ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
кийком.ю.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНЫХ ТРАКТОВОК УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Исследованы источники и угрозы национальной безопасности, осуществлена классификация основных угроз национальной безопасности страны, охарактеризованы критерии и признаки различных видов угроз национальной безопасности. Изучены причины и источники возникновения угроз национальной безопасности, экономических рисков и потерь.
киком, т.
MODERN ASPECTS OF SCIENTIFIC TREATMENTS OF THREATS NATIONAL SECURITY
Sources and threats of national security are investigated, classification of the main threats of national security of the country is carried out, criteria and signs of different types of threats of national security are characterized. The reasons and sources of emergence of threats of national security, economic risks and losses are studied.
Ключевые слова. Национальная безопасность, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, опасность национальной безопасности, структура угроз национальной безопасности, качественные характеристики угрозы национальной безопасности, классификация угроз национальной безопасности, экономическая безопасность, продовольственная безопасность.
Keywords. National security, national interests, threats of national security, danger of national security, structure of threats of national security, qualitative characteristics of threat of national security, classification of threats of national security, economic safety, food security.
Введение. В современных условиях среди общесистемных понятий особое значение приобретают «безопасность» и «национальная безопасность», что связано с объективным усложнением и растущей динамикой геополитических, социально-экономических, научно-технических явлений и процессов, информатизацией общества, глобализацией мирохозяйственных связей и финансовых отношений. Указанными процессами обусловлено появление новых и трансформация уже существующих рисков и угроз, представляющих опасность для жизнедеятельности общества и государства.
Базовые факторы национальной безопасности. Основное содержание и основная задача национальной безопасности как системы - защита национальных интересов от различного рода угроз, которые определяются мно-
гими обстоятельствами, условиями и факторами внутренней и внешней среды по отношению к объекту безопасности. В связи с этим одной из базовых категорий национальной безопасности, наряду с интересами, выступает угроза.
Природа угроз, источники угроз, виды угроз и их классификации по различным основаниям, подходы к оценке степени угрозы - от опасности до катастрофы - при различных условиях и вариантах ее возможной реализации, все эти и другие сопряженные вопросы рассматриваются практически в каждом исследовании по проблемам национальной безопасности. Однако в современных условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений формируются новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, одновременно происходит трансформация существующих на протяжении длительных исторических периодов угроз национальной безопасности. Поэтому требуется постоянная актуализация сформировавшихся представлений по проблематике угроз национальной безопасности, совмещение традиционных и нова-ционных представлений о сущности угроз и их последствиях с учетом динамичных процессов в развитии общества и экономики, а также достижений современной науки.
Общее определение угрозы национальной безопасности приводится в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»: угроза национальной безопасности - это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства [2], то есть как возможность ущерба основным национальным интересам страны.
Любая угроза может быть охарактеризована с помощью четырех существенных признаков:
❖ угроза - это намерение одних субъектов причинить ущерб другим;
❖ угроза - это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба;
❖ угроза отражает возможность превращения потенциального ущерба в реальный;
❖ угроза означает динамичное нарастание опасности.
Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различие между ними незначительным. Опасность представляет всегда некую объективно существующую возможность негативного воздействия на объект, в результате которого этому объекту может быть нанесен вред, ущерб, ухудшающий его состояние, нежелательные последствия для его развития или нежелательные свойства. Поэтому опасность - это осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным интересам, потенциальная вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности к единице опасность перерастает в угрозу. Это значит, что опасность может
существовать, а угрозы не будет, но при определенных условиях опасность может принять характер угрозы.
Угрозы объекту безопасности не являются чем-то, существующим самостоятельно. Суть угрозы в том, что она представляет собой либо проявление взаимодействия объекта безопасности с другими объектами, способное нанести вред (ущерб) его функционированию и свойствам, либо аналогичное проявление взаимодействия подсистем и элементов самого объекта безопасности. Общая структура угрозы представляет собой совокупность объекта угрозы, источника угрозы и проявления угрозы.
Основные качественные характеристики угрозы национальной безопасности могут быть представлены следующим образом: угроза выражается через намерение нанести физический, материальный или иной вред посредством различных действий, направленных на ухудшение жизненно важных интересов личности, общества и государства; угроза имеет источник в виде совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Классификация угроз национальной безопасности. Вся совокупность угроз национальной безопасности может быть сгруппирована по сходству тех или иных признаков, наиболее значимые из которых, отражены в классификации, представленной на рисунке 1.
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Декомпозиция системы национальной безопасности
Рис. 1 Классификация угроз, как основа декомпозиции системы национальной безопасности
Приведенная классификация угроз не претендует на завершенность теоретической конструкции, но она представляется нам достаточной для проведения декомпозиции системы национальной безопасности, с тем, чтобы сформировать наиболее приоритетные направления национальной безопасности в тот или иной исторический период с учетом особенностей именно этого периода, которые определяют характер и содержание угроз национальной безопасности.
1) По сфере интересов. Поскольку природа угрозы определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует, различают угрозы, относящиеся к экономической, военной, духовной, информационной, экологической, правовой и другим сферам. При этом считается необходимым разграничение угроз, относящихся к разным сферам, по степени их значимости, причем с учетом конкретных социально-исторических, экономических и политических условий страны, ее позиций в мировом сообществе, а также избранной стратегии развития на ближайшую перспективу. В практической плоскости это позволит выделить наиболее соответствующие направления согласно национальным приоритетам.
2) По виду различают: прямую угрозу (угроза, создаваемая адресной преднамеренной деятельностью субъекта); косвенную угрозу (это угроза, вызванная деструктивными изменениями рыночной конъюнктуры, либо непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию).
3) По локализации источника угроз различают внешние, внутренние и глобальные (или транснациональные, не имеющие конкретной страновой адресности) угрозы. В совокупности внутренние и внешние угрозы национальной безопасности взаимозависимы, поэтому их исследование, анализ и оценка должны осуществляться во взаимосвязи. Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.
4) По степени возможной реализации угрозы могут быть потенциальными и непосредственными. Потенциальные угрозы обладают следующими признаками: представляют потенциальную опасность для национальных интересов в границах соответствующего прогнозного периода; выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения, ухудшение экономической конъюнктуры); не требуют немедленных ответных действий. Признаки непосредственных угроз следующие: представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент; выражаются в качестве конкретного события; требуют принятия немедленных защитных мер. Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные.
5) По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер: угрозы природного харак-
тера - это, прежде всего, возможность нанесения существенного ущерба в результате природных катаклизмов: землетрясений, цунами, наводнений, засухи и т.д.; угрозы техногенного характера связаны с определенной опасностью в процессе функционирования технических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности; угрозы социального характера связаны с деятельностью человека, общества и государства, которые порождают наибольшее число угроз за счет действия различных социальных сил - наций, классов, партий, группировок, силовых структур и т. д.
Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер, как в различных сферах национальных интересов, так и в региональном выражении - по отдельным территориям или их группам. В связи с этим необходимо рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволит более обоснованно определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз.
6) По формам реализации угрозы национальной безопасности могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государства в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах. Кроме того, эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов. При этом экономические возможности источника угрозы реализуются для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Проявление таких угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям. что сковывает свободу действий государства в том или ином регионе мира, повышая риски достижения национальных целей и обеспечения национальных интересов.
Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям (терроризм, повстанческие действия, гражданские войны и т.п.). Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.
Два следующих классификационных признака представляются нам особенно значимыми для современной концепции национальной безопасности. По объекту безопасности принято выделять угрозы личности, общества и государства. Однако, наряду с этим необходимо выделение угроз по отношению к интересам хозяйствующих субъектов, так как от их эффективной деятельности в безопасных условиях ведения бизнеса во многом зависит эффективность всей экономической системы, а, следовательно, и потенциал национальной безопасности страны.
7) В зависимости от новизны могут быть выделены угрозы традиционные, имеющие для личности, общества и государства одинаково важное или незначительно меняющееся значение на протяжении длительного периода истории, и новые угрозы, появление которых связано с объективными процессами социально-экономического развития. Традиционные угрозы -это, в частности, военные угрозы, угрозы продовольственной безопасности, угрозы в сфере национальных интересов, способные подорвать правовую и государственную безопасность и т.п.
К числу новых угроз, с определенной долей условности степени их новизны, можно отнести экологические угрозы, угрозы в сфере информации, распространение новых заболеваний. Особое значение в современных условиях приобретают угрозы международного терроризма и растущая нарколо-гизация общества, в связи с чем, антитеррористическая безопасность и наркобезопасность выдвигаются на первые позиции в системе национальной безопасности.
8) По приоритетам. В качестве важного и принципиального классификационного признака в настоящем исследовании нами предлагается приоритет тех или иных угроз в системе национальной безопасности. Выделение данного признака считается целесообразным по следующим причинам. В условиях современного динамичного мира происходит постоянное изменение характера и степени угроз, появление новых и трансформация существовавших рисков, вызовов и угроз под влиянием таких глобальных и национальных процессов, как [3]:
❖ вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях,
❖ противоречия между основными участниками мировой политики,
❖ угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий,
❖ усиление глобального информационного противоборства,
❖ растущие угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам,
❖ негативные последствия развития националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том религиозного радикализма,
❖ обострение мировой демографической ситуации и проблем окружающей природной среды,
❖ рост угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности,
❖ критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, что может привести к обострению существующих
и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов,
❖ сложная ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки.
В подобных условиях значимость угроз может меняться в зависимости от развития той или иной ситуации, поэтому неизбежно требуется их ранжирование по степени важности, определение наиболее приоритетных направлений национальной безопасности в соответствии с степенью значимости угроз. Помимо этого следует учитывать, что все угрозы взаимосвязаны, поэтому наиболее целесообразным подходом к их группировке в целях анализа, учета и обеспечения предотвращения мы считаем классификацию угроз по их приоритетам.
Частично такой подход реализован в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, где национальные приоритеты определены как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности [3], то есть основные интересы личности, общества и государства.
На долгосрочную перспективу национальные интересы РФ заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира [3].
Национальные интересы. Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность [3]. По каждому из этих направлений должны быть определены наиболее значимые угрозы. Так, угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.
Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности России; деятельность террористических организаций, группировок и
отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя страны, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией [3].
В социально-экономической сфере, обеспечивающей качество жизни населения страны, основными угрозами в ближайшее время могут стать такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, растущие стратегические риски зависимости национальной экономики от изменения внешних факторов.
Большое значение имеют угрозы продовольственной безопасности, связанные с низким уровнем импортозамещения по основным продуктам питания, отставанием в развитии биотехнологий, истощением земельных ресурсов и сокращением сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Велика угроза экспансии национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений.
Особое значение имеют угрозы национальной безопасности в экономической сфере в целом.
Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующий дефицит трудовых ресурсов, особенно квалифицированных рабочих кадров, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции [3].
В числе угроз национальной экономике можно отметить также недостаточную эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета, которые помимо собственно негативных последствий могут замедлить переход российской экономике к модели инновационного социально-ориентированного развития, что вызовет накопление социальных проблем в стране.
Заключение. Рассматривая потенциальные угрозы для стабильного развития отечественной экономики, нельзя не отметить возможные угрозы энергетической безопасности. Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса населения, экономики и других сфер жизнедеятельности общества достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения. Любые негативные факторы и условия, способные нарушить относительно стабильное функционирование топливно-энергетического комплекса страны, составляют угрозы энергетической безопасности.
Одна из важнейших задач модернизации российской экономики в ближайшее время на основе преимущественно инновационного развития не может быть успешно решена без обеспечения технологической национальной безопасности. Угрозами национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:
❖ отставание России от развитых стран в переходе в последующий технологический уклад;
❖ высокая зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов;
❖ несанкционированная и часто незаконная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий и научных разработок;
❖ необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России о стороны других стран и международных организаций;
❖ недостаточное развитие нормативно-правовой базы, особенно в отношении защиты авторских прав;
❖ снижающийся уровень и качество общего среднего образования, среднего профессионального и высшего образования.
Необходимо отметить региональный аспект угроз национальной безопасности в сфере экономики, что представляется особенно важным с учетом специфики федеративного и территориального устройства Российской Федерации. Основные угрозы связаны с внутренними процессами, прежде всего,
существенными различиями в потенциале отдельных российских регионов, что выражается в различиях уровня и качества жизни, доходов населения и т.д.
Помимо внутренних угроз безопасности регионов отмечается усиление влияния внешних угроз, связанных с процессами глобализации. Это обусловлено развитием регионами их международных связей, что, по мнению ряда авторов, способствует гомогенизации международного пространства [2]. Действительно, процессы регионализации и глобализации развиваются и за счет выхода субнациональных регионов на международную арену, распространения их деятельности за пределы национального хозяйства. В связи с этим негативные проявления и последствия глобализации представляют угрозу национальной безопасности не только в масштабах страны, но и на региональном уровне.
Угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, должны предотвращаться путем проведения государственной региональной политики. При этом государственное участие в развитии регионов не должно ограничиваться межбюджетными трансфертами, оказанием адресной помощи и т.п., как это происходит в настоящее время. Само по себе отсутствие внятной обоснованной действенной региональной политики представляет угрозу национальной безопасности.
За границами приоритетов национальной безопасности не должны оставаться угрозы духовной безопасности общества. Между тем, эти угрозы не вошли в число основных национальных стратегических приоритетов РФ на ближайшие годы. Мы разделяем мнение многих авторов, которые отмечают, что для нынешнего этапа развития России особенно опасны духовные угрозы, угрозы разобщения общества, потери им чувства национального родства, преемственности исторического сознания. Кризис идентичности, о котором пишут многие исследователи, привел к потере многими россиянами духовных и нравственных ориентиров, долговременных ценностей. Среди особенно тревожных тенденций, наблюдаемых в последние годы можно выделить следующие: доминирование в общественном сознании прагматических ценностей; существенное снижение у значительной части населения значимости таких ценностей, как жизненные, мировоззренческие и общественные; снижение уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе; снижение общего уровня культуры. При этом значительная часть экономически активного населения все больше дистанцируется от общенациональных проблем социально-экономического развития, замыкается на бытовом уровне решения собственных вопросов, что ведет к усиливающейся разобщенности нации. Угрозы в духовной сфере связаны с информационными угрозами, значение и степень которых нарастают в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий.
Все угрозы национальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи, постоянном изменении и развитии (нарастают, затухают), поэтому одним
из элементов системы национальной безопасности должен быть их постоянный мониторинг для последующего анализа и оценки.
_Литература_
1. Плотникова О. Региональное измерение в современном мироустройстве // Власть. - 2012. - № 9. - С. 72-75.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537) // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009.-№20. ст. 2444.
3. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. URL: http ://www. scrf.gov.ru/documents/99 .html