гистральных самолетов в массовых сегментах рынка российским компаниям пока рано конкурировать с такими гигантами как Боинг и Эйрбас. Планы по поддержке производства и модернизации таких переходных продуктов как Ил-96, Ту-204, Ту-214 скорее направлены на максимально полную реализацию уже имеющегося потенциала, нежели на попытки захватить мировое лидерство в этом сегменте. К переходным продуктам примыкает и семейство реактивных региональных самолетов 8икИо18ирег^ (881), рассматриваемое как ключевой для отрасли проект. «Прорывным» продуктом можно считать новый среднемагистральный самолет МС-21, претендующий на конкурентоспособность в самом востребованном сегменте узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов.20 Приоритетными стратегическими задачами являются также управление интеллектуальным и человеческим капиталом, улучшение имиджа отрасли и привлечение дополнительных инвестиций, поддержка и совершенствование научно-технического потенциала.
Анализ детерминант международной конкурентоспособности демонстрирует всю неоднозначность и неопределенность текущего положения отрасли. Системный характер ромба конкурентоспособности подразумевает взаимное усиление и взаимодействие факторов. В данном случае достаточно сложно говорить о преимущественном развитии или отставании какой-либо из детерминант. Все проанализированные параметры развиты достаточно равномерно и характеризуются наличием существенного накопленного потенциала и отсутствием современных рыночных подходов к его использованию.
Российское авиастроение как нельзя лучше может проиллюстрировать тезис «богатство не наследуется, а создается»21. Однажды достигнутое технологическое превосходство не может быть основой конкурентоспособности в долгосрочном периоде, конкурентное преимущество достигается благодаря инновациям и эффективным стратегиям и удерживается лишь с помощью постоянных усовершенствований. Желаемое восстановление мировых позиций отрасли возможно лишь в результате серьезной работы по созданию и совершенствованию уникальных технологических, управленческих и стратегических конкурентных преимуществ.
Литература:
1. «Авиационная столица России»: реальные решения актуальных проблем. // «Авиационная столица России». 16.11.2011<Ьйр:// www.aviaport.rU/digest/2011/11/16/225004.:йт1>
2. Век авиастроения России. Авиационная промышленность России: деятельность в условиях рыночной экономики (1991-2010
годы). // АвиаСоюз. Ноябрь-декабрь (№6) 2011.
3. Век авиастроения России. М.: ОАО «Авиапром».2011.
4. Гражданская авиация. ОАО «ОАК». <http://www.uacrussia.ru/ ru/mode1s/civi1/>
5. Дементьев В.Е. ОАК и развитие российского авиастроения / / Вестник университета (ГУУ), 2009, №3.
6. Дементьев В.Е. ОАК и развитие российского авиастроения / / Вестник университета (ГУУ), 2009, №3.
7. Кабалинский Д. Предполётный разговор. // Эксперт, № 21 (562), 4 июня 2007 года.
8. Квитко Е. «Россия не Дания, чтобы спокойно жить без собственного авиапрома». // Большой бизнес. №12 (67) 2009.
9. Мировой авиапром: в зоне высокой турбулентности. 2006. <http://www.k2kapita1.ru/artic1es/17/27610/?phrase_id=685548>
10. Основные показатели работы гражданской авиации России за январь 2011-2012 годы. Федеральное агентство воздушного транспорта. Росавиация. <http://www.favt.ru/favt_new/?q=dejate1nost/ vozdushnye_perevozki/osnovnye_proizvodstvenn.ye_pokazate1i_ga>
11. Основные положения стратегии развития Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» до 2025 года. Москва. 2008.
12. Особенности формирования российского рынка авиаперевозок. Рейтинговое агентство Эксперт РА. <http://www.raexpert.ru/ researches/avia/part1/>
13. Панченко А. «Трансаэро» вернется на родину. // «Коммерсантъ». 17.02.2012
14. Перевозки пассажиров и пассажирооборот за январь 20112012 гг. Федеральное агентство воздушного транспорта. Росавиация. <http://www.favt.ru/favt_new/?q=dejateLnost/vozdushnye_perevozki/ perevozki_passazhirov>
15. Портер М. Конкуренция. / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс». 2006.
16. Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21. <http://uacrussia.ru/ru/mode1s/civi1/ms_21/>
17. Указ Президента РФ В. В. Путина «О национальном центре авиастроения» от 20 февраля 2008 года
18. Фридлянд А.А., Дунаев О.Н., Борисов Ф.А. Проблемы авиационного транспорта. Заседание экспертной группы № 19 . 10.06.2011. <http://2020strategy.ru/g19/news/31271262.htm1>
19. Шестопалов А.Г. Об уроках формирования и развития регионального кластера. 2010. <www.naco.ru/news/ ОЬ urokah k1astera.doc>
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Хмелев И.Б., к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений, Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики, [email protected]
В статье анализируются современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг. Особое внимание уделено анализу состояния рынка банковских и страховых услуг после вступления России в ВТО. Исследованы некоторые проблемы формирования международного финансового центра в г.Москве.
Ключевые слова: трансграничные финансовые операции, международный финансовый центр.
PRESENT SITUATION AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET
FINANCIAL SERVICE
Khmelev I., Ph. D. in Economics, World Economy and International Relations Chair, Moscow State University of Economics, Statistics and
Informatics, [email protected]
The article analyzes the current status and trends of development of the Russian financial services market. Particular attention is paid to the analysis of the state of banking and insurance services after Russia's WTO accession. Some of the problems of forming an international financial center in Moscow are examined.
Keywords: cross-border financial transactions, international financial center.
Стандартные правила ВТО предоставляют ее членам значительные возможности по защите национальных производителей финансовых услуг. Это облегчает возможности России по защите своих финансовых рынков, но и не оставляет места для надежд на облегчение доступа на зарубежные рынки финансовых услуг в результате вступления в ВТО.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's еще в 2005 г. под заголовками «Тенденции, которые нельзя игнорировать» и «О факторах, вызывающих беспокойство» дало развернутый анализ недостатков Российской банковской системы (РБС) и условий ее функционирования. Вот некоторые указанные в анализе недостатки:
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 79
■ концентрация экономики;
■ неопределенная и непредсказуемая правовая база;
■ недостаточный уровень капитализации банков;
■ концентрация кредитных рисков и привлеченных средств;
■ зависимость от связанных сторон;
■ непрозрачность структуры собственности;
■ высокая концентрация в категории наиболее крупных банков и значительная фрагментация в категории средних и мелких банков.
Агентство также отметило следующие обстоятельства:
■ ЦБ РФ очень быстро провел внедрение системы страхования вкладов, приняв в систему 835 банков (около 75% всех заявок), в результате он потерял возможность кардинально реструктурировать банковский сектор;
■ образование кредитных бюро призвано упростить рассмотрение кредитных заявок и снизить кредитные риски, но позитивный эффект от них пока не очевиден.
В то же время доходность российских банков постепенно снижается. Причинами этого являются: а) рост операционных затрат, которые опережают рост возобновленных доходов; б) усиление конкуренции, что снижает маржу; в) значительная зависимость банков от торгового дохода.
Согласно данным Банка России, в 2010 году общий объем трансграничных финансовых операций физических лиц (переводы в Россию и из России) составил 28,9 млрд. долл. США, или 55,8% от докризисного объема, а в 2012 г. вырос до 62,6 млрд. долл. В 2008 году данный показатель составлял 51,9 млрд. долл. США, что на 17,2 млрд. долл. США больше объем трансфертов 2009 года. При этом сохраняется значительное отрицательное сальдо трансграничных операций, означающее отток капитала из России в 34,5 млрд. долл.[4].
Наиболее простая и понятная ситуация складывается на рынке инвестиционных услуг, который является одним из наиболее либерализованных рынков как в России, так и в мировой экономике. Ограничения носят во многом формальный характер и лишь сдерживают развитие определенных, относительно сложных видов услуг.
В целом же российский инвестиционный рынок с момента своего возникновения был открыт для иностранного капитала и являлся частью мировой системы финансовых рынков. Его либеральный характер создал ситуацию, когда успешные российские инвестиционные компании либо с самого начала возникали как часть мировой системы движения капиталов, либо весьма быстро становились ею.
В данной сфере существует одна серьезная проблема: необходимость ограничивать движение международного спекулятивного капитала для предотвращения эффекта «финансового цунами».
Однако вступление России в ВТО не изменило «правила игры» на рынке инвестиционных услуг вследствие как его высокой степени либерализации, так и незначительности внимания, уделяемого его регулированию правилами ВТО.
Банковская система России, вплоть до дефолта 1998 г. развивавшаяся преимущественно на обслуживании разного рода спекулятивных операций, и по сей день остается слабой. Даже крупнейшие российские банки на мировом фоне относятся в лучшем случае к категории средних. Слабость российской банковской системы делает ее неконкурентоспособной при прямой конкуренции с банками развитых стран.
Но вступление России в ВТО учитывает долгосрочную перспективу и возможность качественного изменения ситуации, в том числе и в результате повышения привлекательности банковского сектора России как объекта инвестирования. Поэтому Россия не должна брать на себя чрезмерные обязательства, лишающие ее возможности защищать национальную банковскую систему и национальный рынок банковских услуг в случае возникновения угрозы утраты национального контроля над ними.
Страховой сектор российского рынка финансовых услуг выделяется уверенным ростом. Регулирование страхового бизнеса должно строиться на основе понимания того, что страхование является одним из ключевых инструментов формирования долгосрочных, наиболее важных для развития экономики инвестиционных ресурсов (в развитых странах - 10% ВВП, в странах Восточной Европы -5% ВВП).
Поэтому национальные интересы каждой относительно развитой страны требуют сохранения «национального суверенитета» над
ее страховой системой.
Важная задача государства - нахождение оптимального для условий каждой страны сочетания интегрированности национальных страховых систем в мировую страховую систему с механизмами, препятствующими утечке национальных капиталов и использующими эту интегрированность для привлечения капиталов извне.
Правила ВТО разрешают применять по отношению к иностранным страховым компаниям и капиталам практически любые ограничения.
Решения о характере и условиях доступа иностранных страховых компаний на российский рынок, принятые в ходе переговоров о присоединении России к ВТО, имеют стратегическое значение. Их последствия проявятся лишь после усиления интереса иностранных страховых компаний к российскому рынку прямого страхования. Надо учитывать, что позитивный эффект (повышение качества национальной страховой системы под действием умеренной конкуренции), который станет результатом сбалансированного открытия страхового рынка, проявится и стабилизируется на нем в течение 3-5 лет после активизации иностранных операторов на рынке прямого страхования.
При благоприятном развитии событий российская страховая система сможет выйти на современный уровень относительно успешных стран Восточной Европы (около 5% ВВП) в течение 8-10 лет. Именно на это время представляется разумным ориентировать государственную политику, в том числе в области либерализации российского страхового рынка.
Уровень развития его отдельных секторов требует дифференцированного подхода. Наиболее жестко следует защищать рынок страхования жизни и добровольного пенсионного страхования, которые аккумулируют основную часть долгосрочных инвестиционных ресурсов, делающих страхование важным фактором развития экономики.
Кроме того, сферой абсолютного доминирования российских страховых компаний должен быть являющийся частью национальной системы страховой защиты рынок обязательного личного страхования.
При выполнении этих очевидных условий страховая система России будет успешно развиваться и в условиях членства в ВТО и обеспечит в среднесрочной перспективе дополнительное увеличение ВВП на 0,3-0,4% в год. Россия уже более года является членом ВТО, но это не привело к ухудшению ситуации на рынке страховых услуг.
Улучшению ситуации в сфере финансовых услуг и в частности развитию сферы трансграничных перемещений финансовых ресурсов может способствовать создание в Москве Международного финансового центра. Правительство РФ распоряжением от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рынков РФ Концепция определяет создание международного финансового центра (МФЦ) как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися к размещению своих средств. Такая система охватывает участников из многих стран. Формирование МФЦ рассматривается как неотъемлемая часть перехода РФ к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Задачей первого этапа развития является создание инфраструктуры международного финансового центра в столице. Распоряжение правительства Москвы от 7 августа 2008 г. № 1801-РП «О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг» определяет это направление работы как одно из приоритет-ных[ 1].
Стоит отметить несколько преимуществ, которыми будет располагать международный финансовый центр в Москве. У России есть особенность географического положения. Москва находимся между Гонконгом и Лондоном, и мы можем некоторые пиковые нагрузки на себя взять в определенный момент времени в течение 24-часового течения дня, когда закрываются рынки в Гонконге, но еще не открыты рынки в Лондоне. Финансовый рынок должен работать постоянно, и Москва может занять эту нишу занять. Кроме того, российским рынком могут пользоваться и ближайшие соседи, и партнеры. Торги на российском финансовом рынке акциями и облигациями крупнейших энергетических компаний представляют для всех большой интерес.
Сейчас идет работа, связанная с регулированием депозитарной
80 ТЯАШРОЯТ БиБШБББ Ш ЯиББТА | №6 2013 |
и клиринговой деятельности. На высокой стадии готовности находится проект правовых актов, идет стыковка двух биржевых площадок. Это все должно улучшить условия работы на российских биржах.
Принятие даже самой совершенной концепции само по себе не приведет к созданию МФЦ. Необходимо решить очень сложную задачу. Предстоит длительная и кропотливая работа, требующая единства цели и объединения усилий федеральных и московских органов власти, российского и зарубежного профессионального финансового и банковского сообщества, а так же экспертного и научного сообщества. К Концепции прилагается план конкретных мероприятий, к выполнению которого по многим направлениям уже приступили органы городской администрации.
Главными направлениями этой работы являются:
■ совершенствование российской законодательной базы в части финансовых рынков с учетом изменений, вызванных глобальным кризисом;
■ формирование скоординированной системы регулирования финансовых рынков, оценка целесообразности создания единого федерального ведомства, осуществляющего надзор за банками, страховыми компаниями, провайдерами финансовых услуг или координирующего деятельность отдельных регуляторов;
■ наличие эффективной судебной системы;
■ формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообложения финансовых операций;
■ развитие национальных финансовых институтов (банки, биржи, клиринговые организации, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, посреднические структуры), повышение их надежности и финансовой устойчивости, формирование института инвестиционных консультантов, проработка вопросов создания единого центрального депозитария и его последующее подключение к международным рынкам, организация эффективно функционирующего получившего международное признание центрального клирингового дома;
■ повышение «прозрачности» финансового рынка за счет внедрения эффективной системы раскрытия информации и финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам; развитие и совершенствование корпоративного управления;
■ интеграция стандартов профессиональной квалификации международного уровня в систему высшего образования или создание их российского аналога;
■ создание системы налогового администрирования в секторе финансовых услуг, которая учитывала бы специ-фику работы рынков финансовых услуг и позволяла бы обеспечить эффективный, справедливый и разумный подход к сбору и уплате налогов и систему защиты прав налогоплательщиков;
■ активизация валютно-финансового сотрудничества с ведущими внешнеторговыми партнерами России, прежде всего с государствами — участниками СНГ, расширение использования рубля в расчетах и принятие мер по превращению его в региональную резервную валюту.
В настоящее время в рейтинге МФЦ Москва занимает 68 место. Финансовый центр нуждается в оболочке законодательной -нужен закон о биржах и биржевой торговле, закон о клиринговой деятельности и т.д. Российские власти обещают в течение нескольких лет разработать нормы, которые отвечали бы требованиям мировых финансовых рынков.
Чтобы Москва стала полноценным финансовым центром и добилась признания мирового сообщества, необходимо выполнение ряда условий. Среди основных приоритетов можно назвать обеспечение макроэкономической стабильности, снижение сырьевой зависимости и диверсификации экономики, создание благоприятной бизнес-среды (снижение коррупции, реформирование судебной системы, оптимизация корпоративного управления и т.д.).
Институт посткризисного мира предлагает свой вариант пошагового плана превращения Москвы в МФЦ:
■ 2011-2012: превращение Москвы в финансовый центр Таможенного союза и Единого экономического пространства.
■ 2012-2013: превращение Москвы в финансовый центр Евразийского пространства с включением больше части постсоветского мира.
■ 2013-2015: превращение Москвы в «мост» между старым промышленным миром (Запад) и новыми промышленными державами (Азия, Латинская Америка).
Вместе с этим эксперты уверены, что столичным властям не-
обходимо поработать с имиджем столицы как визитной карточки России. В сознании потенциальных пользователей МФЦ должен сформироваться образ Москвы как города, максимально комфортного и доброжелательного для иностранцев, города с благоприятной деловой средой. Москва должна ассоциироваться не только с Международным финансовым центром, но национальным, межконфессиональным и туристическим центром России.
Можно отметить следующие необходимые конкретные шаги для строительства МФЦ.
- обеспечение прогнозируемости политических процессов;
- обеспечение макрофинансовой устойчивости;
- снижение инфляции;
- комплекс налогового и другого стимулирования (мировые финансовые центры всегда возникали там, где выгоднее работать);
- модификация законодательной и нормативной базы: все процессы должны быть прозрачны, требования регуляторов - понятны и предсказуемы, работа финансовых инструментов - легитимна и встроена в общее правовое поле;
- унификация отчетности, переход на МСФО;
- финансовое переобучение и серьезные работы по повышению финансовой грамотности населения;
- ликвидация административных барьеров для бизнеса;
- принципиальное снижение уровня коррупции;
- введение ответственности за нарушения этого законодательства и за нарушение финансовых обязательств;
- развитие адекватного сервиса и инфраструктуры (транспорт, отели);
- повышения уровня информационных коммуникаций;
- определение специализации МФЦ в Москве. Возможной специализацией эксперты назвали рынок деривативов - сложных производных финансовых инструментов.
Так или иначе, но все проведенные исследования дают свои результаты. 20 мая 2011 года руководитель рабочей группы по созданию МФЦ Совета при президенте РФ по развитию финансового рынка А. Волошин сообщил, что утвержденный ранее план по созданию Международного финансового центра (МФЦ) в Москве нуждается в доработке [2].
По мнению А.Волошина, МФЦ может столкнуться с конкуренцией со стороны других государств. "Надо готовиться к будущей конкуренции", - сказал он. Волошин отметил, что конечная цель создания МФЦ - сделать его глобальным. Однако на начальном этапе финансовые центр, скорее всего, все же будет региональным, добавил он.
Министр финансов РФ А.Силуанов предположил, что «МФЦ может стать генератором идей, которые позволят нам создать лучший инвестиционный климат в РФ» [3].
Литература:
1.Москва — международный финансовый центр, 25.05.2009. Бюджет.т: http://bujet.ru/article/55682.php
2.План создания МФЦ в Москве придется дорабатывать - Волошин, 20.05.2011. РИА Новости: center.rian.ru/politics/20110520/ 82398462.html
3.http://mfc-moscow.com/index.php?id=112&_publid=146 //cbr.ru/statistics
5.Бебрис А.О. Основные принципы успешной стратегии в рисковом бизнесе //Инновации в науке.-2013, № 25.
6.Хмелев И.Б. Совершенствование механизма регулирования финансовых рынков в условиях глобализации //Инновации в современной экономике: проблемы и перспективы. Материалы международной научно практической конференции. -М.: МЭСИ, 2012.
7. Хмелев И.Б. Управление валютными рисками в российских компаниях // Транспортное дело России.-2012, № 6.
ТЯАШРОЯТ ВиБШБББ Ш ЯШ81А | №6 2013 | 81