Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАРАЗИТОФАУНЫ РЫБ БАССЕЙНОВ АРАЛЬСКОГО МОРЯ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАРАЗИТОФАУНЫ РЫБ БАССЕЙНОВ АРАЛЬСКОГО МОРЯ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / АМУДАРЬЯ / СЫРДАРЬЯ / РЕОФИЛЬНЫЕ / ЭВРИГАЛИННЫЕ / ЭКОТОПАРАЗИТЫ / ГИДРОБИОНТ / ECOLOGICAL DISASTER / AMU DARYA / SYR DARYA / RHEOPHILIC / EURYHALINE / ECO PARASITES / HYDROBIONTS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Курбанова А. И., Пиржанова А. М., Кунисов Б. М.

В статье рассматриваются современное состояние паразитофауны рыб бассейнов Аральского моря. В связи с резким понижением уровня воды и осолонением Аральского моря и деградацией водных экосистем в Приаралье происходит сокращение районов распространения многих паразитов и уменьшение численности их хозяев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITION OF PARASITOPHOUNDS OF FISHING BASIN FISHES IN ARAL SEA

The article discusses the current state of the parasitic fauna of fish in the Aral Sea basins. Due to the sharp decrease in the water level and the salinization of the Aral Sea and the degradation of aquatic ecosystems in the Aral Sea, a reduction in the areas of many parasites and a decrease in the number of their hosts occurs.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАРАЗИТОФАУНЫ РЫБ БАССЕЙНОВ АРАЛЬСКОГО МОРЯ»

ответственность, самоконтроль. Несмотря на постоянно обновляющиеся в вузе условия, студенты пятого курса способны более эффективно приспосабливаться к различным требованиям среды и взаимодействовать с этой средой без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликтов.

Таким образом, в результате исследования социально-психологической адаптации студентов первого и пятого курсов медицинского вуза обнаружены статистически достоверные различия в уровне интернальности (р<0,01), самоприятия (р<0,01), эмоциональной комфортности (р<0,01) и адаптации (р<0,05) - данные показатели у студентов пятого курса достоверно выше, чем у студентов первого курса медицинского вуза.

Использованные источники: 1. Власова Т.А. Социально-психологическая студентов младших курсов к условиям обучения в вузе// Вестник ЧГПУ, 2009. - №1. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-studentov-mladshih-kursov-k-usloviyam-obucheniya-v-vuze.

УДК: 597.2/.

Курбанова А.И., к.биол.н.

доцент

кафедра «Общей биологии и физиологии»

Пиржанова А.М. студент 1- курса магистратуры специальность «Ихтиология и гидробиология»

Кунисов Б.М. студент 2- курса магистратуры специальность «Ихтиология и гидробиология» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан, г. Нукус

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАРАЗИТОФАУНЫ РЫБ БАССЕЙНОВ АРАЛЬСКОГО МОРЯ

Аннотация

В статье рассматриваются современное состояние паразитофауны рыб бассейнов Аральского моря. В связи с резким понижением уровня воды и осолонением Аральского моря и деградацией водных экосистем в Приаралье происходит сокращение районов распространения многих паразитов и уменьшение численности их хозяев.

Ключевые слова: экологическая катастрофа, Амударья,

Сырдарья,реофильные, эвригалинные, экотопаразиты, гидробионт.

Kurbanova A.I.

Candidate of Biological Sciences

Associate Professor of the Department "General Biology and Physiology"

Pyrzhanova A.M.

Student 1-year master's degree in "Ichthyology and hydrobiology

Kunisov B.M.

Student 2 - master's degree course in the specialty "Ichthyology and

hydrobiology " Karakalpak State University. Berdah Nukus, Republic of Uzbekistan MODERN CONDITION OF PARASITOPHOUNDS OF FISHING BASIN FISHES IN ARAL SEA

Annotation

The article discusses the current state of the parasitic fauna offish in the Aral Sea basins. Due to the sharp decrease in the water level and the salinization of the Aral Sea and the degradation of aquatic ecosystems in the Aral Sea, a reduction in the areas of many parasites and a decrease in the number of their hosts occurs.

Keywords: ecological disaster, Amu Darya, Syr Darya, rheophilic, euryhaline, eco parasites, hydrobionts

Аральское море расположено в пустынной части Центральной Азии в пределах Узбекистана и Казахстана. В бассейн Аральского моря входят два крупных речных бассейна рек Амударья и Сырдарья.

Сегодня Арал и окружающие его территории стали всемирно известными вследствие антропогенной экологической катастрофы. С ростом водопотребления, связанного с освоением новых орошаемых земель для выращивания хлопчатника и риса; увеличением населения, преимущественно занятого сельскохозяйственным производством, приток воды в море из двух основных речных систем бассейна - Амударьи и Сырдарьи - почти полностью прекратился. Из-за интенсификации орошаемого земледелия повлекла за собой безвозвратное изъятие вод из этих водных бассейнов, питающих Аральское море.

В связи с этим происходит резкое понижение уровня Аральского моря и деградация водных экосистем Приаралья. Повышение минерализации воды, загрязнение ее токсическими веществами, нестабильное содержание кислорода, неустойчивость температурного режима и многие другие факторы привели к уменьшению численности гидробионтов, в том числе рыб и кормовых беспозвоночных, а также водноболотных птиц. Все это в свою очередь отрицательно влияет на круговорот паразитов в природе.

Все виды паразитов рыб бассейнов Аралського моря имеет пресноводное происхождение. В силу своих биологических особенностей они неодинаково реагируют на повышение солености воды. В зависимости от

солености воды всех паразитов рыб Арала можно разделить на З группы. Первая группа это пресноводные реофильные паразиты, которые заражают рыбу в реке и рыбой заносятся в море.

Представители второй группы развиваются и инвазируют рыбу в пресноводных участках Аральского моря.

Третья группа состоит из эвригалинных видов. Они заражают своих хозяев в пресной и морской воде соленостью до 120/00.

Надо особо отметить, что многие представители второй группы из-за сокращения площадей с пресной водой сильно сократились и, следовательно, многократно уменьшились районы распространения этих видов, например, как, жгутиконосцы, книдоспоридии, некоторые виды плазмоспорид и инфузорий, несколько видов моногеней, цестод, трематод, нематод, ракообразных.

Некоторые из пресноводных видов паразитов, будучи эктопаразитами, продолжают испытывать влияние солености и после инвазии хозяина. Такие виды в своем распространении ограничены пресноводной зоной, другие после инвазии хозяина не остаются на его поверхности, а проникают в ткани, органы и «уходят» от непосредственного влияния внешней среды.

Распространение части эвригалинных видов ограничивается зоной соленостью воды до 100/00.

Деление аральских ихтиопаразитов на реофильные, лимнофильные пресноводные и лимнофильные эвригалинные группы отражает существующие в водоеме экологические группы.

Изменение паразитологической ситуации в бассейнах Аральского моря сопровождается и уменьшением численности отдельных видов паразитов, что проявляется в слабой зараженности ими рыб. Это явление коснулось многих систематических и экологических групп паразитов, но особенно наглядно выступает у паразитов, развитие которых протекает со сменой хозяев.

Уменьшение численности наблюдается и у видов, характеризующихся прямым развитием, обладающих узкой специфичностью к своему хозяину. В подобных случаях уменьшение численности паразита связано с уменьшением численности хозяина и ухудшением условий контакта между ними.

Таким образом, в связи с изменением гидрологического режима бассейнов Аральского моря основными тенденциями являются: сокращение районов распространения многих паразитов в связи с изменением гидрологического режима и непрерывным осолонением Аральского моря; уменьшение численности Аральской популяции многих видов паразитов тесно связано с уменьшением численности их хозяев.

Использованные источники:

1. Агапова А. И. Паразиты рыб верхнего и среднего течения р. Сыр-Дарьи. Труды Ин-та зоол. АН КазССР, XVI. Алма-Ата, 1962.

2. Догель В. и Быховский Б. Фауна паразитов рыб Аральского моря. Паразитология. ЗИН АН СССР. т. IV. Л., 1934.

3. Османов С. О. К познанию паразитических простейших рыб Узбекистана. "Вестник Каракалпакского филиала АН УзССР", 1963, № 4.

4. Османов С. О. Многолетние изменения паразитофауны рыб аральского моря паразитология // IX.- 6,.- 1975.- C.476-482

UDK 37.02

Мадалиева Э.И. преподаватель Ферганский медицинский колледж Узбекистан, г. Фергана

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ

МАТЕМАТИКЕ

Аннотация: B статъe рассмотрени виды интерактивного взаимодействия участников педагогического процесса в информационно -образовательной среде.

Ключевые слова: математика, инновация, интерактивные средства обучения.

Madaliyeva E.I., teacher Ferghana medical college THE USE OF INTERACTIVE TOOLS IN TEACHING MATHEMATICS

Annotation: This article deals with of interactive interaction of participants of pedagogical process in the information and educational milieu are considered.

Key words: interactive tutorials; research abilities; methods; interactivity.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Математика считается важнейшим средством формирования исследовательских умений. Именно предмет «Математика» среди других учебных предметов занимает ведущее место по возможностям организации исследовательской деятельности и развитию исследовательских умений учащихся.

Учеными отмечается, что для формирования исследовательских умений необходимо создавать условия для интерактивного взаимодействия. Кроме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.