УДК 336.71
Алиева Л. Маариф кызы студент магистратуры факультет экономики и финансов РАНХиГС при Президенте РФ СЗИУ Россия, г. Санкт-Петербург СОВРЕМЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: В статье исследуется сущность и развитие человеческого капитала, изучается человеческий капитал в банковской сфере в РФ, эффективность внедрения человеческого капитала в современной экономике России. Анализируется текущее положение инвестиций в человеческий капитал в банковской сфере и необходимость привлечения инвестиций в человеческий капитал как фактор повышения эффективности.
Ключевые слова: человеческий капитал; банковская сфера; экономика, инновационная экономика, банки.
INVESTMENTS IN HUMAN CAPITAL AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF INNOVATION IN THE BANKING SECTOR OF
THE RUSSIAN FEDERATION
Aliyeva L.M. undergraduate department of economy and finance RANEPA under the President of the Russian Federation SZIU
St. Petersburg
Abstract: In article the essence and development of the human capital is investigated, the human capital in the bank sphere to the Russian Federation, efficiency of introduction of the human capital in modern economy of Russia is studied. The current provision of investments into the human capital in the bank sphere and need of attraction of investments into the human capital as a factor of increase in efficiency is analyzed.
Keywords: human capital; bank sphere; economy, innovative economy, bank.
Актуальность исследования обусловлена следующим. Человеческий капитал является главным фактором для формирования инноваций в экономике. Недостаток инвестиций в человеческий капитал представляет собой препятствие для экономического роста в стране [2, с. 30]. Отметим, что человеческий капитал - это тот самый нематериальный актив любого предприятия, создающий добавленную стоимость для своего акционера и, таким образом, увеличивающий государственный ВВП. Предстоящий рост экономики РФ возможен при помощи лучшего использования трудовой деятельности и капитала. Для повторения успеха, существовавшего в предкризисное время, российские организации должны повышать
производительность и эффективность, а таким образом решать глубокие структурные проблемные моменты. Без роста производительности труда на основании инвестиций в человеческий капитал экономический рост в стране больше 1-2% не представляется возможным.
Как положительный пример среди публичных компаний государственного сектора можно привести Сбербанк. Здесь увеличение капитализации на 60% во многом определяется той позицией, что именно Сбербанк находится на лидерской позиции в России по размерам затрат на обучение своего персонала [1, с. 280]. В стратегии анализируемой компании по управлению персоналом на 2014-2018 гг. обозначаются ключевые направления развития, связанные с человеческим капиталом. Это -автоматизация на каждой ступени предпринимательства, обновление и переподготовка управленческих кадров, увеличение процента молодых руководителей. На сегодняшний день большая часть российских крупных организаций имеет собственные корпоративные университеты, или использует услуги профильного игрока, предлагающего данные услуги. Сбербанк полностью поддерживает представленную тенденцию, потому что данная деятельность позитивно сказывается на увеличении стоимости организации. Нематериальные активы создают большой дополнительный эффект для бизнеса, и пример Сбербанка, реализующего на данном этапе наиболее обширную программу инвестирования в человеческий капитал в РФ, это подтверждает. Капитализация Сбербанка увеличилась по итогам 2017 года на 60%, и произошло это в связи с тем, что инвестор поверил, что инвестиции компании в человеческий капитал создают базу для уверенного развития банка на долгосрочную перспективу.
Сбербанк уделяет особую роль ориентации на рост собственной конкурентной позиции при помощи постоянного улучшения действующих процессов на основании Производственной Системы Сбербанка (ПСС), а также внедрения в деятельность компании обновленных прорывных технологий и управленческих решений. Сбербанк видит инновацию в качестве инструмента для обеспечения лояльности клиента и усиления мотивации персонала. Инвестиции в человеческий капитал связаны с постоянным обучением сотрудников, проведением профессионального конкурса и соревнования, развитием кадрового резерва и карьерным ростом. Инвестиции в человеческий капитал включают в себя инвестиции в здоровье персонала, в развитие программы занятия физкультурой, программы предотвращения заболеваний, программы социального, медицинского и пенсионного страхования [10].
При осуществлении стратегической инициативы «Развитие лидеров завтрашнего дня» в 2018 году смогли заключить соглашение банк ВТБ, ВТБ Капитал и международная бизнес-школа INSEAD для того, чтобы проводить
обучение руководителей. Обучение ведется в онлайн-виде. Сюда привлечены преподаватели международного уровня по нижеприведенным тематикам:
1. «Стратегия предпринимательства и финансовая результативность».
2. «Инновации во время перемен».
3. «Эффективные коммуникационные навыки для лидеров».
4. «Лидеры в цифровой экономике».
5. «Стратегии в ситуации цифровой трансформации».
Подробнее рассмотрим сотрудничество ВТБ с международной бизнес-
школой INSEAD. Все программы рассчитаны на 5- 7 недель, здесь соединяются дистанционные видеолекции, сессии, практическое задание для отработки получаемых знаний и навыков, тесты и обратная связь. Школа требует постоянной вовлеченности обучающегося. Конечной программной целью является создание для руководства группы ВТБ возможностей получения системных современных знаний в сфере управления мирового стандарта и применения их в непосредственной ежедневной деятельности. Обучение по программе INSEAD в 2018 году проходили 54 сотрудников руководящего состава, представляющие все глобальные бизнес-линии и большинство функций поддержки и контроля объединенного Банка и компаний группы ВТБ. Более 200 руководящих кадров были номинированы на участие в онлайн-программе бизнес-школы INSEAD в 2019 году.
Для того, чтобы поддерживать процесс осуществления индивидуальных целей развития в ВТБ, представили разносторонние обучающие программные планы, которые связаны с развитием управленческих компетенций, с применением различных дистанционных и очных обучающих форм. Сюда входят уже апробированные модели - «Академия переговоров», «Управленческий алгоритм», новые программные планы в сфере командного лидерства, кросс-функционального взаимодействия, личной эффективности, управления изменениями и деятельности с мотивацией и вовлеченностью персонала [7].
В банке ведут активный процесс обучения технологиям гибкого управления разработкой (Agile/Scrum) для команд инновационных проектов. В ВТБ разработали и утвердили целевую модель обучения и развития Agile-команд, где представлен аудит команд (оценка зрелости команды и сбор практических кейсов), стартовый тренинг для всех членов проектных команд, профильное ролевое обучение навыкам Scrum Masters и Product Owners, нетренинговый формат и меры для сопровождения команды и формирования профессионального сообщества вокруг данного направления работы в ВТБ. Для того, чтобы поддерживать профессиональное Agile-сообщество, в банке инициировали открытую площадку в виде конференции по следующей темактике: «Контрактование в Agile» вместе с одним из главных провайдеров в сфере методологии Agile - организацией ScrumTrek.
Для поддержки стратегии цифровой трансформации ВТБ начали деятельность в сфере повышения уровня профессиональных IT-знаний
персонала ВТБ и формирования технологического сообщества в виде технологического завтрака. За 2018 год в банке смогли организовать 10 технологических завтраков. Среди тематик, вызвавших самый большой интерес аудитории, было выделено «Управление цифровой трансформации, или Где в ВТБ живет технология», «Опыт использования биометрической технологии в Почта Банк Онлайн», «Дизайн цифровой продукции. Как слышать пользователей» [7].
В 2018 году банк стал действовать в качестве партнера-организатора олимпиады «Я - профессионал». Это - часть открытой платформы «Россия -государство возможностей». В проекте организовали зимние школы ВТБ и Высшей школы экономики по ряду направлений: «Финансы и кредит» и «Бизнес-информатика». Школы включали в себя проведение мастер-класса, лекций, деловых игр и бизнес-симуляций со спикером в лице топ-менеджмента банка ВТБ и ведущих преподавателей Высшей школы экономики, часть участников проходили последующую стажировку в Банке.
В работе с молодыми сотрудниками в банке выстроили целевую модель обучения стажеров ВТБ по программам «Юниор» и «РОСТ». Программа обучения и развития молодежи связана с очными и дистанционными курсам, направленными на развитие профессиональных навыков, а также личной эффективности и эффективной деловой коммуникации.
Тинькофф Банк первый начал работать над программными продуктами: в 2010 году банк полностью перешел в онлайн-операции на своей платформе, финансовая структура явилась пионером отечественного рынка банковских технологий. Лидерство в данной сфере находится в зависимости от квалификации 1Т - специалистов. При учете дефицитности программистов и разработчиков, компания в 2016 году открыла свой проект — «Тинькофф Финтех». Вместе с главными отечественными ВУЗами, ведется подготовка молодых специалистов для работы в банках.
Понятна основная цель Тинькофф Банка: Финтех гарантирует качественные кадровые ресурсы. Тинькофф сможет работать с прекрасно подготовленными инженерами, программистами, аналитиками и разработчиками. Обучая специалиста своими силами, по специально разработанной программе, банк обеспечивает себе выбор кандидата, полностью знакомого со спецификой и особенностями деятельности различных мобильных платформ и приложений. Иначе говоря, Тинькофф вкладывает деньги в свое последующее развитие [11].
Стоит отметить, что образовательный проект Тинькофф ведется на бесплатной основе, здесь могут принимать участие студенты, сдавшие специальные тесты. К преподавателям относятся главные специалисты и топ-менеджеры. Программа учебы, расписанная на 3 месяца, включает в себя следующие части:
— теоретический курс «Финтех-тренды». Здесь слушатель узнает об актуальных направлениях в банковском секторе, о работе мобильного банкинга, связи финансового рынка и социальных сетей, и др.;
— практика на тему (на выбор): «Управление рисками», «Системное администрирование», «Диалоговая система», Scala, Frontend, iOS, Android или QA Automation. Студент получает навыки программирования, создания диалоговой системы, разработки интерфейса, мобильных приложений для Android и iOS и т.д.
После пройденного курса студент выполняет дипломную работу. В 2018 году проект Тинькофф начал действовать сразу в нескольких регионах. Это -Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Рязань. Занятия ведутся по вечерам, два раза в неделю, а выполнение домашних работ занимает еще около 15 часов в неделю.
Из совокупности практических курсов «Тинькофф Школа Финтех» понятны главные направления подготовки кадров: участник проекта получает квалификацию в IT-сфере, и сможет работать в качестве системного администратора, аналитика, разработчика приложений для любой цифровой системы. При учете тренда на переход финансовых операций из офлайна в онлайн, специализации в сфере высоких технологий будут весьма востребованы на отечественном рынке.
Особенности обучения в школе программирования банка заключаются в практическом направлении. Проходя школу, студент учит новый язык программирования, создает мобильное приложение и разрабатывает реальный программный продукт.
Интерес студента и выпускника к обучению в Тинькофф можно объяснить не только перспективами для специалиста IT, но и будущими возможностями: Тинькофф может трудоустроить и принять в штат лучшего выпускника на курсе.
Повышение своей квалификации, получение дополнительного образования и пополнение рядов сотрудников Тинькофф доступно для студентов технического или экономического ВУЗа, увлекающегося цифровыми технологиями. В большей части ситуации обучение в Тинькофф на курсе программирования выбирает студент, закончивший второй и третий курсы, и желающий расширить программу университета, получить практические навыки разработки для реального сектора экономики. Входной билет - это успешная сдача онлайн-экзаменов по предметам - математика и программирования.
В Тинькофф представлена проектная технология и для школьников: Tinkoff Generation [11]. Ученики 8-11 классов смогут бесплатно получить дополнительное образование в крупном российском банке. Для школьников представлены следующие курсы: для аналитика, программиста и математика.
В качестве партнёра Тинькофф выделим ФПМИ - Физтех Школа прикладной математики и информатики. Лекции на занятиях читают специалисты банка, выпускники МФТИ и Высшей Школы Экономики. Проект действует в Москве и Нижнем Новгороде.
Аналитики считают образование в Тинькофф Финтех отличным дополнением к диплому о высшем образовании. Учеба в университете или
институте дает студентам необходимую основу теоретических знаний по различным дисциплинам. Дополняя эту основу специальным краткосрочным курсом, созданным на основании технологий для банковской среды, студенты смогут определить свои последующие шаги в построении карьеры.
Несомненная положительная сторона курса Финтех Тинькофф заключается в получении практических навыков, общении с наилучшими специалистами в своей сфере. Однако необходимо помнить и о сложнейшем обучении: от студентов требуются определенные усилия для выполнения всех обязательных программ и сдачи диплома. Только успешные выпускники могут получить приглашение в команду Тинькофф. Эта проектная технология не только для умной, но и для амбициозной, целеустремленной молодежи! [8]
На данном этапе, на фоне пробуксовок экономики России важнейшей государственной задачей является недопущение роста социальной напряженности среди граждан, оказание поддержки реализации ранее принятых социальных программ [4, с. 80]. Яркие и резонансные программы Сбербанка, уже действующие в сфере корпоративной социальной ответственности, позволяют повышать эффективность инвестиций в человеческий капитал, поддерживать устойчивое развитие локальной территории, известного на весь мир социально и культурно значимого объекта в области архитектуры, искусства, спорта и образования. Так, рост качества жизни в любом субъекте России способствует и экономическому подъему государства.
Действующие в отечественных банках образовательные программы будут наиболее эффективными в той ситуации, если здесь будут представлены элементы, включающие обучение членов правления и советов директоров правилам корпоративного менеджмента. На базе корпоративных университетов требуется создавать отдельные тематические блоки, где топ-менеджеры смогут перенимать передовой управленческий опыт. Это является актуальным предложением в связи с тем, что на данном этапе большая часть отечественных банков столкнулись с необходимостью поиска новых источников и инструментов долгосрочного развития. В ситуации сокращения возможностей «рентной» экономики на первую ступень выходит управленческая квалификация менеджмента компаний и качество корпоративного менеджмента. Эффективность топ-менеджмента и корпоративного управленческого стандарта - главный источник капитализации и конкурентоспособности банков и, таким образом, роста всей экономики государства.
Использованные источники:
1. Аганбегян а. Г. Финансы, бюджет и банки в новой россии / а.г. Аганбегян. — м.: издательский дом «дело» ранхигс, 2019. - 400 с.
2. Управление качеством человеческих ресурсов вуза: монография / ю.а. Масалова. — м. Инфра-м, 2019. — 177 с.
3. Человеческие ресурсы в системе социоэкономических уравнений: учеб. Пособие / в.о. Евсеев. — 2-е изд., перераб. И доп. — м.: вузовский учебник: инфра-м, 2019. — 379 с.
4. Экономика и управление человеческими ресурсами: учеб. Пособие / а.м. Асалиев, г.г. Вукович, т.г. Строителева. — м.: инфра-м, 2019. — 143 с.
5. Экономика управления персоналом: учебник / а.я. Кибанов, е.а. Митрофанова, и.а. Эсаулова; под ред. А.я. Кибанова. — м.: инфра-м, 2019. — 427 с.
6. Никаноров с. Сбербанк инвестирует в человеческий капитал. [электронный ресурс] url: http://www.ng.ru/society/2019-09-17/8_7678_155417092019.html (дата обращения: 06.10.2019).
7. Персонал. Втб. Годовой отчет, 2018. [электронный ресурс] url: https://ar2018.vtb.ru/40/10 (дата обращения: 06.10.2019).
8. Получить акции тинькофф может любой. [электронный ресурс] url: https://meduza.io/brand/vy-znaH-chto-rabotaya-v-tinkoff-mozhno-stat-ego-sovladeltsem-vot-glavnye-osobennosti-programmy (дата обращения: 06.10.2019).
9. Представитель ucp рассказал о влиянии человеческого капитала на инвестиционную привлекательность компаний. [электронный ресурс] url: https://www.business-key.com/object/164297/ (дата обращения: 06.10.2019).
10. Приоритеты. Сбербанк. [Электронный ресурс] URL: https://www.sberbank.com/ru/responsibility/priorities (дата обращения: 06.10.2019).
11. Школа Финтех банка Тинькофф. [Электронный ресурс] URL: https://protinkoff.ru/education/fintech/ (дата обращения: 06.10.2019)