J
L
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
Современное видение проблемы
формирования нравственных ценностей личности
С. А. Архарова
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье рассматривается проблема формирования нравственных ценностей в условиях современности. Дается теоретическое обоснование проблемы, определяется специфика формирования нравственных ценностей студентов, выясняются уровни и критерии сформированности нравственных ценностей, описывается авторская методика.
Ключевые слова: нравственность, ценности личности, общественное сознание. In given article the problem of formation of moral values in the conditions of the present is considered. The theoretical substantiation of a problem is given, specificity of formation of moral values of students is defined, levels and criteria сформированности moral values are found out, the author's technique is described.
Key words: morals, values of the person, public consciousness.
Теоретическое обоснование понятия «нравственные ценности личности» таково: нравственность представляет собой чувство осознания ответственности за свои поступки, оно основано на свободной воле и личных принципах, из которых исходит конкретный человек, совершая поступки, и свойственно только свободной личности.
Нравственность есть форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. Требования морали санкционируются лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически
преходящие и классические нормы, принципы, идеалы. Синонимом нравственности является мораль.
Учитывая специфику современного общества, в процессе формирования нравственных ценностей будущих специалистов социально-культурной деятельности мы опираемся на научные исследования П.А. Кропоткина. В своей лекции «Справедливость и нравственность» он писал: «Мы легко различаем три основных элемента, три составные части нравственности; сперва - инстинкт общительности, из которого развиваются дальнейшие привычки и нравы; затем понятия о справедливости; и на почве этих двух развивается третий элемент нравственного -чувство, которое мы называем не совсем правильно самоотвержением или же самопожертвованием, альтруизмом, великодушием, чувство, подтверждаемое разумом,
166 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 166-168
И
г
j
которое составляет, в сущности, именно то, что следовало бы называть нравственным чувством. Из этих трех элементов, совершенно естественно развивающихся во всем человеческом обществе, слагается нравственность».
Анализ научных педагогических исследований и обобщение педагогических работ позволяют сделать вывод о том, что имеющиеся научные исследования по данной проблеме носят чаще всего локальный характер. В связи с этим возрастает актуальность исследования данного аспекта, так как, исходя из взглядов на вопросы нравственного воспитания в современной педагогике и степени разработанности проблемного поля, значение нравственного объективно приобрело «ведущий» смысл. Педагогическую основу исследования составляют теории формирования нравственных ценностей А. Дистервега, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т. Шацкого, П.А. Кропоткина. Интерес также представляют положения философов и педагогов: Платона, Аристотеля, Демокрита, Антония Великого, Пахомия Великого, Б. Спинозы, И. Гербарта, Т. Гоббса, Кедворса, Кумберленда, Дж. Локка, К. Самуэля, А.Э. Шефтсбери, Г.В. Лейбница, Ш. Монтескье, М.-Ф. Вольтера, Д. Юма, Миля, А. Смита, А. Шопенгауэра. С позиций современной педагогической науки теоретической основой исследования формирования нравственных ценностей личности служат работы таких ученых, как П.А. Кропоткин, Л.Н. Толстой, и наших современников - таких как А.А. Аронов, А.И., Арнольдов, А.Г. Казакова, Ф.Т. Михайлов, А.В.Разин. Изучая специфику формирования нравственных ценностей личности, нужно сделать акцент на многогранном пространстве отношений, возникающих между его участниками и окружающей действительностью. Нравственное воспитание личности всегда была одной из ведущих и актуальных задач, а в современных условиях процесс формирования приобретает особенное значение.
^ Образование в сфере культуры
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что формированию нравственности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены на заре становления таких наук, как философия и педагогика, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина. Нравственность выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь нормами нравственного поведения, каждая личность тем самым способствует жизнедеятельности всего общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль (нравственную основу), тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. При этом нравственные ценности личности оформляются в различных заповедях, принципах. В условиях современности, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, особенно возрастает потребность в нравственном воспитании. Содержательная сторона понятий нравственного воспитания обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая различные учебные дисциплины. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития студентов, чем знания по конкретным учебным предметам. В системе нравственного воспитания принято различать несколько аспектов:
1. Согласованные воспитательные действия педагога и студентов.
2. Использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
3. Взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у студента.
4. Систему нравственного воспитания следует рассматривать и в последовательности развития различных качеств личности.
Для определения уровня и критериев сформированности нравственных ценностей проведен опрос и анкетирование студентов факультета социально-культурной
и
Г
J
L
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
деятельности. Студенты получали блок-схему нравственных ценностей, где им предлагалось отметить, какие категории актуальны для них на сегодняшний день, а какие - нет. Исследования показали, что для многих студентов такие понятия, как патриотизм, добродетель, благо, равенство, долг, являются устаревшими и не актуальными на сегодняшний день.
Авторская методика формирования нравственных ценностей личности заключается в следующем.
Проведение опроса на тему: «Каким должен быть фундамент нравственных ценностей личности», дает нам представление о мнениях студенческой аудитории относительно того, что они считают основными понятиями, какой смысл современная молодежь вкладывает в нравственность. Далее перейдем непосредственно к каркасу схемы нравственных ценностей. На данном отрезке исследования проводим опрос студентов: «Что должны родители рассказать своим детям о нравственности»?
И опираясь на результаты этого опроса, дополняем их ответы необходимыми знаниями. Необходимо приводить примеры авторитетных ученых, философов, известных личностей, поэтов, писателей и всех представителей прогрессивного человечества. Также необходимо разъяснить социальный смысл «каркаса нравственных ценностей». Донести до студентов тот факт, что
заложенное родителями «зерно нравственности» человек пронесет через всю жизнь. И всю жизнь будет опираться на эту информацию. Все поступки и все свои действия человек совершает с оглядкой на «родительский опыт». Нужно сделать акцент и на том, что все психологические проблемы человек так же выносит из своего детства. И многие люди всю жизнь борются с комплексами, привитыми неправильным воспитанием. Кому-то удается их победить, кому-то - нет. На данном этапе огромную помощь могут оказать воспоминания и мемуары известных личностей. Далее можно переходить непосредственно к «блокам» схемы: достоинство, любовь, счастье, патриотизм, добро, честь, благо, равенство, долг, совесть, справедливость, сострадание, сочувствие.
Каждое из этих понятий необходимо раскрыть в философском смысле. Далее, прибегнув к контент-анализу научных трудов ученых, философов, педагогов и известных личностей, представить выборку их мнений относительно каждого понятия.
В формировании личности, по мнению С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и одновременно направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Примечания
1. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарика, 1998. - 472 с.
2. Евангелие от Луки. Глава 3, стих 31.
3. Евангелие от Матфея. Глава 7, стих 12.
4. Зорилова, Л. С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре, музыкальном искусстве / Л.С. Зорилова. - М., 1991. - 496 с.
5. Кант, И. Соч. : в 6 т. / И. Кант. - М., 1965. - Т. 4(1). - С. 2312.
6. Материалисты Древней Греции. Собр. текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. - М., 1955.
- С. 153-154.
7. Михайлов, Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф.Т. Михайлов. - М., 1990.
- С. 27-28.
8. Юм, Д. Исследования о началах нравственности / Д. Юм. - Базель, 1793. - Т. 3. - С. 262-265.
и
Г