----------------------------------- © П.И. Бажан, Н.Ф. Попов,
С.Г. Яковлев, 2006
П.И. Бажан, Н.Ф. Попов, С.Г. Яковлев
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧНОГО ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дноуглубительный флот сыграл большую роль в создании системы внутренних водных путей Российской федерации, прежде всего в Европейской части страны, и до сих пор с его помощью поддерживаются нужные для судоходства габариты водных путей. Однако с 1991 г. началось сокращение объема перевозок и финансирования содержания внутренних водных путей, что повлекло за собой уменьшение протяженности водного пути с гарантированными глубинами. Вынужденное сокращение объемов дноуглубительных работ уже в настоящее время вызвало на ряде участков внутренних водных путей уменьшение гарантированных глубин по сравнению с габаритами 1991 г., а дальнейшее снижение неизбежно повлечет за собой возврат на них глубин, которые составят 30—50 % от созданных путем длительного и интенсивного использования дноуглубительной техники. Конечным результатом неблагоприятного развития неуправляемых русловых процессов стало значительное усиление размыва пойменных берегов, в том числе в границах населенных пунктов с отложением наносов в нежелательных местах: в районах водозаборов, подводных переходов нефте- и газопроводов и судоходных пролетах мостов.
Дноуглубительные снаряды представляют собой наиболее сложные, дорогие в проектировании и строительстве и энергоемкие в эксплуатации объекты судостроения. Длительность их строительства в 80-х годах составляла: головного 3—4 года, серийного - 2-3 года. Это связано с тем, что земснаряды наряду с общесудовым имеют сложное технологическое оборудование, для изготовления и восстановления которого требуются существенные затраты и специальный станочный парк. Требуется особый подход, как к эксплуатации, так и ремонту судов технического флота.
Физический износ (большинство земснарядов построено в период с 1974 по 1990 гг.), отсутствие запасных частей, постоянный рост
цен на топливо и другие причины привели к сокращению за 10 последних лет количества дноуглубительных земснарядов в стране с 210 до 168 единиц. В период с 2005 по 2015 год 80 земснарядов выработают нормативный срок службы, на тот же период ГБУВПиС нужно 98 новых снаряда. При этом строительство новых судов дноуглубительного флота за все годы реформ практически не велось. При сохранении такого положения речной дноуглубительный флот России через 10-15 лет может просто перестать существовать. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в 2015 г. выработают нормативный срок службы 88 % эксплуатирующихся сегодня дноуглубительных земснарядов. Из 17 оставшихся в 2015 г. только один земснаряд -штанговый в Волго-Балтийском ГБУВПиС - выработает 50 % нормативного срока службы, все остальные - 86-97 %. Следовательно, провал дноуглубления наступит в период с 2010 по 2015 г.
Если раньше исследования, направленные на создание и совершенствование судов технического флота, велись в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Горьком, а проектирование и строительство в Киеве, Ленинграде, Горьком и Чкаловске, то в настоящее время они продолжаются в Н. Новгороде (ВГАВТ, ОАО НПО «Судоремонт», ЗАО «Минибот») и Ростове-на-Дону (НПО «Стапель»). Строительство же возможно на ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» и «Чкаловской Судоверфи».
Между тем в развитых капиталистических странах (Голландия, Япония, Финляндия и др.) технический прогресс в дноуглублении стимулирует строительство все более совершенных снарядов.
За рубежом строятся самоотвозные землесосы, землесосы с более производительными грунтовыми насосами, способными подавать грунт на большие расстояния, новыми типами грунтоприемников, использованием сливающейся при переливе пульпы, направляемой в грунтоприемник для рыхления грунта (гидравлическое рыхление грунта), с механическими рыхлителями (фрезерными или роторноковшовыми), с погружными грунтовыми насосами, земснаряды с экскаваторным оборудованием, имеющим гидропривод. Управление такими снарядами автоматизировано с помощью усовершенствованных систем автоматики. Компьютеризированные системы обеспечивают задание эксплуатационных параметров, измерение их в реальном времени, индикацию положения режущего органа, сигнализацию в случае неполадок в работе землесосного устройства, слежение за траекторией извлечения грунта, самокорреляцию ошибок в системе. В ре-
зультате улучшаются показатели снаряда вследствие уменьшения непроизводительного времени и экономии топлива. Естественно, что стоимость постройки и эксплуатации современных земснарядов непрерывно растет. Согласно имеющимся данным, строительство речного землесоса в Голландии - более совершенного и современного аналога землесоса проекта 1-517-03 обойдется в 11-19 млн. долларов США в зависимости от комплектации, что в 1,9-3,3 раза дороже воспроизводства этого землесоса на отечественных предприятиях и нашей устаревшей производственной базе.
Проблема состоит в том, что в настоящее время нет финансирования не только на строительство новых суперсовременных земснарядов за рубежом, но и на воспроизводство морально устаревших типов земснарядов на отечественных предприятиях.
Единственной возможностью сохранения дноуглубительного флота остается его обновление, то есть восстановление в заводских условиях по специально разработанному проекту работоспособности корпуса, энергетической установки, технологического и электрического оборудования земснаряда, выработавшего нормативный срок службы.
В настоящее время Центром Разработки Правил Российского Речного Регистра с привлечением специалистов по дноуглублению подготовлена первая редакция руководства по обновлению судов технического флота, которая прошла экспертизу ГБУВПИСов РФ. Достоинства предлагаемого решения, в основном, следующие:
• государство получает гарантию безопасности судоходства, обеспечивая необходимые габариты внутренних водных путей;
• судовладелец получает практически новый (в зависимости от уровня обновления) земснаряд, который может без существенных затрат на ремонт эксплуатироваться и приносить прибыль, время от времени и без ущерба для основной деятельности — поддержания нужных габаритов судоходных путей — работая по добыче строительных материалов;
• стоимость работ по обновлению в зависимости от уровня обновления составляет от 40 до 60 % стоимости строительства нового земснаряда.
— Коротко об авторах -----------------------------------------------
Бажан П.И. - ЦРП РРР, Нижний Новгород,
Попов Н.Ф., Яковлев С.Г. - ВГАВТ, Нижний Новгород.