References
1. Beletsky A. Starinnyi teatr v Rossii [Ancient Theater in Russia]. Moscow, 1923.
2. Kargin A. S. Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura. Kurs lektsii [National art culture: Course of lectures]. Moscow, 1997. 286 p.
3. Mikhailova L. I. Sotsiodinamika narodnoi khudozhestvennoi kul'tury: determinanty, tendentsii i zakonomernosti [Sociodynamics of national art culture: determinants, tendencies and regularities]. Moscow, Publishing house "Vuzbook", 1999. 238 p.
Московский государственный институт культуры
В статье уделено внимание реализации преимуществ преобразований в управлении деятельностью современных учреждений культуры в целях выхода на качественно новый уровень социально-культурной деятельности населения. Сделан вывод о том, что управление творчеством представляет собой управление творческими процессами, протекающими на уровне креативных коллективов, индустрий, организаций, команд, менеджеров и сотрудников. Определена инновация как внедрённое новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности творческого технологического процесса или создание продукции с новыми и востребованными потребительскими свойствами, в которой проявляется уникальность культуры, её способность к внутреннему диалогу «образов» прошлых культур с явлениями настоящего.
Ключевые слова: современное учреждение культуры, управление, учреждения культуры, инновации, система ценностей, культурные индустрии.
The paper paid attention to realizing the benefits of new reforms in the management of multipurpose cultural centers and a qualitatively new level of social and cultural activities of the population. The conclusion is that creative control is the management of creative processes taking place at the level of creative collectives, industries, organizations, teams, managers and employees. Defined as an innovation for innovation, which provides qualitative growth of the efficiency of the creative process or products with new consumer properties, and demand, which manifested the unique culture, its capacity for internal dialogue "images" of past cultures with this phenomenon.
Keywords: multifunctional cultural center, administration, cultural institutions, innovation, values, cultural industries.
ЧИЖИКОВ ВАДИМ ВИКТОРОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
CHIZGIKOV VADIM VICTOROVICH - Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of management of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
С
ОВРЕМЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ: МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 379.81
В. В. Чижиков
MODERN CULTURAL INSTITUTION-MECHANISMS OF MANAGEMENT
e-mail- vad1968@mail.ru © Чижиков В. В., 2016
За последние три десятилетия учреждения культуры пережили период девальвации многих ценностных смыслов, смену общественно-экономических ориентиров, что привело к растерянности работников культуры, резкому спаду социально-культурной активности населения. Население стало более критично и избирательно относиться ко всему, что происходит в учреждениях культуры. Его больше не устраивает однообразие, материальная бедность и содержательная скудность культурных программ, поскольку люди увидели то, какие и сколько увлекательных, комфортных (в лучших проявлениях) культурных программ предлагает зарубежная индустрия досуга, какое новейшее технологическое оснащение и оборудование используется при реализации культурных проектов.
Необходимость совершенствования механизмов управления деятельностью современных учреждений культуры в целях повышения качества социально-культурной деятельности населения стала очевидной. Инновационное развитие обусловлено рядом обстоятельств. Это - глобализация и виртуализация сферы культуры, новая социально-культурная ситуация, новые требования к содержанию деятельности на фоне устаревших стереотипов управленческого и творческого персонала, низкого уровня финансовых возможностей, недостаточной профессиональной компетентности специалистов. Как точно замечает культуролог В. М. Чижиков: «... технологии управления начинаются не с денег и материальных ресурсов, не структуры создают проекты и программы, а наоборот - структуры создаются под проекты и программы. Проекты и программы порождаются и осуществляются конкретными людьми на основе общности интересов. Не будет общности интересов, и любые технологии менеджмента - на
уровне сельского клуба, районной библиотеки или областного музея - окажутся несостоятельными» [4].
Актуальность социально-культурных инноваций обусловлена агрессивным наступлением массовой культуры, которая превратилась в своеобразный «фантом» современной культурной жизни для многих людей, оказывает тотальное воздействие на сознание значительной части населения, особенно молодого. Она формирует вкусы и наклонности людей, специфический тип поведения как «человека играющего», является игрой и удовольствием, средством развлечения и релаксации.
По сути, массовая культура, провозглашая однородность, гомогенность, предполагает одинаковость людей и индивидуализм, но который не равнозначен ни индивидуальности, ни личности, ни развитию.
Не вдаваясь в анализ плюсов и минусов массовой культуры, отметим, что массовая культура является культурой оптимистичной, так как в своей основе она обращена к празднику, досугу, зрелищному восприятию, развлечению, эмоциональной разрядке и игре воображения, уводящих в мир грёз, иллюзий. В сложной и изменчивой среде массовая культура способствует социализации личности, на время отвлекает от постоянной погони за жизненными успехами.
Нужно признать, что в этом отношении она коррелируется с традициями русского праздника, восходящими к основам народной, дворянской культуры. Вся культура советского периода, по сути, была массовой, построенной на соответствующей идеологии.
Услуги социально-культурного, просветительского, оздоровительного, развлекательного, досугового характера, художественное и техническое любительское творчество по своей природе предпола-
гают массовость. В праздниках города, календарных праздниках, народных гуляниях, народных праздниках, фестивалях и театрализованных представлениях участвуют большие массы населения, это то, что называется культурно-массовой работой.
Вместе с тем массовость не является единственным приоритетом социально-культурной деятельности. Система ценностей, смыслы, формы культурной самореализации людей, социально значимые изменения в духовной жизни общества -всё это составляет главную культурную доминанту отечественной социокультурной системы.
Однако, как мы уже отметили, сегодня массовая культура, эксплуатирующая фетишизацию вещей, культ потребления, свободу нравов и т.д., приобретает всё большую популярность, а продуктом массовой культуры и массового потребления стали культурные индустрии, которые представляют собой способ индустриального производства культурных продуктов и услуг любого типа, в том числе и социокультурных, рассчитанных на разных потребителей, в первую очередь на массового потребителя с невысоким уровнем запросов. При этом продукты культурных индустрий, созданные для потребителей массовой культуры, отличаются такими качествами, как массовость, стандартизи-рованность и тиражированность.
Однако поточно-массовое производство культурных продуктов и услуг не означает согласия потребителей на их усреднённое качество. И хотя традиционное народное творчество, индивидуально-творческая, развивающая функции социально-культурной деятельности исключают индустриально-массовое производство, тем не менее сегодня учреждениям социально-культурного типа необходимо встать на путь инновационного развития своих тех-
нологий, используя в том числе технологии деятельности культурных индустрий, с тем чтобы стимулировать людей к коллективным социокультурным формам деятельности, сотрудничеству, предупредить возможные противоречия, обеспечить рост и удовлетворение их культурных потребностей.
Инновацию можно рассматривать как внедрённое новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности творческого технологического процесса или появление продукции с новыми и востребованными потребительскими свойствами. В этих процессах проявляется уникальность культуры, её способность к внутреннему диалогу «образов» прошлых культур с явлениями настоящего [3].
Традиции в культуре - это элементы социального и культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.). Изменчивость культуры наблюдается в разные исторические эпохи. В современном обществе заметными являются обновления, инновации, новые идеи, образы, модели, направленные на изменение общественной жизни, форм деятельности, типа мышления.
Устойчивые и изменчивые компоненты культуры проявляются в диалогичности. Культура не живёт одной традицией, она в изменившихся исторических условиях постоянно подпирается новыми поколениями, которые занимаются творческой переработкой культурных достижений прошлого.
Новое поколение демонстрирует решительность и напористость, уверенность в своих силах, готовность отстаивать свои идеалы; нонконформизм, опровергающий мнение большинства, иногда и конформность как принятие определённых групповых норм, привычек, ценностей; самоуверенность в знании дела и его невидимых деталей; способность видеть новое,
готовность поверить своим и чужим фантазиям; высокую толерантность к чужим мнениям, к неразрешимым ситуациям; готовность браться за решение проблем, кажущихся неразрешимыми и даже опасными. С этим нельзя не считаться.
Преемственность и новации пронизывают культурную жизнь современного общества, но завтра новации превратятся в традиции, а им на смену в историческом круговороте придут другие новации. Инновации в сфере культуры реализуются в двух направлениях: инновации в упорядоченности, структурированности, нормативности управления (инновационный менеджмент) и инновации в коллективном и индивидуальном творчестве, массовой культурной деятельности (креативный и эвристический менеджмент, или управление творчеством).
Процесс инновационного развития включает две главные составляющие -реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Необходима оценка состояния инновационного потенциала современной культуры в целом, ведущих направлений социально-культурной деятельности, включая все типы учреждений культуры и искусства.
Инновацией можно считать реализованное новшество, которое успешно прошло циклы: от идеи, научных исследований, апробации, проектирования до получения конечного продукта или услуги. Поэтому мы не берём на себя смелость изложения самих инноваций, а лишь рассматриваем идеи, которое могут стать потенциально инновационными, то есть инновациями.
Как мы уже отмечали ранее, инновации в учреждениях культуры сегодня во многом актуализируются влиянием массовой культуры, которая подпитывается не объединением людей в едином пространстве, как ошибочно, на первый взгляд, представляется, а основана общностью продукции.
Это принципиально новая форма, скорее даже тип культуры, являющийся, по существу, неким симбиозом культуры -традиционной и массовой, в которой при нынешних условиях функционирует общественное сознание.
Не существует сколько ни будь серьёзных препятствий для того, чтобы в работе учреждений культуры эта форма культуры, переработанная опытом народной культуры и творчеством, наполнялась бы самым разнообразным духовным содержанием - нравственным, эстетическим, информационным. Более того, она получит дополнительную функциональную «нагрузку» в виде просветительской, образовательной, информационной, организационной, социально-культурной, развлекательной деятельности и других общественно значимых типов деятельности.
Вместе с тем современные учреждения культуры только приобретут, если будут использовать опыт массовой культуры по применению технологий зрелищности, праздничности, арт-шоу, карнавальности, игротехники, выразительности, фести-вальности, спецэффектов и т.д., но не всё, что предъявляется под видом современного искусства, должно рассчитывать на государственную поддержку. В сфере культуры инновационный менеджмент - это система поиска, разработки новых и продуктивных идей в управлении социокультурным процессом с новыми качественными характеристиками.
Конкретнее, речь идёт о креативном, эвристическом менеджменте, управлении творчеством, базирующемся на установке на таланты, процессе стимулирования и развития творческого потенциала творческих сотрудников, их свободной самореализации. Творчество и связанные с ним инновации предопределяют необходимость управления, а самоуправление в творчестве становится одним из важ-
ных сегментов современной парадигмы управления.
Сбалансированная творческая модель в управленческих, организационных и технологических процессах, основанная на креативном потенциале управленцев и сотрудников учреждений культуры, является ключевым фактором инноваций.
Управление творчеством имеет многовекторный характер и не противоречит природе понятий «управление» и «творчество», поскольку допускает спонтанное, творческое развитие, которые в индивидуальной форме нуждаются в гармонизации управленческого влияния, встроены в организационные процедуры и скоординированы с управленческими действиями.
В инновационной модели управления творчеством, основанной на интеграции процессов творчества и управления с новыми идеями внутри креативного коллектива специалистов, его творческой среды, заложен высокий потенциал свободных и спонтанных творческих процессов.
Таким образом, управление творчеством представляет собой управление творческими процессами, протекающими на уровне креативных коллективов, инду-стрий, организаций, команд, менеджеров и сотрудников.
При этом управление творчеством имеет некоторые специальные ответвления относительно видов творчества, например управление талантами, инновационный менеджмент, эвристический менеджмент, управление изменениями, управление знаниями.
Работа с новыми технологиями в деятельности социокультурных учреждений не является «новым» явлением. Работа с людьми не терпит однообразия и шаблонов, особенно в периоды радикальных преобразований в обществе, чем изобилует наша жизнь. Но каждый раз, когда актуализируются вопросы инновацион-
ного развития сферы культуры, тут же встают задачи навёрстывания упущенных ранее возможностей.
Традиционные проблемы и диспропорции в хозяйственной, финансовой, организационно-управленческой, содержательной деятельности учреждений культуры заставляют одновременно решать и обыденные (приведение в соответствие с нормативом) вопросы сферы культуры, и инновационные.
Когда сегодня повсеместно говорят об инновациях, то забывают простую истину: стартовать в радужное инновационное будущее, находясь в рамках чистого интеллектуального пространства, невозможно.
Без традиций сформировать инновационное мышление нельзя. Традиции -это тот базис, та платформа, на которой только и возможно движение вперёд. Воспринимая традицию как ценность, можно увидеть в ней содержательную форму преемственности культуры, ассимилирующую инновационные направления развития.
Инновации назрели и касаются практически всех сторон деятельности учреждений культуры. Они могут, как правило, осуществляться за счёт собственных ресурсов: 1) повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг для населения, эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры (изменение системы их создания, деятельности, правового статуса); 2) новой системы финансирования учреждений культуры и перехода на субсидирование государственного заказа на услуги; 3) улучшения организации и управления в социально-культурной деятельности; 4) повышения качества содержания социокультурной деятельности, культурных программ и проектов, культурных услуг и продук-
тов; 5) расширения списка массовых, групповых и индивидуальных форм работы с людьми; использования принципиально новых видов дополнительных услуг и деятельности учреждений культуры, ориентированных на индивидуальную работу с посетителями; 6) повышения компетентности работников культуры, использования инновационных подходов.
Интенсивность процессов социально-культурного развития в субъектах страны существенно разнится, поэтому работники современных учреждений культуры должны видеть различия между инновациями и «симуляцией инноваций», то есть ошибочно не отождествлять инновации с добротным опытом. Инновационный подход состоит в том, что относительно краткосрочная реализация новых проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития социально-культурной сферы.
В крупных городах и областных центрах имеется дефицит современных комплексов международного уровня для проведения фестивальных и других программ в различных жанрах искусства (музы-
кальных, театральных, кино), выставочной и концертно-филармонической деятельности, использования в качестве базы для концертных и других художественных коллективов.
Традиционным является и недостаток в оснащении современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, осуществления деятельности любительских объединений.
Поэтому управление сферой культуры, развитие сети, привлекательность учреждений культуры, объёмы, виды и качество услуг, оказываемых учреждениями культуры, которые сегодня не в полной мере соответствуют запросам, предпочтениям и ожиданиям граждан, - вопрос инноваций.
Для этого нужно найти новые формы взаимодействия с негосударственными структурами и в полной мере задействовать потенциал общественных, некоммерческих и частных организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, что повысит уровень, содержание и качество услуг населению.
Примечания
1. Суминова Т. Н. Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 30-36.
2. Тихонова В. А. Модернизация в контексте цивилизационного развития: социально-философский аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (70). С. 15-20.
3. Чижиков В. В. Информация как инструмент управления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 51-57.
4. Чижиков В. М. Ресурсный потенциал технологий менеджмента социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 112-118.
5. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122-133.
References
1. Suminova T. N. Tvorcheskie/kreativnye industrii kak variant modernizatsii sfery kul'tury i iskusstva [Creative/ creative industries as option of modernization of the sphere of culture and art]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, no. 3 (47), pp. 30-36.
2. Tikhonova V. A. Modernization in the context of civilization development: social and philosophical aspect. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 2 (70), pp. 15-20. (In Russian)
3. Chizhikov V. V. Informatsiia kak instrument upravleniia [Information as instrument of management]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, no. 2 (52), pp. 51-57.
4. Chizhikov V. M. Resursnyi potentsial tekhnologii menedzhmenta sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Resource potential of technologies of management of social and cultural activities]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 2 (52), pp. 112-118.
5. Yaroshenko N. N. Entertainment industry in modern cultural space of Russia. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 3 (71), pp. 122-133. (In Russian)
Московский государственный институт культуры
В статье предпринята попытка определения специфических свойств зрелищности культурно-досуговых программ. Автор, характеризуя природу зрелищ, выделяет зрелищность как их сущностное родовое свойство, присущее в том числе и досуговым формам жизнедеятельности человека. С точки зрения технологии создания культурно-досуговых программ, специфика элемента зрелищности, по мнению автора, проявляется прежде всего в различиях видов досугового действия (игровое действие, конкурсно-состязательное, театрализованное, художественно-публицистическое, фольклорное, танцевально-развлекательное), которые требуют индивидуального подхода к их организации. Фактором эффективности реализации элемента зрелищности в культурно-досуговых программах будет являться зрелищное мышление специалиста досуга, его способность создавать условия для зрелищного общения зрительской аудитории, сущность которого заключается в удовлетворении одной из генетических потребностей личности в эмоциональном общественном контакте.
Ключевые слова: зрелище, зрелищность, культурно-досуговая программа, досуговое действие, зрелищное общение, зрелищное мышление.
G. S. Tikhonovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
The article attempts to determine the specific properties of the entertainment cultural and entertainment programs. The author, describing the nature of circuses, entertainment highlights how essential their ancestral property inherent in including and recreational forms of human life. In terms of the technology
ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
TIHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture
CТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТА ЗРЕЛИЩНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММАХ
УДК 791.6
Г. С. Тихоновская
TECHNOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ENTERTAINMENT ELEMENT IN THE CULTURAL AND ENTERTAINMENT PROGRAMS
e-mail: galina_tikhonovskaya@mail.ru ©Тихоновская Г. С., 2016