Научная статья на тему 'Современное состояние науки и практики о защите от лавинной опасности'

Современное состояние науки и практики о защите от лавинной опасности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
527
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ / ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ЗАЩИТА ОТ ЛАВИН / ЛАВИНЫ / AVALANCHES / ROAD SAFETY / TRANSPORT / ROADS / CONSTRUCTION OF ROADS / PROTECTION AGAINST AVALANCHES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кортиев Леван Исмаилович, Кортиев Алан Леванович, Цховребов Инал Павлович

В статье рассматриваются проблемы защиты от лавинной опасности в горных странах, а также предлагаются возможные пути решения данной проблемы с учетом внедрения инновационных разработок по защите горных дорог от лавин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of science and practice on the protection of avalanche danger

This article discusses the protection of avalanche danger in mountainous countries, and suggests possible solutions to this problem using the commissioning of innovative developments.

Текст научной работы на тему «Современное состояние науки и практики о защите от лавинной опасности»

Section 13. Transport

Section 13. Transport Секция 13.Транспорт

Kortiev Levan Ismailovich, professor E-mail: [email protected] Kortiev Alan Levanovich, senior Lecturer E-mail: [email protected] Tskhovrebov Inal Pavlovich, graduate student, North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University) E-mail: [email protected]

Current state of science and practice on the protection of avalanche danger

Abstract: This article discusses the protection of avalanche danger in mountainous countries, and suggests possible solutions to this problem using the commissioning of innovative developments.

Kewords: avalanches, road safety, transport, roads, construction of roads, protection against avalanches.

Кортиев Леван Исмаилович, профессор, кандидат технических наук E-mail: [email protected] Кортиев Алан Леванович, старший преподаваатель E-mail: [email protected] Цховребов Инал Павлович, аспирант, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ) E-mail: [email protected]

Современное состояние науки и практики о защите от лавинной опасности

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы защиты от лавинной опасности в горных странах, а также предлагаются возможные пути решения данной проблемы с учетом внедрения инновационных разработок по защите горных дорог от лавин.

Ключевые слова: лавины, безопасность на дорогах, транспорт, автомобильные дороги, строительство автомобильных дорог, защита от лавин.

Проблема схода лавин волнует человечество с давних пор. В древности считалось, что сход лавины — это наказание Божие. В альпийских долинах на пасху горцы даже закапывали в снег на пути схода лавин освященные пасхальные яйца. Считалось, что это один из лучших способов защиты от «белой смерти». Но «белая смерть», несмотря ни на что, проявляла

постоянно свою беспощадность. К примеру в южной части Осетии на Кавказе, в период двух столетий лавина смела два селения и заживо захоронила их жителей (горное село Демета в 1920 г., располагавшееся на 22 км. нынешней Транскавказской автомагистрали, и относительно большое село Джусойта в 1992 г., находившееся по дороге в г. Квайса).

150

Секция 13.Транспорт

За последнее время многое поменялось, в том числе и способы борьбы с лавинами. Но до сих пор среди стран с горным рельефом не выработаны единые нормы, правила и рекомендации по защите от снежных лавин. Нет единой международной организации, которая бы занималась изучением этого вопроса. Каждая страна пользуется примитивно достигнутыми и доступными для себя средствами и знаниями, в то время как люди продолжают гибнуть по одной и той же причине по всему миру (рис. 1).

Рис. 1. Число жертв по частям света в 20062012 гг. относительно общего количества жертв

Как видно из рисунка, география лавинных катастроф обширна по всему миру. Ежегодно в мире погибает около 300 человек, в среднем 20 человек в России, основная часть которых приходится на российскую часть Кавказа. Это только человеческие жертвы, но кроме этого лавинные катастрофы сопровождаются еще и материальными и моральными ущербами, которые пока трудно поддаются точному расчету. Ежегодный прямой экономический ущерб от лавин для России составляет — 20 млн. долларов. Ущерб мог бы быть неизмеримо выше, однако, лавиноопасные районы как во всем мире, так и в России мало заселены.

Рассмотрим наиболее часто используемые мероприятия по профилактике и защите от стихийных лавинных обрушений:

1. Искусственное обрушение снега с лавиноопасных склонов путем обстрела и взрывов лавинных очагов (имеется много изобретений).

2. Искусственное удержание снега на лавиноопасных склонах путем строительства снегоудерживающих щитов и сеток, террасирования и залесения склонов.

3. Изменение направления пути движения лавин с помощью лавинорезов и направляющих дамб.

4. Уменьшение скорости движения и дальности выброса лавин с помощью лавинотормозящих пирамид, надолбов и других лавиногасителей.

5. Пропуск лавин над защищаемым объектом.

Несмотря на указанное количество способов профилактики и защиты от последствий схода снежных лавин, все они имеют те или иные минусы, которые делают их использование в том или ином месте невозможным. К примеру, на Транскавказской автомагистрали наиболее часто используют артиллерийский обстрел лавинных очагов, с целью их принудительного спуска, однако, даже столь безобидный на первый взгляд способ имеет громадное количество минусов и рисков. Регулярные и множественные минометноартиллерийские обстрелы склонов гор усиливают лавинную опасность на соседних очагах и склонах, что увеличивает частоту схода лавин, так как при обстреле соскальзывают лавины, не опасные при естественном состоянии снега на склонах. Ударно-звуко-волновое воздействие при взрывах и обстрелах вызывает выброс лавинных масс и с противоположного склона и с соседних необстреливаемых лавинных очагов.

Классический пример тяжелых последствий таких сотрясений — катастрофа в Валь-де-Баркли в Швейцарии. Трагедия произошла в старинном городке Цуоце 20 января 1951 года. Городок расположен у подножия склона горы Альбанас, противоположные склоны — Д-Урецца и Буэра. Цуоц основан в 1598 году, и за все время его существования со склона Альбанас не сошла ни одна лавина. Склон пологий — от 20° внизу до 28° в верхней части. Сотрудники Института снега и лавин в Швейцарии считали такие склоны полностью безопасными. К исходу того рокового дня артиллеристы учебного полигона в долине Валь-де-Баркли начали обстрел опаснейших склонов Д-Урецца и Буэра. Везде сошли колоссальные лавины. И тогда же, впервые за 350 лет, «выстрелил лавиной» Альбанас, потрясенный взрывами снарядов на противоположной стороне горы. 32 здания Цуоца были сметены или повреждены лавиной. После этого в Валь-де-Баркли запретили обстреливать склоны.

Не лучшим образом обстоит дело и с противолавинными галереями с надгалерейной насыпью (см. рис. 2). Строительство таких защитных сооружений с надгалерейной, сложнотехнологичной насыпью требует колоссального труда и огромных

151

Section 13. Transport

материальных вложений. При этом срок службы у них незначительный. Разрушение подобных галерей показано на рис. 3. Крушение подобных сооружений обусловлено влиянием талых вод, в сочетании с запазушным грунтом, превращенным в жидкообраз-

ную массу и осуществляющим постоянное давление на внутреннюю стенку галереи, а также повторяющимися ударами лавинной массы по насыпи вместе с вибрационно-волновым воздействием от большегрузных транспортных средств.

а б

Рис. 2. Галерея на Транскавказской автомагистрали с надгалерейной насыпью, принимающей удар лавинной массы в «лобовую»: а — северный портал; б — южный портал

а б

Рис. 3. Разрушенная прямоугольная железобетонная галерея: а — вид снаружи; б — вид изнутри

Учитывая конструкционные недоработки и организационно-эксплуатационные недочеты существующих противолавинных сооружений, нами разработана инновационная модель для защиты дорог и сооружений от лавин в условиях пологих склонов и малых объемов лавинной массы (рис. 4).

Для крутых склонов и больших объемов разработана схема, заявка на патент которой рассматривается в Роспатенте.

Устройство состоит из аккумулирующей выемки (объем которой индивидуален в каждом случае, и зависит от площади лавиноопасного склона, а также от количества выпадающего снега (берутся данные с Гидрометцентра за предыдущие несколько лет)), двух параллельно уложенных асбестоцементных труб, расположенных на дне выемки и внутри которых размещены нагревательные элементы. Также устройство включает в себя весовой датчик, расположенный между трубами и отражатель снежной массы.

Защита от схода лавин осуществляется следующим образом: между защищаемым объектом (в данном случае таким объектом является дорога) и лавиноопасным склоном формируют аккумулирующую выемку, равную по объему 2 лавинам, сход которых возможен на данном участке. Между выемкой и дорогой возводят так называемый отражатель, который предохраняет от попадания снега на дорожное полотно и также рассчитывается в каждом случае индивидуально, с учетом максимально возможных нагрузок. Между отражателем и склоном необходимо оставить такое пространство, чтобы в случае выхода из строя автоматики, либо обрыва подходящей линии электропередач было возможным очистить аккумулирующую выемку с помощью снегоуборочной техники. Лавинная масса, падая со склона попадает на весовой датчик и при достижении докритической массы, равной 170 кг/м2, включает его. Так как источник питания соединен с нагревательными

152

Секция 13.Транспорт

элементами через данный датчик, при его включении «подогрев» начинает работать. Лавинная масса растапливается и через отверстия, выполненные по всей поверхности труб, диаметром не менее

3,0 см, отводится по трубам. Таким образом, включения и отключения весового «подогрева» происходит в автоматическом режиме в зависимости от веса снежной лавины.

Рис. 4. Лавинозащитное устройство с подогревом: 1 — насыпь; 2 — асфальтобетонное покрытие; 3 — лавиноопасный склон; 4 — направление движения лавины; 5 — отражатель снежной массы; 6 — датчик веса; 7 — асбестоцементные трубы с устройством подогрева

Данная разработка имеет ряд преимуществ перед другими лавинозащитными устройствами:

• Продолжительный срок службы, за счет отсутствия сложных строительных конструкций, подвергающихся постоянному давлению жижеобразной насыпи и вибрационных воздействий от транспортных средств;

• Полная автоматизация процесса очистки сошедшего снега;

• Малый, по сравнению с другими, объем работ при строительстве, т. к. большая часть работ — это земляные работы, не требующие большого количества рабочей силы и техники;

• Низкая стоимость строительства и эксплуатации.

Наиболее важным преимуществом предлагаемой нами конструкции в сравнении с традиционными является низкая стоимость строительства, к примеру, на строительство разработанного противолавинного устройства с подогревом необходимо в 4 раза меньше средств, чем на строительство традиционной противолавинной галереи. А значит при одинаковых затратах можно защитить в 4 раза больше объектов и тем самым сократить количество ежегодно погибающих от лавин людей и морально-экономический ущерб.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что для решения проблемы стихийных последствий схода лавин необходимо:

• Провести тщательные исследования в области лавинной защиты до проектирования сооружений;

• Организовать глобальный исследовательский Центр мирового значения по защите от лавин в условиях Кавказа на Транскавказской автомагистрали, где наиболее четко выражена лавинная опасность;

• Организовать лабораторию в полевых условиях при указанном Центре на высоте 2000 метров над уровнем моря, для получения достоверной информации и научного ее обобщения для всей мировой науки и практики.

Данные меры помогут разработать новые лавинозащитные сооружения, так как традиционные способы защиты не соответствуют современным требованиям. Предложенные меры помогут также решить многие смежные факторы, вызывающие ЧС (оползни, обвалы, селевые выносы и др), что в свою очередь уменьшит количество человеческих жертв и сократит ежегодный экономический ущерб.

153

Section 13. Transport

Список литературы:

1. География лавин. Под ред. Мягкова С. М., Канаева Л. А. - Изд-во МГУ - 1992, - 331 с.

2. Электронный ресурс: - http://www.geogr.msu.ru/avalanche/avalanches/kat.doc/odyframe.htm

3. Электронный ресурс: - URL://http://www.avalanche.ca.

4. Электронный ресурс: - URL://http://www.csac.org

5. Электронный ресурс: - URL://http://www.lawine.at.

6. Электронный ресурс: - URL://http://www.slf.ch.

7. 25 Years of Snow Avalanche Research. Norges Geotekniske Institut. Pub. NR203. - Oslo, - 1998. - 300 p.

8. Кортиев Л. И., Кортиев А. Л., Тедеев А. Г. Проблемы безопасного транспортного освоения горных территорий в условиях стихийных явлений. Журнал «Устойчивое развитие горных территорий» № 3 (17), Владикавказ, - 2013, - 25-27 с.

9. Патент на полезную модель № 103812.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.