Современное состояние законодательства, регулирующего оборот наркотических средств и психотропных веществ
Н. В. МАКЕЕВА,
доцент кафедры предварительного расследования, кандидат юридических наук, доцент (Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя)
E-mail: [email protected]
The Current State in the Legislation Regulating Traffic of Narcotics and Psychotropic Substances
N. V. MAKEEVA,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Preliminary Investigation (Moscow University of the Interior Ministry of Russia named after V. Ya. Kikotya)
В статье дан анализ законодательства, регулирующего оборот наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации. Автор отразил современное состояние законодательства в данной сфере, а также ввел в научный оборот авторское видение системы нормативных правовых актов в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В работе отражены основные проблемные вопросы регулирования как связанные с влиянием международной практики на формирование российского законодательства, так и разноотраслево-го регулирования в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и при расследовании незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
УДК 351.761
The paper considers the legislation regulating the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation. The author reflects the current state of legislation in this area. She also introduces her vision into scientific circulation of the system of normative legal acts in the field of illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances. The paper reflects the main problematic issues of regulation related to the influence of international practice on the formation of the Russian legislation and diversified regulation in various spheres of life, including the investigation of illicit trafficking of narcotics and psycho-tropic substances.
Законодательство в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, нормативные правовые акты, расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Legislation in the sphere of narcotics traffic and psychotropic substances, normative legal acts, investigation of crimes in the sphere of narcotics traffic and psychotropic substances.
Право является единственным инструментом, регулирующим отношения общества и государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В настоящее время законодательство, регулирующее оборот наркотических средств и психотропных веществ постоянно подвергается изменению. Тем не менее, законодатель-
ство четко структурировано и включает в себя нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией.
Широкий перечень нормативных правовых актов, регламентирующих эту сферу деятельности, по-разному систематизируются в юридической литературе [4, 5, 6, 7].
Проведенный анализ взглядов исследователей на этот вопрос, позволяет все нормативные правовые акты, регулирующей оборот наркотических средств и психотропных веществ, систематизировать следующим образом.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
3. Нормативные правовые акты Российской Федерации антинаркотической направленности.
4. Нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами и различного рода правонарушения, а также устанавливающие меры воздействия к правонарушителям.
5. Нормативные правовые акты, регламентирующие пределы деятельности субъектов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
6. Подзаконные нормативные правовые акты, изданные Правительством РФ, МВД России и межведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Такого рода систематизация нормативных правовых актов в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а именно по отраслевой их принадлежности, имеет прежде всего практическое значение.
Место любого нормативного правового акта в правовой системе государства предопределяется его юридической силой. Главенствующее место в иерархии законодательных актов занимает Конституция Российской Федерации, в том числе и в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Помимо Конституции Российской Федерации, установившей, что в исключительном ведении государства находится как производство наркотических средств, так и порядок их использования, в особую группу необходимо объединить международные договоры, поскольку, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Такими правовыми актами являются: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с поправками 1972 г.), Конвенция о психотропных веществах 1971 г.,
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Российская Федерация, как участник Европейской Конвенции, признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения положений этих договорных актов [2]. Поскольку юридические решения Европейского Суда обязательны для государств-ответчиков по делу, то решения Европейского Суда по правам человека находят отражение в законодательстве Российской Федерации в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, примером может служить решения по делу «Ва-ньян против России» (от 15.12.2005 г. / жалоба № 53203/99), по делу «Веселов, Золотухин, Дружинин против России» (от 02.10.2012 г. / жалобы № 23200/10, 24009/07 и 556/10), по делу «Лагутин и другие против России» (от 24.04.2014 г. / жалобы № 6228/09, 19123/09, 19678/07, 52340/08 и 7451/09), которыми признавались наличие провокаций со стороны оперативных подразделений в ходе проведения проверочной закупки. В связи с чем, в российское законодательство неоднократно вносились изменения.
В отдельную группу следует объединить нормативные правовые акты специальной антинаркотической направленности, которые устанавливают и регулируют порядок легального оборота наркотических средствах и психотропных веществах, а именно: Федеральный закон от 8 апреля 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5494-1 «Об утверждении Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.», а также Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» и некоторые другие. Основным нормативным документом в этой группе документом является № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в нем устанавливаются правовые основы государственно политики в сфере оборота наркотических средств, а также сформулированы положения о противодействии незаконному обороту наркотиков.
Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в № З-ФЗ были введены новые понятия в сфере оборота наркотических средств: «новые потенциально опасные психоактивные вещества» и «оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ», этим же законом предусматривается принятие нового законодательного акта «Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». В ст. 2.2 № З-ФЗ раскрыт характер этих веществ: вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасного для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
В соответствии с Проектом приказа МВД России «О Порядке формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» формирование Реестра осуществляется МВД России в результате использования технических и программных средств, позволяющих вносить в Реестр сведения о веществах, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасного для его жизни и здоровья, если в отношении них соответствующие органы государственной власти уже не установили санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Согласно № З-ФЗ в течение двух лет со времени включения вещества в Реестр должно быть принято уполномоченным органом решение об установлении в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.
На сегодняшний день остается проблемой в противодействии распространению новых потенциально опасных психоактивных веществ, то что в этот Реестр не было включено еще ни одного вещества. Связано это с тем, что 05.04.2016 полномочия ФСКН России были переданы в систему МВД России. В свою очередь в МВД России приказ о порядке формирования Реестра находится в стадии проектного обсуждения. Как следствие, норма, устанавливающая уголовную ответственность за незаконные действия с психоактивными веществами (ст. 234.1 УК РФ), не работает.
Наиболее значимыми в правовом регулировании оборота наркотических средств являются законы и подзаконные акты, направленные на-
противодействие их незаконному обороту, таковыми являются:
1) законы, предусматривающие ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, с растениями, содержащими наркотические средства и психотропные вещества, прекурсорами, а также устанавливающие ответственность за различного рода правонарушения и меры воздействия к правонарушителям (Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17-ФЗ);
2) законы, регламентирующие пределы деятельности субъектов, противодействующих незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ; Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и некоторые другие);
3) подзаконные нормативные правовые акты, определяющие особенности привлечения к ответственности, отграничения преступления от правонарушения и некоторые другие особенности регулирования в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средствах и психотропных веществах, в частности это:
— постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 1020 «Об утверждении крупного и особо крупного размера прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо
крупного размера для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей ст. 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размера культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей ст. 231 УК РФ»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 224 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ».
4) судебная практика по вопросам расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»и другие нормативные правовые акты).
Основную роль в правовом регулировании противодействия незаконному обороту наркотических средств играет Уголовный кодекс РФ, поскольку устанавливает меры уголовной ответственности за уголовно наказуемые деяния, которые подлежат расследованию уполномоченными субъектами в рамках уголовно-процессуальной процедуры.
Нормы уголовного права, установив самую строгую форму реагирования на общественно
опасные противоправные деяния в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, отнесли данные преступления в большинстве случаев к категории тяжких и особо тяжких (ст. 228-234.1 УК РФ).
С марта 2012 г. по некоторым составам данного вида преступлений была ужесточена уголовная ответственность и увеличена санкция вплоть до пожизненного лишения свободы, в частности по ч. 5 ст. 228.1 УК РФ «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества».
Наиболее распространенным на сегодняшний день способом сбыта наркотических средств является сбыт с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет). Такой способ сбыта на практике и в юридической литературе принято называть «бесконтактным способом сбыта наркотических средств», что под собой подразумевает сбыт наркотиков новым способом, когда сбытчик и незаконный приобретатель не встречаются лично, а договариваются о приобретении наркотических средств, оплачивают их получение, получают сведения о местонахождении тайника с использованием мобильной связи или сети Интернет. Появляющиеся новые способы сбыта заставляют сотрудников органов внутренних дел менять способы его фиксации на этапе возбуждения уголовного дела, что выражается в следующем: в необходимости длительного документирования факта преступной деятельности, привлечения значительного числа технических средств и специалистов оперативно-технических подразделений, координации действий с высококвалифицированными следователями.
Следует обратить внимание, что в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 [3] были внесены изменения, согласно которым теперь может квалифицироваться как незаконный сбыт наркотических средств не только зафиксированный факт возмездной либо безвозмездной передачи наркотиков (с поличным, как этого ранее требовало законодательство), но вообще любая деятельность, направленная на их возмездную либо безвозмездную реализацию другому лицу. При этом передача сбытчиком наркотического средства может осуществляться любым способом, в том числе и путем сообщения приобрета-
телю о месте его хранения, проведения закладки в обусловленном месте.
Особое следует заметить, что в п. 13.1 Пленума разъяснено, что незаконный сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств, веществ, растений независимо от их фактического получения приобретателем, в том числе, когда данные действия осуществляются в ходе проверочной закупки или иного оперативно-розыскного мероприятия.
Таким образом, в рамках осуществления оперативно-розыскных мероприятий не требуется обязательного фиксирования факта непосредственной передачи (из рук в руки) наркотических средств, для вменения лицу сбыта наркотических средств.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает процедуру, иначе говоря, порядок производства по уголовным делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со ст. 140 УПК РФ для принятия правомерного решения о возбуждении уголовного дела должны быть собраны достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления. Обязательным условием установления достаточности данных является получение сведений о размере наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Для решения вопроса о размере и об отнесении представленных на исследование веществ к наркотическим, до возбуждения уголовного дела обычно производится предварительное исследование. Оно оформляется соответствующей справкой, в которой содержатся сведения о характере исследования и ответы на поставленные вопросы.
Однако эти документы не являются процессуальными, а содержащиеся в них сведения — доказательствами. Согласно изменениям, внесенным в УПК РФ ФЗ от 4 марта 2013 г. № 23 [1], до возбуждения уголовного дела может быть назначена судебная экспертиза и получены ее результаты в разумные сроки. В связи с чем, должностные лица и органы, осуществляющие предварительную проверку вправе назначить экспертизу в целях определения природы, вида, и количества наркотических средств и психотропных веществ. Между тем, следует помнить, что при назначении экспертизы подозреваемый, обвиняемый и его защитник вправе знакомиться с постановлением, заявлять отводы эксперту, ходатайствовать о внесении в него дополнительных вопросов
и знакомиться с заключением эксперта, поскольку до возбуждения уголовного дела лицо не имеет такового статуса, то обеспечение данного права заподозренного лица практически невозможно. В таком случае, если подозреваемым будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной экспертизы, то такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.
В случае необходимости принятия решения о возбуждении уголовного дела в кратчайшие сроки (если лицо, задержано с поличным и необходимо принять решение о его задержании в порядке ст. 91 УПК РФ) предварительное исследование остается незаменимым мероприятием, поскольку оно может производиться на месте происшествия, либо в лабораторных условиях в течение нескольких часов. Основным требованием к предварительному исследованию веществ с наркотическими признаками является неизменность внешнего вида и целостности исследуемых объектов.
В таком случае предварительное исследование не заменяет производство судебной экспертизы, а лишь предшествует ей. Оценив полученные материалы, следователь при наличии результатов предварительного исследования о принадлежности, изъятого к наркотическим средствам или психотропным веществам в целях пресечения преступной деятельности и закрепления следов преступления немедленно решает вопрос о возбуждении уголовного дела.
Особое место в группе подзаконных актов занимают постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681, постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 934, поскольку именно эти документы устанавливают перечень средств, веществ, растений, являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, а также постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 и постановление Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 1020, поскольку ими определяется, какому виду ответственности (уголовной или административной) будет подлежать лицо, осуществлявшее незаконные действия с наркотиками средствами, в зависимости от количества вещества, с которым эти действия осуществлялись.
Нормативные правовые акты, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ, устанавливают строгий государственный контроль в этой сфере. Все незаконные действия с наркотиками являются действиями повышенной общественной опасности и подлежат либо административной, либо уголовной ответственности.
Список литературы:
1. О внесении изменений в ст. 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ.
2. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: федер. закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ. СЗ РФ. Ст. 1514. 1998. № 14.
3. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 г. № 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.
4. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследо-
вании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (тактико-криминалистический и организационный аспекты): монография / под ред. В. П. Лаврова. М., 2006.
5. Криминалистика. Полный курс / под ред. А. Г. Филиппова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
6. Гирько С. И., Воронин М. Ю, Драган Г. Н. Комментарий к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный). М., 2010.
7. Чистова Л. Е. Расследование преступлений в сфере незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ: монография. М., 2015.