Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / РЕБЕНОК / ЗАЩИТА / МЕХАНИЗМ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INFORMATION / CHILD / PROTECTION / MECHANISM / BALANCE OF INTERESTS / INTERNATIONAL COOPERATION / RIGHT TO INFORMATION / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситкова О. Ю., Шварц Л. В.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа имеющихся в мире подходов (средств, методов) к решению проблемы распространения незаконного интернет-контента и защиты несовершеннолетних от интернет-угроз. Цель исследования - обобщить и проанализировать результаты иностранных научных исследований, опубликованных в период с 2014 по 2020 г., по вопросам защиты детей от вредной информации, что позволит сформировать понимание возможных подходов к его ограничению в целях защиты от поступающей вредной информации. Поставленная цель реализовывалась с помощью базовых методов: общенаучного диалектического метода познания, индуктивной и дедуктивной логики. Кроме того, в работе использовались социологический и статистический методы исследования. Анализируя научные исследования, проводимые в странах Евросоюза, ЕВРАЗЭС, БРИКС, США и ряде стран Африки, авторы пришли к выводу о том, что в настоящее время необходима комплексная работа по обучению несовершеннолетних пользователей компьютерной грамотности, особенно это необходимо в условиях большой вовлеченности детей в общение в социальных сетях. Важной задачей государства должно стать обеспечение комплексной и совместной помощи детям, родителям и учителям в получении качественного интернет-образования. Еще одним направлением правовой политики государства должна стать разработка эффективных государственных программ в сфере образования, семейной и молодежной политики, центральным звеном которых явилось бы обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ситкова О. Ю., Шварц Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF FOREIGN SCIENTIFIC RESEARCH ABOUT CHILD SAFETY IN THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

The relevance of the study is due to the need to analyze the world's available approaches (tools, methods) to solve the problem of the spread of illegal Internet content and protect minors from Internet threats. The purpose of the study is to summarize and analyze the results of foreign scientific research published in the period from 2014 to 2020 on the protection of children from harmful information, which will form an understanding of possible approaches to its restriction in order to protect against incoming harmful information. The goals were realized using basic methods: the general scientific dialectic method of cognition, inductive and deductive logic. In addition, the work used sociological and statistical research methods. Analyzing the scientific research carried out in the countries of the European Union, the Eurasian Economic Community, the BRICS, the United States and a number of African countries, the authors came to the conclusion that at present a comprehensive work is needed to educate minor users of computer literacy, especially when there is a lot of children involved in communication in social networks. An important task of the state should be to provide comprehensive and joint assistance to children, parents and teachers in obtaining high-quality online education. Another direction of the state's legal policy should be the development of effective state programs in the field of education, family and youth policies, the central link of which would be to ensure the information security of minors.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ»

О.Ю. Ситкова,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии

Л. В. Шварц,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и трудового права Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

O.Yu. Sitkova,

Candidate of law, Associate professor, Professor of the Department of international law of the Saratov State Law Academy, [email protected]

L.V. Shvarts,

Candidate of law, Associate professor, associate Professor of the Department of civil and labor law of the North-West Institute ofManagement of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

¡¡5 ЗАРУБЕЖНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

| О БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

^ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ

§ СРЕДЕ*

со

^ Аннотация: актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа

^ имеющихся в мире подходов (средств, методов) к решению проблемы распространения ^ незаконного интернет-контента и защиты несовершеннолетних от интернет-угроз. _ Цель исследования - обобщить и проанализировать результаты иностранных науч-X ных исследований, опубликованных в период с 2014 по 2020 г., по вопросам защиты ¡5 детей от вредной информации, что позволит сформировать понимание возможных § подходов к его ограничению в целях защиты от поступающей вредной информации. О Поставленная цель реализовывалась с помощью базовых методов: общенаучного С диалектического метода познания, индуктивной и дедуктивной логики. Кроме того, ^ в работе использовались социологический и статистический методы исследования. § Анализируя научные исследования, проводимые в странах Евросоюза, ЕВРАЗЭС, О БРИКС, США и ряде стран Африки, авторы пришли к выводу о том, что в настоящее ^ время необходима комплексная работа по обучению несовершеннолетних пользователей компьютерной грамотности, особенно это необходимо в условиях большой вовлеченности детей в общение в социальных сетях. Важной задачей государства должно стать обеспечение комплексной и совместной помощи детям, родителям и учителям в получении качественного интернет-образования. Еще одним направлением правовой политики государства должна стать разработка эффективных государственных программ в сфере образования, семейной и молодежной политики, О центральным звеном которых явилось бы обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

М Ключевые слова: информация, ребенок, защита, механизм, баланс интересов,

международное сотрудничество, право на информацию, правовое регулирование.

g

76

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-00570\20.

The current state of foreign scientific research about child safety in the information and communication environment

Abstract: the relevance of the study is due to the need to analyze the world's available approaches (tools, methods) to solve the problem of the spread of illegal Internet content and protect minors from Internet threats. The purpose of the study is to summarize and analyze the results offoreign scientific research published in the period from 2014 to 2020 on the protection ofchildren from harmful information, which willform an understanding of possible approaches to its restriction in order to protect against incoming harmful information. The goals were realized using basic methods: the general scientific dialectic method of cognition, inductive and deductive logic. In addition, the work used sociological and statistical research methods. Analyzing the scientific research carried out in the countries of the European © Union, the Eurasian Economic Community, the BRICS, the United States and a number o* of African countries, the authors came to the conclusion that at present a comprehensive о work is needed to educate minor users of computer literacy, especially when there is a lot 2 o* of children involved in communication in social networks. An important task of the state § should be to provide comprehensive and joint assistance to children, parents and teachers in j § obtaining high-quality online education. Another direction of the state's legal policy should ь | be the development of effective state programs in the field of education, family and youth л policies, the central link of which would be to ensure the information security of minors. о

ч

Keywords: information, child, protection, mechanism, balance of interests, international | §

cooperation, right to information, legal regulation. "§■ s

■б ®

§ 5

В современном технологичном мире существенное зна- |

чение приобретает Интернет, привлекая большее внимание, чем те- £ |

левидение, радио, печатные издания и другие медиа. Дети и под- 1 ^

ростки являются активными пользователями новых технологий во ^ ^

многих странах мира. Изучение зарубежных исследований по те- | |

матике безопасности детей в интернет-пространстве позволяет еде- | s

лать вывод о том, что эта проблема характерна не только для России. 11

Данная проблема поднимается в большинстве стран, причем незави- §

симо от уровня экономического развития, политической системы, re- g |

ографического расположения, культурных и религиозных традиций. m S(

То есть проблема информационной безопасности детей существует 77 в планетарном масштабе.

В Канкунской декларации Организации экономического сотруд- jjj Р

ничества и развития (ОЭСР) о цифровой экономике 2016 г. указыва- ^ ^

ется на необходимость дальнейшей разработки на основе консенсуса | ^

широкого круга заинтересованных сторон глобальных технических § стандартов, способных обеспечить функциональную совместимость и безопасность, стабильность, глобальный, открытый и доступный Интернет. Государства - участники декларации согласовали свое

£

в;

о

см

стремление сохранить фундаментальную открытость сети Интернет при одновременном обеспечении таких политических целей, как защита конфиденциальности, безопасности, интеллектуальной собственности и детей в Интернете, а также укрепление доверия к Интернету [1, с. 36].

Построение эффективной стратегии обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних - задача специалистов из разных областей знаний. Исследование научных разработок, представленных учеными из стран Европы, показало, что над этим вопросом думают ученые - социологи, психологи, программисты. Причем большая часть исследований в сфере обеспечения информационной безопасности приходится именно на психологический аспект данной проблемы. Тем не менее следует отметить преимущественно междисциплинарный и комплексный подход к проблеме информационной

рЗ безопасности несовершеннолетних.

Анализ опубликованных исследований в сфере информационной безопасности позволил условно объединить работы в несколько

^ групп в зависимости от объекта исследования и проблемы, которую О ставили перед собой ученые. Большая часть работ, проводимых уче-^ ными из стран Европы (Британия, страны ЕС), касаются проблем С сексуального насилия, кибербуллинга посредством сети Интернет. $ В них определяются виды интернет-угроз и предлагаются пути их пре-^ одоления (Израиль), а также поднимаются проблемы взаимодействия (посредничества) семьи, родителей, общественных сил в процессе обеспечения кибербезопасности несовершеннолетних. В разных О аспектах рассматриваемый вопрос обсуждается учеными из США, ^ Австралии, Испании, Бельгии, Турции, Кении и ряда других стран. Ч Проблема безопасности детей в медиапространстве затронула и зако-О нодательства стран ближнего зарубежья (Казахстан, Белоруссия и др.). ^ Важным моментом при проведении исследования является опре-^ деление того, что мы называем информационной безопасностью.

В разных странах, в разных науках исследователи используют разную 78 терминологию (кибербезопасность, вредная информация, информаци-онная безопасность, опасный контент и пр.), наполняемую различным содержанием. Представляется, что терминология имеет определяющее значение в данном случае, т.к. законодателю важно понимать, что необходимо рассматривать в качестве опасного контента и от чего ^ следует защищать несовершеннолетних. Исследования, проводимые учеными психологами и социологами [2, с. 94], позволяют выяснить, как люди понимают информационную безопасность детей, каково их общее представление о проблеме. В качестве ключевых вопросов

для исследования выделяются следующие: что понимается под опасным контентом, каковы критерии опасности, каковы ее последствия? От понимания этих аспектов зависит метод, способ обеспечения информационной безопасности (запрет, ограничение, фильтрация и др.). Важно, кроме того, понимать, на какую информацию данные меры должны быть направлены. Проблема информационной безопасности стоит в одном ряду с другими наиважнейшими социальными проблемами и активно обсуждается в различных социальных сетях. Только в сети «Яндекс» найдено более 10 млн ответов, связанных с обеспечением информационной безопасности несовершеннолетних. Анализ запросов показал, что однозначного отношения к пониманию того, что представляет собой опасность для ребенка, не сложилось. ° Все запросы, предположительно содержащие опасность для детей, 8 поступают в одинаковом количестве, и только детская порнография § £ однозначно оценена в качестве опасности. § ^

Израильские ученые [3, с. 2019] выделяют ставшие уже классиче- з | скими угрозы, которые возникли одновременно с появлением самого Й о Интернета. Среди них названы: вредоносные программы, спам, меж- 1« о сайтовые скриптовые атаки, фишинг. Классические угрозы позволяют ® д пользоваться личной информацией пользователя, опубликованной ■§. | в социальной сети. При этом имеется возможность атаковать не только "§ ® самого пользователя, но и всех его друзей в социальной сети. | Ц

Так называемые современные угрозы, как правило, уникальны | для социальных сетей. Обычно они нацелены на похищение личной ? £

о ¡<

информации пользователя, а также личной информации его друзей, г ^

Например, злоумышленник, который пытается получить доступ к про- ^ ^

филю на РасеЬоок, чтобы узнать номер школы, который виден только | |

друзьям пользователя, создает поддельный профиль с определенной | $

информацией и с данного профиля инициирует запрос в друзья к ин- 11

тересующему пользователю. Если пользователь принимает запрос §

на добавление в друзья, его данные будут раскрыты злоумышленнику. ]| |

Проведенные исследования позволили выявить цели, преследуе- "

мые злоумышленниками: получение доступа к данным пользователя 79 (пароли, номера кредитных карт; получение доступа к личным (кон-

фиденциальным) данным (возраст, политические взгляды, местона- ^ ^

хождение); использование профиля в качестве платформы для распро- £ ^

странения вредной информации для друзей в Интернете. Отмечается, | ^

что некоторые из этих угроз пассивны, т.к. их использование пред- с § полагается возможным в будущем каким-либо образом, например похищение фотографий пользователя, которые в будущем могут быть использованы системой распознавания лиц. Другие угрозы называют

в том, что очень трудно идентифицировать данный тип запугивания, при том что он вызывает большие проблемы у своих жертв и иногда

активными. Их цель заключается в использовании данных пользователя непосредственно в данный момент времени. Настораживает тот факт, что многие из выделенных угроз не ограничиваются кибер-пространством, а наносят ущерб пользователям социальных сетей в реальной жизни. Было высказано предположение, что наибольшей опасности подвергаются пользователи сетей Facebook и Twitter.

Отдельно выделяются детские интернет-угрозы: атаки интернет-педофилов (интернет-хищников); рискованное поведение, включающее в себя общение с незнакомыми людьми в сети; кибербуллинг.

Проблема киберхулиганства названа одной из острых проблем современности [4, с. 1]. Данный вид воздействия определяется как новая форма хулиганства, появившаяся недавно в связи с развитием социальных сетей, и означает отправку сообщений, содержащих кле-ветнические заявления, доступные остальной части онлайн-сообще-ства [5, с. 87]. Опасность этого вида воздействия на ребенка состоит

I

О*

g приводит их к суициду. Киберхулиганство является не менее опасным,

О чем классическое (реальное) хулиганство, еще и потому, что злоумыш-CQ

^ ленники, как правило, уверены в том, что преступления, совершенные С в киберпространстве, не будут обнаружены.

X В докладе DQ Institute (2018 г.) опубликованы данные, согласно ^ которым были рассмотрены вопросы безопасности в Интернете среди jS 38 тыс. детей в возрасте от 8 до 12 лет из 29 стран. Основной вывод, к которому пришли исследователи, заключается в том, что 56 % детей О подвергались по крайней мере одному киберриску (включая такие ^ риски, как киберзапугивание, игровые расстройства, «встречи» с не-Ч знакомыми людьми в режиме онлайн и подверженность сексуально-О му контенту) [6]. В отчете, представленном EU Kids Online в 2020 г.

(многонациональная исследовательская сеть, работа которой направ-^ лена на расширение знаний о возможностях, рисках и безопасности европейских детей в Интернете), опубликованы данные опроса детей 80 в возрасте 9-16 лет из 19 европейских стран. Представленные данные были собраны в период с осени 2017 г. до лета 2019 г. Были опрошены 25 101 ребенок из сети EU Kids Online. Данные опроса показали, что О в большинстве исследуемых стран менее 10 % детей сообщили, что Г1 стали жертвами издевательств в Интернете, которое происходило еже-^ месячно, в то время как меньше 5 % сообщили, что сами издевались над другими ежемесячно в Интернете [7].

В процессе изучения проблемы киберхулиганства в науке информационного права была выработана определенная терминология,

определены виды киберхулиганства, предложен ряд профилактических мер по борьбе с интернет-угрозами, а также методы обнаружения киберхулиганства. Чтобы обнаружить и предотвратить киберзапу-гивание, все участники должны знать, что такое киберзапугивание на самом деле, что вызывает киберзапугивание и что можно сделать, чтобы его предотвратить.

Среди разновидностей киберхулиганства выделяется кибернаси-лие и киберзапугивание. Под кибернасилием (кибербуллинг) понимаются запугивание, угрозы, распространение клеветы и слухов, организация травли, различные фальсификации с целью унизить ребенка. В свою очередь, киберзапугивание - это вид насилия, совершаемый против кого-либо через Интернет или другие связанные с ним техно- ° логии [8]. В качестве профилактической меры киберхулиганства ис- 8 пользуются технические возможности отыскания в социальных сетях § £ слов, которые свидетельствуют о кибернасилии и киберзапугивании. § ^ Подобные методики позволяют отслеживать по ключевым словам 3 | в смс и других сообщениях письма от потенциальных киберхулиганов. Й о Успешная профилактика зависит от раннего обнаружения потенциаль- 1« о но опасных сообщений. Для этого используются интеллектуальные ® д системы для автоматического выявления потенциальных рисков [9]. ■§. |

О л

Подобные программы разработаны для распознавания языка бангла "§ ™

[10], арабского [11], индийского [12] и ряда европейских языков. 11

Поскольку киберзапугивание часто связано с традиционным |

(школьным) издевательством, ученые [ 13, с. 245-262] призывают к ин- £ |

тегративному подходу в борьбе с издевательствами. Утверждается, что 1 ^

для эффективного решения проблемы киберзапугивания необходимо ^ ^

учитывать его специфические характеристики, а именно, поскольку | |

киберзапугивание в основном инициируется дома, непосредственно | $

наблюдается только в Интернете и часто совершается преступником, 11 который пользуется относительной анонимностью, обеспечиваемой §

ИКТ, школьный персонал, вероятно, менее осведомлен об этом типе ]| |

запугивания и менее способен реагировать немедленно. Таким обра- ®

зом, другие типы субъектов, например родители, интернет-провайдеры 81 и киберполиция, должны также привлекаться к борьбе против кибер-

буллинга. Решение проблемы кибербуллинга, кроме того, требует ^ ^

внесения корректив в содержание государственных программ борьбы ^ ^

с киберхулиганством. | ^

В качестве еще одной методики профилактики детской информа- й | ционной безопасности предлагается осуществление контроля со стороны родителей за поведением детей в Интернете. Американские ученые выявили причины, по которым родители часто недооценивают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

степень участия детей в рисковых онлаин-мероприятиях, таких как киберзапугивание, рискованное общение с незнакомыми людьми в сети и подверженность сексуальному контенту. Среди основных причин таких заблуждений названы: разрешительный стиль воспитания, трудности в общении родителей с детьми о рисках в Интернете, наличие свободного доступа ребенка к Интернету [14, с. 215]. Эти данные подтверждаются другим исследованием, проводимым также американскими исследователями, в результате которого было установлено, что родители с авторитарным методом воспитания наиболее часто используют в своей практике программные приложения для осуществления родительского контроля в сети Интернет. Было также установлено, что родители, чьи дети уже подвергались кибернасилию, наиболее часто используют такие приложения, т.е. повышенный родительский контроль в глобальной сети вызван тем, что дети уже рЗ подверглись кибернасилию, но не используется в качестве предупреж-

в;

дения такового [15, с. 1], т.е. чем больше риски, тем больше контроля. Следует отметить, что в развитых странах вопрос об осуществлении

^ контроля родителей за поведением детей в Интернете неизбежно связы-О вается с вопросом о соблюдении права ребенка на доступ к информации ^ и права на частную жизнь. В целях обеспечения контроля родители С используют программное обеспечение мобильного мониторинга для 5 наблюдения и ограничения деятельности своих детей, чтобы миними-^ зировать риски, связанные с мобильными устройствами с поддержкой Интернета. Поскольку дети являются участниками таких технологий, то их привлекают в процесс разработки подобных технологий. Для О изучения представлений детей о родительских мобильных технологи-^ ях мониторинга и выявления их предпочтений проведен опрос детей Ч в возрасте 7-12 лет. Результаты показали, что дети признают необхо-О димость обеспечения безопасности и принимают определенные меры ^ родительского контроля. При этом опрошенные дети высказывались ^ положительно и об установлении границ родительского контроля над

деятельностью детей в интернет-пространстве [16, с. 1]. 82 Проблема бесконтрольности детской активности в Интернете от-мечается в Сербии [17, с. 514], Хорватии [18, с. 961], Польше [19, с. 13]. Дети убеждены в том, что они знают о компьютерах намного больше, О чем их родители, и, к сожалению, ведут себя в Интернете неконтро-^ лируемо и чаще всего неправильно. Как следствие, наблюдается рост ^ кибернетического насилия в отношении детей. Становится очевидным, что родители должны интересоваться тем, что их дети делают в Интернете, какие сайты они посещают, с кем они переписываются, от кого получают электронные письма. В странах Евросоюза, Америке,

Канаде родителям предлагается использовать в качестве программ интернет-фильтры, которые блокируют вредный контент (блокируется либо определенная информация, либо определенные веб-сайты). Родителям рекомендуется использовать такие программы, т.к. они очень эффективны при блокировании порнографических материалов. Национальные интернет-провайдеры, например Serbian Cable and Internet Operator (Сербия) [17, с. 516], присоединяются к борьбе за наилучшую защиту детей в Интернете и продвигают интернет-игру, разработанную в рамках программы Совета Европы «Строим Европу для детей и вместе с детьми», «Through the Wild Web Woods», предназначенную для самых маленьких детей в Сербии.

Использование подобных программ возможно в развитых странах, ° при этом в развивающихся странах картина иная. Так, исследование 8 информационной безопасности кенийских детей показало, что ро- § £ дители нередко менее технически подкованы, чем дети, и поэтому § ^ воздерживаются от соблюдения правил, которые необходимы для з | защиты их детей в Интернете. Кенийские дети подвергаются боль- Й о шему риску в силу отсутствия механизма защиты, предусмотренного & g действующим законодательством Кении. Закон о детях, действующий ® д в Кении, защищает ребенка от физического и психологического на- ■§. | силия, но не содержит достаточных положений для защиты ребенка "§ ® от таких киберпреступлений, как кибермошенничество, порнография, | Ц лотерейные аферы и т.д. [20, с. 1]. В отсутствие такого механизма не- | обходимость вышеназванных приложений повышается. £ |

Как уже говорилось ранее, в целях обеспечения информационной 1 ^ безопасности несовершеннолетних предлагается комплексный подход. ^ ^ Помимо родительского контроля в этом процессе должны принимать | | участие образовательные учреждения. Предполагается, что школьные | s учителя со своей стороны обеспечивают обучение детей информаци- 11 онной грамотности и, как следствие, информационной безопасности. g Поскольку безопасность детей в Интернете не является обычным g | школьным предметом, например, в сербских школах, многие учителя ® S( информатики самостоятельно информируют детей об этом предмете 83 в своих классах [17, с. 514].

Исследование по обеспечению безопасного использования Интернета в Хорватии (исследование проводилось на протяжении g ^ восьми лет в 2008, в 2011 и в 2015 гг. в начальной школе Кастанджер | ^ в г. Пула, Хорватия) показало низкую информационную грамотность с § обучающихся в плане обеспечения своей безопасности. При этом отмечается, что родители должны прилагать гораздо больше усилий для обнаружения опасности использования информационно-ком-

муникационных технологий в целях защиты своих детей. В свою очередь, и школа должна предоставлять больше учебного времени на обучение детей противодействию кибернетическому хулиганству и его профилактике [18, с. 966].

Исследование, проведенное в 2019 г. в университете г. Кракова (Польша), свидетельствует о том, что эффективность проводимых профилактических мероприятий неоднозначна. Опрошенные педагоги заявили о необходимости развития собственной цифровой грамотности и показали готовность к участию в тренингах, которые ориентированы на актуальные аспекты предупреждения киберзапугивания и решения сложных случаев (например, связанных с защитой имиджа и атаками на учителей через Интернет). Респонденты признали необходимость объединения усилий полиции, местных органов власти, а также обще-ственных сил для решения проблем, связанных с киберзапугиванием [ 19, с. 13]. Подчеркивается, что образование и профессиональная под-^ готовка являются основополагающими для борьбы с небезопасным использованием Интернета. Школы называются лучшим местом для ^ обучения детей цифровым навыкам, необходимым для максимизации О возможностей и минимизации рисков [21, с. 833]. ^ Что касается государственной политики по вопросам профилактики С киберхулиганства, то в целях борьбы с киберзапугиванием предпринят 5 ряд национальных и международных инициатив в целях повышения ^ безопасности детей в Интернете. Примерами таких программ могут служить финская программа профилактики киберзапугивания, анало-гичные компании во Франции, Бельгии. В Европе действует программа О «Безопасный Интернет», направленная на урегулирование следующих ^ направлений: обеспечение общественной осведомленности; борьба Ч с незаконным контентом и вредоносным поведением в Интернете; О содействие созданию более безопасной онлайн-среды; формирование ^ базы знаний (Решение № 1351/2008/ЕС Европейского парламента ^ и Совета Европейского Союза «О создании многолетней программы Сообщества о защите детей при использовании Интернета и других 84 коммуникационных технологий». Одним из методов борьбы с нежела-тельным контентом указанные программы называют меры по блокиро-ванию сайтов, имеющих такой контент. Од нако практика регулирования О вопросов о безопасности Интернета в США показывает, что никакие Г1 фильтры и внесение сайтов в «черные списки» не могут обеспечить ^ полную изоляцию от вредной информации [22, с. 145]. Отмечается также, что, например, государственная программа «Цифровой Казахстан» ориентирует общество на достижение такого состояния, когда дети будут мечтать стать предпринимателями и продвигать цифровизацию,

но не затрагивает риски, присущие данному процессу [23, с. 154]. Таким образом, несмотря на предпринятые усилия, в сети остается большое количество нежелательного и вредного контента, что подтверждается и данными социологических исследований.

Подводя итоги исследованию, можно отметить, что противодействие распространению незаконного интернет-контента и защита несовершеннолетних от интернет-угроз являются актуальными проблемами международного сообщества. При этом децентрализованный характер Интернета означает, что не существует единственно возможного решения такой проблемы на национальном уровне. Данная проблема осложняется тем, что хотя Интернет представляет собой глобальную информационную среду, применяемые юридические ° механизмы обычно ограничены национальными рамками. Принятые 8 законы России служат ярким примером тому. Существенное различие § £ в национальных моделях защиты прав несовершеннолетних в сети § ^ Интернет осложняет международную кооперацию в вопросах защиты з | детей от интернет-угроз. В связи с этим обнаруживается необходи- Й о мость выработки общих международных стандартов защиты детей 1« о от вредоносной информации. ® д

Анализ опубликованных работ позволяет сделать вывод о том, ■§. | что независимо от политического, экономического, культурного раз- "§ ® вития государств, их правовой системы круг очерченных проблем | Ц у них одинаковый. Однако попытки решения этих проблем в разных | государствах предпринимаются разные. Государства однозначно £ | сходятся в одном: в настоящее время требуется комплексная работа 1 ^ по обучению несовершеннолетних пользователей компьютерной ^ ^ грамотности, что особенно важно в условиях большой вовлеченно- | | сти детей в общение в социальных сетях. Первоочередной задачей | $ государства должно стать обеспечение комплексной и совместной 11 помощи детям, родителям и учителям в получении качественного § интернет-образования. Решение в том числе и этой задачи видится ]| | в разработке эффективных государственных программ в сфере об- • разования, семейной и молодежной политики, центральным звеном 85 которых явилось бы обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних. Необходим жесткий контроль родителей за ^ ^ деятельностью детей в Интернете, а также контроль за самими ро- ^ ^ дителями. В качестве одной из мер правовой политики государства | ^ предлагается введение жестких штрафных санкций за несоблюдение й | законов о защите от вредной информации как для «распространителей» этой информации, так и для родителей [22, с. 145]. В данном вопросе, на наш взгляд, следует отыскать баланс интересов всех

участников отношении: и детей, и родителей, и государства, и с учетом права ребенка на доступ к информации вырабатывать законные и доступные механизмы осуществления контроля за деятельностью детей в информационно-коммуникационных сетях. Эффективность этих мер может быть достигнута в условиях качественной законодательной базы и адекватного правоприменения.

Список литературы:

1. Ефремов, А. Единые цифровые пространства: в поиске баланса между интеграцией и суверенностью / А. Ефремов // Информационное право. -2016. -№3.- С. 36.

2. Ghosh, A. A Matter of Control or Safety?: Examining Parental Use of Technical Monitoring Apps on Teens' Mobile Devices / A. Ghosh, K. Badillo-Urquiola, M.B. Rosson., H. Xu, J.M. Carroll, P.J. Wisniewski // CHI '18:

4) Proceedings of the 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. J - 2018. - № 194. - P. 1-14. - URL: https://doi.org/10.1145/3173574.3173768 S (дата обращения: 13.02.2020).

* 3. Examining Parental Use of Technical Monitoring Apps on Teens' Mobile ^ Devices CHI '18: Proceedings of the 2018 CHI Conference on Human Factors in DO Computing Systems/ April 2018 Paper No. 194 Pages 1-14. - URL: https://doi. § org/10.1145/3173574.3173768 (дата обращения: 13.02.2020). 5 4. Yazgili, E. Cyberbullying and Detection Methods / E. Yazgili, M. Baykara С //1 st International Informatics and Software Engineering Conference (UBMYK). X - Ankara, Turkey, 2019. - P. 1-5.

« 5. Altay, E. V. Detection of Cyberbullying in Social Networks Using Machine § Learning Methods / E. V. Altay, B. Alatas // International Congress on Big Data, Ь Deep Learning and Fighting Cyber Terrorism (IBIGDELFT). - Ankara, Turkey, g 2018.-P. 87-91.

t 6. URL: https://www.dqinstitute.org/ (дата обращения: 19.04.2020). 0- 7. URL: http://www.lse.ac.uk/media-and-communications/assets/documents/ S research/eu-kids-online/reports/EU-Kids-Online-2020-10Feb2020.pdf (дата об-§ ращения: 12.05.2020).

3 8. URL: https://ru.basicdefinitions.org/3717-cyberbullying (дата обращения: g 25.04.2020).

9. Van Нее, С. Automatic Detection of Cyberbullying in Social Media

86

/ C. Van Нее, G. Jacobs, C. Emmery, B. Desmet, E. Lefever, B. Verhoeven, G.D. Pauw, W. Daelemans, V. Hoste. - URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения 25.04.2020).

10. Hussain, M. G. An Approach to Detect Abusive Bangla / M. G. Hussain, О Т. A. Mahmud, W. Akthar // International Conference on Innovation in Engineering

and Technology (ICIET). - Dhaka, Bangladesh, 2018. - P. 1-5. M 11. Byrne, S. Peers, Predators and Porn: Predicting Parental Underestimation of Children's Risky Online Experiences / S. Byrne, S.J. Katz, T. Lee, D. Linz, M. Mcllrath // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2014. - Vol. 19. - Issue. 2. - P. 215-231. - URL: https://doi.org/10.llll/jcc4.12040 (дата обращения 13.02.2020).

12. Shalini, К. Sentiment Analysis of Indian Languages using Convolutional Neural Networks / K. Shalini, A. Ravikumar, R.C. Vineetha, D. Aravinda Reddy, K.M.Anand, K.P. Soman // International Conference on Computer Communication and Informatics (ICCCI -2018). - 2018.

13. Vandebosch, H. Addressing Cyberbullying Using a Multi-Stakeholder Approach: The Flemish Case / In: van der Hof S., van den Berg В., Schermer B. (eds). Minding Minors Wandering the Web: Regulating Online Child Safety. Information Technology and Law Series. - The Hague: T.M.C. Asser Press. -2014.-Vol. 24.

14. Bovina, B. Shared Meanings about Information Security of Children: An Exploratory Study / В. Bovina, N. V. Dvoryanchikov, S. V. Budykin // Procedia

- Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 146. - P. 94-98.

15. Fire, M. Online Social Networks: Threats and Solutions / M. Fire,

R. Goldschmidt, Y. Elovici // IEEE Communications Surveys & Tutorials. - 2014. °

- Vol. 16. - № 4. - P. 2019-2036. 8

16. McNally, B. Co-designing Mobile Online Safety Applications with g g> Children / B. McNally, P. Kumar, C. Hordatt, M.L. Mauriello, S. Naik, L. Norooz, S ■§ A. Shorter, E. Golub, A. Druin//CHri8: Proceedings ofthe 2018 CHI Conference § | on Human Factors in Computing Systems. - 2018. - № 523. - P. 1-9. ^ Ï

17. Toth, L. Child Protection from Unwanted Internet Contents - Case Study § S in Republic of Serbia / L. Toth, G.M. Grubor // Internet on Business Activities in о Serbia and Worldwide. Belgrade: Singidunum University, 2014. - P. 514-519. s g

- URL: http://portal.sinteza.singidunum.ac.rs/paper/196 (дата обращения: ■& | 22.03.2020). I I

18. Zufié, J. Children online safety / J. Zufié, T. Zajgar, S. Prkic // 40th j5 -g International Convention on Information and Communication Technology, | ^ Electronics and Microelectronics (MIPRO). - 2017. - P. 961-966. § |

19. Tomczyk, L. Cyberbullying in the light of challenges of school-based § й prevention / L. Tomczyk, A. Wloch // International Journal of Cognitive Research | g in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). - 2019. - № 7(3). - P. 13-26. 1|

20. Weru, T. Cyber-smart children, cyber-safe teenagers: Enhancing internet g g safety for children / T. Weru, J. Sevilla, J. Olukuru, L. Mutegi, T. Mberi //2017 | s IST-Africa Week Conference (1ST-Africa). - Windhoek, 2017. - P. 1-8. J §

21. Tomczyk, L., Kopecky, K. Children and youth safety on the Internet: x< 2 Experiences from Czech Republic and Poland // Telematics and Informatics. ■§ S

- 2016. - Vol. 33. - Issue 3. - P. 822-833. g |

22. Герасимов, Д. А. Правовое регулирование защиты несовершеннолетних от негативного воздействия СМИ и сети Интернет в США / 87 Д.А. Герасимов // Вестник финансового университета. - 2013. - № 1.

- С. 140-145. Й Р

ш ï

23. Букалерова, JI. А. Охрана интересов несовершеннолетних в услови-

ях цифровой экономики в Российской Федерации и Республике Казахстан g ? / JI.A. Букалерова, М.Б. Муратханова, А. В. Остроушко, М.А. Симонова // 2 § Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия: Право. - 2019. - Т. 10, вып. 1. - С. 149-165. S

С. А. Белоусов,

доктор юридических наук, доцент, проректор по научной работе, заведующий кафедрой теории государства и права Саратовской государственной юридической

академии

К. С. Кротов,

ассистент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии

S.A. Belousov,

Doctor of Law, Associate Professor, Vice Rector for Research, Head of the Department of Theory of State and Law Saratov State Law Academy sbelousov64@yandex. ru

K.S. Krotov,

Assistant of the Department of Administrative and Municipal Law Saratov State Law Academy kirillkrotov@mail. ru

4 УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

¡¡5 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА НАУЧНО-

| ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ

^ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ*

§

О Аннотация: статья посвящена анализу действующей в России модели ученых

^ званий в сравнении с лучшими зарубежными практиками. Наряду с учеными званиями ^ авторами исследуются смежные институты оценки научной квалификации, суще-ствующие в некоторых университетах стран Запада. Выявлены проблемы данной сферы в России, определены пути ее развития и перспективы совершенствования

5 законодательства.

Р Ключевые слова: ученые звания, доцент, профессор, оценка научной квалифи-

5 кации, статус научно-педагогического работника.

8

О- Academic rank as a component of professional status

§ of scientific and pedagogical workers in Russia

О and foreign countries

г

^ Abstract: the article is dedicated to the analysis of the current Russian model ofscientific

titles in compare to the best foreign practices. Besides the scientific titles, authors also have qq considered the related institutes of the assessment ofscientific qualification, existing in some

_ West universities. The problems of this sphere in Russia were shown and the paths for its

Ф development together with prospects for legislation improvement were indicated.

^ Keywords: scientific titles, docent, professor, assessment of scientific qualification,

status of teaching and researching employees.

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ № 730000Ф.99.1.БВ16АА02001 на тему «Реализация современных механизмов оценки научной квалификации в сфере присвоения ученых званий на основе использования российского и международного опыта в условиях трансформации нормативной правовой основы государственной научной аттестации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.