продукции, процессов и услуг. Дается алгоритм итеративного процесса оценки риска и уменьшения риска. Снижение риска до допустимого осуществляется разработкой безопасного в своей основе проекта; защитными устройствами и персональным защитным оборудованием; информацией по установке и применению; обучением.
С 01.07.03 г. в качестве международных стандартов стран СНГ приняты ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001 и ГОСТ ИСО/Т012100-2-002, устанавливающие требования к обеспечению безопасности оборудования и общие принципы конструирования.
Под мерами безопасности в этих документах подразумевается комбинация мер, которые применяют на стадии конструирования, и мер, которые должны быть предприняты потребителем на этапе эксплуатации.
Разработчик при всех обстоятельствах должен: четко определить область применения машин; идентифицировать опасность и оценить риск; устранить источники опасности или ограничить, насколько возможно, риск, связанный с их воздействием; предусмотреть применение защитных ограждений и / или предохранительных устройств в зависимости от величины остаточного риска; обеспечить информирование потребителя об остаточном риске. Также подчеркивается, что конструктивные меры предпочтительнее предпринимаемых потребителем на этапе эксплуатации машин и оборудования.
Следует отметить, что нормативно-правовая база обеспечения безопасности производственных процессов и оборудования нового поколения обязательно рассматривает вопросы экологичности (внедрение безотходной и малоотходной технологии, улавливание и очистка технологических и вентиляционных выбросов, очистка и обезвреживание промышленных стоков, своевременное удаление, обезвреживание и утилизация отходов производства).
Знание рассмотренных выше новых аспектов обеспечения безопасности и экологичности производственных процессов и оборудования, понимание тенденций развития и совершенствования методов защиты человека и природы в современном мире будет полезно не только преподавателям, ведущим дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», но и преподавателям, читающим специальные курсы для инженерных специальностей вуза.
А.В. Ляшук
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Информация является универсальным инструментом, без которого невозможен прогресс человечества, а также выступает как главный ресурс развития современного общества, одна из основных общечеловеческих и национальных ценностей.
В связи с бурными темпами развития информационной среды расширяются возможности скрытых информационно-психологических воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, а также на психические состояния людей [1]. Негативными информационно-психологическими воздействиями являются, прежде всего, манипулятивные воздействия на личность, на ее эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия [1].
Г.В. Грачев отмечает, что в наибольшей степени непосредственному воздействию информационной среды подвержена духовная сфера человека, деформация и
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
деструктивные изменения которой проявляются в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей и т.п. [2]. Воздействию, таким образом, подвергается отдельная личность (в данном случае понятие «личность» употребляется в общем виде в качестве синонимичного понятия человека как самостоятельного активного социального субъекта), а изменения в отдельной личности, в свою очередь, будут влиять на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни, в том числе политической и экономической.
В настоящее время много внимания уделяется проблеме системной (комплексной) безопасности, но, на наш взгляд, в данной области еще преобладает технико-инженерная проблематика, рассматривающая средства обеспечения безопасности.
Одной из попыток поиска путей системного анализа рассматриваемой проблемы и концентрации внимания не на технических и технологических, а на гуманитарных аспектах проблемы, является инициатива большого количества авторов (В.Е. Лепский, В.Д. Аносов, Г.В. Емельянов, С.П. Расторгуев и др.) сформировать понятие и проблематику информационно-психологической безопасности.
Безопасность личности - состояние защищенности ее жизненно важных интересов, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности [3, с.1]. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность [4].
Раскрыв понятие информационной безопасности личности, рассмотрим понятие «информационно-психологическая безопасность» личности. Информационнопсихологическую безопасность (ИПБ) можно определить как психологическую обеспеченность функционирования системы безопасности [5]. Однако такое определение не раскрывает сути понятия ИПБ, но лишь заостряет внимание на аспекте защиты и обеспечения безопасности с помощью психологических средств.
Качественно иное определение дает Г.В. Грачев. Он понимает ИПБ личности как состояние защищенности от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психические состояния и психологические характеристики, модифицировать поведение и ограничивать свободу выбора, приводит к необходимости переосмысления отношения к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия в современном обществе [6]. В данном определении подчеркивается тот факт, что при наличии ИПБ, человек как личность и активный социальный субъект, его психика находятся под защитой от непосредственных действий информационных факторов, которые способны, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывать дисфункциональное влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации.
Выделение ИПБ личности (в данном случае понятие личность употребляется в общем виде в качестве синонимичного понятия человека как самостоятельного активного социального субъекта) из общей проблематики информационной безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами [2]:
1. В связи с переходом к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличением масштабов и усложнением содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают.
2. Взаимодействие психики человека с информационной средой отличается качественной спецификой и не имеет адекватных аналогов в информационном взаимодействии других биологических структур, технических, социальных и социо-технических систем.
3. Основной и центральной «мишенью» информационного воздействия является человек, его психика. Именно от отдельных личностей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование социальных субъектов различного уровня сложности, любых общностей и социальных организаций - от малой группы до населения страны в целом.
Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает формирование соответствующей системы противодействия выделенным угрозам. В самом общем случае можно выделить три основные составляющие этой системы [7]: нормативно-правовую, организационную и технологическую.
Нормативно-правовая составляющая обеспечивает формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия угрозам информационно-психологической безопасности и механизмов их реализации.
Организационная составляющая системы обеспечения информационнопсихологической безопасности устанавливает функциональную структуру общественных организаций и государственных органов, занимающихся реализацией правовых норм в данной области, и отношения между ними, а также между этими организациями и органами, с одной стороны, и гражданином - с другой.
Технологическая составляющая рассматриваемой системы обеспечивает возможность свободного и безопасного информационного обмена между гражданами, членами групп и групповых ассоциаций и предотвращения противоправного информационного воздействия на них.
Таким образом, проблема информационно-психологической безопасности личности, ее психологической защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности // Дипломатический ежегодник-2002. Сборник статей. Колл. авторов. - М.: Научная книга, 2003. - С.233-248.
2. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Изд-во РАГС, 1998.
3. Закон РФ «О безопасности» // Ведомости Съезда Народных Депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, №15, ст.779.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // http: //jurfak.spb.ru/conference/18102000/doctrina.htm.
5. Петренко А.И. Актуальные вопросы обеспечения информационно-психологической безопасности системы социально-политических отношений современного информационного общества // http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines /VestnikSF/2004/vestniksf231-11/vestniksf231-11090.htm.
6. Грачев Г. В. Нужна ли лидеру психологическая защита? // Акмеология. -2002.- №1(2). - С.76-79.
7. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. - Вып.3. - 1999. - С.47-51.