Многокритериальная типология видов образовательных Действующая статистика [14] не всегда учитывает такие важ-
услуг представлена на рисунке. ные индикаторы эффекта образовательных услуг как прирост
Эту классификацию нельзя считать законченной. Много зарплаты в результате обучения, доля специалистов, работаю-
возражений вызывает процедура присвоения статуса универ- щих по профилю. Важное значение имеет анализ различий в
ситетов и академий. Главным здесь должно быть не число спе- конкурсе абитуриентов и среднем балле по ЕГЭ поступающих
циальностей, а доля преподавателей, реально занимающихся и зачисленных.
научной работой. Возражения вызывает практика создания Главная проблема развития образовательных услуг в
ведомственных вузов, не входящих в общую систему высшего процессе формирования инновационной экономики — ра-
образования, неясен статус многих бизнес-школ [12]. При оценке циональное сочетание и коалиция государственного и ры-
вузов [13] целесообразно разделить результирующие и факто- ночного регулирования, фундаментальной и практической риальные, а также аналитические показатели. подготовки.
Литература
1. Друкер П. Посткапиталистическое общество. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М., 1999. - С. 72-100.
2. Бляхман Л.С. Постиндустриальный капитализм и его существенные черты. //Вестник СПбГУ. Сер. Экономика. — 2011. — № 2.
3. Перспективы развития и модернизации экономики высшего профессионального образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. Панк-рухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. — М., 1995.
4. Романов А.А., Тихомиров Н.В. Потребители и рынок образовательных услуг. //Высшее образование сегодня. — 2006, № 9. — С. 14-18.
5. Лобанова Е.Э. Методологические аспекты взаимодействия рынка услуг профессионального образования и рынка труда // Проблемы соврем. экономики. — 2010, № 2. — С. 524-525.
6. Contemporary capitalism and its crisis: social structure of accumulation theory for the 21st century / T.Mc Donoughu, M.Reich, D.Rotz (eds). — Cambridge University Press, 2010.
7. Centeno M., Cohen J. Global capitalism: a sociological perspective. — Cambridge, Mass., 2010.
8. Fighting poverty: the development and employment link / R.Islam (ed.). — Boulder, Colo, 2006. — 521 p.
9. Новиков А.М. Построение системы непрерывного образования. — М., 2006.
10. Пашкус М.А., Пашкус В.Ю. Ценностные изменения профессиональных приоритетов в России под воздействием внедрения инструмента образовательного кредитования // Пробл. соврем. экономики. — 2010, № 4. - С. 395-401.
11. Халин В.Г. Модернизация национальной системы высшего образования в контексте выбора управленческих решений. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. — С. 5.
12. Бизнес-образование / Под общ. ред. С.Р. Филоновича. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004.
13. Комплексная оценка высших учебных заведений / В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.М. Мотова, М.В.Петропавловский. — М., 2003.
14. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. — М.: ГУ ВШЭ, 2007.
современное состояние рынка труда и рынка образовательных ресурсов (региональный аспект)
А.В. Кочемазов,
директор Центра дополнительного образования Балаковского института экономики и бизнеса — филиала Саратовского государственного социально-экономического университета,
В статье дается анализ современного состояния рынка труда и рынка образовательных ресурсов Балаковского муниципального района Саратовской области. Выявлено, что настоящая подготовка квалифицированных специалистов не учитывает изменения на рынке труда, реальной емкости трудовых ресурсов предприятий и организаций. Как следствие, часть выпускников рискуют получить профессии и специальности, не востребованные рынком труда. Основная цель данной работы — определить разрыв между подготовкой специалистов образовательных учреждений и потребностью предприятий и организаций в выпускниках.
Ключевые слова: Рынок образовательных ресурсов, рынок труда, рынок образовательных услуг, выпускник, работодатель, профессиональное образование.
УДК 330.117 ББК 65.04
На сегодняшний момент региональный рынок труда находится в состоянии постоянного изменения. Меняются потребности рынка труда в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки персонала для предприятий всех отраслей экономики. Объемы, перечень и государственные стандарты профессий и специальностей зачастую планируются на основе
устаревшей или недостаточно проверенной информации, не отражающей произошедших изменений на рынке труда и не учитывающей реальной емкости трудовых ресурсов отрасли. Вследствие этого часть выпускников рискуют получить профессии и специальности, не востребованные рынком труда. Нарастает дисбаланс спроса и предложения рабочих мест по
уровню образования и в профессионально-квалификационном разрезе.
Это приводит к росту напряженности рынка образовательных ресурсов и рынка труда, к дополнительным бюджетным расходам на переобучение невостребованных специалистов, снижению конкурентоспособности предприятий и организаций из-за некачественных кадровых ресурсов.
Именно поэтому динамично изменяющейся модели экономических структур отраслей промышленности должна соответствовать быстро адаптирующаяся система образования, оперативно реагирующая на постоянно меняющиеся запросы регионального рынка труда и подготавливающая специалистов, востребованных отраслью на сегодняшний день.
Проанализируем современное состояние рынка труда и рынка образовательных ресурсов Саратовской области. Объектами анализа стали: рынок образовательных ресурсов, рынок образовательных услуг, потенциальные потребители образовательных ресурсов — рынок труда.
В ходе исследования был проведен демографический анализ количественного составе различных категорий населения Саратовской области по возрастным категориям (рис. 1).
н
П
образовательных услуг начального и среднего профессионального образования.
При определении своей будущей деятельности (рис. 2) максимальное число (27 и 22 % соответственно) опрошенных выбрали работу в государственных учреждениях, возможно из-за преимуществ работы в стабильной или бюджетной организации, дающей определенную социальную защищенность и постоянство, что может свидетельствовать о способности учащихся реально оценивать свои возможности и определенного житейского опыта молодых людей. Далее ответы распределились следующим образом: 23 и 24% соответственно — открытие собственного дела; 23 и 20% — работа на частном предприятии; затем — работа на производстве и минимальный процент участников опроса выбрал позиции «другой ответ» и «ведение домашнего хозяйства».
Проведенный анализ позволил конкретизировать запросы потенциальных потребителей образовательных услуг, особенно в вопросах списка предпочитаемых профессий, достаточного образовательного уровня и направления будущей деятельности.
Балаковским институтом экономики и бизнеса (филиал) СГСЭУ, совместно с Центром занятости г. Балаково, было проведено исследование потребностей 43 предприятий и организаций, всех форм собственности, города в квалифицированных кадрах.
■ Работа в госучреждении
■ Открытие собственного дела
■ Работа на частном предприятии или негосударственном учреждении
зо ■ Работа на производстве
■Другой ответ
■ Ведение домашнего хозяйства
0-4 5-9 10- 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70 и
14 более
Возрастная категория
Рис. 1. Численность населения Саратовской области по возрастным группам на начало 2010 г.
Сточки зрения предмета анализа возрастная категория населения от 15 до 24 лет представляет максимальный интерес, т.к. именно она является наиболее активным потребителем образовательных услуг профессионального образования.
Анализ показал отрицательную динамику численности населения более молодых возрастных категорий, вследствие чего в настоящее время образовательные учреждения решают очень серьезные проблемы с укомплектованностью студентами своих учебных заведений.
На текущий момент предприятия и организации реального сектора экономики частично заполняют «кадровый голод» представителями старшего поколения — это категория от 50 до 55 лет, в дальнейшем кадровые проблемы предприятий будут только усугубляться.
Систематизация полученных данных позволила структурировать население Саратовской области по группам трудоспособности. Население области трудоспособного возраста составляет 61,7% от общей численности населения, старше трудоспособного — 23,5% и моложе трудоспособного — 14,8%, т.е. только 61,7 % населения области можно отнести к экономически активной категории населения.
Анализ анкетирования потенциальных потребителей образовательных услуг среди учащихся 9 и 11 выпускных классов средних общеобразовательных школ города Балаково, одного из крупных городов Саратовской области, показал следующие тенденции: подавляющее большинство выпускников 9 и 11 классов считают для себя достаточным образованием уровень высшего профессионального образования (70 и 85% соответственно); гораздо меньшей популярностью пользуется профессиональное образование на уровне среднего профессионального образования (16 и 13% соответственно) и только 14% выпускников 9-х классов и 2% 11-классников планируют ограничить свое обучение начальным профессиональным образованием. Что касается полного среднего образования — ни один выпускник 11 классов не допускает ситуации завершения своего обучения рамками школьной программы и только 4% девятиклассников был сделан такой выбор.
Таким образом, в перспективе только 34% учащихся 9 классов и 11 классов могут быть потенциальными потребителями
9 класс (%) 11 класс (%)
направление будущей деятельности
Рис. 2. Место предполагаемой трудовой
деятельности выпускников 9-х и 11-х классов
средних общеобразовательных учреждений
Целевой основой данного исследования было решение следующих задач:
1. Установление настоящих потребностей предприятий и организаций в кадрах в разрезе профессионально-кадрового состава и уровнях подготовки персонала;
2. Установление взаимодействия предприятий с профильными образовательными учреждениями и развитие возможных направлений этого взаимодействия.
Итоги анализа поступивших к обработке анкет позволили сделать следующие выводы:
1. 63% опрошенных руководителей отмечают присутствие проблем разной степени трудности в заполнении вакансий;
2. Более благоприятно ситуация обстоит с переподготовкой персонала на крупных предприятиях, особенно в рамках Федеральной Программы содействия занятости населения;
3. Квалификационные требования к выпускнику образовательного учреждения со стороны работодателя отчетливо не сформулированы, система оценки качества персонала у руководителей отсутствует; квалификационные требования к выпускнику чаще всего ограничиваются определенным образовательным уровнем, иногда дополнительно выдвигаются требования к личности работника (ответственность, аккуратность и т. д.);
4. Только несколькими руководителями предприятий определены необходимые условия благоприятной адаптации выпускников;
5. При оценке работодателями целесообразности взаимодействия с профильными образовательными учреждениями положительный ответ был получен от 70% руководителей, но это только на бумаге. В действительности, работодатели не активно принимают у себя студентов на практику.
Несмотря на перечисленные выше кадровые проблемы, четкая, а главное действенная система взаимодействия меж-
ду предприятиями области и профильными образовательными учреждениями отсутствует. В лучшем случае взаимодействие ограничивается ознакомительной и производственной практиками студентов. Некоторые руководители заключают трехсторонний договор на подготовку специалистов.
Анализ насыщенности регионального рынка образовательных ресурсов показал:
1. Высшее образование в 2009/2010 учебном году получили 130,7 тыс. студентов: в государственных вузах обучались 126,2 тыс. и негосударственных — 4,5 тыс. человек. Устойчивый характер приобретает тенденция сокращения численности студентов очной формы обучения и увеличения заочной. Пять лет назад (в 2005/2006 учебном году) удельный вес студентов очной формы обучения составлял 53,6% от общей численности студентов (заочников — 42,9%), в текущем учебном году — 46,0% (60,1 тыс. человек) и 51,0% (66,7 тыс. студентов) соответственно. На вечерних отделениях в текущем учебном году обучались 3,7 тыс. студентов (2,8%), экстерном — 317 человек (0,2%).
2. На 01.10.2009 учреждениями среднего профессионального образования было подготовлено 12,7 тыс. специалистов (из которых 2,0 тыс. получили дипломы повышенного уровня), в том числе 10,2 тыс. — очными отделениями, 2,1 тыс. — заочными, 0,4 тыс. — вечерними, 38 человек — экстерном.
3. Структура численности студентов по группам специальностей и направлений подготовки отражает структуру предстоящего пополнения экономики профессиональными кадрами. В настоящее время значительная доля подготавливаемых кадров — это студенты групп «экономики и управления» — 32,1% (наиболее массовые «экономика и управление на предприятии», «бухгалтерский учет, анализ и аудит», «менеджмент организации») и «гуманитарные науки» — 25,3% (в их числе преобладала «юриспруденция»).
4. Подготовка кадров в средних специальных учебных заведениях ориентирована на специальности, пользующиеся наибольшим спросом на рынке труда. Значительный удельный вес в численности студентов занимали специальности групп: экономика и управление (16,9%), здравоохранение (12,5%), строительство и архитектура (12,3%), транспортные средства (8,3%) [1].
5. Таким образом, имеется превышение выпускников экономических специальностей, что сказывается на их трудоустройстве. Наиболее востребованными (с высокой долей трудоустройства) оказались инженерно-технические направления и специальности подготовки. На конец 2008 г. численность безработной молодежи (16-29 лет) составляла 4,1 тыс. человек, а удельный вес в общей численности безработных — 22,7%. У 76,4% безработной молодежи в возрасте 16-29 лет продолжительность безработицы отмечалась от 1 до 4 месяцев. Доля выпускников вузов в общей численности безработных в возрасте 16-29 лет в прошедшем году составила 4,9% по сравнению с 5,3% — в 2007 г. (5,0% — в 2001 г.). В результате систематизации и анализа полученных данных было выявлено несоответствие спроса и предложения на рынке труда. [2]
Таким образом, в формировании образовательных ресурсов наметился ряд негативных тенденций: существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; неблагоприятная динамика половозрастной структуры; увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения; нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и уровня жизни.
Однако, несмотря на определенные достижения в сфере взаимодействия рынка образовательных ресурсов и рынка
труда, имеется ряд недостатков, определяемых серьезными причинами:
1. Отсутствует научно обоснованный механизм обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынка труда и образовательных ресурсов, позволяющий должным образом сбалансировать спрос и предложение на рынке труда;
2. Нет единого информационного пространства, позволяющего осуществлять взаимодействие между рынком труда и рынком образовательных ресурсов, что приводит к перекосам в информированности выпускника и работодателя о состоянии того или другого рынков, в результате выпускник не может осуществить своевременный и адекватный поиск работы, а работодатель не пользуется в полной мере услугами вуза;
3. Отсутствие развитой внутрифирменной (корпоративной) системы обучения приводит к излишней академичности полученного в вузе образования и как следствие — к увеличению периода адаптации молодого специалиста на производстве; развитие корпоративного обучения возможно в случае заинтересованности обеих сторон — вуза и работодателя;
4. Существуют противоречия между молодым специалистом и работодателем на рынке труда, связанные, с одной стороны, с отсутствием мотивации к поиску работы, завышенной самооценкой, неумением вести диалог с работодателем, с другой — с отсталостью кадровой политики, пассивностью работодателя к более раннему поиску будущего специалиста;
5. Не налажено должным образом социальное партнерство между вузом и работодателем, а также между вузом и структурами города и региона, имеющими отношение к рынкам труда и образовательных ресурсов, позволяющее исключить разрозненность в действиях, сконцентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал вуза на благо региона в решении изложенных проблем.
Поднимаемые проблемы чрезвычайно сложны и не могут быть решены в одночасье. Однако уже сегодня можно и необходимо предпринять целый ряд мер к их преодолению:
1. Задействовать потенциал учебных заведений в разработке механизма обеспечения взаимосвязанного прогнозирования, развития рынка труда и образовательных ресурсов;
2. Использовать распределенную информационную систему поддержки трудоустройства выпускников образовательных учреждений для создания единого информационного пространства между вузом и работодателем для обеспечения взаимосвязи между рынками труда и образовательных ресурсов;
3. Предпринять совместные усилия по устранению противоречий между выпускником и работодателем: учебным заведениям — усилить профориентационную работу, внедрить обучающие семинары для студентов по проблемам трудоустройства и построению карьеры; проводить анкетирование работодателей для определения их требований к молодому специалисту; работодателям — совершенствовать кадровую политику, активизировать более ранний поиск выпускника, предпринимать меры по социальной защите молодых специалистов для закрепления их на производстве, использовать договорные формы подготовки специалистов;
4. Проводить совместные конференции и семинары по проблемам взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.
В заключение следует отметить, что решение поставленных задач в настоящий момент возможно только при условии взаимовыгодного делового партнерства всех заинтересованных структур местного, регионального и федерального уровней в едином информационном пространстве с соответствующим банком данных и выходом в Интернет.
Литература
1. Учреждения высшего профессионального образования Саратовской области на начало 2009/2010 учебного года: Статистический бюллетень № 167 (1382) — 05 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. — Саратов, 2009. — 62 с.
2. Учреждения среднего профессионального образования Саратовской области на начало 2009/2010 учебного года: Статистический бюллетень № 3(1392)-05. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. — Саратов, 2010. — 36 с.