УДК 612.095
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Шаматкова С.В., Асмоловский А.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Тенденции развития современной медицины требуют от преподавателей морфологических дисциплин проведения занятий в соответствии с потребностями практического врача. Основной метод изучения топографической анатомии, а именно послойное препарирование по областям, связывает ее с хирургическими дисциплинами. На кафедре отрабатываются практические навыки по хирургии. Новые диагностические и хирургические технологии требуют оснащения соответствующим современным оборудованием и создания специализированных учебных помещений.
Ключевые слова: топографическая анатомия, практические навыки по хирургии, образовательный стандарт, высшее медицинское образование
MODERN ASPECTS OF TEACHING TOPOGRAPHIC ANATOMY IN MEDICAL UNIVERSITY
Shamatkova S.V., Asmolovskiy A.V.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: Trends in the development of modern medicine require teachers of morphological disciplines to conduct classes in accordance with the needs of a practical physician. The main method of studying topographic anatomy is dissection in the anatomical areas; it connects it with surgical disciplines. At the department masters practical skills in surgery. New diagnostic and surgical technologies require the equipping with appropriate modern equipment and the creation of specialized training facilities.
Key words: topographic anatomy, practical skills in surgery, educational standard, higher medical education
Введение
Топографическая анатомия относится к фундаментальным дисциплинам. Она завершает систему анатомических дисциплин и выполняет роль связующего звена между морфологией и клиникой. Тенденции развития современной медицины требуют от преподавателей морфологических дисциплин проведения занятий в соответствии с потребностями практического врача. Необходимо найти золотую середину, где классическое изложение материала сочетается с клинической направленностью морфологических знаний. Студенты старших курсов не всегда узнают анатомические структуры при эндоскопических и лучевых исследованиях, потому что основная работа на кафедре выполняется на влажных препаратах, рисунках из атласов. Основной метод изучения топографической анатомии, а именно, послойное препарирование по областям, связывает ее с хирургическими дисциплинами. Другие методы - скелетотопический, голотопический, синтопический - имеют в дальнейшем более универсальное использование при выполнении клинических методов исследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Топогра-
фическая анатомия рассматривает взаимоотношение органов и тканей не только в нормальных, но и патологических условиях, что важно для специалистов всех клинических дисциплин.
Цель
Актуализация особенностей преподавания на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии в условиях нового образовательного стандарта в высшей медицинской школе.
Учитывая особенности практических занятий на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Смоленского государственного медицинского университета, есть необходимость не только в анатомическом театре и музее анатомии, но и в умении использовать полученные знания с помощью ситуационных задач, содержащих информацию, полученную с помощью лучевых методов исследования и эндоскопии. Некоторые лекции по анатомии на младших курсах проводятся с использованием наглядного клинического видеоматериала. Это усиливает клиническую значимость изучаемого для начинающего медика. Часть практических занятий по топографической анатомии и оперативной хирургии проводится в виде дис-
246
Кратко
куссии по клиническим ситуациям. Для полного выполнения учебного плана на кафедре отрабатывается минимальное количество практических навыков, что невозможно без предварительного изучения послойной анатомии. Последние годы отработка техники практических навыков выполняется на нефиксированных и фиксированных тканях животных. Снабжение биологическим материалом для учебных целей осуществляется без перебоев в учебном году. Научно-исследовательская работа на кафедре позволяет оттачивать мастерство не только студентам 3-4 курсов, но и студентам постдипломного образования. Учащиеся формируют хирургическую бригаду, собирают набор инструментов, облачаются в халаты, отрабатывают технику послойного рассечения и ушивания тканей, пункции полостей, наиболее часто выполняемые операции: трахе-остомию, кишечный шов и шов сосуда. Следует отметить полное прекращение поступления биологических тканей и органов человека для проведения учебной и научной работы на кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии с 90-х годов двадцатого века.
Результаты и их обсуждение
Именно теоретические кафедры мотивируют студентов младших курсов к будущей работе в практическом здравоохранении. В курс лекций внедрены факты о клинической значимости анатомических структур и их топографических особенностях. В методических материалах расширен клинический компонент по темам висцерологии для подготовки к практическим занятиям и контролю знаний по дисциплине топографическая анатомия. Возможность демонстрировать изображения внутренних органов и областей на компьютерных томограммах лишний раз подчеркивает важность знаний топографической анатомии при работе на современном диагностическом оборудовании.
В условиях века информационных технологий есть потребность обратить внимание обучающихся не только на ознакомление с индивидуальной и возрастной изменчивостью органов и систем, но и на возможности прижизненного их исследования с помощью новой техники. Преподаватели кафедры заинтересованы во внедрении в учебный процесс мультимедийных технологий для одно-моменного изучения традиционных «пироговских срезов» и возможных вариантов анатомического строения и взаиморасположения структур. Есть необходимость в использовании фантомных препаратов, позволяющих наладить симуляционное обучение. Силами студентов СНО, под руководством заведующего кафедрой С.В. Шаматковой на кафедре начата работа по освоению эндоскопических хирургических навыков. На самостоятельно созданном симуляторе студенты учатся правильно ориентироваться в пространственном расположении элементов оперативного приема под контролем видеокамеры.
Выводы
Широкое внедрение компьютерных программ изучения топографической анатомии позволит дополнить методику работы с таблицами и плакатами и приблизить уровень преподавания предмета к мировому. Не вызывает сомнений, что кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии должны сохранить свое место и значение в подготовке современного врача, так как помогают освоить необходимые знания для работы с современными диагностическими и оперативными технологиями, такими как компьютерная томография, УЗИ и эндоскопическая хирургия. Новые диагностические и оперативные технологии требуют оснащения кафедр соответствующим современным оборудованием и создания специализированных тренажерных аудиторий.
Кратко
247