УДК 378 ББК74.480.26
Е.А. Шумилова
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье отражены современные аспекты проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности при подготовке будущих педагогов. Социально-коммуникативная компетентность рассматривается как значимая составляющая в структуре профессиональной деятельности конкурентоспособного специалиста.
Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, будущие педагоги, профессиональная подготовка.
E.A. Shumilova
MODERN ASPECTS OF STUDYING OF PROBLEMS OF FORMATION OF SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
This article reflects aspects of the problem of formation of social-communicative competence in the training of future teachers. Socio-communicative competence is considered as an important component in the structure of professional activity of a competitive specialist.
Key words: socio-communicative competence, future teachers, professional training.
Динамичное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость совершенствования механизмов формирования личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Одним из таких механизмов является компетентностный подход, в сущностном понимании которого прежде всего заключается создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих возможности личностного роста учащихся. Основные понятия данного подхода - компетенция и компетентность - находятся в прямой и инверсионной (обратной) зависимости. При этом компетентность с профессионально-педагогических позиций, совершенно справедливо, по нашему мнению, трактуется А.С. Белкиным как «совокупность профессиональных, личностных качеств личности, обеспечивающих эф-
фективную реализацию компетенций» [1, с. 4].
В последнее время термины компетенция и компетентность используются практически во всех исследованиях, посвященных воспитанию и обучению в высшей школе. Понятие компетенция большинством авторов, занимающихся исследованием данной проблемы, рассматривается как «готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации» [6, с. 23].
Построение профессионально-педагогического образования на основе ком-петентностного подхода и его использование при оценке качества подготовки будущих педагогов актуализировало целое направление проблем, связанных с определением способов формирования не отдельных знаний, умений, а профессионально значимых компетентностей, к числу которых, безусловно, относится социально-коммуникативная, обеспечи-
ш
о
го
к ч - ф
I с
ГО
со 5
° J
S ^
3 8
с; I
ю ф
äfc с С
о
I * ф >5 Т О >>1 £2 m
„ н £ го
¡Ü о .0 Ü I '
X
ф
о
X .0
£ « СО -J
я °
О о
=3
<
и]
вающая решение сложнеиших комплексных педагогических задач.
В педагогической науке вопрос о профессиональных умениях педагога разработан очень подробно. Профессионально значимые качества служат предметом исследования уже не один десяток лет (П.П. Блонский, В.А. Сухомлин-ский, Ю.К. Бабанский, Ф.Н. Гоноболин, Ю.Н. Кулюткин). В работах Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, В.М. Шепеля, В.А. Сластенина и др. называются самые различные наборы качеств, имеющие отношение к тем или иным сторонам личности педагога, и нужных, по мнению авторов, для достижения успеха в профессиональной деятельности. Формирование профессиональной компетентности студентов педагогических и непедагогических вузов изучалось В.А. Адольфом, Ю.В. Варданян, А.М. Кочневым, С.В. Ме-лешиной, И.П. Родионовой, Е.Р. Чуксиной и др.
Однако некоторые понятия, связан-ныесхарактеристикойпрофессионально-педагогической деятельности, требуют дальнейшего осмысления. Одно из них -социально-коммуникативная компетентность, которая описывается весьма неоднозначно и подменяется другими терминами.
Несмотря на существенный интерес исследователей и значительность полученных к настоящему времени результатов, проблема формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов по-прежнему в достаточной степени не решена.
Основными причинами этого являются: а) отсутствие общепризнанного понимания социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов как комплексного феномена, требующего специально организованных мер по его формированию; б) недостаточная разработанность теоретико-педагогических основпроцессаформированиясоциально-коммуникативной компетентности будущих педагогов, отражающих его природу, сущность и возможности совершенствования; в) неразработанность содержательного и методико-технологического аспекта формирования социально-
коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки; г) несоответствие уровня развития технологии измерения и оценивания результатов формирования социально-коммуникативной компетентности современным требованиям к оценке качества в образовательной сфере.
Таким образом, актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов определяется:
Эволюционнымитенденциямивобра-зовании, связанными с необходимостью подготовки будущих педагогов к осуществлению социально-коммуникативной деятельности;
Нереализованным потенциалом высших учебных педагогических заведений в подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно осуществлять социально-коммуникативную деятельность;
Повышением требований к уровню социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов;
Недостаточной разработанностью технолого-методического аппарата измерения и оценивания эффективности процесса формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования под влиянием международных организаций появились попытки раскрыть модель выпускника через пересекающиеся понятия: «ключевые квалификации», «профессиональная квалификация» и «ключевые компетенции». Разделяя тезис о важности отбора ключевых компетентностей со многими авторами (В.А. Кальней, О.Е. Лебедев, М.Н. Пев-знер, С.Е. Шишов и др.), мы остановимся на понятии «социально-коммуникативная компетентность», которая не только включается во все совокупности ключевых компетентностей, но и, на наш взгляд, является в них смыслообразующей.
Социально-коммуникативная компетентность является органичной составляющей общей профессиональной компетентности специалистов, ориентирован-
ных на работу с людьми (Ю.Н. Емельянов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.А. Петровская, Н.В. Яковлева), и, следовательно, формирование социально-коммуникативной компетентности может стать тем аспектом, который позволит формировать личность специалиста, успешно социализирующегося и обладающего высоким уровнем коммуникативной компетентности. На наш взгляд, именно социально-коммуникативная компетентность обеспечивает личностный комфорт, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.
Приступая к рассмотрению сущности и особенностей формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов, в первую очередь необходимо, на наш взгляд, выяснить, что включает данное понятие.
Какзначимая и относительно самостоятельная подсистема в структуре профессиональной компетентности, социально-коммуникативная компетентность проявляется в определенной способности взаимодействовать с другими людьми. Понятием социально-коммуникативной компетентности обозначаются возможности человека, занимающегося педагогической деятельностью [5]. Это комплексный термин, и он не сводится только к коммуникативным способностям или социальной осведомленности педагога. На наш взгляд, не следует рассматривать данную компетентность и только как совокупность личностных черт, иначе трактовка возможностей педагога оказывается односторонней.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что «социально-коммуникативная компетентность» рассматривается авторами либо с позиций «социальной», либо с позиций «коммуникативной» компетентности. Действительно, это достаточно близкие по своей сути понятия, которые не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Однако понятие «социально-коммуникативная компетентность» не является просто суммой составляющих, но несет специфический смысл, присущий только
ему. На наш взгляд, несмотря на различия терминологии, именно социально-коммуникативная компетентность - важный компонент структуры и содержания профессионально-педагогической деятельности и неотъемлемый показатель профессиональной компетентности педагога.
Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые рассматривают профессиональную компетентность педагога как характеристику его профессионализма, как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Понимая социально-коммуникативную компетентность педагога как важнейшую составляющую его общей профессиональной компетентности, мы определили ее, с одной стороны, как готовность и способность к осуществлению социально-коммуникативной деятельности в условиях педагогического процесса, с другой - как интегративную характеристику уровня профессиональной подготовленности преподавателя, основанную на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами, обеспечивающими интеграцию человека в общество и успешную реализацию в профессиональной деятельности.
Э.Ф.Зеер,А.М.Павлова,Э.Э. Сыманюк считают, что социально-коммуникативная компетентность «отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором живет человек, и межличностного взаимодействия». Именно социально-коммуникативная компетентность, по мнению данных авторов, «позволяет ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно ее оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей» [2, с.126].
По мнению Н.В. Кузьминой, высокий уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности позволяет педагогу переструктурировать всю систему ранее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, фор-
ш
о
го
к ч _ ф
I с
го ^ ш 5
о.?
«Е
с; I
ю <и
0
с с
О
1 * ф >2 Т О >>1 со со
н го
X
о о
X
.о
% «
ш -г
я °
О о
3
<
LU
мировать у своих учащихся дифференциально-, социально-, аутопсихологические компоненты усвоения этих знаний, т.е. чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей» [3, с. 114].
Исследование содержательной стороны социально-коммуникативной компетентности позволило выявить ее следующие отличительные черты: способность к сотрудничеству в коллективной деятельности; психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам; способность установления «горизонтальных» и «вертикальных» контактов; способность понимания, восприятия других, толерантность; способность разрешать конфликты; способность организовать работу.
Кроме того, изучение состояния выбранной нами проблемы в теории и практике высшей школы позволило сделать вывод о том, что социально-коммуникативная компетентность не образуется самостоятельно и требует специальных усилий по ее формированию.
Рассматривая структуру социально-коммуникативной компетентности, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк выделяют пять составляющих:
1. Социально-коммуникативная адаптивность - пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место;
2. Стремление к согласию - отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, умение при этом все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться;
3. Толерантность - умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым;
4. Оптимизм - жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность;
5. Фрустрационная толерантность -способность человека противостоять
разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и предвидеть позитивное решение - с другой [2].
Дальнейшее изучение проблемы способствовало выявлению основных компонентов социально-коммуникативной компетентности:
1. Социально-когнитивный - понимание сущности и социальной значимости профессии, проявление устойчивого интереса к ней; представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической ценности, умение видеть свой профессиональный предмет через их призму, использовать средства коммуникации для привития духовно-нравственных, общечеловеческих ценностей в окружающем социально-профессиональном пространстве;
2. Коммуникативный - в своей основе ориентирован на ценностную значимость коммуникативной составляющей профессиональной деятельности и необходимость ее развития для успешной профессиональной деятельности. Характеризуется готовностью специалиста к позитивному взаимодействию с коллегами и учащимися; готовностью строить коммуникативные отношения на основе знания проблем и особенностей социально-профессиональной среды; готовностью к практической деятельности по решению профессиональных задач на основе владения профессиональной лексикой; умением анализировать и проектировать коммуникативную деятельность с учетом социально-профессиональной среды и конкретной личности; умение обращаться к закономерностям использования теоретических знаний в области коммуникации как средству развития личности и оптимизации деятельности;
3. Организационно-операциональный - характеризуется наличием у специалиста следующих умений: целеполага-ния с учетом специфики профессиональной деятельности и спектра решаемых коммуникативных задач; прогнозирования и конструирования социально-
коммуникативной деятельности; использования психолого-педагогических технологий в процессе взаимодействия с коллегами; контроля, коррекции результатов деятельности в соответствии с поставленными целями;
4. Рефлексивный - характеризуется устойчивой мотивацией самопознания, саморазвития и самосовершенствования в социально-коммуникативной деятельности; готовностью к проявлению ответственности за выполняемую работу, способностью самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной (социально-коммуникативной) деятельности.
Таким образом, на основе теоретического анализа понятия «социально-коммуникативная компетентность» мы пришли к пониманию сути данной компетентности как совокупности конкретных качеств личности, способностей, социально-коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих интеграцию человека в общество, успешную реализацию в профессиональной деятельности, что выражается посредством продуктивного выполнения личностью различных социальных ролей.
Изучение социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что социально-коммуникативная компетентность рассматривается многими учеными как неотъемлемая составляющая процесса социализации личности, помогает индивиду справляться со сменой социальных ролей, предполагает умение сотрудничать, вступать в контакты, легкую совместимость, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность за последствия своих поступков и является качественной характеристикой данного процесса. Вместе с тем, хотя социально-коммуникативная компетентность и опирается на врожденные способности индивидуума к взаимодействию, она должна быть приобретена и сформирована в рамках первичной, вторичной и третичной социализации, осуществляемой в процессе деятельности, в том числе и учебной.
Рассмотрим механизмы формирования социально-коммуникативной компетентности и основных компонентов ее составляющих. На наш взгляд, основные компоненты данной компетентности невозможно формировать изолированно друг от друга, а потом, «сложив» их вместе, получить социально-коммуникативную компетентность (СКК). Сложная структура СКК определяет комплексный характер работы и опору на теоретические положения системного подхода.
Взяв за основу программу развития психолого-педагогической компетентности, предложенную М.И. Лукьяновой [4], мы выделили следующие этапы формирования социально-коммуникативной ком-петентностибудущихпедагогов: 1) диагностический (для изучения уровня сформи-рованности социально-коммуникативной компетентности каждого будущего педагога и обобщенных результатов по коллективу в целом предполагает использование тестов); 2) дифференцированно-группового образования (предполагает различные формы проведения занятий, включающие традиционные виды учебной деятельности и активные формы обучения, имитационные и деловые игры; 3) индивидуального образования и саморазвития (включает индивидуальные консультации, самостоятельную работу студентов с рекомендованной литературой); 4) работа в тренинговой группе (направлен на развитие навыков общения и взаимодействия); 5) этап подведения итогов и заключительной диагностики (включает повторное использование тестов и методики групповой оценки компетентности, что позволяет выявить динамику развития СКК).
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований и экспериментальной работы по данной проблеме позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование социально-коммуникативной компетентности предполагает решить следующие главные проблемы в воспитании и обучении индивида: развитие его личности и межличностного общения; подготовка к самостоятельной жизни; профессиональная подготовка.
ш
о
го
к ч _ ф
I с
го ^ ш 5
о.?
фЕ
с; I
ю ф
0
с С
о
1 * ф >2 Т О >>1 со со
н го
X
о о
X
.о
% <3
ш -г
я °
О о
2. Социально-коммуникативная деятельность предопределяется наличием следующих умений: сочетание рационального и чувственного во взаимоотношениях с коллегами, учащимися; способность слушать, понимать, принимать другого человека и действовать на него убеждающими методами; обеспечение психологической безопасности, умение поддерживать благоприятный психологический климат и творческую атмосфе-
ру в работе; владение оптимальным стилем общения.
3. Как значимая и относительно самостоятельная подсистема в структуре профессиональной компетентности, социально-коммуникативная компетентность проявляется в определенной способности взаимодействовать с другими людьми. Понятием социально-коммуникативной компетентности обозначаются возможности человека, занимающегося педагогической деятельностью.
Библиографический список
1. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А.С. Белкин. - Челябинск, 2004. - 171 с.
2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Моск. психол.-соц. институт, 2005. - 216 с.
3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб., 1993. - 172 с.
4. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие [Текст] / М.И. Лукьянова. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
5. Маскин, В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу [Текст] / В.В. Маскин, А.А. Петренко, Т.К. Меркулова. - М.: АРКТИ,2006. - 64 с.
References
1. Belkin A.S. Competence. Professionalism. Skill. Chelyabinsk, 2004. P. 171. [in Russian].
2. Zeer E.F. Modernization of vocational education: a competence-based approach. M.: Mosk. psikhol.-soc. institut, 2005. P. 216. [in Russian].
3. Kuz'mina N.V. Professionalism of pedagogical activity. Saint-Petersburg, 1993. P. 172. [in Russian].
4. Lukyanova M. I. Psychological-pedagogical competence of the teacher: Diagnostics and development. M.: TC Sfera, 2004. P 144.[in Russian].
5. Maskin V. The algorithm of transition of an educational institution to the competence-based approach. M.: ARKTI, 2006. P. 64. [in Russian].
Сведения об авторе: Шумилова Елена Аркадьевна,
доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.
Information about the author: Shumilova Elena Arkadievna,
Doctor of Sciences (Education), The Department of Pedagogy and Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.
3
<
ni