Научная статья на тему 'Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития'

Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6371
660
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL RETARDATION / РЕЧЬ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / SPEECH / НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / VIOLATION OF A SOUND PRONUNCIATION / АРТИКУЛЯЦИЯ / ARTICULATION / SLURRING OF SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильмурзина Л. М.

В данной статье говорится о причинах и симптомах задержки психического развития. Какие две группы детей с задержкой психического развития выделили ученые в ходе исследований. Дети с задержкой психического развития отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ильмурзина Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DELAY MENTAL DEVELOPMENT

This article speaks about the causes and symptoms of delayed psychic development. What are the two groups of children with delay of mental development scientists have identified in the course of the research. Children with delay of mental development peculiar speech development. This manifests itself as a delay to the pace of development of the separate parties of the speech and the nature of the shortcomings of speech development.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития»

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Л.М. Ильмурзина, учитель-логопед

Основная школа № 21 отдела образования акимата г. Костанай (Казахстан, г. Костанай)

Аннотация. В данной статье говорится о причинах и симптомах задержки психического развития. Какие две группы детей с задержкой психического развития выделили ученые в ходе исследований. Дети с задержкой психического развития отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, нарушение речи, нарушение звуко-произношения, речь, артикуляция.

Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, проявляющаяся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. В ходе исследований Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как «детей с психофизическим и психическим инфантилизмом» [1].

В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью .

Вторую группу составили дети с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих детей характерна слабость основных нервных процессов, глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учёбе [1].

К.С. Лебединская предложила клиническую систематику детей с задержкой психического развития:

1. Задержкой психического развития конституционального происхождения. Состояние задержки определяется наследственной, семейной конституцией. Генетическая предрасположенность проявляется

в высокой чувствительности к средовым факторам развития: даже слабые внутриутробные нарушения питания или заболевания первых лет жизни ведут к заметному нарушению темпа созревания мозговых структур.

2. Задержкой психического развития соматогенного происхождения. Задержка развития - следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус таких детей.

3. Задержкой психического развития психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие и функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания.

4. Задержкой психического развития церебрально-органического происхождения. Нарушение темпа развития интеллекта обусловлено грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур, недоразвитием коры больших полушарий головного мозга. Причина -патология беременности, тяжёлый токсикоз, грипп, гепатит, алкоголизм матери или отца, родовые патологии, в том числе и недоношенность, родовая травма, тяжёлые инфекционные и нейроинфекционные заболевания на первом году жизни [2].

Дети с задержкой психического развития отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференцирован-ностью восприятия речевых звуков, оттенков речи. Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аг-рамматизмов, дефекты артикуляторного аппарата [3].

Обычно процесс бурного словотворчества у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с задержкой психического развития этот процесс затягивается вплоть до конца начальной школы. Дети используют атипичные грамматические формы, имеющие характер неологизмов. Создание детьми неологизмов свидетельствует о способности их к выделению значений корней слов и использованию закономерностей родного языка для построения новых слов. В связи со сниженной познавательной активностью у детей с за-

держкой психического развития отмечается бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире. Речь состоит в основном из существительных и глаголов, прилагательные используются только для обозначения видимых свойств предметов. Связь слова и обозначаемого им предмета нестойкая. Дети затрудняются в использовании антонимических и синонимических средств языка, при этом большие трудности вызывает подбор синонимов [4].

При задержки психического развития отмечается более позднее развитие фразовой речи, даже в старшем дошкольном возрасте дети затрудняются в воспроизведении логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные взаимоотношения. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей.

Характерны выраженные затруднения в грамматическом и семантическом оформлении предложений. Исследования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития выявили значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения [5].

Для детей с задержкой психического развития характерно запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение как активного, так и пассивного словарного запаса. Наблюдается их ограниченность и недиф-ференцированность. Это происходит из-за нарушения познавательной деятельности, функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти и т.д.) и речевой активности [6].

Большинство детей страдают дефектами звукопроизношения. Преобладающим видом нарушения звукопроизношения является смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок [с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л]. При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться [4].

Такого рода нарушение звукопроизно-шения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии - снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с задержкой психического развития представляет значительную трудность.

Нарушение звукопроизношения у детей с задержкой психического развития носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что в данных исследователей подробно

Библиографический список

1. Певзнер, М. С. Об отборе детей с временной задержкой психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / Дефектология, 2003.

2. Лебединская К.С., Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте, 2011.

3. Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2004.

4. Киселева, В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / Дефектология, 2007.

5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002.

6. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР / Дефектология. 1990.

7. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. - М., 2003.

изучены и раскрыты механизмы, причины речевого нарушения и психического недоразвития, однако недостаточно разработана сама технология обучения детей, страдающих таким сложным по своей структуре дефектом. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального уровня развития дети с задержкой психического развития оказываются часто близкими к умственной отсталости. Но вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности. Специальная психология для детей с задержкой психического развития заключается в том, чтобы вовремя заметить данный факт и приложить всевозможные усилия для того, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным человеком.

- ncuxoMoeua -

MODERN ASPECTS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DELAY

MENTAL DEVELOPMENT

L.M. Ilmurzina, teacher-speech therapist

Basic school N 21 department of education of akimat of Kostanay (Kazakhstan, Kostanay)

Abstract. This article speaks about the causes and symptoms of delayed psychic development. What are the two groups of children with delay of mental development scientists have identified in the course of the research. Children with delay of mental development peculiar speech development. This manifests itself as a delay to the pace of development of the separate parties of the speech and the nature of the shortcomings of speech development.

Keywords: mental retardation, slurring of speech, violation of a sound pronunciation, speech, articulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.