технологический задел
лидерства
современное состояние инновационного развития
краснодарского края
Литвинова Татьяна Валерьевна
аспирантка, кафедра экономики и управления производством, факультет экономики, управления и бизнеса, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
_Аннотация
Автором обосновывается необходимость активизации инновационного развития России и актуальность построения региональных инновационных систем. Рассмотрены основные проблемы инновационного развития регионов и современное состояние инновационной деятельности в Краснодарском крае. Выдвинуты предложения по активизации региональной инновационной политики.
Ключевые слова: инновационное развитие, национальная инновационная система,региональная инновационная система, экономика региона, Краснодарский край
Вначале ХХ века выдающийся российский экономист Н.Д. Кондратьев, проведя масштабное исследование, разработал теорию больших циклов экономической конъюнктуры, в соответствии с которой развитие мировой экономики идет по повышательным и понижательным волнам, образующим впоследствии циклы продолжительностью в 40-60 лет. Одним из выводов исследования было положение о том, что «перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества», в том числе значительные изменения техники, чему предшествуют в свою очередь значительные технические открытия и изобретения [1].
С.Ю. Глазьев и Д.С. Львов в теории долгосрочного технико-экономического развития представили этот процесс в виде последовательного замещения крупных комплексов технологически сопряженных производств - технологических укладов (ТУ) [2].
Мобилизация для прорыва
Современный экономический кризис многие ученые объясняют закатом пятого технологического уклада, основой которого было развитие информационно-компьютерных технологий и атомной энергетики, и последующим переходом к шестому, ведущую роль в котором будет играть использование нанотехнологий, клеточных технологий и генной инженерии.
Поэтому ближайшие годы могут стать решающими в выборе дальнейшего сценария развития нашей страны. Предстоящая смена технологических укладов предоставляет возможность для российской экономики занять лидирующие позиции в новом экономическом цикле [2]. В связи с этим инновационное развитие российской экономики является необходимым условием выживания в условиях нарастания международной конкуренции. Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является приоритетным направлением государственной политики в ближайшей перспективе [3]. Причем трудность в реализации данной задачи состоит в том, что России необходимо совместить мероприятия догоняющего (модернизация) и опережающего (освоение нанотехнологий) развития. Однако для реализации таких амбициозных планов необходима мобилизация усилий как на государственном, так и на региональном уровне. Проблемами инновационного развития, общими для большинства регионов России, являются технологическое отставание от экономически развитых стран; физический и моральный износ материально-технической базы научных и образовательных учреждений; физический и моральный износ технологического оборудования на предприятиях; низкая инновационная активность организаций; несовершенство применяемых налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности; недостаточная инвестиционная активность в инновационном процессе.
Акцент на регионы
Сегодня эффективное регулирование инновационных процессов является необходимым условием обеспечения экономического роста и конкурен-
предстоящая смена
технологических
укладов
предоставляет
возможность
для российской
экономики занять
лидирующие
позиции в новом
экономическом цикле
региональная экономика _ Ш ' Ш в
Таблица 1
Некоторые показатели инновационного развития ведущих регионов Российской Федерации по уровню ВРП
Субъект Российской Федерации Объем ВРП, млн руб. Удельный вес субъекта, % Место Затраты на технологические инновации, млн руб. Удельный вес субъекта, % Место Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. Удельный вес субъекта, % Место
Москва 7 157 536,8 22,3 1 25 992,7 6,5 4 35 743,1 3,8 8
Тюменская область 2 899 567,1 9,0 2 23 379,8 5,9 7 11 822,1 1,3 18
Московская область 1 530 623,0 4,8 3 11 377,0 2,9 11 86 496,6 9,3 3
Санкт-Петербург 1 473 348,2 4,6 4 16 261,6 4,1 9 49 295,8 5,3 5
Республика Татарстан 884 232,9 2,8 5 8 262,5 2,1 13 152 225,9 16,3 1
Краснодарский край 857 527,3 2,7 6 665,9 0,2 56 6 050,4 0,6 29
Свердловская область 823 833,0 2,6 7 16 656,2 4,2 8 57 055,2 6,1 4
Красноярский край 748 512,1 2,3 8 8 030,9 2,0 15 3 895,5 0,4 42
Республика Башкортостан 645 526,3 2,0 9 11 674,8 2,9 10 26 995,2 2,9 10
Самарская область 579 023,2 1,8 10 7 923,1 2,0 16 90 801,5 9,7 2
Российская Федерация 32 072 552,0 100,0 399 122,0 100,0 934 589,0 100,0
_инновационное
развитие российской
_экономики является
_необходимым
_условием выживания
в условиях нарастания
_международной
_конкуренции
тоспособности страны и может быть достигнуто при активном участии государства в области создания национальной инновационной системы. Структурными элементами национальной инновационной системы (НИС) являются государство, бизнес, образование и наука, которые взаимодействуют на основании нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
Инновационное развитие представляет собой последовательную реализацию мероприятий по осуществлению инновационной деятельности всеми субъектами национальной инновационной системы с вовлечением в этот процесс все больших сфер
жизни и обеспечивается эффективным взаимодействием всех элементов инновационной системы. Мировой опыт показывает, что национальная инновационная система любого крупного государства может эффективно функционировать только с учетом особенностей регионов. Глобализация мировой экономики, снижение барьеров в международных экономических отношениях приводит к «стиранию границ» между государствами и повышает значимость отдельных регионов. Рост конкурентоспособности региональных экономик может быть достигнут путем реализации стратегий развития региональных инновационных систем (РИС). Региональную инновационную систему можно рассматривать как часть национальной, однако взаимодействие науки, бизнеса (производства) и государства в целях распространения инноваций происходит в пределах и с учетом специфики конкретного региона.
При составлении стратегий развития региональных инновационных систем одним из первых этапов должен стать анализ текущего состояния инновационной деятельности. Первичная оценка уровня инновационного развития региона может быть произведена по следующему сценарию:
1. Анализ основных показателей инновационной деятельности за период от 5 лет.
2. Выявление факторов, тормозящих рост инновационной активности.
3. Выявление возможных «точек роста» инновационного развития региона.
Краснодарский край в цифрах
Краснодарский край является одним из шести опорных регионов страны. По данным Госкомстата за 2009 год, Краснодарский край занимает шестое место по объему валового регионального продукта, производя 2,7% общероссийского ВРП. Однако по отдельным показателям инновационной деятельности, представленным в таблице 1 (см. на с. 142), Краснодарский край в числе отстающих регионов из приведенного ниже списка [4]. По такому показателю, как уровень затрат на технологические инновации, Краснодарский край занимает лишь 56 место среди регионов России (0,2% от суммы затрат на технологические инновации всех
необходима мобилизация усилий как на государственном, так и на региональном уровне
региональная экономика
_ I I
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели организаций, занимающихся научной деятельностью в Краснодарском крае
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки 62 59 68 60 56
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, человек 7000 7324 6997 6452 6379
Затраты на научные исследования и разработки, млн. руб. 1871,0 2501,4 3482,9 3925,0 3824,6
в том числе:
внешние затраты 145,0 316,0 535,0 665,0 622,0
внутренние затраты 1726,0 2185,4 2947,9 3260,0 3202,6
Число созданных передовых производственных технологий 2 5 9 10 8
Число используемых передовых производственных технологий 1098 2240 1974 2088 2070
Инновационная активность организаций, % 4,1 7,5 7,9 6,8 5,4
Затраты на технологические инновации, млн. руб. 830,9 1495,1 1239,5 1116,0 665,9
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. 1349,8 4353,6 4717,5 7652,8 6050,4
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг 1,0 2,1 1,1 2,1 1,8
субъектов РФ), а по объему производимых инновационных товаров, работ, услуг - лишь 29-е место в общероссийском рейтинге (0,6%). Положительные тенденции в инновационном развитии Краснодарского края, наметившиеся к 20062007 годам, под влиянием мирового финансового кризиса сменились снижением основных показателей инновационной деятельности, представленных в таблице 2 (см. выше). Незначительное увеличение некоторых абсолютных показателей было отчасти сформировано ростом инфляции [5]. По числу организаций, выполнявших научные исследования и разработки, в 2009 г. Краснодарский край занял 12 место среди регионов Российской Федерации. Данный показатель сократился по сравнению с 2005 г. на 6, а по сравнению с максимальным значением 2007 года на 12 единиц. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, также сократилась за исследуемый пери-
неразвитость кооперационных связей
неразвитость инновационной инфраструктуры
недостаток информации о новыхтехнологиях недостаточность законодательными нормативно-правовых документов недостаток информации о рынкахсбыта
недостаток квалифицированного персонала неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности низкий спрос на новые товары, работы, услуги
низкий инновационный потенциал организации
недостаток финансовой поддержки со стороны государства
высокий экономический риск
высокая стоимость нововведений
недостаток собственных денежных средств
55
56
57
66
Рис. Число организаций Красноярского края, оценивших отдельные факторы, препятствовавшие инновационной деятельности в течение 2007-2009 гг., как основные или решающие (из общего числа всех обследованных организаций
рост конкуренто-
способности
региональных
экономик может
быть достигнут
путем реализации
стратегий развития
региональных
инновационных
систем (РИС)
од с 7000 в 2005 г. до 6379 человек в 2009 г. Уровень затрат на научные исследования и разработки за 5 лет увеличился на 1953,6 млн руб., хотя в 2009 г. произошло снижение затрат по сравнению с 2008 г. на 1004,4 млн руб. Доля внутренних затрат в 2009 г. составила 83,7% в общих затратах на научные исследования и разработки. В структуре внутренних текущих затрат наибольший удельный вес имеют затраты на оплату труда (43,5%) и материальные затраты (33,1%). Внутренние текущие затраты по видам работ распределились следующим образом: фундаментальные исследования - 28,1%; прикладные исследования - 39,9%; разработки - 32,0%. Затраты на технологические инновации за 20052009 гг. сократились на 165 млн руб. даже с учетом инфляции. Снижение по сравнению с 2006 г. составило 829,2 млн руб. нновационная активность организаций Крас-одарского края сокращалась с 2006 года и снизи-ь до 5,4% в 2009 г. Приведенные статистические данные наглядно демонстрируют необходимость проведения активной региональной политики по повышению уровня
новационного развития Краснодарского края. Влияние экономических, внутренних и прочих факторов, препятствующих, по мнению опрошенных ганизаций в Краснодарском крае, ведению инновационной деятельности отображено на рисунке (см. на с. 115).
Вывод
Основными направлениями активизации инновационного развития регионов и Краснодарского края в частности могут являться следующие:
1. Материальное стимулирование инновационной деятельности.
В условиях ограниченности собственных средств у предприятий эффективными могут быть такие финансовые инструменты, как предоставление налоговых льгот, права на ускоренную амортизацию оборудования, прямое бюджетное финансирование, субсидирование процентных ставок, предоставление государственных гарантий, государственный заказ.
2. Развитие эффективной инфраструктуры для ведения инновационной деятельности с учетом
специфики отдельного региона, а именно развитие таких форм территориально-организованных экономических систем, как кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, технико-внедренческие зоны. 3. Улучшение инвестиционного и бизнес-климата и совершенствование нормативно-правовой основы инновационной деятельности.
Литература
1. Кондратьев Н., Яковец Ю., Абалкин Л. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды [Текст]. - М.: Экономика, 2002.
2. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс замещения доминирующих технологических укладов [Электронный ресурс] // http://www. glazev.ru/scienexpert/84/.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1бб2-р).
4. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2010 г. [Электронный ресурс] // http:// www.gks.ru/bgd/regl/b10_14p/Main.htm
5. Развитие науки и техники в Краснодарском крае за 2009 год. Статистический бюллетень [Текст]. -Краснодар, 2010.
приведенные статистические данные наглядно демонстрируют необходимость проведения активной региональной политики
по повышению уровня
инновационного
развития
Краснодарского края
Tatyana V. Litvinova
Postgraduate,
Chair of Economics, Management and Business, Kuban State technological University
Modern state of innovative development of Krasnodar district
_Abstract
The author substantiates the need for activization of innovative development of Russia and urgency of building of regional innovative systems. The paper considers main problems of innovative development of the regions and modern state of innovative activity in Krasnodar district. The author brings forward suggestions for activation of regional innovative policy.
Keywords: innovative development, national innovative system, regional innovative system
региональная экономика