Научная статья на тему 'Современное состояние общественных организаций русской диаспоры Автономной Республики Крым'

Современное состояние общественных организаций русской диаспоры Автономной Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
262
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Островская Инна Валериевна

В статье анализируются современное состояние и направления деятельности общественных организаций русской диаспоры в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и их роль в формировании массового русскокультурного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Островская Инна Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние общественных организаций русской диаспоры Автономной Республики Крым»

УДК 321. 022

И.В. Островская

Севастопольский национальный технический университет

Украина

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РУССКОЙ ДИАСПОРЫ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье анализируются современное состояние и направления деятельности общественных организаций русской диаспоры в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и их роль в формировании массового русскокультурного движения.

Ключевые слова: национальные меньшинства, общественные организации, самоидентификация, благотворительные фонды.

Генезис и деятельность общественных организаций национальных меньшинств в современной Украине до сих пор не стали предметом серьезных комплексных научных исследований. Это относится и к русскому национальному движению, представляющему интересы самой многочисленной этнической группы. Существуют противоречивые взгляды на статус, роль и место русского населения в политической жизни украинского государства. В значительной степени это связано со сложным процессом адаптации русских в Украине, получивших статус национального меньшинства. Сегодня русские составляют 17% от общей численности населения Украины, а 30% считают себя русскоязычными [1, с. 12].

Под «русским населением» в исследовании понимаются все те, кто самоидентифицирует себя как русских, считая русскую культуру, русский язык родными, т.е. используется критерий не строго этнического, а скорее этнокультурного характера.

Одним из наиболее ярко выраженных в этническом, культурном, языковом отношении русских анклавов за пределами Российской Федерации является Крым. Крым - единственный регион за пределами современной России, в котором этнические русские составляют большинство населения. Согласно данным переписи 2001 г., русские составили 58,5% от общей численности населения Автономной Республики Крым, а в г. Севастополе - 71,6% [2, с.12]. Для большей части населения полуострова русский язык и русская культура по-прежнему остаются родными.

Сегодня наблюдается разнообразие форм общественного участия крымчан в жизни полуострова. Среди них организации, созданные русской диаспорой, - землячества, общины, конгрессы, советы, союзы, зарегистрированные в региональных органах юстиции согласно законам Украины «Об объединениях граждан», «Об общественных объединениях» (с 2013 г.). Так, к 1 января 2013 г. в Автономной Республике Крым насчитывалось около 40 русских общественных организаций и объединений, а в Севастополе - около 30 [3]. На полуострове действуют и политические партии, движения, в том числе с всеукраинским статусом. Среди них партии «Русское единство», зарегистрированная в 2008 г., и «Русский блок» - в 2001 г.

Толчком к активизации деятельности и консолидации русских организаций на полуострове стал нарастающий с конца 1980-х гг. поток возвращающихся крымских татар, который к весне 1990 г. приобрел лавинообразный характер [4, с. 108]. С течением времени, наряду с требованиями обеспечения условий обустройства, крымские татары настаивали на предоставлении им права на самоопределение, которое трактовалось как право на восстановление национальной государственности крымско-татарского народа на всей территории Крыма. Русские организации изначально заявили решительный протест, настаивая на том, что Крым исторически является многонациональным регионом, где все этнические группы являются субъектами автономных прав.

Несмотря на то, что русских в Севастополе было больше, чем в любом другом городе Крыма, первоначально не возникло какого-либо общественного движения, связанного с от-

стаиванием гражданских прав русского и русскоговорящего населения. Сказывался и статус военно-морской базы с ограниченным въездом. Мощный толчок к развитию в Севастополе гражданского движения дали события, развернувшиеся вокруг Черноморского флота, в особенности визит в город так называемого «поезда Дружбы» с боевиками экстремистской организации УНА-УНСО.

В работе севастопольских общественных объединений и организаций начала 1990-х гг. вплоть до 1997 г. был более выражен «пророссийский вектор». Осенью 1992 г. многие организации были объединены в Севастопольском отделении Российского фронта национального спасения, единственной организации, являющейся частью политического движения России. Неоднократно депутаты Городского совета Севастополя обращались в ВС России с просьбой рассмотреть вопрос о «российском статусе Севастополя». Зимой - весной 1993 г. в городе прошли митинги, собравшие по оценкам их организаторов и прессы от 1000 до 10 000 человек под лозунгами «Севастополь - Крым - Россия», «Севастополю - статус главной базы Черноморского флота». Ситуацию в Севастополе стабилизировали подписанные в мае 1997 г. соглашения по Черноморскому флоту, а также в июне этого же года договор о «дружбе, сотрудничестве и партнерстве» между Россией и Украиной. С этого момента деятельность русских и пророссийских организаций была переформатирована и ушла от радикальных заявлений в социально-культурную плоскость.

В основе принципов работы современных русских и пророссийских общественных организаций Автономной Республики Крым лежат установки, декларируемые в первой половине 90-х гг. XX в. - восстановление и развитие политических, экономических, культурных связей Автономной Республики Крым с Российской Федерацией, защита русского социокультурного пространства. В данный момент особое значение придается формированию массового русскокультурного движения в противовес политике представителей украинских пра-вонационалистических сил.

Деятельность общественных организаций г. Севастополя имеет ряд характерных особенностей: уделяется внимание военно-патриотическому воспитанию молодого поколения на примере героического прошлого военно-морского флота, ведется работа по оказанию социальной помощи ветераном Великой Отечественной войны и флота, военнослужащим Черноморского флота и их семьям. Организации выступают за юридическое оформление статуса города Севастополя. Статья 133 Конституции Украины отнесла город Севастополь к базовым административно-территориальным единицам Украины и предоставила ему специальный статус, который должен быть определен отдельным законом. Сегодня в Севастополе размещены главная база Военно-морских сил ВС Украины и основная база ЧФ РФ со статусом иностранного военного формирования на территории Украины. Это единственный случай в мировой практике, когда военная база расположена дисперсно на территории административной единицы.

Сегодня все организации стремятся к работе в правовом поле Украины, прибегают к мерам легального характера, обращаясь к защите культурной, языковой, исторической идентичности русского населения и обосновывая свою деятельность правозащитными аргументами. Методы протеста, к которым они прибегают, носят, как правило, мирный характер (митинги, демонстрации, шествия и др.). Большинство организаций и политиков пророссий-ской ориентации выступает за сохранение Крыма в составе Украины.

На настоящий момент наиболее влиятельной из общественных русских, пророссийских организаций полуострова является Русская община Крыма, зарегистрированная Министерством юстиции Республики Крым в 1994 г. С момента образования она сохраняет статус республиканской общественной организации. Фактически она представляет политическую структуру, которая принимает активное участие в избирательных кампаниях, делегирует своих представителей в органы власти автономии, делает попытки войти в государственные структуры. Для этого имеется разветвленная сеть отделений по всему полуострову. Насчитывается 25 региональных отделений. Сегодня РОК включает около 15 тыс. человек. Членом общины может стать любой житель Крыма, если он разделяет хотя бы один из принципов:

считает себя русским, считает русскую культуру и русский язык родными, считает Россию своей исторической Родиной [5]. Необходимо отметить, что формально РОК не является партией, поэтому в ее состав могут входить члены разных политических партий при условии, что цели и задачи их деятельности не противоречат целям и задачам РОК. Данная особенность членства помогает общине проводить своих членов в представительские органы власти автономии по спискам разных политических партий. Однако данная политика руководства РОК подвергается жесткой критике со стороны других русских общественных организаций полуострова. Есть мнение, что данный подход делает подконтрольным государственным структурам работу данных общественных организаций, сводя на нет борьбу русского населения за свои гражданские права.

Одной их главных задач деятельности русских общественных организаций является обеспечение представительства в органах государственной власти и АРК. В ходе подготовки парламентских выборов 2006 г. РОК совместно с крымскими организациями Партии регионов и партией «Русский блок» вошла в избирательный блок «За Януковича!», члены общины вошли также в партийные списки Компартии Украины, Прогрессивной социалистической партии Украины. По итогам выборов 2006 г. депутатами Верховной Рады АРК стали 19 членов РОК, а председатель Русской общины Крыма С. Цеков занял пост первого вице-спикера крымского парламента. В ходе прошедших выборов депутатами районных, городских, сельских советов, а в некоторых случаях и их председателями стали около 300 членов Русской общины Крыма. При общине активно работает общественная организация «Движение молодые», которая объединяет молодежь полуострова. Ее деятельность направлена на борьбу с неофашизмом, помощь ветеранам войны и труда, поддержку молодежных проектов, связанных с популяризацией истории, формированием толерантных отношений в обществе.

Необходимо отметить, что Русская община Крыма также уделяет особое внимание сотрудничеству с политической партией «Русское Единство», которая по многим важным вопросам является ее стратегическим союзником.

На статус русских представительских организаций республиканского уровня претендуют Конгресс русских общин Крыма и Совет российских и русских общин Крыма, важной задачей которых, помимо общих для всех организаций лозунгов, является формирование конструктивного взаимодействия с органами официальной власти Украины и Автономной Республики Крым. Так, одной из задач деятельности Конгресса является создание при Совете Министров Крыма Совета представителей русских общин.

В Севастопольском регионе самой многочисленной, активно работающей организацией является Российская община Севастополя. Она была образована в 1993 г., на данный момент насчитывает 1200 членов. Членство фиксированное, как индивидуальное, так и коллективное. Официально зарегистрированная как общественная организация национально-культурного направления, по сути, она является национально-патриотической. Российская община не преследует политических целей, с момента создания была ориентирована на сотрудничество с Россией в целях сохранения самобытности многонациональной российской культуры. Другой не менее популярной общественной организацией является Русская община Севастополя. Образована 15 сентября 1995 г. как городская общественная организация. Она имеет автономный статус по отношению к Русской общине Крыма. С момента организации сотрудничает с политсилами РФ, в частности с КПРФ. Как и РОС, в своей деятельности уделяет особое значение развитию и популяризации русской национальной культуры, военно-патриотическому воспитанию, выступает против украинизации по принципу «Русским детям в русском Севастополе - русскую историю, литературу и русский язык». В 2010 г. на выборах в Городской совет община впервые выдвинула 8 кандидатов по мажоритарным округам в составе политической партии «Русский блок». Однако опыт сотрудничества оказался неудачным из-за неподготовленности партии к избирательной кампании и, как следствие, ее низкого рейтинга в Севастопольском регионе. Сегодня перед городским общественным движением остро стоит проблема лидерства, что объясняется, с одной стороны, недостаточным уровнем интеллектуального, креативного ресурса, а с другой - наличием среди горожан уверенности в поддержке гражданских прав русского и русскоговорящего населения региона на международном уровне в рамках украинско-российских отношений.

С 2012 г. активную деятельность начала общественная организация с международным статусом «За Севастополь и возрождение Черноморского флота». Первоочередными задачами деятельности организации являются сохранение и возрождение Черноморского флота Российской Федерации и Военно-морских сил Украины, привлечение внимания общественности, бизнеса двух стран к развитию инфраструктуры Севастополя путем создания благоприятных условий для российских инвестиций, трудоустройство сокращаемых военнослужащих и гражданских специалистов Черноморского флота; участие в разработке и внедрение информационно-просветительских мероприятий, направленных на повышение осведомленности общественности относительно решений власти по оборонной политике Украины и Российской Федерации, проводимых реформ Вооруженных сил РФ и Украины, в том числе по линии Военно-морского флота Российской Федерации и Военно-морских сил Украины и т.д. [6].

Общественные организации согласно законодательству Украины являются неприбыльными, некоммерческими организациями, финансовыми источниками их существования являются благотворительные пожертвования, членские взносы, помощь меценатов.

До недавнего времени важную роль в поддержке деятельности русских и пророссий-ских организаций Севастополя и Крыма играли российские благотворительные фонды «Москва - Севастополь», «Москва - Крым» им. Ю. Долгорукого [7, с. 57]. Эффективное взаимодействие налажено с Институтом стран СНГ. Первостепенное значение в информационно-правовой, культурной, социальной поддержке российских соотечественников, а также русских общественных организаций по-прежнему имеет Фонд развития экономических и гуманитарных связей «Москва - Крым». Фонд учрежден Правительством Москвы для взаимодействия со всем спектром государственных, общественных, хозяйственных организаций Автономной Республики Крым. Результатом взаимодействия фонда с общественностью Крыма явилось создание Русского культурного центра, целью которого стало объединение усилий по сохранению русского языка и культуры на полуострове. Филиалы его открыты в 10 городах и районных центрах автономии. Фонд поддержал инициативу Русской общины Крыма по учреждению стипендии для студентов и аспирантов крымских вузов, исследующих проблемы истории и культуры Крыма.

В 2007 г. с целью популяризации и развития русского языка, русской культуры, для поддержки изучения языка за рубежом был создан фонд «Русский мир». Учредителями его являются Министерство иностранных дел РФ и Министерство образования и науки РФ. В рамках целевой программы фонда в АРК и Севастополе созданы «Русские центры» и кабинеты. При создании «Русского центра» в Севастополе была учтена специфика центра для города. Севастополь и Черноморский флот по-прежнему рассматриваются РФ как исторические, культурные символы государства.

Ряд проектов, реализуемых совместными усилиями Правительства РФ, администрации Москвы при содействии фондов и общественных организаций, стал основой для формирования новых и возрождения забытых исторических традиций.

Деятельность фондов наглядно демонстрирует необходимость развития межрегионального сотрудничества и дает полезный опыт проведения разноплановой работы по поддержке русских и русскоговорящих за рубежом.

Сегодня есть понимание необходимости объединения и координации работы русских и российских общественных организаций полуострова.

Ввиду этого в декабре 2007 г. в Ялте на конференции русских соотечественников был учрежден Всеукраинский совет российских соотечественников (ВСРС) как «федерация русских организаций Украины» [8]. ВСРС имеет цель «максимально мобилизовать русскокуль-турное население в борьбе за свои права против деструктивной, антинациональной политики представителей украинских правонационалистических сил». По состоянию на 1 января 2013 г. Крымский округ Всеукраинского координационного совета организаций российских соотечественников включает 11 организаций. Севастополь выделен отдельно, здесь создана региональная организация Координационный совет организаций российских соотечественников г. Севастополя. В его состав вошло шесть организаций. Данные Советы рассматрива-

ются как часть официально созданной и признанной системы взаимодействия РФ с организациями соотечественников за рубежом.

Таким образом, в Крыму и г. Севастополе начала 1990-х годов растет численность разного рода общественных объединений, организаций русской диаспоры, что являлось следствием развернувшейся на полуострове «этнической мобилизации» значительной по численности этнической группы. Динамика образования, цели, задачи и направления работы русских организаций Автономной Республики Крым и г. Севастополя являются специфичными по сравнению с общеукраинскими. С момента легитимизации деятельность общественных организаций Автономной Республики Крым и г. Севастополя отличает особая позиция по вопросам ЧФ, принадлежности Крыма и Севастополя, наиболее активная позиция по вопросу форм защиты культурно-образовательных прав. Следует помнить, что российские организации выступают, как правило, не столько от имени этнических русских, сколько от имени всех русскоговорящих и тех, кто считает русскую культуру родной.

Основными направлениями деятельности современных общественных организаций в Автономной Республике Крым и г. Севастополе являются не только отстаивание гражданских прав в области языковой политики, СМИ, но и формирование массового русскокуль-турного движения, борьба с так называемой «украинизацией» школ. Традиционно общественные объединения выступают против политики евроатлантической интеграции Украины, в поддержку Черноморского флота. Деятельность русских организаций способствует и усилению восточного геополитического вектора в развитии современной Украины, ориентированного на интеграцию Украины и Российской Федерации. Данные взгляды находят широкую поддержку не только в Крыму, но и на всем юго-востоке Украины. Это делает необходимым учет интересов данной части граждан Украины при выработке международных программ сотрудничества.

Сегодня идет переформатирование русского движения на полуострове, которое выражается в появлении новых лидеров, отходе от митинговщины. Большое внимание уделяется обеспечению представительства в органах власти автономии, особое место занимает работа по консолидации и координации, выработке общей стратегии деятельности русских организаций на территории всего полуострова.

Дальнейшее развитие украинского общества требует поиска эффективных путей решения задач, стоящих перед ним. Большую роль при этом призваны сыграть общественные организации, осуществляющие работу по обеспечению прав национальных меньшинств в сфере образования, культуры, информации. По мере активизации деятельности этнических сообществ, повышения их роли в жизни независимого украинского государства остро встает вопрос о защите интересов русских в Крыму и политическом участии в этом процессе их общественных организаций.

Библиографический список

1. Лойко, Л.1. Громадсьш оргашзацп етшчних меншин Украши: природа, лептимшсть, д1яльнють : монографш / Л.1. Лойко. - К. : Фол1ант, 2005. - 634 с.

2. Нацюнальний склад населения Украши та його мовш ознаки. За данными Всеукрашського препису населенна 2001 року / Державний комитет статистики. - К., 2003. - 60 с.

3. Перечень общественных формирований : официальный сайт Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.minjust.crimea.ua.

4. Губогло, М.Н. Крымско-татарское национальное движение / М.Н. Губогло, С.М. Червонная. - М., 1992. - Т. 1. - 331 с.

5. Устав Русской общины Крыма : официальный сайт Русской общины Крыма [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:www.ruscrimea.ru.

6. Устав Международного общественного движения «За Севастополь и возрождение Черноморского флота!» : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:blackseafleet-21.com.

7. Тищенко, Ю. Суспшьно-полггичш процеси в АР Крим: основш тенденцп / Ю. Тищенко, Р.Халшов, М. Капустш. ; Украшський незалежний центр полгшчних дослщжень. - К., 2008. - 84 с.

8. Единое положение о Всеукраинском координационном совете организаций российских соотечественников : официальный сайт Всеукраинского координационного совета организаций российских соотечественников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:vksors.org.ua.

I. V. Ostrovskaya, post-graduate student Sevastopol technical university, Ukraine THE CURRENT STATE OF PUBLIC ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN DIASPORA OF THE AUTONOMOUS REPUBLIC OF CRIMEA This article analyzes the current state and direction of the social organizations of the Russian diaspora in the Autonomous Republic of Crimea and Sevastopol on the modern stage. Reveals the role of public organizations in the formation, the mass of the russian national movement.

Keywords: national minorities, public organizations of the Russian Diaspora, the Black Sea Fleet, the identity, the Russian language, the Autonomous Republic of Crimea, Sevastopol, charities.

© Островская И.В., 2013

Автор статьи - Инна Валериевна Островская, аспирант, Севастопольский национальный технический университет, Украина, e-mail: ostrov-33@ mail.ru.

Рецензент - С.В. Ефимова, кандидат философских наук, доцент, Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.