Обзорные статьи
УДК 663.4 й01: 10.14529/^^60201
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
Ю.И. Кретова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Проведен анализ состояния производства и потребления пивоваренной продукции в России. Установлено, что в настоящее время в России, несмотря на сложные экономические условия, динамично развивается ряд отраслей пищевой промышленности, в том числе производство напитков. В индустрии напитков наблюдается устойчивая тенденция их роста производства и потребления с пониженным содержанием алкоголя, большая доля таких напитков приходится на пиво. Особенностью пивоваренной промышленности России на сегодняшний день является то, что в ней наблюдается устойчивое развитие не только известных пивоваренных компаний, но и значительный рост молодых независимых мини-пивоварен, которые предлагают широкий ассортимент пивоваренной продукции. Одними из крупнейших компаний являются ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Пивоварня «Москва-Эфес» (г. Москва), ЗАО «Клинский пивокомбинат» (г. Клин, Московская область), «Очаково» (г. Москва), продукция которых широко представлена в торговой сети города Челябинска. Исследования потребительского рынка показали, что основные виды пивоваренной продукции - это пиво и пивные напитки, причем пиво занимает лидирующие позиции, поскольку на его долю приходится более 90 %. Самыми популярными типами являются светлое и темное пиво, их соотношение в структуре ассортимента составляет 4:1, полутемное пиво встречается крайне редко. Одна из крупнейших сетей алкогольных напитков, имеющая 22 магазина только в городе Челябинске и Челябинской области, «МАВТ», в которой проводилось исследование, учитывает тенденции развития пивоваренной отрасли и предлагает достаточно широкий ассортимент продукции, который насчитывает более трех тысяч наименований товаров на сегодняшний день.
Ключевые слова: пиво, пивоваренная продукция, потребитель, торговая фирма «МАВТ», спрос.
На сегодняшний день пивоваренная промышленность России — одна из наиболее стабильно развивающихся отраслей народного хозяйства, в которой наблюдается устойчивый рост независимых мини-пивоварен1 [2, 5].
Каждая пивоваренная компания, стремящаяся занять лидирующие позиции, предлагает потребителям широкий ассортимент своей продукции. Вместе с тем на российском рынке активно работают и конкурируют между собой такие крупнейшие компании, как ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (город Санкт-Петербург), ЗАО «Пивоварня «Москва-Эфес» (г. Москва), ЗАО «Клинский пивоком-бинат» (г. Клин, Московская область), «Очаково» (г. Москва)2 [2, 5].
1 Пиво [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр8://га."тк1ре(11а.о^/№1к1/Пиво. Новости пивной индустрии / http://www.mir-piva.ru/ beernews
2 Там же.
На рис. 1 представлена динамика их производства и продаж в период 2013-2014 гг. (%).
В 2014 году рынок пива снизился на 6,8 %, данная динамика продолжается уже в течение семи лет, и, по данным Росстата, за период с 2008 по 2014 годы рынок пива в России сократился более чем на 30 %. На падение рынка повлияло ухудшение общей макроэкономической ситуации и рост инфляции, особенно во втором полугодии, что оказало негативное воздействие на покупательную способность потребителей в отношении категории пива. Кроме этого, существенное влияние на рынок оказывают усилившиеся законодательные ограничения, такие как непропорционально увеличившаяся налоговая нагрузка и запрет продажи пива в нестационарных торговых точках3 [5].
3 Федеральный закон Российской Федерации «Технический регламент на пивоваренную продукцию». Проект № 189885-5 во втором чтении. Новости пивной индустрии / http://www.mir-piva.ru/beernews
40 30 20 10 0
£
/ ^ £
2013
2014 год
Рис. 1. Доля ведущих производителей пива на российском рынке и динамика их производства и продаж (%)
Перечисленные факторы отразились на деятельности таких ведущих игроков рынка, как АВ 1пБеу и «Балтика». Первый приостановил деятельность заводов в Перми, Ангарске, Efes - в Москве, Ростове-на-Дону; второй принял решение о закрытии филиалов в Челябинске и Красноярске с 30 апреля 2015 года4 [2, 5, 6, 7].
Несмотря на это пивоваренная продукция очень широко представлена на потребительском рынке, о чем свидетельствуют данные нашего исследования.
Необходимо отметить, что согласно требованиям Федерального закона «Технический регламент на пивоваренную продукцию» пивоваренной продукцией считается пищевая продукция, которая произведена из пивоваренного сырья и пива5.
Однако в проекте Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ТС 201_/00) говорится, что пивоваренная продукция — это алкогольная продукция, которая произведена из пивоваренного сырья и (или) пива6.
Таким образом, получаем следующую формулу пивоваренной продукции (рис. 2).
Кроме этого, проектом Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ТС 201_/00)
Пиво [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиво.
Новости пивной индустрии / http://www.mir-piva.ru/beernews
5 Федеральный закон Российской Федерации «Технический регламент на пивоваренную продукцию». Проект № 189885-5 во втором чтении.
6 Технический регламент Таможенного Союза «О безо-
пасности алкогольной продукции» (проект).
предусматривается всего 3 категории пивоваренной продукции, вместе с тем, проект ФЗ «Технический регламент на пивоваренную продукцию» разделяет пивоваренную продукцию на 6 видов (рис. 3).
На сегодняшний день напитками, изготавливаемыми на основе пива, считается алкогольная продукция, которая произведена из пива или солода, зернопродуктов, сахаросо-держащих продуктов, питьевой воды, сырья растительного происхождения, продуктов их переработки, хмеля и (или) хмелепродуктов, с добавлением или без добавления ароматизаторов, без добавления этилового спирта, в которой содержание этилового спирта составляет более чем 0,5 % объема готовой продук-
7
ции .
Разрабатываемый настоящий регламент на пивоваренную продукцию, на наш взгляд, позволит исключить факт присутствия на рынке продуктов, которые не имеют отношения к пиву, поскольку законодательно закрепляется понятие «пивоваренная продукция» [1, 4].
Исследование проводилось в крупнейшей сети алкогольных напитков города Челябинска и Челябинской области - «МАВТ». Данная компания работает на рынке 22 года и предлагает широкий ассортимент продукции, который насчитывает более трех тысяч наименований товаров8.
7 Федеральный закон Российской Федерации «Технический регламент на пивоваренную продукцию». Проект № 189885-5 во втором чтении.
8 Каталог продукции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mavt.ru/catalog/soft/
Рис. 2. Формула пивоваренной продукции
Рис. 3. Виды и категории пивоваренной продукции
В таблице представлена справочная информация о торговых точках сети «МАВТ», в которых реализуется пивоваренная продук-
9
ция .
Анализируя данные таблицы, можно отметить, что исследуемая торговая сеть широко представлена в городе Челябинске и Челябинской области. Только в городе Челябинске насчитывается 22 магазина, в которых ассортимент пивоваренной продукции представлен достаточно широко, и включает в себя как продукцию российского, так и импортного производства10.
Основными производителями импортного пива являются следующие европейские страны: Германия, Чехия, Англия, Ирландия и Бельгия11.
Необходимо отметить, что такое значительное преобладание импортного пива наблюдалось только в сети «МАВТ», в других крупных точках розничной торговли, таких как «Красное и Белое», «Молния» отечественное пиво занимало существенную долю в структуре ассортимента12.
Анализируя категории пивоваренной продукции, реализуемой в торговой сети
Справочные данные о торговых точках сети «МАВТ»
г. Челябинск
Адреса и телефоны Адреса и телефоны
+7 (922) 018- 86-14 ул. Доватора, 30 +7 (922) 736-94-43 ул. Островского, 64 +7 (922) 736-94-40 ул. Пионерская, 18 +7 (922) 018-86-08 ул. Российская, 196 +7 (922) 710-44-21 ул. Сони Кривой, 24 +7 (922) 018-81-31 ул. Сони Кривой, 50а +7 (922) 018-81-30 ул. Танкистов, 40а +7 (922) 018-86-16 ул. Цвиллинга, 66а +7 (922) 730-59-95 ул. Чичерина, 35д +7 (922) 018-86-15 ул. Энгельса, 45 +7 (922) 018-81-18 ул. Энгельса, 99 +7 (922) 018-81-56 ул. Артиллерийская, 136 +7 (922) 018-82-31 пр. Комсомольский, 110 +7 (922) 012-80-36 Копейское шоссе, 49 +7 (922) 018-86-17 проспект Победы, 121 +7 (922) 730-60-99 Свердловский проспект, 35 +7 (922) 012-80-39 Свердловский проспект, 58 +7 (922) 018-86-09 ул. 60 лет Октября, 12 +7(922) 710-44-41 ул. Академика Королева 24 +7 (922) 018-83-28 ул. Бейвеля, 14 +7 (922) 018-86-13 ул. Братьев Кашириных, 107Б +7 (922) 018-83-49 ул. Дзержинского, 97б
Челябинская область
Город Адреса и телефоны
г. Златоуст +7 (922) 018-81-24 ул. Гагарина, 14а +7 (922) 012-80-35 ул. Южно-Есаульская, 8
г. Миасс +7 (922) 018-81-23 пр. Октября, 72 +7 (922) 018-81-26 ул. Автозаводцев, 31
г. Озерск +7 (922) 018-82-75 ул. Октябрьская, 5а
г. Снежинск +7 (922) 730-68-38 ул. Ломинского, 1а
г. Трехгорный +7 (922) 018-81-15 ул. Карла Маркса, 39
На момент проведения исследования общее количество образцов пива составило 166 наименований, большая часть которых (62 %) импортного производства, остальные 38 % пришлись на долю российских производителей (рис. 4).
9 Адреса и телефоны - МАВТ ВИНОТЕКА [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mavt.ru/company/ marketplaces/.
10 Каталог продукции [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://mavt.ru/catalog/soft/.
Каталог продукции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mavt.ru/catalog/soft/
12 Каталог товаров Красное&Белое [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakaz-kb.ru/catalog/. Сеть магазинов у дома «Красное&Белое» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krasnoeibeloe.ru/. Официальный сайт Молния Челябинск сеть магазинов «Молния», «Spar» в Челябинске [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ctmol.ru/. Каталог товаров магазина «Молния» в Челябинске [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tiendeo.ru/.
«МАВТ», мы определили, что пиво занимает львиную долю в ассортименте (рис. 5).
В розничной сети «МАВТ» в небольшом количестве (не более 8 %) реализуются пивные напитки, изготовленные в основном с применением фруктово-ягодных соков, сахара и ароматизаторов. В основном это напитки российского, белорусского и бельгийского произ-
водства. Причем на долю российских производителей приходится чуть больше 3 %, тогда как на долю импортных - 5 % соответственно.
При анализе материала упаковочных материалов было выявлено, что наибольшим спросом пользуются стеклянная (73 %) и алюминиевая (24 %) тара (рис. 6). Количество продукции в ПЭТ упаковке составило всего лишь 3 %.
62%
38%
□ Российская
□ Импортная
Рис. 4. Пивоваренная продукция на рынке Челябинска (сеть «МАВТ»)
8%
92%
Рис. 5. Категории пивоваренной продукции, реализуемой в торговой сети «МАВТ»
3%
©
N. 73°
□ Стекло
□ Алюминий
□ ПЭТ
Рис. 6. Материал упаковки пивоваренной продукции, реализуемой в торговой сети «МАВТ»
В ходе исследования мы определили, что в ассортименте пивоваренной продукции преобладает светлое пиво (рис. 7) [3].
Из 166 образцов пива, 139 образцов относится к светлому пиву и лишь 27 — к темному.
Безалкогольное пиво не пользуется большой популярностью у потребителей, поэтому его доля в структуре ассортимента составляет всего лишь 3 % (рис. 8).
При анализе стоимости продукции мы получили следующие результаты. Продукция, предлагаемая в торговой сети, относится к разным ценовым сегментам (рис. 9).
стоимость пивоваренной продукции в сети «МАВТ» несколько выше, чем в таких крупных и известных торговых сетях в городе Челябинске, как «Ашан», «Лента», «Молния»13.
Таким образом, в ходе исследования, было выявлено, что пивоваренная продукция в розничной сети города Челябинска представлена очень широко. Однако отрицательным моментом при формировании ассортимента, на наш взгляд, является тот факт, что в ассортименте торговой сети «МАВТ» преобладает пивоваренная продукция зарубежного производителя, на долю которой приходится более
24%
□ Светлое
□ Темное
76%
Рис. 7. Тип пива, реализуемый в торговой сети «МАВТ»
3%
□ Содержание этилового спирта менее 0,5 %
□ Содержание этилового спирта свыше 0,5 %
97%
Рис. 8. Доля пивоваренной продукции в зависимости от содержания этилового спирта
Стоимость большей части пива находится в пределах от 50 до 100 рублей за единицу продукции объемом 0,5 литра. Стоимость отечественного пива в среднем не превышает 100 рублей за единицу продукции, в то время как средняя стоимость импортного пива того же объема находится в пределах от 150 до 300 рублей. Также необходимо отметить, что
13 Магазин «Ашан» Челябинск [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cnsk74.ru//
Супермаркеты Ашан в Челябинске [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shoppingplus.ru/ Ле1уаЬ^к/аиЛап.
Каталог товаров собственных торговых марок «Лента» в Челябинске [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://skidkaon1ine.ru/che1yabinsk/
12%
4%^ / 13%
4%'
20%,
45%
У
55%
13%
□ до 50 руб.
□ 51 - 100 руб.
□ 101 - 150 руб.
□ 151 - 200 руб
□ 201 - 250 руб.
□ 251 - 300 руб.
□ 300 - 1000 руб.
□ свыше 1000 руб.
Рис. 9. Стоимость пивоваренной продукции
половины всей продукции. С другой стороны, этот может быть вызвано предпочтениями потенциальных потребителей пивоваренной продукции.
Литература
1. Глушко, Т.Ю. Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы / Т.Ю. Глушко // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - № 43. - С. 68-80.
2. Жук, А.А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, вывод, предложения / А.А. Жук, Е.А. Кизилова // Вопросы регулирования экономики. - Ростов-на-Дону: Гуманитарные перспективы, 2013. - Т. 4, № 3.
3. Кунце, В. Технология солода и пива / В. Кунце, Г. Мит. - СПб.: Профессия, 2003. -912 с.
4. Оганесянц, А.Л. Актуальные аспекты обеспечения качества алкогольной продукции России / А.Л. Оганесянц, С.А. Хуршудян // Пиво и напитки. - 2015. - № 5. - С. 12-14.
5. Оганесянц, А.Л. Современное состояние рынка алкогольной продукции России / А.Л. Оганесянц // Пиво и напитки. - 2015. -№ 2. - С. 8-10.
6. Foster, A. AB InBev makes higher bid for rival SABMiller / A. Foster // Food Manufacture. - 2015. - № 10.
7. Gibbons, L. BrewDog backlash over camden town brewery's AB InBev deal / L. Gibbons // Food Manufacture. - 2015. -№ 12.
Кретова Юлия Игоревна. Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, зав. кафедрой оборудования и технологий пищевых производств, Южно-Уральский государственный университет» (г. Челябинск), [email protected]
Поступила в редакцию 26 апреля 2016 г.
DOI: 10.14529/food160201
CURRENT STATE OF THE CONSUMER MARKET OF BEER PRODUCTS IN THE CITY OF CHELYABINSK
Yu.l. Kretova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The analysis of the state of production and consumption of beer products in Russia is conducted. It is established that today, despite challenging economic conditions, a number of food industry branches are developed dynamically in Russia, including the production of beverages. In the beverage industry there is a steady trend of the growth of production and consumption of beverages with a reduced alcohol content; a liberal share of these drinks accrues to beer. The peculiarity of Russian brewing industry today is the fact that there is steady development of not only the famous brewing companies, but also a significant increase of new independent mini-breweries that offer a wide range of beer products. One of the largest companies are JSC "Brewing company "Baltica" (Saint Petersburg), JSC "Brewery "Moscow-Efes" (Moscow), JSC "Klin Brewery" (Klin, Moscow region), "Ochakovo" (Moscow), whose products are widely represented in the trading network of the city of Chelyabinsk. Consumer market research has shown that the main types of beer products are beer and beer drinks, while beer dominates because it accounts for more than 90 %. The most popular types are light and dark beer. Their ratio in the structure of the range is 4:1. Semi-dark beer is extremely rare. The study is conducted in "MAVT" company, which is one of the largest alcoholic beverage chains, having 22 stores only in the city of Chelyabinsk and Chelyabinsk region. This company takes into account trends in the development of the brewing industry and offers a fairly wide range of products, which has more than three thousand kinds of products today.
Keywords: beer, beer products, consumer, "MAVT" commercial company, demand.
References
1. Glushko T.Yu. [State regulation of production and turnover of alcohol products: key characteristics and problems]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik [Public administration. Electronic Bulletin], 2014, no. 43, pp. 68-80. (in Russ.)
2. Zhuk A.A., Kizilova E.A. [The Russian market of alcoholic beverages: institutional analysis, conclusion, suggestions]. Voprosy regulirovaniya ekonomiki [Questions of economy regulation]. Rostov-on-Don, Gumanitarnye perspektivy Publ., 2013, vol. 4, no. 3. (in Russ.)
3. Kuntse V., Mit G. Tekhnologiya soloda i piva [The technology of malt and beer]. St. Petersburg, Professiya Publ., 2003. 912 p.
4. Oganesyants A.L., Khurshudyan S.A. [Topical aspects of quality of alcoholic beverages in Russia]. Pivo i napitki [Beer and beverages], 2015, no. 5, pp. 12-14. (in Russ.)
5. Oganesyants A.L. [Current state of alcoholic beverages market in Russia]. Pivo i napitki [Beer and beverages], 2015, no. 2, pp. 8-10. (in Russ.)
6. Foster A. AB InBev makes higher bid for rival SABMiller. Food Manufacture, 2015, no. 10.
7. Gibbons L. BrewDog backlash over camden town brewery's AB InBev deal. Food Manufacture, 2015, no. 12.
Yuliya I. Kretova. Candidate of Sciences (Agriculture), Associate Professor, Head of the Department of Food Production Equipment and Technology, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected]
Received 26 April 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Кретова, Ю.И. Современное состояние потребительского рынка пивоваренной продукции в городе Челябинске / Ю.И. Кретова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Пищевые и биотехнологии». - 2016. - Т. 4, № 2. -С. 5-12. БО!: 10.14529/^^160201
FOR CITATION
Kretova Yu.I. Current State of the Consumer Market of Beer Products in the City of Chelyabinsk. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Food and Biotechnology, 2016, vol. 4, no. 2, pp. 5-12. (in Russ.) DOI: 10.14529/food160201