УДК 621.39:005.511
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ
Пустошилова М.С., Марковская Э.В. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ) Pustoshilova M.S., Markovskaya E.V. (Siberian State Technological University)
В статье рассматриваются тенденции, перспективы и особенности современного состояния теории и практики бизнес-процессов.
The article discusses trends, prospects and features modern condition of theory and practice of business processes.
Ключевые слова: бизнес-процесс, качество, электроэнергетика, конкурентоспособность, процессный подход
Keywords: business process quality, electricity, competitiveness, process approach
Качество, система качества, обеспечение качества, планирование качества — понятия не новые. Можно проследить, как с течением времени менялся подход к их расшифровке, менялось определение - что такое качество и как его обеспечить. Накоплен огромный практический опыт. Сегодняшние системы менеджмента качества работают практически во всех отраслях и на всех материках, а принципы построения большинства из них универсальны. Среди разработанных и опубликованных теоретических трудов на темы качества и менеджмента качества во всем мире особое место занимают российские разработки. Значительный вклад в развитие теории менеджмента, включая менеджмент качества, внесли Барановский А.И., Басовский T.E., Брато-любов В.Б., Кожевников Н.Н., Круглов М.Г., Лозенко В.К., Масютин С.А., Петровский Е.С., Пирадов Н.В., Протасьев В.Б., Рогалев Н.Д., Сергеев С.К., Фомин В.Щ.
Под качеством электроэнергии следует понимать совокупность ее характеристик, определяющих воздействие электроэнергии на электрооборудование, электрические аппараты и приборы. Федеральным законом №ФЗ-35 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» предусмотрена категория, как «Гарантии надежного электроснабжения потребителей электрической энергией», согласно которой объекты энергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и или иными действующими нормативными документами. Поэтому главное направление бизнес-процессов для организаций электроэнергетического комплекса является обеспечение качества и надежности энергоснабжения потребителей.
В наше время менеджмент качества бизнес-процессов является неотъемлемой частью общей системы менеджмента любого предприятия. Таким образом, принципы функционирования этой концепции являются приемлемыми и для менеджмента качества бизнес-процессов.
Анализ механизма бизнес-процессов основывается на соотношении механизма с понятием процесс, а также возможности применения этих понятий
для анализа экономической динамики бизнес-процессов в электросетевых компаниях
Особое внимание исследований возрастает в связи с потребностью теоретического исследования причин и закономерностей формирования эффективной системы управления электросетевым комплексом при структурной модернизации предприятий электроэнергетики России в условиях углубления финансово-экономического кризиса, обоснования оптимальных государственных и корпоративных мер по решению этой проблемы. Вместе с тем, в современных условиях социально-экономический прогресс возможен только при использовании инновационных моделей развития, а также новейших достижений науки и техники. Поэтому внедрение и построение концепции эффективного управления качеством бизнес-процессов (далее КБП) должно быть нацелено на повышение эффективности производства, которое должно обеспечиваться с помощью быстрого внедрения научных разработок. В свою очередь для повышения конкурентоспособности промышленной продукции на рынке необходима такая модель норм и правил, которая бы четко регулировала все стадии производственного и прочих процессов промышленных предприятий.
На сегодняшний день исследование процессов развития электроэнергетики России, что является наиболее востребованным на современном этапе реформирования отрасли. В рамках такого подхода необходимо упорядочение комплекса взаимообусловленных связей между структурными компонентами электроэнергетики, обеспечивающее отраслевую целостность и управляемость. Для этого важен выбор эффективных вариантов организационной структуры и форм государственного регулирования и корпоративного управления, в том числе усиления контроля государства над стратегически важными сферами экономики в лице предприятий электроэнергетики России и применения преимущественно рыночных инструментов реализации такого контроля. Энергетические предприятия заинтересованы в разработке системы взаимосвязанных и взаимодействующих мероприятий, направленных на обеспечение высокого качества выпускаемой продукции с учетом всех факторов, влияющих на этот процесс. Но, к сожалению, большинство энергетических предприятий не уделяет должного внимания заказчику и конечному потребителю.
Внешние проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий начинается, в первую очередь, с пересмотра подходов к обеспечению качества продукции и всех бизнес-процессов на предприятии. В соответствии с современными подходами качество бизнес-процессов является универсальным и всеобъемлющим понятием, под которым понимается не только качество продукции и услуг, которые мы потребляем, но и качество окружающей среды, которая оказывает влияние на эффективность бизнес-процессов в целом.
Глобализация и усиление конкурентной борьбы за мировые и национальные товарные и финансовые рынки диктуют необходимость модернизации экономики России на основе использования перспективных научно-
технических решений, становления ее на энергоэффективный путь развития. Основная тенденция мирового энергетического рынка - это рост спроса на электроэнергию. За период 2006 - 2030 гг. количество потребляемой энергии возрастет на 44%, согласно прогнозам Энергетического информационного агентства США. Это влечет за собой необходимость в разработке новых подходов к развитию российской энергетики, контуры которых определяются ее перспективными приоритетами, определенными Президентом и Правительством Российской Федерации.
В современных условиях совершенствование управления бизнес-процессами имеет потенциал востребованности в широкой области хозяйственно-экономической и социальной практики. В электросетевых компаниях страны начиная с 2008 года (после реорганизации РАО «ЕЭС России») продолжается отход от практики доминирования функциональных служб в принятии решений в пользу процессно-ориентированного подхода в управлении основными процессами бизнеса. Данные организационные изменения призваны повысить уровень обслуживания потребителей электроэнергии и расширить возможности электросетевого бизнеса, диверсифицировать деятельность субъектов электроэнергетики в широком спектре национальных региональных и мировых рынков. Однако существующая в большинстве электросетевых компаний организационно-функциональная модель управления, основанная на иерархической функциональной структуре, не способствует повышению ориентированности на потребителя и управляемости компаний. Процессный подход в управлении компаниями и предприятиями, входящий в число восьми основополагающих принципов стандартов ISO серии 9000, до сих пор многим российским компаниям незнаком. Данное обстоятельство не позволяет предприятиям электроэнергетики достичь уровня энергопотребления начала 90-х годов и решить главную задачу - преодолеть инерционный сценарий развития отрасли и создать необходимые условия для реализации инновационного пути развития. Внедрение процессного подхода в систему управления электросетевыми компаниями диктуется международными стандартами системы менеджмента качества. В этой связи использование про-цессно-ориентированного подхода в деятельности ОАО «Федеральная Сетевая Компания ЕЭС» в России и ее подразделений позволит на практике реализовать новые методики и технологии при разработке регламентов их деятельности на основе требований международных стандартов, внедрить систему управления качеством бизнес-процессов.
Для обеспечения качества бизнес-процессов необходимо наличие не только материальной базы и квалифицированного персонала, но и системного подхода к вопросам управления в целом. Организация должна создать действенную, эффективную систему управления, которая направляет усилия на качественное выполнение всех процессов, которые осуществляются, в свою очередь, обеспечивая достижение качественного результата (создание продукта или услуги). Итак, управление качеством бизнес-процессов должно быть направлено не только на сферу управления качеством, но и охватывать
всю систему менеджмента предприятия, опираясь на системный подход к управлению всеми видами деятельности энергетического предприятия.
Таким образом, современное состояние теории и практики управления предприятиями энергетической отрасли, обозначило необходимость поиска новых подходов, инструментов и методов менеджмента, позволяющих качественному формированию бизнес-процессов на принципах процессного подхода в соответствии с требованиями российского законодательства и передовой мировой практики.
Список использованных источников
1. Федеральный закон №ФЗ-35 от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. - Введ. 200108-15.- М.: Изд-во стандартов, 2008.- 21 с.
3. Ефимов В.В. Описание и улучшение бизнес-процессов / Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 84 с.