапиё оТёааЭпёоао»,
*** АТб А I Т «ТЭаТабЭапёёё аТпбааЭпоааТТиё ааЭаЭШё бТёааЭпёоао»
мТАвАТАмОА АШАЁОО оАрАЁОЁВ ЁГОТвТАОЁТиОО ОАОГТЁТАЁЁ
Ыоаоиу 'мПауйаТа ёдб^аТё^ ПТабаТамиб атаёоТа убоаёоёаТТаТ бадаёоёу ёТбТбТабёТТ-Тйб оабТТёТаёё. А поаойа 15ТаТаёёдё5ТааТй Пбйапоаб^йёа обаёоТаёё мТуоёё «паоааау уёТТТ Тё-ёа», «ёТ6ТбТ абёТ мау уёТТТТёёа», «ёТ6ТбТ абёТ ТТ Та ТайапоаТ» ё буа аббаёб. 15ааПоааёаТ аТаёёд ТёбТаиб ё Тоа^апоааТТйб мабТаТа, м'баааёу^йёб Габт'аёоёай бадаёоёу ёТбТбТабёТТ-Тйб оабТТёТаёё. Оаёжа ГбТаТаёёдёбТааТй ё ёёаППёбёбёбТааТй ГбТаёаТй уббаёоёаТТаТ аТааба-Тёу ёТ6ТбТ абёТ ТТйб оабТ ТёТаёё а уёТТТТ ёёб.
Основным предметом труда до XX в. являлись материальные объекты. Деятельность человека за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории «непроизводительные затраты». Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно контролировало. В конце XX в. впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация, появляется принципиально новое понятие «национальные информационные ресурсы», которое вскоре стало новой экономической категорией. Подобрать количественные характеристики для описания этого явления достаточно сложно. Известны несколько подходов поиска такого описания, один из них предложил Джеймс Мартин, известный эксперт фирмы «1ВМ». Суть его сводится к определению интервала времени, в течение которого общая сумма человеческих знаний удваивается (к 1800 г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950 г. - 10 лет, 1970 г. -пять лет, в настоящее время - один год). Такое увеличение объемов информации потребовало привлечения в сферу информационных услуг дополнительных трудовых ресурсов и оснащения их современными информационными технологиями.
В России подход к развитию общества, основанному на информационных технологиях, сдерживался причинами политического аспекта, и это препятствовало росту количества исследований в этой области. Но, тем не менее, исследования велись, и к наи-
более важным можно отнести работы отечественных ученых Д.И. Блюмена, Г.Р. Громова, В.В. Дика, А.М. Карминского, А.И. Ра-китова, А.Д. Урсула [1, 3, 6, 10, 12].
Тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную является сейчас наиболее заметной. По разным оценкам, в настоящее время до 85% трудоспособного населения США занято в сфере информационных услуг, и это происходит в самой развитой промышленной стране мира, где уровень потребления материальных благ самый высокий. Экономистам хорошо известны доказательства зависимости экономического роста от уровня и темпов технического прогресса. Это нашло отражение в 1940-1960-х гг. в экономической теории (работы лауреатов Нобелевской премии Я. Тинберга, Р. Солоу, Дж. Хикса, Д. Рея и других ученых). Анализ этого процесса позволяет утверждать, что информация и информационные технологии стали производящей силой общества. Так, например, в США доля трудоспособного населения, занятого в информационной сфере, в 1946 г. составляла 30%, 1980 г. - 45%, а в 2000 г. (по разным источникам) увеличение этой доли произошло до 70-80% [5].
В своих работах ученые называют новую экономику информационной, коммуникационной, интернет-экономикой, сетевой экономикой, т. е. подчеркивают то, что в настоящее время для ведения бизнеса необходимо обязательное применение информационных технологий, компьютерных сетей, цифровой связи, современных коммуника-
ций как базовых средств, без которых невозможно достижение предприятием конкурентного преимущества [9]. На протяжении последних десятилетий специфика решаемых управленческих задач, задач в области ИТ и инструментов, используемых для их решения, претерпела существенное изменение (см. табл. 1).
Внедрение информационных технологий в экономику, являясь сегодня ключевым фактором роста как валового регионального продукта (ВРП), так и валового внутреннего продукта (ВВП), характеризуется несколькими тенденциями, проявляющимися не только в России, но и во всем мире. Знание этих тенденций позволит правильно ориентироваться в неспокойном информационном мире, вовремя принимать решения, касающиеся стратегических вопросов тех или иных направлений в ИТ.
Информационная экономика базируется на информации как на основном ресурсе и товаре одновременно. Под информационным ресурсом (ИР) понимают [19]:
- данные, преобразованные в форму, которая является значимой для предприятия;
- данные, значимые для управления предприятием;
- информацию, созданную и/или обнаруженную, зарегистрированную, оцененную, с определенными законами деградации и обновления.
Необходимость информатизации общества следует из закона необходимого разнообразия, сформулированного У.Р. Эшби [ 11]. Этот закон устанавливает соответствие внутреннего разнообразия системы, в данном случае цивилизации, разнообразию механизмов его управления: «только разнообразие
может уничтожить разнообразие». Это означает, что невозможно управлять системой с помощью инструментов, которые проще ее.
В системах организационного управления выделяют экономическую (связанную с управлением коллективами людей, занятых производством продукции, работ и услуг) и техническую (связанную с управлением техническими объектами) информацию.
Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, связана с общественным производством, поэтому ее также называют производственной. Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, периодическим обновлением и преобразованием, применением логических операций и выполнением относительно несложных математических расчетов.
Экономическая информация имеет определенную структуру, минимальной структурной единицей экономической информации является показатель. Показатель обладает законченным смысловым содержанием и потребительской значимостью для целей управления, его нельзя разделить на более мелкие единицы без разрушения смысла.
Определяющую роль в развитии информационных ресурсов, технологий и систем в современной экономике России играют следующие факторы:
- создание принципиально нового типа инфраструктуры бизнеса;
- на базе современных информационных технологий, снижающих транзакционные издержки;
- увеличение доли инвестирования в информационные технологии и продукты, так
Таблица 1. Изменение содержания задач, решаемых в организации с использованием ИТ-технологий, в период с 1980 по 2000 г.
Временные этапы Конец 80-х гг. Начало 90-х гг. Конец 90-х гг. Начало 2000 гг.
Бизнес-задачи Контроль качества Снижение издержек Взаимодействие с пользователем e-business
ИТ-задачи Работа с образцами бумажных документов Управление потоками документов Корпоративные порталы для управления знаниями Управление наполнением Web
Инструменты Приложения собственной разработки Тиражирование приложения Наборы приложений и ERP-системы Серверы приложений для электронной коммерции
как успех предприятия теперь зависит не от его размера, а от скорости, гибкости и возможности использовать глобальные сети;
- увеличение числа связей, как между компаниями, так и внутри них, за счет использования современных коммуникационных средств, иерархические структуры постепенно заменяются горизонтальными;
- увеличение сектора информационных продуктов и услуг для конечного пользователя, что обусловлено снижением стоимости информационного оборудования;
- стремительное развитие электронных рынков продуктов и услуг;
- снижение контроля со стороны государства над информационными потоками в глобальном масштабе и, как следствие, - либерализация условий ведения международного бизнеса;
- появление принципиально новых видов деятельности и изменение номенклатуры специалистов, востребованных в новой экономике.
Осознание информации как стратегического ресурса привело к конкретизации понятия информационного общества, основные концепции которого изложены в Окинавской хартии глобального информационного общества, которую подписали в августе 2000 г. руководители семи ведущих стран мира и Президент РФ В.В. Путин.
Основой вхождения России в мировую информационную экономику является реализация решений Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
Во исполнение достигнутых на конференции договоренностей Президентом РФ утверждена Указом от 1.04.1996 № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Кроме этого, принят еще ряд основополагающих законодательных документов, в частности Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», «Концепция информационной безопасности», «Концепция единого информационного пространства России», «Концепция формирования информационного общества в России» и др. На их основании были раз-
работаныФедеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», «Концепция региональной информатизации до 2010 года», «Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года».
Согласно «Концепции формирования информационного общества в России» [5, 11] российский путь будет основываться на следующих направлениях:
- информатизация всей системы общего и специального образования (создание сети специальных образовательных центров, создание информационных и образовательных технологий, адекватных современному уровню развития образования);
- формирование и развитие индустрии информатики и коммуникационных услуг;
- обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям.
Региональная политика в сфере внедрения ИТ на сегодняшний момент осуществляется по следующим основным направлениям [КРИ]:
- создание комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (далее -электронное правительство региона);
- интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;
- реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления региональной информатизацией, включая совершенствование ее нормативной правовой базы, разработку стандартов, создание типовых решений в сфере региональной информатизации и их сертификацию, разра-
ботку программ и проектов региональной информатизации, формирование совета региональной информатизации и соответствующих органов управления, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов региональной информатизации.
Приоритетными направлениями государственной поддержки региональной информатизации являются [8]:
- реализация проектов, направленных на решение приоритетных задач социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации;
- реализация проектов, имеющих межрегиональный и межведомственный характер;
- реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ граждан и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- создание и развитие ключевых информационных элементов электронного правительства региона, в том числе формирование базовых региональных информационных систем и ресурсов;
- реализация типовых решений в сфере региональной информатизации.
Основные тенденции трансформации экономики в информационную рассматриваются во многих научных работах, где главным образом отмечаются следующие [6]: признается доминирующее в экономике положение индустрии информационных услуг, технологий и др.; первостепенное значение придается способности государства, бизнеса, предприятия органично вписаться в информационное пространство по сравнению с его индустриальным потенциалом; признается, что информация является основным производственным ресурсом наравне с финансами, материалами, энергией; основным фактором перехода к информационной экономике является развитие информационных и коммуникационных технологий во всех сферах экономики.
Главная тенденция в использовании ИТ состоит сегодня в глобализации компьютерных сетей и массовом увеличении пользова-
телей Интернета. Почти все крупные фирмы имеют адресные страницы WWW. Пока на них выводится в основном маркетинговая информация, рекламирующая ту или иную продукцию, но в дальнейшем из этого возникнет мощная система поддержки не только электронных продаж, но и сопровождения большинства сторон деятельности человека, как на работе, так и в быту. Коммуникация порождает возможности глобализации бизнеса. Исчезновение проблем географического перемещения влечет «появление информационной экономики», которая «характеризуется развитием новой организационной логики, соотнесенной с текущим процессом технологических изменений, не зависящей от него».
Под влиянием распространения глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей и все более широкого их применения в качестве коммуникационной среды взгляды на организацию управления стали меняться, и сегодня предприятия, так или иначе, аккумулировали в себе черты, присущие новой инфраструктуре взаимодействия,
- сетям.
В зависимости от вида сетевых услуг и от условий работы сети по передаче информации транзакции могут осуществляться в пакетном режиме (off-line) и в режиме реального времени (on-line).
Вторая тенденция развития информационных технологий в социально-экономических системах касается смены научной парадигмы создания программного обеспечения. Новый взгляд состоит в отказе от закрытых систем и переходе к их открытости. Время создания автономных программных продуктов и нестыкующихся с другими прошло.
Исследования развития информационной экономики проводили такие известные ученые, как Д. Белл, Ф. Вебер и Д. Боде, Ф. Махлуп, А. Риис, А. Тофлер, X. Ханамари и Д. Вада, К. Эрроу. Термин, как принято считать, ввел М. Порат [20] в середине 1970-х гг., рассматривая шесть секторов экономики, причем сектор первичной информации он выделяет как наиболее важный.
Анализ тенденций позволяет выделить черты [5], которые будут доминировать в
экономике XXI века, - это сетевая экономика, открывающая новые возможности в развитии цивилизации. В докладе Европейской комиссии по стратегическим исследованиям сетевая экономика определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия».
Формирование сетевой экономики интенсивно происходит пока в следующих направлениях:
- торговля (электронная коммерция);
- финансы (банковские и другие расчеты);
- дистанционные трудовые отношения;
- дистанционное обучение.
Как отмечают некоторые эксперты [5] сетевая экономика в силу своей технологической основы испытывает ряд проблем, которые отражают такие специфические риски, как риски, связанные: с глобальным характером бизнеса, со стремительностью изменений экономической ситуации в этом секторе, с недостаточной информационной безопасностью, с техническими и технологическими трудностями обслуживания экономики, с низким качеством услуг, с непрорабо-танностью правового статуса документа. К этим проблемам относятся:
- недоверие широких масс населения к виртуальным структурам и системам электронных расчетов;
- отсутствие инфраструктуры бизнеса и социальной сферы;
- появление новых технологий мошенничества;
- несоответствие уровня менеджмента скоростям изменения экономической ситуации;
- необходимость масштабируемости систем сетевой экономики (обороты могут внезапно вырасти в разы).
Анализ специфики управления социально-экономической системой в условиях сетевой экономики, показывает, что по срав-
нению с предыдущими формами управления имеют место следующие особенности:
- экономия на перемещениях;
- использование внутрирегионального информационного пространства;
- коллективное формирование информационных ресурсов;
- внутрирегиональная координация;
- глобализация бизнеса и социальноэкономических отношений.
Проблемы развития информационного общества исследуются в работах, выполненных под руководством В.М. Тихомирова. По его мнению, «одной из черт информационного общества является ускорение темпов экономической, социальной, политической и культурной эволюции», а к характерным особенностям относятся:
- решение проблемы информационного кризиса;
- приоритетность информационного ресурса по сравнению с другими видами ресурсов;
- возникновение информационной экономики;
- глобальный характер распределения информационных технологий (ИТ);
- автоматизация формирования коллективного знания;
- наличие свободного доступа любого человека к коллективным знаниям на основе применения ИТ;
- увеличение удельного веса индивидуального труда в общественном производстве за счет принятия сетевых технологий;
- появление новых возможностей offline-обучения и его индивидуализация, а также on-line-обучения.
На развитие этих проблем существенное влияние будут оказывать общие тенденции развития следующих рынков ИТ [16]:
- производства программного обеспечения (software), если его рассматривать в совокупности с рынком информационных услуг, - составляет около 55% всего мирового сектора ИТ;
- производства компьютерной техники (hardware) - имеет тенденцию к небольшому снижению, которая вызвана тем, что возрастает роль и доля программного обеспечения;
- коммуникационного оборудования и программ - становится самым динамичным и быстро развивающимся рынком ИТ, особенно в приложениях к электронной коммерции (Business-to-Business - В2В).
Рынок ИТ-услуг находится в стадии становления, и его основными особенностями являются:
- около 30% всего дохода от ИТ-услуг приходится на консалтинг и внедрение ERP-систем;
- доход от предоставления услуг труден для измерения;
- доля услуг аутсорсинга растет невысокими темпами и др.
В настоящее время перспективными в развитии управления регионом являются направления, основанные на широкомасштабном использовании высоких информационных технологий. С этим связано повышение конкурентоспособности областей и государства в целом. За рубежом конкурентоспособность государства и региона оценивается с помощью следующих индексов конкурентоспособности [11]:
- текущей конкурентоспособности (Current Competitiveness Index - CCI). Индекс оценивает конкурентоспособность на текущий момент. CCI включает в себя оценку оперативной деятельности организаций региона и качества национальной бизнес-среды;
- перспективной конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index - CCI). Индекс оценивает конкурентоспособность через 5 лет. GCI определяется тремя элементами:
* уровнем использования новых технологий в экономике;
* качеством работы государственных и общественных институтов;
* состоянием макроэкономической среды.
Чем меньше значение рассчитанного индекса, тем лучше для страны, региона, т.е. тем выше их конкурентоспособность. Эксперты считают [5, 11], что именно развитие высоких технологий - основной фактор, стимулирующий рост производительности и экономики в целом. Россия занимает 58-е место в рейтинге текущей конкурентоспособ-
ности и 63-е место в рейтинге перспективной конкурентоспособности.
Вместе с тем аналитики [ 11] отмечают тот факт, что бурное развитие информационного обмена приводит к обратному процессу, порождающему глобальный информационный кризис, характеризуемый как «противоречивое единство информационного взрыва и информационного голода».
О явлении информационного кризиса в экономике России свидетельствуют оценки состояния формирования и организации исследования информационных ресурсов [7, 8], которые состоят в следующем:
- недоступность в России важной для развития экономики, особенно инновационной деятельности, информации из развитых стран;
- огромные пробелы в сборе и организации использования информации о состоянии отраслей промышленности, используемой техники, технологий, современных методов и др.;
- недоступность информации для предприятий, особенно малых;
- полная коммерциализация использования информации, созданной за государственный счет;
- достаточно большие затраты средств (в основном бюджетных) за счет многократного дублирования информации и др.
Данное проявление информационного кризиса невозможно устранить только за счет новых ИТ, так как перечисленные проблемы во многом являются организационными.
Однако В.В. Дик считает [4], что в этот перечень необходимо добавить довольно важные социальные проблемы, непосредственно влияющие на жизнь населения:
- массовое внедрение средств информационного обслуживания населения в различные сферы деятельности;
- создание и развитие инфраструктуры для внедрения ИТ;
- обеспечение компьютерной грамотности населения.
Каждая из перечисленных прикладных проблем распадается на ряд подпроблем.
Упоминавшаяся ранее проблема поиска закономерностей или законов, согласно ко-
торым происходит становление ИТ в социально-экономических системах (региональной экономике), относится к общетеоретическим проблемам. Определение такого рода закономерностей достаточно сложно теоретически и трудоемко практически [5]. В связи с этим - несмотря на то, что данная проблема стоит перед исследователями уже давно - лишь отдельные работы касаются названной тематики. Появились несколько теорий, в которых отражается процесс превращения знаний в экономический ресурс, и теперь можно считать безусловным следующий тезис: «как только общество осознало, что от количества знаний зависит качество производства, получение знаний было поставлено на индустриальную основу».
В результате появилась работа лауреата Нобелевской премии Р. Солоу [11], где представлена идея количественного описания вклада информационного ресурса в производство продукции. Для этого использовался аппарат производственной функции. Применяя в математической модели такие аргументы, как основной капитал, число работающих и уровень технического прогресса, Р. Солоу анализирует данные за 19091989 гг. и делает вывод о том, что подушевой валовой выпуск продукции увеличивается на 85,5% за счет технического прогресса и на 12,5% - за счет более интенсивного использования капитала.
Интенсификация использования капитала предполагает более эффективное, более полное применение знаний, которые при этом требуют постоянного обновления и дальнейшего усвоения. Уровень образования влияет на уровень производительности труда. В связи с этим перманентное образование, реализованное в обществе, является непременным условием его стабильного экономического развития. Можно выделить три группы проблем внедрения ИТ в социальноэкономических системах регионального уровня: фундаментальные (методологические), теоретические и прикладные.
К фундаментальным проблемам следует прежде всего отнести проблему определения предмета и объекта, целей и задач информатизации региональных социально-
экономических систем. Ее решение, по мнению ряда авторов [11], может быть осуществлено исходя из закона разнообразия Р.У. Эшби, с одной стороны, и целей построения «коллективного разума» - с другой.
К теоретическим проблемам можно отнести общетеоретические и социальные проблемы. Знание хотя бы некоторых теоретических зависимостей уровня жизни общества от уровня внедрения ИТ и наоборот позволит развивать информационные технологии целенаправленно, с наибольшим эффектом.
Прикладные проблемы касаются конкретных сложностей, возникающих в процессе создания и внедрения информационных технологий в социально-экономической системе на всех уровнях. Можно выделить ряд из них:
- разработка концепции непрерывности эффективного выполнения целей и задач социально-экономической системы в условиях ускоренного внедрения ИТ;
- разработка методологии систем поддержки исполнения решений в свете непрерывности и открытости процессов внедрения ИТ в социально-экономических системах;
- создание технологии, способной реально обеспечить лицо, принимающее решение, знаниями для выполнения этого задания, и др.
В связи с тем, что ИТ оказывают влияние на все сферы общества, а также на каждого индивидуума, ее следует рассматривать как проблематику социально-экономической направленности. Основная проблематика данного социально-экономического блока включает:
- изучение информационных ресурсов общества и его потребностей в них;
- исследование информационного потенциала общества, динамики его развития и эффективности использования;
- влияние уровня внедрения ИТ на качество жизни общества, улучшение экологии, сглаживание энергетических проблем.
Однако можно сказать, что на начальном этапе развития ИТ в условиях недостаточности финансовых средств и низкого уровня развития экономики необходимо определиться с приоритетами внедрения
информационных технологий, для минимизации издержек и максимизации результата от данного процесса в рамках социально-экономической системы. Знание тенденций и основных направлений развития
информационных технологий в экономике позволяет выработать научно обоснованные стратегии целенаправленного управления процессом их эффективного внедрения.
Список использованной литературы:
1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис / Д.И. Блюменау. - Л.: Наука, 1989.
2. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельностиб учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.
3. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. / Г.Р. Громов - М.: Наука, 1984.
4. Дик В.В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки / В.В. Дик. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 300 с.
5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебное пособие / под ред. проф. В.В. Трофимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2007. - 480 с.
6. Карпинский A.M. и др. Информатизация бизнеса / А.М. Карпинский, П.В. Нестеров - М.: Финансы и статистика, 1997.
7. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года [Электронный ресурс] / Разработчик - Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации. - М., 2004. - Режим доступа: http://www.inforegion.ru/ru/main/goverment/gov_inform_concept/
8. Концепция региональной информатизации до 2010 года [Электронный ресурс] / Разработчик - Правительство Российской Федерации. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.inforegion.ru/ru/main/goverment/reg_inform_concept/
9. Лихачева Г.Л. Информационные технологии в экономике / Г.Л. Лихачева. - М.: МЭСИ, 1998. - 245 с.
10. Ракитов АИ. Философия компьютерной эволюции. М.: Политиздат, 1991.
11. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник / И. А. Стрелец. - М.: Эксмо, 2006. - 208 с. - (Высшее экономическое образование).
12. Урсул А.Д. Природа информации. / А.Д. Урсул. - М.: Политиздат, 1991.