УДК 657
Т.М. Рогуленко С.А. Виноградова
Та1уапа Яо^1епко 8уеШпа Vinogradova
Контроллинг в России чаще понимается как система, которая сосредотачивается на оперативных методах и инструментах. Это обусловлено тем, что они достаточно хорошо проработаны. Здесь речь идет в первую очередь о таких инструментах внутрифирменного планирования, как учет затрат и результатов. Ограничиваясь оперативным уровнем, контроллинг в России, как правило, выполняет такие функции, как поставка и интерпретация информации для управления и координации оперативной деятельностью предприятия. Преобладание на российских предприятиях анализа данных именно финансового, бухгалтерского и управленческого учета приводит к недовольству со стороны руководителей предприятий самим методом - контроллингом, который работает со вторичными источниками информации [1; 2; 5; 14; 22].
Для эффективного управления предприятием и принятия эффективных управленческих решений в долгосрочной перспективе лишь финансовых показателей деятельности компании недостаточно [6; 7; 9; 10; 18; 21]. Например, бухгалтерский учет не в состоянии оценить нематериальные активы, такие как качество товаров и услуг, наличие на предприятии системы мотивации сотрудников, лояльность клиентов, сотрудников, поставщиков, интеллектуальный капитал и пр. [3; 4; 11; 15; 16; 19; 20]. Таким образом, если принимать во внимание показатели, связанные с этими нематериальными активами, оценка перспектив предприятия будет более точной.
В последнее время контроллинг в России развивается быстрыми темпами: за несколько лет адаптируются и осваиваются технологии, методы и инструменты, которые разрабатываются в условиях развитых экономик десятилетиями. Однако, бесспорно, зарубежный контроллинг ушел гораздо дальше в своем развитии и решает на современном этапе задачи, присущие развитию западных рыночных экономик [13; 14; 18].
Выделим причины отставания отечественного контроллинга от зарубежного:
- непонимание руководителями и собственниками необходимости использования новых методов, инструментов и технологий управления;
- недоверие к западному опыту управления, следовательно, недооценка значимости и потенциала применения контроллинга в деятельности российских компаний;
- отсутствие квалифицированного управленческого персонала, который способен эффективно управлять компанией и развивать ее на основе новых методов, инструментов и технологий управления;
- разнообразие взглядов и точек зрения на дефиницию «контроллинг», отсутствие единой терминологии и методологической базы;
© Рогуленко Т.М., Виноградова С.А., 2014
— российские нормы бухгалтерского учета (РПБУ) и разнообразные ограничения, т.е. длительный переход от РПБУ к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), который не позволяет интегрировать учетные задачи контроллинга с задачами МСФО;
— отсутствие у большинства отечественных предприятий ориентации на стратегическое ведение бизнеса;
— отсутствие образовательной среды. В настоящее время система образования по контроллингу находится на стадии становления. В большинстве университетов и на экономических факультетах все еще доминирует акцент на подготовку специалистов в области финансового учета, анализа и аудита.
В России на сегодняшний момент контроллинг, как правило, внедряется в деятельность крупных промышленных и производственных предприятий и корпораций. Малые и средние предприятия этих отраслей применяют только фрагменты контроллинга (отдельные элементы). По мнению некоторых авторов, контроллинг в России присущ крупному и среднему бизнесу, однако, на наш взгляд, внедрение контроллинга или его отдельных элементов на малых предприятиях также необходимо для ускорения их развития, повышения их конкурентоспособности и перехода от малого к среднему бизнесу. Вне зависимости от масштаба предприятия, мы считаем, что контроллинг должен реализовать многоуровневую технологию адаптации и управления организационными изменениями, обеспечивать прозрачность финансовых и информационных потоков. Таким образом, малые предприятия также нуждаются во внедрении контроллинга, однако из-за долгосрочности данного проекта, который, как правило, занимает от полутора до трех лет, а также является довольно затратным, не все малые предприятия готовы инвестировать свои ресурсы в этот проект. К тому же внедрение системы контроллинга сопряжено с высокими рисками, которые связаны с особенностями российского бизнеса, менталитета руководства и собственников предприятия.
Примерами внедрения контроллинга за рубежом являются такие известные концерны, как DaimlerCraisler, Siemens, Franz Haniel & Cie. В России практику внедрения системы контроллинга прошли такие предприятия, как ОАО «Чепецкий механический завод», ГК «Конти», ОАО КБ «Русский Южный Банк», Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, ОАО АВТОВАЗ, ОАО «Ижорские заводы», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром» [22]. Также к отечественным предприятиям, внедрившим систему контроллинга, относится и ОАО «Храпуновский инструментальный завод», на котором для вывода предприятия из кризисного состояния в апреле 2001 г. началось реформирование, которое продолжается и по настоящее время. Результатом реформирования, в том числе и внедрения контроллинга на ОАО «Храпуновский инструментальный завод», явилось увеличение объема продаж одного из товаров, сокращение времени выполнения заказов с 25—30 дней до 7—8, повышение рентабельности продаж с 1—2 до 8—10 %. Кроме того, на предприятии был запущен инвестиционный проект по созданию современного производства гибкой упаковки. Работы по созданию этого производства осуществляются с 2003 г. по настоящее время. В настоящее время на ОАО «Храпуновский инструментальный завод» используются такие эффективные инструменты контроллинга, как SWOT-анализ, ABC-анализ и многие другие [8].
Несмотря на тот факт, что контроллинг является эффективным и широко востребованным управленческим инструментом в деятельности субъектов хозяйствования различных отраслей экономики России, в практике деятельности торговых предприятий он пока не получил достаточного распространения. Кроме того, особенность методических и организационных аспектов функционирования контроллинга применительно к торговым предприятиям остается до сих пор мало изученной, отсутствует комплексный подход к постановке и решению организационных проблем контроллинга данных предприятий, не сформирована система совершенствования имеющихся элементов системы контроллинга, его методического и информационного обеспечения. Торговые предприятия, также как
и предприятия производственной и промышленной отрасли хозяйства, нуждаются в прогрессивных технологиях, методах и инструментах управления в условиях постоянно меняющихся и усложняющихся внешней и внутренней сред предприятия. Все вышеперечисленное создает множество теоретических и практических проблем становления контроллинга на российских торговых предприятиях.
В качестве тенденций развития контроллинга в российской практике необходим переход от использования оперативных инструментов к стратегическим, т.е. контроллинг должен взаимоувязывать оперативное и стратегическое планирование. Во-первых, осваивать и адаптировать зарубежные технологии, методы и инструменты применительно к отечественным предприятиям. Во-вторых, необходимо четко прорабатывать миссию, видение и цели компании, доводить их до всех сотрудников на всех уровнях управленческой иерархии. В-третьих, необходимо переходить от системы интуитивного стратегического планирования к планированию на основе четко разработанной системы перспективных показателей. В-четвертых, необходимо обучать и повышать квалификацию управленческого персонала и всех сотрудников предприятия в целом. В-пятых, нужно разрабатывать единый методический инструментарий и терминологию во избежание путаницы в понимании сущности, задач и функций системы контроллинга.
На современном этапе российская экономика характеризуется постоянным ростом и усложнением финансово-хозяйственных систем торговых предприятий; отсюда возникает проблема несогласованности действий и планов различных функциональных подразделений друг с другом и со стратегическими планами предприятия в целом. В этих условиях контроллинг на торговых предприятиях призван стать тем инструментом, который обеспечит взаимодействие деятельности каждого функционального подразделения с точки зрения задач предприятия в целом. Следовательно, на сегодняшний день для контроллинга в торговле формируется благоприятная среда для того, чтобы раскрыть его потенциал и обосновать необходимость его применения как для руководства и собственников, так и для менеджмента предприятия. Таким образом, у руководства, собственников и менеджмента предприятий может появиться мощный инструмент повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.
Библиографический список
1. Бодяко А.В. Методические подходы к модификации проекта положения по бухгалтерскому учету Минфина России «Учет вознаграждений» // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2013. - № 4. - С. 61-67.
2. Бодяко А.В. Оценка порядка учета и контроля составных элементов системы формирования человеческого капитала и возможностей его совершенствования в организациях сферы образовательной деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 192-196.
3. Бодяко А.В. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. -С. 58-70.
4. Ворожейкина Т.М. Концепция мониторинга продовольственной безопасности России // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 5. - С. 339-343.
5. Демина И.Д. Сравнительный анализ учета основных средств в коммерческих организациях в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и МСФО (IAS) 16 «Основные средства» // Международный бухгал -терский учет. - 2012. - № 12.
6. Корзоватых Ж.М. Особенности учета импорта работ и услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 22.
7. Мироненко В.М. Методические основы обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. -С. 147-153.
8. Контроллинг: учеб. пособ. / С.Н. Петренко. - Киев: Эльга: Ника-Центр, 2004. - 327 с.
9. Пономарева С.В. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности: монография / С.В. Пономарева, Т.М. Рогуленко. - М., 2011.
10. Пономарева С.В. Экономический анализ и оценка способов оптимизации эффективности и рыночной стоимости компании // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 38. - С. 24-28.
11. Рогуленко Т.М. Теория системности научного познания экономических процессов и ее роль в развитии контроля управления компанией как социально-экономической системы // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 173-177.
12. Рогуленко Т.М. Роль контроля в реализации функций управления рыночной экономикой // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 35-40.
13. Рогуленко Т.М. Влияние глобализационных тенденций развития бизнеса на информационную миссию бухгалтерского учета и отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2014. - № 4. - С. 181-185.
14. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 4. - С. 187-191.
15. Рогуленко Т.М., Пшенко А., Колганова М. Отмена унифицированных форм: причины и последствия // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2013. - № 5.
16. Рогуленко Т.М., Методика и технология проведения подтверждающего аудита // Аудиторские ведомости. - 2013. - № 1. - С. 15-32.
17. Рожкова Н.К., Гостеева О.В. Особенности организации системы бюджетирования на предприятиях грузового железнодорожного транспорта // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 22. - С. 47-51.
18. Рожкова Н.К., Блинова У.Ю., Чупеева О.В. Управленческий учет как экономическая категория // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 11. - С. 108-115.
19. Сапожникова Н.Г. Корпоративный учет и отчетность: методология и практика: монография / Н.Г. Сапож-никова. - Воронеж : Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2008. - 248 с.
20. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 9. - С. 52-56.
21. Энгельхарт К. Система сбалансированных показателей в снабжении: успех с помощью показателей / К. Энгельхарт; пер. с нем. под ред. Н.Ф. Титюхина. - М.: КИА центр, 2007. - 127 с.