конкурентов; проведение опросов посетителей своего сервера по разным аспектам маркетинга (тестирование рекламы, методов продвижения марки продукта, концепции нового продукта и др.); исследование результатов телеконференций; использование данных опросов, проводимых на других серверах; поиск клиентов и партнеров. К числу главных достоинств использования Интернета при проведении маркетинговых исследований относятся также быстрота, возможность респондентам принимать участие в исследовании в удобное для них время, доступность респондентов, независимость их ответов от мнения интервьюера, использование визуальных материалов.
В то же время целый ряд ограничений сети Интернет (слабая динамичность сайтов, высокая стоимость услуг, низкая корреляция между числом показов рекламы и объемом продаж, ограниченный ассортимент рекламируемых товаров и др.) [1] стимулируют предприятия к поиску новых информационных технологий проведения маркетинговых исследований. Поэтому, несмотря на то, что рынок маркетинговой информации в России развивается достаточно активно и потенциал Интернет-ресурса, как в сфере предоставления маркетинговой информации, так и при осуществлении маркетинговой деятельности, является широко востребованным, в силу объективных условий он в полной мере не задействован и, следовательно, имеет существенный потенциал для расширения своего присутствия в системе инструментов проведения маркетинговой деятельности российских предприятий.
Кроме того, появление в мировом информационном поле большого количества новых ин-фокоммуникационных технологий, демонстрирующих свою эффективность в проведении маркетинговых исследований успешно функционирующими западными компаниями и фирмами, требует от российских предприятий, ориентирующихся на завоевание конкурентных преимуществ (или сохранение стабильного положения на рынке в условиях мирового экономического кризиса), значительного расширения спектра применяемых в маркетинге информационных систем и технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кутуков В. Мифы и реальность бизнеса в Интернете // Бизнес Академия. 2001. № 3.
2. Новиков Д. Интернет-проектирование как инструмент управления изменениями. http:// www.artmagic.spb.ru/.
3. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
4. Anitesh В, Prabhudev Konana, Andrew Whinston, FangYin. Driving E-Business Excellence // MIT Sloan Management Review. 2001. Vol. 43, No. 1.
ПОДЧАЛИМОВ А.Б.
ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела,
спорта и туризма», аспирант, e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В работе раскрываются механизмы государственного регулирования малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях на примере Краснодарского края.
Ключевые слова: малое предпринимательство; государственная поддержка малого предпринимательства; развитие малого предпринимательства, региональная система государственной поддержки; инфраструктура поддержки малого предпринимательства
Коды классификатора JEL: 1.27
Во всем мире считается нормой поощрение государством малого бизнеса в общественных интересах [2]. В Российской Федерации также сформирована и действует система поддержки малого предпринимательства. Однако, несмотря на это, сегодня в России имеется ряд проблем.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
Во-первых, это преодоление экономических и административных барьеров. Во-вторых, это доступ бизнеса к финансовым ресурсам.
И, наконец, третья проблема, одна из самых крупных в развитии бизнеса - это налоговый пресс. Что касается нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства, то основным документом, регулирующим деятельность малого предпринимательства является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ.
Согласно данному закону основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются конкурентоспособное развитие малых предприятий в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации за счет создания государством благоприятных условий для их развития [6].
Кроме того, анализ данного закона и других федеральных нормативно-правовых документов, позволяет отметить три основных положения в новой системе государственной поддержки малого предпринимательства:
• обеспечена сопоставимость показателей развития сектора малых и средних компаний с применяемыми в Европе и США (впервые в России средние предприятия выделены в отдельную категорию (численность от 100 до 250 человек);
• законодательно закреплена обязанность региональных и муниципальных органов власти содействовать развитию предпринимательства и формировать соответствующие программы;
• определены приоритеты поддержки предпринимательства - инновационные компании, предприятия в сфере промышленности, экспортно-ориентированные компании, ремесленники.
Нормативно-правовая и законодательная база регулирования и поддержки малого предпринимательства не исчерпывается вышеназванным законом, однако сегодня существует реальная проблема реализации указанных нормативно-правовых документов.
Так, в 2007-2008 годах Минэкономразвития России проводил мониторинг предпринимательского климата, по итогам которого было выяснено, что общие затраты субъектов малого предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему высоки и составляют до 10% выручки от реализации. Для сравнения, в Германии данные расходы составляют 3,5% от прибыли предприятия [4].
Несомненно, важным шагом в формировании эффективной системы управления, является четкое разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти по проблемам развития малого предпринимательства.
К 2008 году развитие малого предпринимательства в различных отраслях резко отличается. В одних отраслях около 50% (торговля, общественное питание) в других, не достигает и 0,5% (образование). В связи с этим государство определило ряд первостепенных задач в этом направлении до 2020 года:
• сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли - до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);
• рост числа предприятий, занятых в сфере услуг - до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);
• увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);
• увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.).
В рамках решения проблемы снятия административных барьеров правительством РФ:
• упразднено лицензирование 49 видов деятельности;
• отменена обязательная сертификация для 300 видов товаров;
• установлено исключительно судебное приостановление деятельности предприятий контролирующими органами;
• внесены комплексные поправки в Налоговый кодекс, направленные на упорядочение проведения налоговых проверок.
Достаточно много сделано государством в последние годы в плане налогового законодательства.
Важное значение в структуре поддержки малого предпринимательства имеет система управления. Значительную роль в ней играет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, ее региональные представительства, действующие в регионах, общественные объединения предпринимателей и др. Среди федеральных органов модно выделить: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ [8].
Однако, определяющая роль в поддержке малого предпринимательства принадлежит органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и созданным ими региональным структурам поддержки и развития малого предпринимательства [8]. Эти структуры могут проводить мероприятия по поддержке малого бизнеса более адресно и с учетом приоритетных проблем развития регионов.
Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации, когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки малого предпринимательства, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки малого бизнеса. В последние годы в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и введены в действие нормативно-правовые акты, обеспечивающие государственную поддержку малого предпринимательства на региональном уровне.
Так, на уровне Краснодарского края, принят ряд законов и постановлений, направленных на создание благоприятных условий по привлечению инвестиций, развития предпринимательской деятельности, предотвращения излишнего бюрократического администрирования на территории Краснодарского края, среди них: закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 604-КЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.). Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 17 июля 2003 года, постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 2002 г. № 817 «О развитии малого предпринимательства в Краснодарском крае» (с изменениями от 17 июля 2003 г., 10 июня 2005 г. и 5 мая 2006 г.), постановление главы администрации Краснодарского края от 9 октября 2002 г. № 1173 «О дополнительных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства на территории Краснодарского края» (с изменениями от 19 декабря 2002 г.), постановление главы администрации Краснодарского края от 28 июля 2003 г. № 715 «О преодолении административных барьеров и упрощении согласительных процедур при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности» (с изменениями от 3 сентября 2003 г., 25 мая 2004 г. и 10 июня 2005 г.) и ряд других.
В законе Краснодарского края «О программе экономического и социального развития Краснодарского края на 2003-2008 годы» малое предпринимательство определено, как одно из приоритетных направлений развития региональной экономики.
Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере поддержки малого предпринимательства является Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края.
В составе департамента действует управление по развитию малого и среднего предпринимательства, основными задачами которого являются [1]:
• создание благоприятных условий для развития действующих и создания новых субъектов малого предпринимательства;
• устранение административных барьеров в деятельности предприятий и предпринимателей края;
• обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и интересов субъектов малого предпринимательства.
Кроме этого распоряжением главы администрации Краснодарского края от 03.08.2006 № 711-р Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края определен уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края для взаимодействия с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в сфере государственной поддержки малого предпринимательства.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
Однако наряду с поддержкой, на сегодняшний день в крае, осуществляют административный и прочий контроль за малым бизнесом следующие структуры исполнительной власти:
Администрация Краснодарского края совместно с Краснодарской торгово-промышленная палатой;
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю;
Госинспекция труда в Краснодарском крае;
Краснодарская краевая ассоциация по защите прав потребителей;
Управление госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Краснодарскому краю;
Управление государственной противопожарной службы Краснодарского края МЧС РФ; Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Краснодарского края; Управление госхлебинспекции по Краснодарскому краю;
Органы внутренних дел.
Регулярный контроль со стороны указанных структур сдерживает развитие малого предпринимательства в регионе.
С другой стороны в Краснодарском крае выстроена схема взаимодействия органов власти с субъектами малого предпринимательства, создана инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая в себя:
• краевой (при главе администрации Краснодарского края) и 45 муниципальных (при главах муниципальных образований) Советов по предпринимательству;
• 43 Центра содействия развитию малого предпринимательства;
• инновационные технопарки на базе Кубанского государственного университета, Кубанского государственного аграрного университета и Межрегионального центра обслуживания малых и средних предприятий «Югинформинвест»;
• государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Краснодарский краевой инновационный центр развития малого и среднего бизнеса»;
• краевой Центр бизнес-образования при Кубанском государственном университете;
• 28 сельскохозяйственных и потребительских кооперативов;
• создаются бизнес-инкубаторы в городах Кропоткин и Армавир;
• телефоны «горячей линии», действующие во всех муниципальных образованиях края.
В 2007 году на развитие и материально-техническое обеспечение объектов инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства из средств краевого бюджета было выделено 3900 тысяч рублей.
Кроме этого, действует краевая служба, работающая по принципу «одного окна», которая оказывает содействие по сопровождению инвестиционных проектов: получает согласования при оформлении прав на земельные участки, при получении разрешения на строительство, при лицензировании видов деятельности, а также на других этапах предпринимательской деятельности. В 2007 году этой службой было оказано содействие 950 субъектам предпринимательства.
С 2005 года Краснодарский край принимает участие в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства.
В 2007 году на поддержку малого предпринимательства в бюджет Краснодарского края на условиях софинансирования дополнительно поступили средства федерального бюджета в сумме 39770 тысяч рублей.
Создана краевая программа статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства, позволяющая осуществлять мониторинг развития малого бизнеса в городах и районах края и анализировать эффективность проводимых мероприятий по развитию предпринимательства.
В 38 муниципальных образованиях края, в том числе и Темрюкском районе, приняты и действуют программы поддержки малого предпринимательства. Однако они практически идентичны краевому закону.
Опираясь на достигнутые результаты и осуществляя мероприятия государственной поддержки, а также за счет развития муниципальных образований Краснодарский край сможет и в дальнейшем сохранить устойчивые конкурентные позиции по развитию малого бизнеса в Южном федеральном округе и в Российской Федерации.
Таким образом, обобщая результаты проводимого исследования, необходимо отметить, что поддержка малого предпринимательства со стороны государства как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях осуществляется по двум направлениям:
1. Нормативно-правовое регулирование и создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства;
2. Государственная поддержка малого предпринимательства.
В этом случае, становится очевидным, что необходимы параметры разделения малых предприятий на эти два направления. Однако, в связи с тем, что прерогатива определения нормативных параметров малого предпринимательства остается за федеральными органами власти, то для развития региональной системы государственной поддержки требуется более глубокая дифференциация предприятий, основанная на экономических параметрах их деятельности [3].
Таким образом, можно выделить две группы параметров государственного развития и поддержки малого предпринимательства: Первая группа - это нормативные параметры, установленные Федеральным законодательством (Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24 июля 2007г.) для применения общих мер, направленных на защиту интересов малого предпринимательства и создание общих благоприятных условий для его развития.
Вторая группа - это экономические параметры, характеризующие экономическую устойчивость предприятия, определяемые на основе коэффициентов финансовой устойчивости и коэффициентов, рассчитываемых на основе рыночных позиций малого предприятия.
Подобный подход позволит осуществлять адресную государственную поддержку отдельных категорий малых предприятий, что позволит целенаправленно использовать бюджетные средства и оказать реальную поддержку малому бизнесу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Краснодарского края «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» от 23.07.2003г. № 604-КЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.).
2. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. 2002. N 8. С. 45-51.
3. Ореховский П. Малое и среднее предпринимательство в России / П.Ореховский, В.Широнин // Общество и экономика. 2005. № 12. С.49-85.
4. Павлов К.В. Проблемы выделения малого и среднего бизнеса с учетом позитивного зарубежного опыта / К.П.Павлов, И.Г.Андреева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 9. С. 58-68.
5. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2006.
6. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. №209-ФЗ.
7. Южанов И. Малое предпринимательство в России // Экономика России - XXI век. 2003. № 12. С. 2-3.
8. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2