Научная статья на тему 'Современное состояние развития институциональной среды малого предпринимательства в республике Таджикистан'

Современное состояние развития институциональной среды малого предпринимательства в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институциональная среда / малое предпринимательство / предпри- нимательская деятельность / формальные и неформальные институты / административные барьеры / institutional milieu / small entrepreneurship / enterprising activity / formal and informal institutes / administrative barriers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нозимов Бахриддин Рахимович, Шокиров Равшан Сиддикович

В статье проанализировано состояние институциональной среды малого предпри-нимательства в Республике Таджикистан. Раскрыты причины и проблемы, отрица-тельно влияющие на формирование и функционирование институтов малого предпри-нимательства. Обоснованы предложения по совершенствованию механизма эффектив-ной поддержки субъектов предпринимательства, формированию новых институтов,рыночных правил и процедур успешного функционирования субъектов малого предпри-нимательства в переходной экономике.Отмечая необходимость совершенствования институциональной среды малогопредпринимательства в РТ, авторы считают, что перспективным импульсом станов-ления институциональной среды малого предпринимательства должен стать ориентирна формирование инновационной экономики с учетом внедрения новых технологий иадекватных институтов в экономическую деятельность в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY STATE OF DEVELOPMENT IN REFERENCE TO INSTITUTIONAL MILIEU OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN TAJIKISTAN REPUBLIC

The article presents an analysis of a development of institutional milieu dealing with small entrepreneurship. The authors disclose reasons and problems negatively affecting upon formation and functioning of small entrepreneurship institutes. They substantiate the suggestions aimed at an improvement of the mechanism of support related to the subjects of entrepreneurship, formation of new institutes, market rules and procedures of successful functioning of small entrepreneurship subjects in transitional economy. Marking the necessity of improvement in regard to the institutional milieu of small entrepreneurship in TR the authors deem that orientation towards a formation of innovational economy with taking into consideration an inculcation of new technologies and adequate institutes into economic activity in the republic should become a perspective impulse for a formation of an institutional milieu related to small entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Современное состояние развития институциональной среды малого предпринимательства в республике Таджикистан»

УДК 338 (2т)

ББК 65.290.31 (2т)

Нозимов Бахриддин Рахимович,

соискатель кафедры экономической теории Национального университета Таджикистана (Таджикистан, Душанбе) Шокиров Равшан Сиддикович, к.э.н., доцент, заведующий отделом магистратуры ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Nоzimov Bahriddin Rakhimovich,

claimant of the department of the theory of economy under the Tajik National University (Tajikistan, Dushanbe)

Shokirov Ravshan Siddikovich, candidate of economy sciences, chief of the magistracy section under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL :shokirovravshan@mail. ru

Ключевые слова: институциональная среда, малое предпринимательство, предпринимательская деятельность, формальные и неформальные институты, административные барьеры

В статье проанализировано состояние институциональной среды малого предпринимательства в Республике Таджикистан. Раскрыты причины и проблемы, отрицательно влияющие на формирование и функционирование институтов малого предпринимательства. Обоснованы предложения по совершенствованию механизма эффективной поддержки субъектов предпринимательства, формированию новых институтов, рыночных правил и процедур успешного функционирования субъектов малого предпринимательства в переходной экономике.

Отмечая необходимость совершенствования институциональной среды малого предпринимательства в РТ, авторы считают, что перспективным импульсом становления институциональной среды малого предпринимательства должен стать ориентир на формирование инновационной экономики с учетом внедрения новых технологий и адекватных институтов в экономическую деятельность в республике.

Key words: institutional milieu, small entrepreneurship, enterprising activity, formal and informal institutes, administrative barriers

The article presents an analysis of a development of institutional milieu dealing with small entrepreneurship. The authors disclose reasons and problems negatively affecting upon formation and functioning of small entrepreneurship institutes. They substantiate the suggestions aimed at an improvement of the mechanism of support related to the subjects of

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

CONTEMPORARY STATE OF DEVELOPMENT IN REFERENCE TO INSTITUTIONAL MILIEU OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN TAJIKISTAN REPUBLIC

- 77 -

Нозимов Б., Шокиров Р.С. Современное состояние развития институциональной среды малого предпринимательства в Республике Таджикистан

entrepreneurship, formation of new institutes, market rules and procedures of successful functioning of small entrepreneurship subjects in transitional economy.

Marking the necessity of improvement in regard to the institutional milieu of small entrepreneurship in TR the authors deem that orientation towards a formation of innovational economy with taking into consideration an inculcation of new technologies and adequate institutes into economic activity in the republic should become a perspective impulse for a formation of an institutional milieu related to small entrepreneurship.

Исследование хода экономических преобразований в Республике Таджикистан и сложившейся в ней экономической системы показывает, что она не может успешно функционировать без создания соответствующих рыночных институтов. Для формирования рыночных институтов в республике пока не созданы реальные условия с учетом их роли в функционировании национальной экономики. Вопрос об обосновании направлений формирования различных организаций (экономических, политических и социальных) для выявления их влияния на рыночное равновесие и анализ взаимосвязи формальных и неформальных институтов пока остается открытым. Поэтому исследование этого вопроса становится актуальным, так как важнейшим фактором успешного роста экономики становится формирование адекватной институциональной среды. От этого также будет зависеть эффективность воспроизводства многоукладной экономики Таджикистана, которая сегодня находится на пути становления и развития.

Предметом изучения статьи является исследование некоторых проблем формирования институциональной среды малого предпринимательства в Республике Таджикистан. Поэтому вначале хотелось бы раскрыть сущность категории «институт».

Основоположник институционализма Т. Веблен при использовании понятия «институт» предлагал понимать два взаимосвязанных явления.

Во-первых, институт - это «привычный образ мысли, руководствуясь которым, люди живут», и, во-вторых, «привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются изменяющимися обстоятельствами». Следовательно, экономический институт представляет собой систему ценностей, устойчивые совокупности социальных норм и стандартов, установки и схемы мировосприятия, которыми широкие слои населения руководствуются в повседневной жизни [2, с. 200].

Однако противоречивость подходов при институциональном формировании малого предпринимательства в республике остаётся существенной проблемой из-за отсутствия действующих форм государственного воздействия на развитие данного сектора. Следовательно, проблема функционирования малого предпринимательства в республике требует создания собственной теоретической базы, в которой основное место должно быть отведено разработке новых подходов к формированию институциональной структуры его регулирования. Именно эти разработки будут служить основой для формирования рыночной экономической доктрины.

Американский экономист, лауреат Нобельской премии Норт Дуглас определяет категорию «институт» как «правила игры» в обществе, которые организуют взаимоотношения между людьми и структурируют стимулы обмена во всех сферах - политике, социальной сфере и экономике [3].

Из вышеприведенного исходит, что институт возникает в процессе отношений между членами общества при выполнении определенных функций. Эти функции в свою очередь

- 78 -

Nozimov B., Shokirov R. S. Contemporary State of Development in Reference to Institutional Milieu of Small Entrepreneurship in Tajikistan Republic

будут способствовать формированию определенных правил в процессе функционирования экономики.

На сегодняшний день одной из основных преград в национальной экономике выступает слабое развитие институциональной среды. На наш взгляд, основные причины такого явления составляют две группы взаимосвязанных проблем организации малого бизнеса.

Первую группу составляют экономические составляющие. К ним относятся: недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая, для формирования динамично функционирующего сектора малого предпринимательства. Эти проблемы прежде всего связаны с нехваткой активных средств в организации предпринимательской деятельности и с отсутствием адекватного опыта организации малого предпринимательства в условиях рыночной экономики. Кроме того, современный уровень отношений производственного и человеческого фактора приводит к увеличению миграционного потока. Экономическая политика государства пока в полном объеме не обеспечивает эффективного использования ресурсного и человеческого потенциала республики.

В стране в 2012 году действовали 31875 предприятий, значительная часть которых (28513, или 87,2%) с численностью работников до 50 человек, может быть отнесена к малому бизнесу (МБ). В расчете на 1000 человек населения Таджикистана приходится в среднем около 3,6 предприятий МБ, тогда как в России - 69 МБ, в развитых европейских государствах - не менее 30 МБ. Индивидуальное предпринимательство осуществляется 197 тыс. лиц. В отраслевой структуре МБ и индивидуального предпринимательства преобладает коммерческая деятельность (до 50-60%), не требующая значительных инвестиций.

Вторая группа имеет причины социального характера. Анализ социальной практики в республике показывает, что пока есть неслаженность некоторых типов социальных отношений, которые являются обязательными для членов общества или определенных социальных групп, они не закреплены поддержкой производственных отношений. Социологические опросы, проведенные нами в городах Душанбе, Худжанд и Истаравшан, которые охватили 4150 граждан республики, показали, что 74,3% из них при покупке обуви и одежды отдают предпочтение импортным товарам. Только 15,3% из них обувь и одежду заказывают отечественным производителям, работающим по заказу. При этом для изготовления обуви и одежды также используются материалы, завезенные в республику из других стран.

Другой проблемой, которая сдерживает формирование устойчивых воспитательных и культурных институтов, является неразвитость идеологии деловой активности, которая способствовалы бы формированию устойчивых образцов поведения, идей, стимулов, свободы творчества и нововведений. Положение может измениться в позитивную сторону, если перейти от слов к делу в общественной поддержке при формировании конструктивной деловой среды.

Необходимо отметить, что ведение малого предпринимательства в Таджикистане имеет свои особенности. Оно связано с традициями и привычками таджикского народа и содержанием экономической структуры общества. На наш взгляд, неторопливость и обстоятельность в принятии хозяйственных решений, присущие таджикскому народу, становятся преградой для своевременной адаптации индивидов к реальным рыночным условиям. Инертным является также их участие в формировании неформальных инсти-

- 79 -

Нозимов Б., Шокиров Р.С. Современное состояние развития институциональной среды малого предпринимательства в Республике Таджикистан

тутов. Исследование институциональной среды Республики Таджикистан показывает, что имеется ряд проблем, которые так или иначе отрицательно влияют на формирование институтов малого бизнеса.

1. Законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес, пока не является совершенной. Действующие законы и нормативные акты до сих пор являются сложными и недостаточно понятными для субъектов малого бизнеса. Примером может служить Налоговый кодекс Республики Таджикистан в новой редакции, который начал действовать с 1 января 2013 года. Несмотря на сокращение числа налогов и введение ряд льгот для малого бизнеса, остался трудно понятным механизм определения налогооблагаемой базы. В результате возникла острая необходимость во внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан. Самым негативным моментом стал уход из малого бизнеса предпринимателей, занимающихся деятельностью в сферах торговли и услуг.

В целом важно отметить, что для правового регулирования развития малого бизнеса существует ряд трудностей, которые влияют на его активизацию:

- нет свободной и единой законодательной базы для развития предпринимательства во всех сферах бизнеса, и особенно производственного бизнеса;

- до сих пор не устранен правовой нигилизм, который препятствует претворению в жизнь установлений имеющихся разрозненных законов и нормативных актов.

2. Развитие малого бизнеса сдерживается наличием ряда административных препятствий в регулировании его деятельности. Кроме того, материально-техническое обеспечение малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме, так как покупка оборудования требует значительных финансовых ресурсов.

3. Не лучшим образом построена также система подготовки кадров для предпринимательства. Несмотря на подготовку ежегодно нескольких тысяч специалистов с высшим экономическим образованием, прилив их в малый и средний бизнес нельзя считать положительным, что объясняется отсутствием опыта работы в сфере малого и среднего бизнеса и отсутствием финансовых ресурсов для ведения бизнеса.

4. В годы экономических реформ практически подорванной оказалась система социальных гарантий и социального обеспечения.

Задача состоит в построении гибкой системы социальных гарантий для населения, включая социальную защиту субъектов малого и среднего предпринимательства. Такая система позволит не только нормализовать социальную напряженность в обществе, но и создаст большие возможности для модернизации предпринимательской деятельности в республике.

Решение вышеприведённых проблем всегда находилось в центре внимания правительства и учёных-экономистов республики. По мнению отечественного учёного-эконо-миста А.А. Назарова, поддержка развития малого и среднего предпринимательства является важнейшей составляющей экономических реформ и одним из приоритетных направлений деятельности правительства республики [4, с. 60]. Здесь мы абсолютно согласны с мнением профессора в том плане, что развитие малого предпринимательства имеет место при углублении экономических реформ. В современных условиях уже наблюдаются некоторые моменты, связанные с ролью предпринимательства в экономическом развитии.

- 80 -

Nozimov B., Shokirov R. S. Contemporary State of Development in Reference to Institutional Milieu of Small Entrepreneurship in Tajikistan Republic

При исследовании процессов становления и развития предпринимательства учёный С.Д. Комилов отмечает, что предпринимательство необходимо рассматривать как процесс комбинации факторов производства и эффективного использования ресурсов с целью удовлетворения рыночных потребностей [3, с. 10]. Из этого предпочтения исходит, что предпринимательство, в том числе и малое, является инструментом эффективного использования ресурсов и их распределения между субъектами экономической деятельности. Но здесь, перед тем, как обосновать такую позицию малого предпринимательства, необходимо создать адекватную к рыночным условиям институциональную среду малого предпринимательства в республике.

Несмотря на существование различных проблем, важным является учет принимаемых правительством Республики Таджикистан мер по поддержке малого предпринимательства и определению приоритетных направлений его развития.

К ним относятся: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.

В республике разработана Национальная стратегия развития на период до 2015 года (НСР), которая направлена на достижение этих целей и одним из приоритетов которой является развитие частного сектора и привлечение инвестиций. В НСР отмечено, что актуально развитие частного сектора и предпринимательства, в первую очередь микро- и малого предпринимательства. Его развитие позволит не только сохранить в долгосрочной перспективе сложившиеся за последние годы высокие темпы экономического роста, но и создаст условия для занятости и повышения доходов населения, формирования в стране новых рабочих мест и сокращения внешней трудовой миграции.

Активную позицию при формировании институциональной среды занимают Ассоциация Научно-Технической Интеллигенции Таджикистана и Национальная ассоциация малого и среднего бизнеса Республики Таджикистан. Направления их деятельности показывают, что они, несомненно, будут способствовать формированию новых институтов (табл. 1).

Таблица 1. Основные направления деятельности ассоциаций (формальных

институтов) в Республике Таджикистан

Название ассоциации Основные направления деятельности

Национальная ассоциация малого и среднего бизнеса Т аджикистана Юридические консультации по оргразвитию, семинары и стажировки, исследования, законодательство

Ассоциация НаучноТехнической Интеллигенции Образовательные тренинги, социальные и маркетинговые услуги

«ИСД Консалтинг» Финансовое управление, обучение и рекрутинг, разработка и реализация проектов, продвижение товаров и услуг

АгроДониш Институциональное и оргразвитие, разработка модулей и программ по развитию сельского хозяйства

- 81 -

Нозимов Б., Шокиров Р.С. Современное состояние развития институциональной среды малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Ассоциация агробизнесменов Таджикистана Консультации по микрофинансированию, бизнеспланирование, профессиональное обучение, поставка сельскохозяйственных средств производства

«Агротехнология» Посреднические услуги по сельскому хозяйству (лизинг оборудования, техники), промышленность, сеть магазинов по распродаже запасных частей, научноисследовательские работы в области сельского хозяйства

«Бизнес консалтинг» Услуги по редакции бизнес-проектов, организация консультаций для субъектов малого бизнеса, разработка управленческих решений, планирование бюджета, обработка информации и др.

Основными причинами являются:

- избыточные административные барьеры при ведении бизнеса, которые проявляются в априорном восприятии предпринимательской деятельности властными структурами;

- увеличение оборота теневой экономики, что происходит из-за недоверия граждан к экономической политике государства.

Несмотря на наличие исторических традиций таджикского народа в организации малого предпринимательства, механизм поддержания порядка в секторе не соответствует предпринимательской культуре, присущей рыночной экономике. Такое положение связано с низкой эффективностью консолидации усилий предпринимателей в защите своих прав и интересов.

Репутация малого предпринимательства, которая характеризуется формой обратной связи с экономической системой республики, пока находится на низком уровне. Такая оценка исходит из анализа позиции малого предпринимательства на внутреннем рынке. Например, согласно проведенным нами опросам населения ряда городов и районов республики, более 75% опрошенных (3250 человек) считают, что малое предпринимательство пока не имеет достаточной репутации, чтобы внутренние потребители отдавали предпочтение покупке товаров и услуг субъектов малого предпринимательства.

Не отрицая достигнутых успехов в проведении экономических преобразований, нужно отметить, что пока в республике не сформирован механизм эффективной поддержки субъектов предпринимательства.

В частности, пока слабо действует политика протекционизма, для субъектов предпринимательства не созданы правовые и экономические основы для текущего, краткосрочного и долговременного приспособления к изменению экономической ситуации в республике и во всем мире. На наш взгляд, в ближайшей перспективе необходимо возведение политики протекционизма, и особенно аграрного, в ранг абсолютного приоритета экономической политики государства на весь период достижения стабильного развития.

Кроме того, недостаточной является плотность институциональной среды. Происходящее в последние годы усложнение взаимозависимости между хозяйствующими субъектами становится причиной возникновения противоречий при установлении норм и правил. Не отрицая трудностей, которые возникли при изменении типа общественного устройства, т.е. социально-экономической системы Таджикистана, необходимо отметить,

- 82 -

Nozimov B., Shokirov R. S. Contemporary State of Development in Reference to Institutional Milieu of Small Entrepreneurship in Tajikistan Republic

что именно институциональные противоречия становятся серьезным препятствием для развития рыночных отношений.

На наш взгляд, для организации малого предпринимательства и решения вышеуказанных проблем, необходимо разработать модель управления малым предпринимательством в республике с учётом изменения существующего. Именно изменения, рассчитанные не на самотек и инициативу отдельных индивидов, а на системный масштаб всей экономики республики на государственном и региональном уровне, может способствовать модернизации институциональной среды.

Изменения должны охватить прежде всего:

1. Формирование системы налогообложения, стимулирующего развитие предпринимательства.

2. Стабилизацию бюджетного и внебюджетного финансирования государственных программ поддержки малого предпринимательства.

3. Совершенствование механизмов кредитования и страхования рисков малых и средних субъектов предпринимательства (кредитные союзы, общества взаимного страхования и т. д.).

4. Повышение уровня профессионализма и создание условий для приобретения опыта, навыков ведения бизнеса.

5. Создание надежной системы социальной защиты и безопасности для предпринимателей.

6. Расширение доступа к информационной базе для разработки и претворения концепции ведения бизнеса.

В целом, анализируя развитие институциональной среды малого предпринимательства в республике, можно сделать вывод о том, что в республике пока не создан «институциональный каркас» малого предпринимательства, который гарантировал бы рыночные правила и процедуры успешного функционирования его субъектов. Инвестиционный климат, сложившийся в экономике республики в результате административных барьеров, препятствует выходу малого предпринимательства на рынки сбыта товаров и услуг. Нерешенной остается проблема обеспеченности малого бизнеса современными и перспективными технологиями. Структура и содержание налоговой системы в основном носит фискальный характер и не стимулирует субъекты малого бизнеса для повышения конкурентоспособности. В целом можно констатировать, что сложившаяся институциональная среда требует своевременной ликвидации институциональных проблем с целью создания реальных условий для развития малого бизнеса.

Список использованной литературы:

1. Бобоев Г.Г. Особенности становления постсоветского институционализма в Таджикистане // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, 2008. - №4 -С. 107-118.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. -М., 1984. - 200 с.

3. Каюмов Н.К., Назаров Т.Н., Рахимов Р.К. К вопросу о темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2002. -№2. - С. 23-38.

4. Комилов С.Д.. Азбука бизнеса. - Душанбе: ДДМТ - Диловар, 1999. - 261 с.

- 83 -

Нозимов Б., Шокиров Р.С. Современное состояние развития институциональной среды малого предпринимательства в Республике Таджикистан

5. Норт Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики. [электронный ресурс] www. wider.unu.edu/northpl.htm. (дата обращения:20.09.2015).

6. Назаров А.А. Региональные особенности формирования и развития предпринимательства //Вестник ТГУПБП, Худжанд, 2012. - №1. - С. 56-61.

7. Дереникьян К.А. Взаимодействие формальных и неформальных институтов в институционально-экономическом пространстве // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2009.-№1.-С. 98-105.

8. Исмаилова М.М. К вопросу преобразования отношений собственности и становление объектов рыночного хозяйства. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2007.- №2.- С. 34-35.

9. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2013.2 г. - 468 с.

Reference Literature:

1. Boboyev G.G. Features of Formation of Post-Soviet Institutionalism in Tajikistan//Economy of Tajikistan: Development Strategy. - Dushanbe, 2008. - #4 -pp.107 - 118.

2. Veblen T. Theory of Leisure Class. M., 1984. - 200pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kayumov N. K. Nazarov T.N., Rakhimov R. K. To the Issue of Economic Growth Rates under Transitional Economy Conditions of Tajikistan//Economy of Tajikistan: Development Strategy.

- Dushanbe, 2002. -# 2. - p 23-38.

4. Komilov S.D. ABCs of Business. - Dushanbe. "DDMT-Dilovar" 1999. - 261pp.

5. North D. Neoinstitutionalism Contribution into Comprehension Problems of Transitional Economy. www.wider.unu.edu/northpl.htm. 20.09.2015

6. Nazarov AA Regional Features of Formation and Development of Entrepreneurship // Bulletin of TSU PBP, Khujand, 2012, №1. - pp. 56 - 61.

7. Derenikyan K.A. Interaction of Formal and Informal Institutes in Institutional-Economic Space//Economy of Tajikistan: Development Strategy. - Dushanbe, 2009.-№1. - pp. 98 - 105.

8. Ismailova M. M. To the Issue of Transformation ofProperty Relations and Formation of Objects of Market Economy. Economy of Tajikistan: Development Strategy. 2007. -#2. -рр. 34-35.

9. Statistical Annual of the Republic of Tajikistan, Dushanbe, 2013. - 468 р.

- 84 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.