Научная статья на тему 'Современное значение концепции вечного мира И. Канта'

Современное значение концепции вечного мира И. Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2387
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР / ВОЙНА / ДИПЛОМАТИЯ / МЕГАДИПЛОМАТИЯ / ПОЛИТИКА / PEACE / WAR / DIPLOMACY / MEGA-DIPLOMACY / POLICY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вялых Владимир Владимирович, Кузьмина Марина Владимировна

В статье рассматриваются актуальные в начале XXI в. взгляды немецкого философа на проблемы войны и мира в трактовке известных ученых Э. Соловьева, Ф. Герхарда, Г. Прутца, Ф. Гетца, О. Хёффе и др. Показана связь идей И. Канта с концепциями современной мегадипломатии (П. Ханна).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contemporary meaning of I. Kant’s perpetual peace

The article discusses topical for the beginning of the twenty-first century ideas of German philosopher on issues of war and peace in the interpretation of well-known scholars: A. Soloviev, F. Gerhard, G. Prutz, F. Goetz, O. Hoeffe and others. The authors consider the connection between the ideas of Kant with the conceptions of modern mega-diplomacy (P. Khanna).

Текст научной работы на тему «Современное значение концепции вечного мира И. Канта»

УДК 141 (091) Вялых Владимир Владимирович

кандидат политических наук, заведующий кафедрой философии Оренбургского государственного медицинского университета

Кузьмина Марина Владимировна

студентка лечебного факультета Оренбургского государственного медицинского университета

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ВЕЧНОГО МИРА И. КАНТА

Vyalykh Vladimir Vladimirovich

PhD in Political Science, Head of Philosophy Department, Orenburg State Medical Academy

Kuzmina Marina Vladimirovna

Student, Therapeutic Faculty, Orenburg State Medical Academy

THE CONTEMPORARY MEANING OF I. KANT'S PERPETUAL PEACE

Аннотация:

В статье рассматриваются актуальные в начале XXI в. взгляды немецкого философа на проблемы войны и мира в трактовке известных ученых -Э. Соловьева, Ф. Герхарда, Г. Прутца, Ф. Гетца, О. Хёффе и др. Показана связь идей И. Канта с концепциями современной мегадипломатии (П. Ханна).

Ключевые слова:

мир, война, дипломатия, мегадипломатия, политика.

Summary:

The article discusses topical for the beginning of the twenty-first century ideas of German philosopher on issues of war and peace in the interpretation of well-known scholars: A. Soloviev, F. Gerhard, G. Prutz, F. Goetz, O. Hoeffe and others. The authors consider the connection between the ideas of Kant with the conceptions of modern mega-diplomacy (P. Khanna).

Keywords:

peace, war, diplomacy, mega- diplomacy, policy.

Сложившаяся в современных международных отношениях ситуация общемировой напряженности вновь делает актуальной дискуссию о войне и мире как двух сторонах политики. Первые 14 лет истории международных отношений в XXI веке продемонстрировали, что война по-прежнему остается одним из способов решения политических проблем. Все это происходит на фоне кризиса институтов, призванных ограничивать и упреждать саму возможность военного конфликта - прежде всего организаций уровня ООН.

В истории философии неоднократно создавались теории, объясняющие стремление людей к войне и предлагающие способы ее избежать. В этой связи одной из ключевых теорий данного типа является трактат И. Канта «К вечному миру» [1], который был опубликован в 1795 г. Взгляды немецкого философа, изложенные в нем, как правило, критикуются как излишне идеалистические. С этим можно согласиться, но лишь отчасти, так как произведение Канта содержит ряд мыслей, актуальных и в современную эпоху.

Нужно отметить, что взгляды Канта на феномен войны переживали определенную эволюцию. Так, в своих сочинениях 1780-х гг. он еще склонялся к толкованию войн как одной из хитростей разума, в результате которой раздоры между отдельными индивидами и группами людей могут принести некоторую пользу человечеству в целом. По мнению Э. Соловьева, Кант не отрицает, что до известного времени войны могли работать на благо цивилизации. Они, например, способствовали сплошному заселению Земли, поскольку вытесняли людей в самые суровые ее регионы. С той поры решающим условием ратных успехов стала сложная военная техника, подготовка к войне стимулирует общее развитие производства, а это значит и экономическую инициативу и далее косвенно - культуру, науку, даже предпринимательскую свободу [2].

Но, как показало детальное исследование немецкого кантоведа Ф. Герхарда, позднее Кант утверждал, что война как способ разрешения политических конфликтов исторически изжила себя; преимущества, которые раньше с ней связывались, теперь должно и возможно обеспечить только в условиях мира. Эта позиция твердо проводится в трактате «К вечному миру» [3]. Именно заключенный в этом году Базельский мирный договор, провозгласивший сепаратный мир между Пруссией и Францией, вдохновил Канта на написание своего трактата. В этой книге Кант утверждал необходимость соблюдения международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств, развитие между ними торговых и культурных связей. Кант выдвигает проект

ФИЛОСОФИЯ

установления вечного мира. Его можно достичь в далеком будущем, создав союз самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу в масштабах планеты. По убеждению философа, образование такого космополитического союза неминуемо. Необходимые для этого условия: просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические потребности наций. Цель такого союза - укрепление посредством права взаимного согласия народов [4, с. 67].

Кант полагал, что обеспечение мира во многом зависит от политики государства, которая может быть направлена на решение временных задач или на реализацию стратегического курса. По его мнению, мораль и политика должны находиться в соотношении, в определенной степени взаимопроникать. Он противопоставляет моральному политику, который устанавливает политические принципы, состыковывающиеся с моралью, политического моралиста, лишь приспосабливающего мораль к политическим интересам. Кант уверен, что безнравственные методы никогда не приведут к вечному миру, по своей сути они разрушают все гарантии мира [5, с. 34].

Идеи Канта во многом утопичны, это признают как его сторонники, так и его критики. Дискуссия о трактате «К вечному миру» идет уже на протяжении двух столетий, и ее участники уже давно делятся на два лагеря. Представители первого, среди которых особенно выделяется Гегель, приписывают Канту мечтательный идеализм в смысле идиллизма. Эталонным выражением данной позиции можно считать реплику Германа Прутца: «В своем трактате Кант все более отдаляется от действительной почвы и воспаряет до таких предложений и требований, в осуществимость которых он сам, при всем его нравственном идеализме, вряд ли мог верить» [6].

Другой, альтернативный взгляд на Канта предложили Иоганн Готтлиб Фихте, Фридрих Шеллинг и Фридрих Генц. Вот выразительное суждение из рецензии Генца: «Вечный мир или, скорее, конституциональное установление, которое имеют обыкновение рассматривать как основу вечного мира, - это не произвольно всплывший призрак поэтической или мечтательной способности воображения. Нет, это серьезное, глубокое и величайшее требование самого разума, синоним самой широкой целостности, предполагающей единение людей» [7].

В чем же заключается актуальность теории Канта для современного этапа развития международных отношений?

Один из наиболее известных исследователей творчества Канта Отфрид Хёффе, писал: «Удивительно, но Кант, не знавший ничего подобного современному оружию массового уничтожения, думал как раз о предельном риске глобальной войны. Он говорил об истребительной войне, которая позволит установиться вечному миру разве что на великом кладбище человечества» [8]. На сегодняшний день Великобритания, Франция, США, Россия, Индия, Пакистан, Северная Корея и Китай официально обладают ядерным оружием. Израиль не признает наличия у него ядерного оружия, а Иран продвигается к завершению своей ядерной программы, что является камнем преткновения в отношениях между исламским государством и США.

Заслуживает упоминания тот факт, что одной из причин войн в мире, по мнению Канта, является образование глобальных государств [9]. Этот аргумент Канта одновременно корректен и некорректен. С одной стороны, в эпоху «холодной войны» именно два глобальных государства -СССР и США -поддерживали мир, не давая их противостоянию перерасти в активную фазу. С другой стороны, по окончании «холодной войны» США, на 20 лет оставшись единственным глобальным государством, своей внешней политикой создали предпосылки целого ряда кризисных явлений в современной мировой политике.

Идея Канта о вечном мире отчасти созвучна концепции мегадипломатии, автором которой является Параг Ханна. В книге «Как управлять миром» он выдвигает три критерия, характеризующие феномен мегадипломатии:

- всеобщность - принцип, согласно которому в решении глобальных проблем должны быть задействованы все заинтересованные стороны;

- децентрализация - широкое привлечение сил и средств для решения проблемы, а также передача полномочий большому количеству участников для достижения гибкости в управлении;

- взаимная ответственность - создание объединений, основанных на доверии участников и верности принятым ими на себя обязательствам [10, с. 39].

Эти три черты соответствуют трем статьям договора, предшествующего заключению вечного мира. Согласно первой статье, участники мирового политического процесса должны обладать примерно равными правами и на основе этого участвовать в совместном решении разного рода проблем. Во второй статье Кант пишет о том, что универсальным способом организации мирового политического пространства является «общечеловеческое государство», основанное на главенстве закона и права в международных отношениях. Появление такого государства -процесс эволюционного характера, на окончательное завершение которого потребуется время.

Говоря об этом, Кант напоминает, что попытки ускорить его могут привести к созданию глобальной тирании вместо всемирной республики [11, с. 99]. Этот момент особенно актуален в связи со стремлением США перенести на максимально возможное число стран свою модель государственного устройства. Это является одним из оснований американской внешней политики и часто приводит к негативным последствиям. Примером этого может являться военная кампания США в Ираке и Афганистане, попытки смены режима в Ливии и Сирии, проводимые под предлогом установления в этих странах демократического режима. Результатом этой политики стали - за исключением Сирии - свержение действующих глав государства, дестабилизация политики и экономики арабских государств.

Третья статья предписывает не допускать возникновения в мире колониализма или империализма. Не расчет, но доверие должно, по мнению Канта, стать основой взаимоотношений между государствами. При разрешении кризисов и поиске решения глобальных проблем участники мирового политического процесса должны прежде всего доверять друг другу. В 1995 г., когда голод в Северной Корее унес жизни около полумиллиона человек, мировое сообщество, несмотря на разное отношение к этому государству, объединило свои усилия для помощи корейцам. В 2001 г., после терактов 11 сентября, Россия, несмотря на различные разногласия, одной из первых предложила США помощь в борьбе с терроризмом на международном уровне. Таким образом, принцип мегадипломатии не выглядит утопией, однако его реализация на практике затруднена.

Почему проблема войны и мира актуальна и сегодня? Во-первых, она неотделима от политики. По определению Карла Клаузевица, война - продолжение политики другими, насильственными средствами. В свою очередь Кант был убежден, что нельзя достичь мира лишь военными победами потому, что война обеспечивает не мир, но лишь перемирие [12, с. 99].

Во-вторых, человечеству, как считал Кант, под силу если не избавиться от войн полностью, то хотя бы минимизировать их количество. Для этого необходима слаженная работа разного рода международных организаций, главная задача которых - регламентирование мировых политических процессов. Однако, как показывают реалии современной политики, роль этих организаций снижается, равно как и степень их влияния на происходящее. К примеру, США ввели войска в Ирак без согласия ООН, Ливия и Сирия также произошли без официального одобрения со стороны международных организаций.

Взгляды Канта, как и любая философская идея, противоречивы. С одной стороны, перед нами проникнутая идеализмом теория, описывающая идеал мироустройства, реализация чего была бы весьма затруднительна в любой исторической эпохе. С другой стороны, в трактате «К вечному миру» Кант рассказывает о некоторых тенденциях, характерных для современного этапа мировой политики: опасности доминирования одного глобального государства, частичного правового нигилизма международных отношений, необходимости создания структуры, регламентирующей взаимоотношения между различными государствами и т. д.

При всей кажущейся утопичности теории Канта концепция вечного мира скорее является проктопией - идеей, которая может быть реализована при определенных благоприятных обстоятельствах. На рубеже XVIII и XIX вв. - в эпоху войн и революций - идея Канта не была реализована. В этой связи современность представляется еще менее подходящей для этого средой. Однако сотрудничество международных организаций и лидеров разных стран способно изменить ситуацию к лучшему, напомнив тем самым, что дипломатия необходима не только для заключения мира, но и для недопущения войны.

Ссылки:

1. Кант И. К вечному миру // Соч. : в 8 т. М., 1994. Т. 7. С. 5-56.

2. Соловьев Э. Понятие права в теории вечного мира Канта [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Read-ing/Pages/PerformanceSolovev.aspx (дата обращения: 14.01.2015).

3. Там же.

4. Винокуров Е.Ю. На пути к вечному миру: философия Канта в современных дискуссиях о глобальном политическом устройстве. Калининград, 2002.

5. Там же.

6. Соловьев Э. Указ. соч.

7. Там же.

8. Там же.

9. Гайзман Г. Уникальный реализм Канта // Вопросы философии. 2009. № 12.

10. Ханна П. Как управлять миром. М., 2012.

11. Гайзман Г. Указ. соч.

12. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.