УДК 342
ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10385
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОНГОЛИИ
Бужинлхам БАТМУНХ, адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка ЦКШУ Академии управления МВД России E-mail: bube6668b@gmail.com
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье проводится анализ современного состояния правового регулирования деятельности полиции общественной безопасности Монголии, исследуется понятие общественной безопасности, а также сферы действия полиции общественной безопасности, которая базируется на дефиниции «безопасность». Изучается проблематика реформирования как общего сектора безопасности в стране, так и конкретно регламентации полиции в данной сфере, исследуются общие вопросы правового содержания деятельности полиции общественной безопасности.
Ключевые слова: полиция общественной безопасности, общественная безопасность, безопасность, полиция, законодательство, Монголия, реформирование, правоохранительные органы, административные правонарушения, сектор безопасности.
Annotation. The article analyzes the current state of legal regulation of the public security police in Mongolia, studies the concept of public security, as well as the scope of the public security police, which is based on the definition of "security". The problems of reforming both the general security sector in the country and specifically the police regulation in this area are being studied, and general issues of the legal content of the public safety police are investigated.
Keywords: public security police, public safety, security, police, legislation, Mongolia, reforming, law enforcement agencies, administrative offenses, security sector.
Научный руководитель: А.М. Воронов, профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка ЦКШУ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор
Рецензент: Н.Н. Пестов, доцент кафедры управления деятельностью подразделений
обеспечения охраны общественного порядка ЦКШУ Академии управления МВД России,
кандидат юридических наук
Для любого демократического государства, обязанностью которого является обеспечение безопасности, защита конституционных институтов, поддержание общественного порядка и защита общественной безопасности, реформа сферы безопасности имеет не менее важное значение, чем социально-экономические преобразования. Чрезвычайно важное значение имеет предоставление эффективных и действенных услуг в области безо-
пасности и правосудия учреждениями сектора безопасности в рамках демократического управления без дискриминации и при полном уважении прав человека и законности1.
С 1990-х годов в Республике Монголия были предприняты существенные шаги по реформированию правоохранительных органов, однако экспертная оценка и анализ процесса реформ и его результатов свидетельствуют о том, что они остаются недостаточными. Не только обще-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
ственность не понимает целей реформ, но и директивные органы не обладают всеобъемлющей информацией о результатах реформы и планах реформирования.
Реализация мер общественной безопасности является неотъемлемой частью деятельности по обеспечению национальной безопасности Республики Монголии. Данные меры обладают своими специфическими особенностями, которые обусловлены историческими, политическими, правовыми и иными внутренними и внешними факторами.
Современная парадигма общественной безопасности недостаточно освещена в юридической литературе Монголии. Поэтому повышенного внимания в данном контексте требует анализ современного состояния правового регулирования деятельности полиции общественной безопасности Монголии.
Статья 11 Конституции Монголии гласит, что обязанностью государства является обеспечение независимости страны и национальной безопасности.
В 1994 г. в Монголии была принята Первая Концепция национальной безопасности.
В 2010 г. Великий Государственный Хурал (парламент) принял новую Концепцию национальной безопасности, которая определила основные компоненты национальной безопасности2.
На современном этапе развития первостепенное значение имеет обеспечение преемственности политики национальной безопасности путем ее модернизации и обновления посредством проведения комплексных исследований и изысканий, выявления возможных рисков, вызовов и угроз, а также разработки мер по их устранению.
Развитие Монголии как демократического правового государства неразделимо сопряжено с совершенствованием механизма ее правоохранительных органов, и прежде всего органов полиции. Достигнутые в данной сфере результаты наглядно свидетельствуют о степени признания государством незыблемости прав человека и состоянии обеспокоенности руководства страны проблемой безопасности граждан3.
Тем не менее четко прослеживаются проблемы правовой регламентации деятельности полиции общественной безопасности Монголии, которая тесно связана с формированием в стране новой системы правовой защиты граждан в целом.
В 1998 г. Великим Государственным Хуралом (парламентом) была утверждена Програм-
ма судебной реформы Монголии, в которую была включена реформа полиции, призванная осуществлять меры по улучшению результатов деятельности по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка, реформировать организацию полиции, а также процедуру расследования преступлений, укрепить материально-техническое и кадровое обеспечение полиции.
С введением в действие Закона «О полиции»4 были достигнуты значительные улучшения в плане перестройки полицейского ведомства, реорганизации, развития людских ресурсов и материально-технического снабжения, а также наращивания оперативного потенциала в борьбе с преступностью и поддержании порядка и общественной безопасности.
Данный комплекс вопросов охватывает всю область обеспечения общественной безопасности, как это определено в Законе «О полиции» Монголии.
Полиция осуществляет следующие права в рамках своих обязанностей по охране общественного порядка:
■ получение или регистрация информации, проверка и контроль нарушений закона, а также предоставление информации органу, должностному лицу; контроль за исправной работой видео-, аудиовизуальных и других инструментов, находящихся на улицах, площадях и в других общественных местах;
■ обеспечение соблюдения Закона «О безопасности дорожного движения»;
■ организация профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних;
■ вопросы семейного насилия;
■ контроль договорной и частной охранной деятельности и обеспечение соблюдения соответствующих законов и правил;
■ осуществление защиты, информирование и обучение граждан и юридических лиц в целях предупреждения нарушений общественной безопасности, а также причин и условий совершения преступлений, выявленных в ходе выполнения правовых обязательств;
■ обеспечение надлежащей защиты и испол-
нения норм законодательства.
Важнейшее значение для обеспечения общественной безопасности имеет «Закон о правонарушениях» Монголии, содержащий основной
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
перечень противоправных деяний (правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие; правонарушения, посягающие на общественную нравственность)5.
Важнейшим законодательным актом в сфере безопасности на территории Монголии следует также считать Закон «О предупреждении преступлений», согласно ст. 5 которого основными направлениями предупреждения преступлений являются:
■ сбор информации о преступности, исследование и анализ, определение причин и условий;
■ устранение причин преступности, разработка мер социального, экономического и правового характера;
■ осуществление административного контроля в соответствии с законом;
■ информирование граждан, их стимулирование и обучение6.
Первостепенной задачей Департамента полиции Монголии является обеспечение общественной безопасности и общественного порядка.
В 2018 г. для эффективной реализации правового обеспечения полиции общественной безопасности потребовался ряд уникальных инноваций.
Закон «О полиции» был обновлен, и сегодня более 30 статей Закона касаются регулирования общественной безопасности.
В начале 2019 г. была проведена реформа руководства страны по процедурам и штатному расписанию общественного порядка, создана единая база данных по охране общественного порядка, предложений по разработке и внедрению правил по обеспечению общественной безопасности среди соответствующих органов.
В разработке находится и проект по совершенствованию юридических познаний сотрудников полиции общественной безопасности, развитию общего понимания законов и правил, разработке руководства и рекомендаций по противодействию преступности в области общественной безопасности7.
Проводятся многоплановые кампании против нарушений общественной безопасности.
Например, в Сонгинохайрханском районе, являющимся одним из крупнейших районов столицы Монголии, в трех основных отделениях
полиции была проведена программа по повышению эффективности обеспечение общественной безопасности. Основная составляющая программы заключалась в вовлечении общественности в борьбу с преступностью и охрану общественного порядка.
В частности, команда районного патруля успешно выполнила все мероприятия и проекты по защите детей по приказу губернатора округа. Количество преступлений в данном районе сократилось на 4,8% в 2018 г., а уровень раскрытия вырос до 40,8%8.
По результатам актуализирована важность расширения участия граждан в противодействии правонарушениям, а также необходимость внедрения видеонаблюдения в жилом секторе, что только улучшит условия жизни, потому что трудно переоценить роль камер слежения в предупреждении и раскрытии правонарушений.
Департамент полиции в провинции Дорнод провел свой оперативный план по реализации целей, поставленных в 2018 г., для удовлетворения требований общественной безопасности и защиты государственной политики общества от преступности. При этом основное внимание было сосредоточено на снижении преступности и выявлении бытовых конфликтов.
Аналитическая группа провела еженедельное обследование преступности и разработала программный документ, содержащий информацию об аймаках и местных органах власти, а также о борьбе с преступностью. Совет также подписал соглашение с судами аймака, со средствами массовой информации и организациями, выполняющими основные функции, в целях содействия их работе и информатизации общественности, предупреждения преступности, краж, обеспечения безопасности скота, а также регламентации ответственности в отношении новых и утвержденных нарушений.
Общественная безопасность абсолютно неосуществима без поддержки населения. Другими важными вопросами могут стать реализация мероприятий правительства по контролю за деятельностью полиции общественной безопасности.
Можно сделать вывод, что правовое регулирование деятельности полиции общественной безопасности Монголии реформируется и трансформируется в соответствии с политическими, социальными и экономическими преобразованиями республики, а также с учетом детерминированности преступности.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
Дальнейшее укрепление и эффективное развитие профессиональной деятельности полиции общественной безопасности обусловлено такими факторами, как: разработка политики в области людских ресурсов; укрепление кадрового потенциала; управление деятельностью полиции; совершенствование методов предупреждения и выявления преступности; поддержание общественного порядка и общественной безопасности; внедрение новаторских методов, а также современных технологий связи и наблюдения и, наконец, укрепление партнерства.
С нашей точки зрения, еще одним аспектом, который необходимо учитывать и изучать, является развитие аксиологического потенциала и правовой культуры сотрудников полиции общественной безопасности.
1 Пурэв Б. Монгол Улсын Засгийн Газрын дэргэд эх цаг-даагийн байгууллага. Улаанбаатар, 2016. С. 52.
2 Об утверждении Концепции национальной безопасности Монголии: Постановление Великого Государственного Хурала Монголии № 48 от 15.08.2010 г. // URL:http://www.nsc.gov.mn/sites/default/files.pdf (Дата обращения: 12.02.2019)
3 Munkhbold J. Police reform: lessons and future tendencies // Security Sector Governance in Mongolia, Almanac, 2017. // URL: https://dcaf.ch/security-sector-reform-and-governance-mongolia-almanac-2017 (Дата обращения: 12.04.2019)
4 О полиции: Закон Республики Монголии от 09.02. 2017 г. // https://www.legalinfo.mn/law/details/12469. (Дата обращения: 28.03.2019)
5 О правонарушениях: Закон Республики Монголии от 11.05.2017 г. // https://www.legalinfo.mn/law/details/ 12695. (Дата обращения: 28.03.2019)
6 О предупреждении преступлений: Закон Республики Монголии от 05.12.1997 г. // https://www.legalinfo.mn (Дата обращения: 30.03.2019)
7 Munkhbold J. Police reform...
8 Отчет о преступности и безопасности Монголии за 2018 г. // http://police.gov.mn/as/static (Дата обращения: 12.04.2019)
Библиографический список
1. О полиции: Закон Республики Монголии от 09.02.2017 г. // https://www.legalinfo.mn/law/ details/12469 (Дата обращения: 28.03.2019)
2. О правонарушениях: Закон Республики Монголии от 11.05.2017 г. // https:// www.legalinfo.mn/law/details/12695. (Дата обращения: 28.03.2019)
3. О предупреждении преступлений: Закон Республики Монголии от 05.12.1997 г. // https:// www.legalinfo.mn (Дата обращения: 30.03.2019)
4. Об утверждении Концепции национальной безопасности Монголии: Постановление Великого Государственного Хурала Монголии № 48 от 15.08.2010 г. // URL:http://www. nsc.gov.mn/sites/default/files.pdf (Дата обращения: 12.02.2019)
5. Ганмягмар Б.-Э. Комплексное предупреждение преступлений, совершаемых в общественных местах в городах Монголии: Дис. ... канд. юрид. наук, Омск, 2018.
6. Отчет о преступности и безопасности Монголии за 2018 г. // http://police.gov.mn/as/ static (Дата обращения: 12.04.2019)
7. Пурэв Б. Монгол Улсын Засгийн Газрын дэргэд эх цагдаагийн байгууллага. Улаанбаатар, 2016.
8. Munkhbold J. Police reform: lessons and future tendencies // Security Sector Governance in Mongolia, Almanac, 2017. // URL: https://dcaf.ch/ security-sector-reform-and-governance-mongolia-almanac-2017 (Дата обращения: 12.04.2019)
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019