ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кунин Е. И., Арсенькина Л. С. Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193049.htm.
ART 193049 DOI 10.24411/2304-120X-2019-13049 УДК 347.751:004.738.5
Кунин Евгений Игоревич,
студент ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва kei97@bk.ru
Арсенькина Любовь Сергеевна,
ассистент кафедры юриспруденции, интеллектуальной собственности и судебной экспертизы ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва als-bmstu@yandex.ru
Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных вопросов, связанных с регулированием торговли в сети Интернет. Анализируется определение и правовой статус интернет-магазина. Рассматриваются основные ограничения при продаже товаров онлайн. Исследуется соотношение средств и методов продажи товаров в социальных сетях с требованиями законодательства Российской Федерации. Ключевые слова: торговля в сети Интернет, интернет-магазин, дистанционный способ продажи, правовое регулирование в сфере информационных технологий. Раздел: 12.00.00 Юридические науки.
Ведущей тенденцией мирового цивилизационного процесса в настоящее время является формирование глобального информационного общества, характеризующегося высоким уровнем развития телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием, ростом роли информации и знаний в жизни общества, увеличением объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационных продуктов и услуг, формированием глобального информационно-коммуникационного пространства [1]. С утверждением в 2017 г. программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа), одной из главных целей которой является создание системы для развития высокотехнологичных бизнесов, вновь актуальны правовые вопросы, связанные с созданием и развитием интернет-торговли. В разделе «II. Социально-экономические условия принятия Программы» сказано, что в настоящее время в Российской Федерации урегулировано большинство вопросов, которые возникают в различных сферах жизни, связанных с сетью Интернет и информацией в целом. Однако даже авторы Программы утверждают, что все же существующая правовая регламентация имеет недостатки и находится в стадии формирования.
Большая часть сфер жизнедеятельности человека в настоящее время не остается без внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, и сфера торговли в частности. Широкое распространение получили интернет-магазины, мировые виртуальные торговые площадки, интернет-аукционы и так далее. В Программе приводятся данные о том, что в 2016 г. доля граждан страны, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, составила около 19 процентов. Также сообщается о том, что растет спрос на «облачные» услуги. В 2018 г. оборот интернет-торговли, несмотря на падение покупательской способности населения, составил 1.8 трлн рублей [2]. Количество совершаемых покупок в розничном сегменте неуклонно растет [3]. Это связано как с увеличением количества пользователей (по различным оценкам, в России около 110 млн человек используют Интернет), так и с улучшением качества обслуживания в сфере связи.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кунин Е. И., Арсенькина Л. С. Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193049.htm.
По данным соцопроса фонда «Общественное мнение», в 2015 г. Интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались 78 млн человек старше 18 лет. Согласно исследованию консалтинговой компании IDC, продолжается рост российского рынка компьютеров. Как отмечает менеджер программы исследований рынка мобильных устройств IDC в России, акцент у потребителей смещается сейчас в пользу переносной электроники, такой как смартфоны, планшеты и ноутбуки. Спрос на стационарные компьютеры высок в корпоративной сфере и среди пользователей, для которых производительность важнее мобильности.
Существует множество статистических исследований, в которых рассматривается розничная онлайн-торговля в России. Согласно подсчетам Яндекс.Маркета и компании GfK Rus, проведенным в декабре 2015 г., количество покупок из Китая значительно выросло [4]. Несмотря на это интерес к отечественным площадкам остается стабильно высоким. Российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы. В них делают заказы больше 90% покупателей.
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации в 2015 г. опубликовал статьи, рассматривающие статистические аспекты электронной коммерции. Центром сообщается, что за проанализированный ими период (2013 г.) большинство покупок было совершено в сегментах: электроника, одежда и обувь, автозапчасти. При этом красной линией проходит утверждение того факта, что рост торговли с помощью сети Интернет неуклонно возрастает. И именно поэтому растет интерес к созданию механизма регулирования (Центр приводит следующий пример: рост поставок из зарубежных торговых площадок привел к ограничению беспошлинной торговли). Мы полностью согласны с выводом, содержащимся в «Бюллетене о развитии конкуренции № 8», о том, что развитие интернет-торговли способствует усилению конкуренции, тем самым увеличивая «выигрыш» потребителя.
Мы считаем, что важно не только изучить активность покупателей в сфере интернет-торговли, но и рассмотреть, насколько активны в этой сфере сами предприниматели. Исследование статистики ключевых слов на wordstat.yandex.ru показало, что за февраль 2019 г. было совершено около 35 тысяч запросов по словам «открыть интернет-магазин». При этом набирают популярность запросы, связанные с открытием магазина «с нуля» и с открытием магазина в социальной сети.
Рассмотрение основ правового регулирование в сфере интернет-торговли невозможно без определения терминов. Так, «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» содержит дефиниции основных слов и понятий. Важность термина «интернет-магазин», представленного в ГОСТ, состоит в указании сети Интернет как средства информирования покупателя о приобретаемом им товаре, способе оплате и доставки, а также как средства взаимодействия (общения) между покупателем и продавцом.
Отношения, складывающиеся в рамках интернет-торговли, регулируются в первую очередь Гражданским кодексом Российской Федерации. Статьи 492-505 ГК РФ содержат положения, касающиеся розничной купли-продажи [5]. Особое внимание стоит уделить статье 497 ГК РФ «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара». Важно понимать, что договор купли-продажи заключается с покупателем, который имеет представление о приобретаемом им товаре благодаря способу, который исключает непосредственное ознакомление с ним. К таким способам относятся как проспекты, буклеты и журналы, так и «средства связи», то есть сеть Интернет [6].
Интернет-магазин информирует покупателей посредством сайта информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». «Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кунин Е. И., Арсенькина Л. С. Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193049.htm.
информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" [7]». Определения терминов «сайт», «страница сайта», «доменное имя» и «сетевой адрес» содержатся в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Рассматриваемый закон указывает на внесение в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет"» сайтов, содержащих предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции.
На покупки, совершенные онлайн, распространяется и действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товара» содержит права и обязанности сторон (Продавца и Потребителя») в рамках интернет-торговли. Основное правило, действующее в отношении товаров, приобретенных онлайн, - это право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю, а отказаться от заказа можно в любое время до момента доставки. Также стоит отметить, что продавец обязан предложить различные варианты по доставке товара до покупателя [8].
Исчерпывающая информация о возвратах, отказе от покупки, а также юридическая информация о самом интернет-магазине находится на его сайте. Чаще всего такие разделы называются «Юридическая информация», «О компании», «Оферта» или «Публичная оферта». Они содержат информацию об организационно-правовой форме хозяйствующего субъекта, в них указывается контактная информация, определяются условия формирования заказа, оплаты и доставки товара и, что самое главное, описываются права и обязанности сторон. Отсутствие подобной информации должно насторожить потребителя.
В рамках интернет-торговли также действует Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Сторонами, согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, являются покупатель и продавец. Стоит отметить, что под продажей понимается реализация товара по договору розничной купли-продажи [9]. При этом продавец не может быть физическим лицом. А покупатель - это обязательно гражданин, покупающий товар исключительно для личного пользования. Эти определения являются логичным продолжением статьи 492 ГК РФ, рассмотренной ранее.
Нововведением в сфере интернет-торговли стало активное использование социальных сетей не только как площадки для рекламы, но и непосредственно в качестве места для размещения информации о товаре. Сервис «Товары», введённый в социальной сети «ВКонтакте», упрощает процесс визуализации продаваемого продукта. Создание сообщества в социальной сети, в отличие от поддержания сайта, не требует материальных вложений. На практике предприниматели, желая охватить максимальную аудиторию, создают и сайт, и страницы в различных социальных сетях. Плюсы для продавца очевидны: он получает дополнительную площадку для реализации товара, а также возможность обратной связи с покупателем. Эти возможности активно используются маркетинговыми и РК-отделами компаний.
Покупателю следует быть внимательным при приобретении товара через сеть «Интернет». Перед покупкой необходимо изучить характеристики товара, получить достаточную информацию о продавце. В случае приобретения товара через социальные сети с помощью сообществ, позиционирующих себя как магазины, важным моментом является организационно-правовая форма продавца. Зачастую «продавцы» не регистрируют себя в качестве индивидуальных предпринимателей, не создают юридическое лицо, а значит,
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кунин Е. И., Арсенькина Л. С. Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193049.htm.
договор купли-продажи будет заключен между физическими лицами. В таком случае на него не будет распространяться ни Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ни Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Вернуть или заменить товар (при желании покупателя) будет невозможно.
На интернет-магазин как на сайт в сети «Интернет» распространяется влияние вышерассмотренного Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Указанный источник определяет виды информации, распространение которой (размещение на сайтах в сети «Интернет») запрещено на территории Российской Федерации. К ней относятся:
1) Материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних <...>.
2) Информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств <...>.
3) В) Информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
4) Информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами.
5) Информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи.
6) Информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции <...>.
Магазины, специализирующиеся на продаже алкогольной продукции, на своих сайтах в разделе, содержащем юридическую информацию, указывают, что сайт не является интернет-магазином, а является лишь сайтом продавца, имеющего розничный магазин. Специализация таких сайтов - информирование клиентов о продукте, его стоимости, цене, характеристиках, а также создание системы бронирования для возможности забрать товар в «офлайн»-магазине. Поэтому покупателю стоит насторожиться, если в интернет-магазине он может приобрести алкогольную продукцию и оформить доставку до требуемого адреса. Это противоречит нормам, описанным в «Правилах продажи товаров дистанционным способом», а сам товар может оказаться ненадлежащего качества.
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Указание на недопустимость продажи товаров, реализация которых запрещена или ограничена, приведено в Указе Президента РФ от 22.02.1992 № 179 (ред. от 30.12.2000) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». В случае реализации такого товара продавец несет административную или уголовную ответственность [10].
Статья 138.1 «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» УК РФ подразумевает ответственность за незаконное производство, приобретение и сбыт таких устройств [11 ]. Существует ряд прецедентов, связанных с приобретением в интернет-магазинах устройств, характеристики которых позволяют отнести их к специальным средствам аудио- и видеофиксации. Несмотря на то что покупатели не имели преступного умысла, они де-юре и де-факто попадали под диспозицию уголовной статьи. Законодательство не содержит определения
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кунин Е. И., Арсенькина Л. С. Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193049.htm.
«специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации», уже планируется ряд изменений в УК РФ для предотвращения казусных ситуаций.
Помимо всего вышеизложенного необходимо обратить внимание на возможность и целесообразность защиты интернет-магазина (его сайта) с точки зрения интеллектуальной собственности.
Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует вопросы, связанные с охраной результатов интеллектуальной деятельности граждан -интеллектуальной собственности. В соответствии со статьей 1225 «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» Гражданского кодекса Российской Федерации «результатами интеллектуальной деятельности <...>, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы и др. По мнению авторов книги «Интернет-сайт как элемент системы интеллектуальной собственности», сайт в сети «Интернет» может охраняться в качестве программы для ЭВМ, дизайнерского решения, составного произведения и базы данных, в качестве запатентованного решения [12].
К примеру, рассмотрим охрану сайта в сети «Интернет». Исходя из содержания статьи 1261 «Программы для ЭВМ», под программой для ЭВМ понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Если рассматривать сайт в сети «Интернет» как совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных устройств, исходя из содержания вышеупомянутых статей, его можно рассматривать как результат интеллектуальной деятельности, который будет охраняться как объект авторского права - программа для ЭВМ.
Обычно программное обеспечение и алгоритмы охраняются именно с помощью механизмов защиты авторского права. Правовая охрана объектов авторского права начинается с момента создания произведения и не требует официального подтверждения и дополнительной регистрации. Помимо этого автор пользуется достаточно длительной охраной результата интеллектуальной деятельности, которая по общему правилу продолжается в течение жизни автора плюс 70 лет после его смерти. В отличие от других объектов авторского права, программное обеспечение можно зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте), который осуществляет официальную государственную регистрацию программ и баз данных, и получить свидетельство о регистрации. Недостаток такой процедуры, на первый взгляд схожей с процедурой патентования, состоит в том, что наличие свидетельства на программу для ЭВМ не предоставляет никаких дополнительных прав.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует перечень нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в рамках интернет-торговли. Законодатель устанавливает правила и обязанности как для продавца, так и покупателя. За невыполнение некоторых из них предусмотрена уголовная или административная ответственность. Заказывая товар через Интернет, покупатель должен быть внимательным, так как есть вероятность приобретения товара ненадлежащего качества. Однако существуют механизмы защиты покупателем своих прав, которые доступно изложены в нормативных правовых актах.
В статье были рассмотрены статистические данные из различных источников:
- Программа «Цифровая экономика РФ».
- Статьи Яндекс.Маркета и компании GfK Rus.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кунин Е. И., Арсенькина Л. С. Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193049.htm.
Аналитические исследования IDC Russia.
Научно-исследовательские работы Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
- Авторское исследование статистики ключевых слов на wordstat.yandex.ru за февраль 2019 г.
Без преувеличения, во всех источниках отмечается тот факт, что резко возросло количество пользователей сети Интернет. Приводится статистика, подтверждающая увеличение количества покупок как в зарубежных, так и отечественных интернет-магазинах.
Говоря о правовом регулировании функционирования интернет-магазина, стоит отметить важность следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. (ред. от 01.04.2019).
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей».
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
- Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 (ред. от 30.12.2000) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
Безусловно, в Российской Федерации сформирована база правового регулирования, однако все еще существуют неурегулированные спорные положения, сложность которых обусловлена недостаточным осмыслением положений компьютеризации и цифровизации. На решение этих задач направлены «векторы развития», указанные в программе «Цифровая экономика».
Создание интернет-магазинов, развитие в сфере электронной коммерции дает возможность снижения затрат, увеличения количества покупателей для компаний. Покупатели получают большой ассортимент товаров, возможность покупать на зарубежных площадках. Однако не стоит забывать, что развитие интернет-торговли напрямую зависит от покупательской способности граждан, что в очередной раз подтверждает тезис о взаимосвязи всех сфер общественной жизни.
Ссылки на источники
1. Арсенькина Л. С., Буренина В. И. Использование технических средств обучения как фактор эффективности освоения образовательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 8. - С. 5.
2. Оборот российской интернет-торговли превысил триллион рублей. - URL: https://www.vedomosti.m/busmess/artides/2018/04/04/755812-mtemet-torgovli-triNion.
3. Задорожная Л. И., Каприлянц С. Ю. Анализ сферы продаж электронной коммерции // Новые технологии. - 2012. - № 2. - С. 147.
4. Развитие розничной онлайн-торговли в России. - URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_market_gfk.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 29 янв. - Ст. 410.
6. Там же.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 15 янв. - Ст. 140.
9. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Российская газета. - 2007. - 03 окт.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кунин Е. И., Арсенькина Л. С. Современное состояние правового регулирования в сфере интернет-торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 7 (июль). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/193049.htm.
10. Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 (ред. от 30.12.2000) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // Российская газета. - 1992. - 16 марта.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 17 июня. - Ст. 2954.
12. Кравченко А. А., Коробец Б. Н., Амелина К. Е. Интернет-сайт как элемент системы интеллектуальной собственности. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. - С. 3.
Evgeniy Kunin,
Student, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman, Moscow
kei97@bk.ru
Lyubov Arsenkina,
Assistant, Jurisprudence, Intellectual Property and Forensic Examination Chair, Moscow State Technical Uni-
versify named after N.E. Bauman, Moscow
als-bmstu@yandex.ru
Present situation with legal regulation of Internet commerce
Abstract. The article is devoted to the main issues related to the regulation of trade on the Internet. The definition and legal status of an online store are analyzed. The main limitations are considered when selling goods online. The authors investigate the ratio of means and methods of selling goods in social networks with the requirements of the legislation of the Russian Federation.
Key words: Internet commerce, online store, remote method of selling, legal regulation in the field of information technology. References
1. Arsen'kina, L. S. & Burenina, V. I. (2017). "Ispol'zovanie tekhnicheskih sredstv obucheniya kak faktor effektivnosti osvoeniya obrazovatel'nogo processa", Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obra-zovaniya, № 8, p. 5 (in Russian).
2. Oborot rossijskoj internet-torgovli prevysil trillion rublej. Available at: https://www.vedomosti.ru/busi-ness/articles/2018/04/04/755812-internet-torgovli-trillion (in Russian).
3. Zadorozhnaya, L. I. & Kaprilyanc, S. Yu. (2012). "Analiz sfery prodazh elektronnoj kommercii", Novye tekhnologii, № 2, p. 147 (in Russian).
4. Razvitie roznichnoj onlajn-torgovli v Rossii. Available at: https://yandex.ru/company/re-searches/2016/ya_market_gfk (in Russian).
5. (1996). "Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 № 14-FZ", Sobranie zakonodatel'stva RF, 29 yanv., st. 410 (in Russian).
6. Ibid.
7. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ "Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPlyus" (in Russian).
8. (1996). "Zakon RF ot 07.02.1992 № 2300-1 (red. ot 18.03.2019) "O zashchite prav potrebitelej", Sobranie zakonodatel'stva RF, 15 yanv., st. 140 (in Russian).
9. (2007). "Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.09.2007 № 612 (red. ot 04.10.2012) "Ob utverzhdenii Pravil prodazhi tovarov distancionnym sposobom", Rossijskaya gazeta, 03 okt. (in Russian).
10. (1992). "Ukaz Prezidenta RF ot 22.02.1992 № 179 (red. ot 30.12.2000) "O vidah produkcii (rabot, uslug) i othodov proizvodstva, svobodnaya realizaciya kotoryh zapreshchena", Rossijskaya gazeta, 16 marta (in Russian).
11. (1996). "Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 01.04.2019)", Sobranie zakonodatel'stva RF, 17 iyunya, st. 2954 (in Russian).
12. Kravchenko, A. A., Korobec, B. N. & Amelina, K. E. (2015). Internet-sajt kak element sistemy intel-lektual'noj sobstvennosti, Izd-vo MGTU im. N. E. Baumana, Moscow, p. 3 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 22.05.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.06.19
Принята к публикации Accepted for publication 18.06.19 Опубликована Published 26.07.19
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Кунин Е. И., Арсенькина Л. С., 2019