СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЯ В КИТАЕ
Н.С. Гегелова, Ван Юе
Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития интернет-телевидения в КНР, анализируются ведущие видеопорталы и китайские интернет-телеканалы.
Ключевые слова: интернет-телевидение, видеохостинг, видеопортал, мультимедийные сайты, видеосервис.
Интернет-СМИ рассматривается в системе средств массовой коммуникации как новый вид, появившийся в конце XX в. и динамично развивающийся в наши дни. В Китае, численность населения которого превышает 1300 миллионов человек, развитие интернет-СМИ происходит стремительными темпами. По словам заместителя директора Китайского национального Интернет информационного бюро Жень Сеньлян, по состоянию на конец сентября 2013 г. число интернет-пользователей в Китае достигло 604 миллионов человек. Сегодня число пользователей Интернета в Китае превышает средний мировой уровень [1].
Китайские интернет-пользователи играют важную роль в современном обществе Китая, многие политики, прибывая в Китай с официальным визитом, включают в программу визита общение с сообществом китайских пользователей. К примеру, премьер-министр РФ Д.А. Медведев во время своего официального визита в КНР в октябре 2013 г. отвечал на многочисленные вопросы пользователей Интернета в студии информационного агентства «Синьхуа».
В структуре интернет-СМИ «особенно выделяются мультимедийные сайты, которые транслируют в Интернет аудио- и видеоматериалы и представляют наиболее современное сочетание форм подачи и распространения массовой информации. В начале XXI века начинают развиваться Интернет-каналы, сочетающие в себе различные формы передачи информации: текстовые, аудиальные и визуальные.
Интернет-вещание — один из современных способов распространения массовой аудиовизуальной информации в сети.
Основными характеристиками интернет-вещания являются глобальное распространение и глобальная аудитория; режим реального времени, конвергенция; горизонтальные и вертикальные связи, текстовая основа, динамика в видеоизображении, многоязычность, неограниченный архив информации, продолжительный жизненный цикл программ, параллельные потоки вещания, нелинейный просмотр программ, произвольное время доступа, неограниченное количество повторов, формат и компрессия, дополнительные сервисы, реклама как дополнение, персонификация вещания, низкозатратная технологическая цепочка, интерактивность» [2. С. 12—13].
«Видеохоснинг (или видеопортал) — это сайт, который позволяет интернет-пользователям загружать и просматривать видео в браузере через специальный проигрыватель, хотя есть и исключения, некоторые из подобных сервисов не предоставляют видео. Видеохостинг стал набирать популярность одновременно с распространением широкополосного доступа в Интернет и развитием жестких дисков» [3].
Самым известным стал YouTube. Появление сервиса YouTube, принадлежащего компании Google, совершило революцию. Новым увлечением активных пользователей Интернета стал просмотр видеосюжетов онлайн [4. С. 45]. YouTube открыл новую эпоху видеопросмотров в Сети и сыграл ведущую роль в появлении многочисленных видеохостингов.
Успеху YouTube стали подражать во многих странах. В Китае общепризнанным началом развития интернет-видео считается 2006 г., когда появилось более двухсот сайтов, однако не все инвесторы смогли «выжить». Спустя 5 лет, в начале 2011 г., осталось немногим больше 40 наиболее известных видеосайтов [5. С. 56]. Пройдя через сложные перипетии, китайские видеосайты устойчиво развиваются и имеют устойчивый коммерческий успех. Видеопорталы в Китае стали важной формой интернет-СМИ и продолжают завоевывать новые высоты, что подтверждается исследованиями и анализом динамики спроса.
Статистические данные Исследовательского отчета о применении видеоматериалов китайскими интернет пользователями в 2012—2013 году свидетельствует о том, что число пользователей к концу 2013 г. достигло 389 млн человек. Доля пользователей сетевым видеосервисом составила 65,8% (рис.).
Рис. Число пользователей сетевого видеосервиса и частота использования в 2012—2013 гг. [6. С. 23]
Рост частоты использования сетевого видеосервиса объясняется четырьмя важными причинами: 1) повышением скорости домашнего интернет-сервера; 2) ка-
чеством изображения; 3) видеокомпании стали часто транслировать онлайн-видео-ролики в жанре презентаций и веб-трансляций (трансляции в Интернете); 4) благодаря быстрому развитию кино- и телеиндустрии, производству большего числа фильмов, сериалов и развлекательных программ. Все это способствовало расширению масштабов индустрии онлайн-видео.
В 1996 г. Центральная телевизионная станция Китая, CCTV, первая из всех китайских телеканалов создала свой сайт. В настоящее время все китайские телеканалы осуществляют трансляцию в Интернете.
Уровень и качество сайтов местных телеканалов разные (в Китае каждая провинция имеет свой телеканал со своим брендом, и этот канал вещает на всю страну) зависят от уровня развития экономики в регионах.
Возьмем, к примеру, сайт Интернационального центрального телевидения www.cntv.com и www.hunantv.com.
В декабре 2000 г. был создан одноименный сайт (www.ICCTV.com). Это конвергентное интернет-медиа, которое включает в себя новости, развлекательные программы, а также разные услуги. В апреле 2006 г. CCTV.com и ICCTV.com объединились в cntv.com. После обновления главных рубрик сайта, у пользователей появились дополнительные возможности, например, использовать телевизионный справочник, смотреть информационные выпуски новостей и развлекательных передач, сериалов, кино, мультфильмов и т.д. Сайт увеличил также количество услуг онлайнового вещания и «телевидения по запросу», добавил услуги поисков видеозаписей и подкастинга. На сайте был создан блог известных китайских телеведущих и журналистов. Кроме того, CCTV создал несколько интернет-телеканалов на иностранных языках, в том числе на русском.
Нельзя не упомянуть о проекте интерактивного телевидения IPTV (Internet Protocol Television, технология цифрового телевидения) в Китае в 2006 г., но этот год начался для IPTV неудачно. Проект внезапно остановили, и только в конце 2006 г. проект стал быстро развиваться в Шанхае. По итогам года число пользователей достигло 450 тыс. человек, а по данным за 2011 г. — уже 70 млн. IPTV пользуется большой популярностью в экономически развитой восточной части Китая — Шанхае, в котором проживает больше миллиона интернет-пользователей [7. С. 33—34].
Двенадцать центральных телеканалов Китая осуществляют трансляцию своего эфира в Интернете. Обеспечить качественное обслуживание интернет-телевидения позволяет современное программное оборудование.
«Видеосервер — компьютерное устройство, предназначенное для приема, хранения, воспроизведения или ретрансляции видеосигнала и (или) аудиосигнала; обработки изображений, в том числе полученных в инфракрасном спектре; обработке данных телеметрии; управления другими системами безопасности» [8], в частности видеосервер PPS. Это одно из самых популярных программных оборудований интернет-телевидения в Китае. Эту программу можно бесплатно скачать в Интернете, после чего на рабочем столе компьютера появляется файл.
PPS выглядит как плеер, в меню есть несколько опций. Приведем ниже их перечень: прямой эфир (трансляция эфира почти всех главных телеканалов, кроме
центральных); обновления, главные события дня, китайские и зарубежные сериалы, HD кино, самые популярные фильмы, фильмы на специальные темы, мультфильмы; спорт, развлекательные передачи, программы для автомобилистов, игры, экономика, путешествия, музыка, трейлеры, оригинальные видеоклипы. С помощью техники P2P-Streaming, чем больше пользователей, тем стабильнее воспроизводит плеер. Классификация сделана очень удобно, что позволяет пользователю быстро найти нужную информацию.
В функцию PPS включен поиск, возможность скачать видео, сохранить в папке, написать комментарии. Также приводится список самых популярных китайских и зарубежных фильмов, сериалов и т.д.
Новые китайские и зарубежные сериалы, передачи, которые идут на разных телеканалах, через день загружаются на PPS. Еженедельно обновляется список новых фильмов.
Существуют и другие программы, например PPTV/PPlive, Funshion (Feng Xing), Thunder (Xun Lei), Qvod, QQlive и др. QQ — это централизованная служба мгновенного обмена сообщениями (Китайское ICQ). QQLive является одной из функций QQ, которая предоставляет услугу трансляций прямого эфира разным телеканалам. На плеере размещена программа, в которой можно посмотреть, какие передачи идут в эфире на разных телеканалах.
Следует отметить, что на QQLive выделены специальные рубрики, посвященные матчам NBA и матчам европейского футбола. Во время мирового чемпионата по футболу число пользователей QQLive значительно увеличивается.
Эта программа отличается от других программных оборудований интернет-телевидения не только высококачественной трансляцией прямого эфира китайских телеканалов, но также предоставляет возможность посмотреть видеозаписи по запросу — фильмы, сериалы, программы. В отличие от других программных оборудований интернет-телевидения, во время просмотра можно одновременно общаться с другими пользователями, которые в это же время смотрят видео в зоне плеера.
Сайт Youku является видеохостингом в Китае, его также считают самым большим и влиятельным видеопорталом, где пользователи могут обмениваться видеоматериалами, загружать, просматривать и скачивать видео. Видеохостинг Youku был создан в 2006 г. Гу Юнчаном, экс-президентом китайской интернет-компании SOHU.com. Преимущество Youku было в увеличении скорости обслуживания. Лозунг Youku «быстрый просмотр, быстрая загрузка, быстрый поиск» выделял его среди подобных ему сайтов.
Удовлетворяя растущие потребности интернет пользователей в разнообразии и интерактивности, Youku на китайском рынке видеопорталов завоевал лидирующую позицию и признание любителей видеосъемок (Paike — это интернет-пользователи, которые загружают в Сеть авторские видеоролики). Youku становится лизинговой компанией, официально котируясь на фондовой бирже в Нью-Йорке 2010 г.
В 2012 г. ООО Youku, объединившись с другой интернет-компанией ООО Tudou, которая также занимает одно из первых мест среди китайских видео-хостингов, становится самым большим игроком среди видеопорталов, предоставляющих услуги видеообмена.
В настоящее время Youku охватывает три платформы: Интернет, телевидение и мобильные устройства, совмещает в себе различную телевизионную продукцию — фильмы и сериалы, различные развлекательные передачи, ток-шоу, реали-ти-шоу, информационные передачи.
Кроме того, Youku владеет тремя главными сегментами: производство видеоконтента, вещание и распространение. Youku становится настоящим телевизионным средством массовой информации в Интернете, и с каждым днем все больше и больше оказывает влияние на структуру видеоиндустрии и развитие новой эпохи онлайн-медиа.
Интернет занимает важное место в жизни современного человека, это не только инструмент для работы и учебы, способ получения информации, но и стиль жизни. Телевидение, как самое влиятельное средство массовой информации, нашло свое новое развитие в Сети, идеальное сочетание телевидения и Интернета — это более удобный и эффективный способ распространения информации, в особенности в Китае, где Интернет динамично развивается, современные технологии позволяют пользователям смотреть видео в высоком качестве, появляются новые медиакомпании, которые производят собственный видеоконтент в Интернете, большинство телеканалов пытаются параллельно вещать в Интернете. Молодежь все больше смотрит телепередачи и кинофильмы онлайн с помощью мобильных устройств, потому что это более удобно, можно просматривать видеоматериал в любое время и в любом месте.
Согласно последним статистическим данным, количество пользователей Интернета в Китае — 485 млн человек, 94% из них являются пользователями интернет-телевидения [9. С. 28].
После слияния трех сетей (телекоммуникационная сеть, интернет-сеть, радиотелевизионная сеть) в Китае, Интернет и телевидение стали проникать во все уголки страны. Интернет-телевидение имеет большой потенциал в Китае и становится главной тенденцией в развитии современного китайского телевидения.
Несмотря на то, что содержание сетевого видеоконтента все еще нуждается в регулировании, интернет-телевидение уже стало одним из важнейших средств получения информации для граждан КНР и стремительно продолжает свое развитие.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Число Интернет пользователей в Китае превысило 600 млн. Новости радиостанции Голос России от 28 ноября 2013 г. — URL: http://radiovr.com.cn/news/2013_11_28/253428949/
[2] Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного Интернет-вещания: Дисс. ... канд. филол. наук. — Тольятти, 2005.
[3] Википедия: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%E5%EE%F5%EE%F1%F2% E8%ED%E3
[4] Хон Девен. Основа технологии сетевой коммуникации. — Пекин: Изд-во Китайского ун-та народа, 2011. — С. 45.
[5] Ху Юе. Анализ существующего положения и проблемы китайских видео порталов. Ежемесячный журнал «Синь вень ай хао дже» («Любитель новостей»). — Хэнань, 2013. — С. 56.
[6] 32-ой исследовательский отчет о развитии китайского Интернета 2013 года. — С. 23. CNNIC (China Internet Network Information Center, Китайский информационный центр сети Интернета). — http://www.199it.com/archives/132781.html
[7] Джан Баймин, Ли Джихон, Цай Юеюе. Практика сетевой коммуникации. — Пекин: Изд-во Китайского коммуникационного ун-та, 2010. — С. 33—34.
[8] Википедия. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%E5%EE%F1 %E5%F0% E2%E5%F0
[9] Интернет-сообщество Китая. Отчет об обследовании брендовой конкурентоспособности китайского Интернета. — Пекин, 2013. — С. 28.
LITERATURA
[1] Число Интернет пользователей в Китае превысило 600 млн. Новости радиостанции Голос
оссии от 28 ноября 2013 г. — URL: http://radiovr.com.cn/news/2013_11_28/253428949/ [2] Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного Ин-рнет-вещания: Диса ... канд. филол. наук. — Тольятти, 2005.
[3] Википедия: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%E5%EE%F5%EE%F1%F2% E8%ED%E3
[4] Хон Девен. Основа технологии сетевой коммуникации. — Пекин: Изд-во Китайского
ун-та народа, 2011. — С. 45
[5] Ху Юе. Анализ существующего положения и проблемы китайских видео порталов. Еже-
месячный журнал «Синь вень ай хао дже» («Любитель новостей»). — Хэнань, 2013. С. 56.
[6]
32-ой исследовательский отчет о развитии китайского Интернета 2013 года. — С. 23 CNNIC (China Internet Network Information Center, Китайский информационный центр
сети Интернета). — http://www.199it.com/archives/132781.html [7] Джан Баймин, Ли Джихон, Цай Юеюе. Практика сетевой ко: зд-во Китайского коммуникационного ун-та, 2010. — С. 33—34
[8] Википедия. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%E5%EE%F1 %E5%F0%
E2%E5%F0
[9] Интернет-сообщество Китая. Отчет об обследовании брендовой конк урентоспособно-
сти китайского Интернета. — Пекин, 2013. — С. 28.
MODERN CONDISHIONS AND TENDENCIES OF THE INTERNET TV IN CHINA
N.S. Gegelova, Wang Yue
Dipartment of Mass Communication Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article considers trends and modern practices of Internet television in China, analyzes the major portals and online TV channels.
Key words: ???