Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития интернет-телевидения в Китае'

Современное состояние и тенденции развития интернет-телевидения в Китае Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1164
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЕ / INTERNET TV / ВИДЕОХОСТИНГ / VIDEO HOSTING / ВИДЕОПОРТАЛ / VIDEO PORTAL / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ САЙТЫ / MULTIMEDIA SITES / ВИДЕОСЕРВИС / VIDEO SERVICE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гегелова Н. С., Ван Юе

В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития интернет-телевидения в КНР, анализируются ведущие видеопорталы и китайские интернет-телеканалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern condishions and tendencies of the Internet TV in China

The article considers trends and modern practices of Internet television in China, analyzes the major portals and online TV channels.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития интернет-телевидения в Китае»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЯ В КИТАЕ

Н.С. Гегелова, Ван Юе

Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются современное состояние и тенденции развития интернет-телевидения в КНР, анализируются ведущие видеопорталы и китайские интернет-телеканалы.

Ключевые слова: интернет-телевидение, видеохостинг, видеопортал, мультимедийные сайты, видеосервис.

Интернет-СМИ рассматривается в системе средств массовой коммуникации как новый вид, появившийся в конце XX в. и динамично развивающийся в наши дни. В Китае, численность населения которого превышает 1300 миллионов человек, развитие интернет-СМИ происходит стремительными темпами. По словам заместителя директора Китайского национального Интернет информационного бюро Жень Сеньлян, по состоянию на конец сентября 2013 г. число интернет-пользователей в Китае достигло 604 миллионов человек. Сегодня число пользователей Интернета в Китае превышает средний мировой уровень [1].

Китайские интернет-пользователи играют важную роль в современном обществе Китая, многие политики, прибывая в Китай с официальным визитом, включают в программу визита общение с сообществом китайских пользователей. К примеру, премьер-министр РФ Д.А. Медведев во время своего официального визита в КНР в октябре 2013 г. отвечал на многочисленные вопросы пользователей Интернета в студии информационного агентства «Синьхуа».

В структуре интернет-СМИ «особенно выделяются мультимедийные сайты, которые транслируют в Интернет аудио- и видеоматериалы и представляют наиболее современное сочетание форм подачи и распространения массовой информации. В начале XXI века начинают развиваться Интернет-каналы, сочетающие в себе различные формы передачи информации: текстовые, аудиальные и визуальные.

Интернет-вещание — один из современных способов распространения массовой аудиовизуальной информации в сети.

Основными характеристиками интернет-вещания являются глобальное распространение и глобальная аудитория; режим реального времени, конвергенция; горизонтальные и вертикальные связи, текстовая основа, динамика в видеоизображении, многоязычность, неограниченный архив информации, продолжительный жизненный цикл программ, параллельные потоки вещания, нелинейный просмотр программ, произвольное время доступа, неограниченное количество повторов, формат и компрессия, дополнительные сервисы, реклама как дополнение, персонификация вещания, низкозатратная технологическая цепочка, интерактивность» [2. С. 12—13].

«Видеохоснинг (или видеопортал) — это сайт, который позволяет интернет-пользователям загружать и просматривать видео в браузере через специальный проигрыватель, хотя есть и исключения, некоторые из подобных сервисов не предоставляют видео. Видеохостинг стал набирать популярность одновременно с распространением широкополосного доступа в Интернет и развитием жестких дисков» [3].

Самым известным стал YouTube. Появление сервиса YouTube, принадлежащего компании Google, совершило революцию. Новым увлечением активных пользователей Интернета стал просмотр видеосюжетов онлайн [4. С. 45]. YouTube открыл новую эпоху видеопросмотров в Сети и сыграл ведущую роль в появлении многочисленных видеохостингов.

Успеху YouTube стали подражать во многих странах. В Китае общепризнанным началом развития интернет-видео считается 2006 г., когда появилось более двухсот сайтов, однако не все инвесторы смогли «выжить». Спустя 5 лет, в начале 2011 г., осталось немногим больше 40 наиболее известных видеосайтов [5. С. 56]. Пройдя через сложные перипетии, китайские видеосайты устойчиво развиваются и имеют устойчивый коммерческий успех. Видеопорталы в Китае стали важной формой интернет-СМИ и продолжают завоевывать новые высоты, что подтверждается исследованиями и анализом динамики спроса.

Статистические данные Исследовательского отчета о применении видеоматериалов китайскими интернет пользователями в 2012—2013 году свидетельствует о том, что число пользователей к концу 2013 г. достигло 389 млн человек. Доля пользователей сетевым видеосервисом составила 65,8% (рис.).

Рис. Число пользователей сетевого видеосервиса и частота использования в 2012—2013 гг. [6. С. 23]

Рост частоты использования сетевого видеосервиса объясняется четырьмя важными причинами: 1) повышением скорости домашнего интернет-сервера; 2) ка-

чеством изображения; 3) видеокомпании стали часто транслировать онлайн-видео-ролики в жанре презентаций и веб-трансляций (трансляции в Интернете); 4) благодаря быстрому развитию кино- и телеиндустрии, производству большего числа фильмов, сериалов и развлекательных программ. Все это способствовало расширению масштабов индустрии онлайн-видео.

В 1996 г. Центральная телевизионная станция Китая, CCTV, первая из всех китайских телеканалов создала свой сайт. В настоящее время все китайские телеканалы осуществляют трансляцию в Интернете.

Уровень и качество сайтов местных телеканалов разные (в Китае каждая провинция имеет свой телеканал со своим брендом, и этот канал вещает на всю страну) зависят от уровня развития экономики в регионах.

Возьмем, к примеру, сайт Интернационального центрального телевидения www.cntv.com и www.hunantv.com.

В декабре 2000 г. был создан одноименный сайт (www.ICCTV.com). Это конвергентное интернет-медиа, которое включает в себя новости, развлекательные программы, а также разные услуги. В апреле 2006 г. CCTV.com и ICCTV.com объединились в cntv.com. После обновления главных рубрик сайта, у пользователей появились дополнительные возможности, например, использовать телевизионный справочник, смотреть информационные выпуски новостей и развлекательных передач, сериалов, кино, мультфильмов и т.д. Сайт увеличил также количество услуг онлайнового вещания и «телевидения по запросу», добавил услуги поисков видеозаписей и подкастинга. На сайте был создан блог известных китайских телеведущих и журналистов. Кроме того, CCTV создал несколько интернет-телеканалов на иностранных языках, в том числе на русском.

Нельзя не упомянуть о проекте интерактивного телевидения IPTV (Internet Protocol Television, технология цифрового телевидения) в Китае в 2006 г., но этот год начался для IPTV неудачно. Проект внезапно остановили, и только в конце 2006 г. проект стал быстро развиваться в Шанхае. По итогам года число пользователей достигло 450 тыс. человек, а по данным за 2011 г. — уже 70 млн. IPTV пользуется большой популярностью в экономически развитой восточной части Китая — Шанхае, в котором проживает больше миллиона интернет-пользователей [7. С. 33—34].

Двенадцать центральных телеканалов Китая осуществляют трансляцию своего эфира в Интернете. Обеспечить качественное обслуживание интернет-телевидения позволяет современное программное оборудование.

«Видеосервер — компьютерное устройство, предназначенное для приема, хранения, воспроизведения или ретрансляции видеосигнала и (или) аудиосигнала; обработки изображений, в том числе полученных в инфракрасном спектре; обработке данных телеметрии; управления другими системами безопасности» [8], в частности видеосервер PPS. Это одно из самых популярных программных оборудований интернет-телевидения в Китае. Эту программу можно бесплатно скачать в Интернете, после чего на рабочем столе компьютера появляется файл.

PPS выглядит как плеер, в меню есть несколько опций. Приведем ниже их перечень: прямой эфир (трансляция эфира почти всех главных телеканалов, кроме

центральных); обновления, главные события дня, китайские и зарубежные сериалы, HD кино, самые популярные фильмы, фильмы на специальные темы, мультфильмы; спорт, развлекательные передачи, программы для автомобилистов, игры, экономика, путешествия, музыка, трейлеры, оригинальные видеоклипы. С помощью техники P2P-Streaming, чем больше пользователей, тем стабильнее воспроизводит плеер. Классификация сделана очень удобно, что позволяет пользователю быстро найти нужную информацию.

В функцию PPS включен поиск, возможность скачать видео, сохранить в папке, написать комментарии. Также приводится список самых популярных китайских и зарубежных фильмов, сериалов и т.д.

Новые китайские и зарубежные сериалы, передачи, которые идут на разных телеканалах, через день загружаются на PPS. Еженедельно обновляется список новых фильмов.

Существуют и другие программы, например PPTV/PPlive, Funshion (Feng Xing), Thunder (Xun Lei), Qvod, QQlive и др. QQ — это централизованная служба мгновенного обмена сообщениями (Китайское ICQ). QQLive является одной из функций QQ, которая предоставляет услугу трансляций прямого эфира разным телеканалам. На плеере размещена программа, в которой можно посмотреть, какие передачи идут в эфире на разных телеканалах.

Следует отметить, что на QQLive выделены специальные рубрики, посвященные матчам NBA и матчам европейского футбола. Во время мирового чемпионата по футболу число пользователей QQLive значительно увеличивается.

Эта программа отличается от других программных оборудований интернет-телевидения не только высококачественной трансляцией прямого эфира китайских телеканалов, но также предоставляет возможность посмотреть видеозаписи по запросу — фильмы, сериалы, программы. В отличие от других программных оборудований интернет-телевидения, во время просмотра можно одновременно общаться с другими пользователями, которые в это же время смотрят видео в зоне плеера.

Сайт Youku является видеохостингом в Китае, его также считают самым большим и влиятельным видеопорталом, где пользователи могут обмениваться видеоматериалами, загружать, просматривать и скачивать видео. Видеохостинг Youku был создан в 2006 г. Гу Юнчаном, экс-президентом китайской интернет-компании SOHU.com. Преимущество Youku было в увеличении скорости обслуживания. Лозунг Youku «быстрый просмотр, быстрая загрузка, быстрый поиск» выделял его среди подобных ему сайтов.

Удовлетворяя растущие потребности интернет пользователей в разнообразии и интерактивности, Youku на китайском рынке видеопорталов завоевал лидирующую позицию и признание любителей видеосъемок (Paike — это интернет-пользователи, которые загружают в Сеть авторские видеоролики). Youku становится лизинговой компанией, официально котируясь на фондовой бирже в Нью-Йорке 2010 г.

В 2012 г. ООО Youku, объединившись с другой интернет-компанией ООО Tudou, которая также занимает одно из первых мест среди китайских видео-хостингов, становится самым большим игроком среди видеопорталов, предоставляющих услуги видеообмена.

В настоящее время Youku охватывает три платформы: Интернет, телевидение и мобильные устройства, совмещает в себе различную телевизионную продукцию — фильмы и сериалы, различные развлекательные передачи, ток-шоу, реали-ти-шоу, информационные передачи.

Кроме того, Youku владеет тремя главными сегментами: производство видеоконтента, вещание и распространение. Youku становится настоящим телевизионным средством массовой информации в Интернете, и с каждым днем все больше и больше оказывает влияние на структуру видеоиндустрии и развитие новой эпохи онлайн-медиа.

Интернет занимает важное место в жизни современного человека, это не только инструмент для работы и учебы, способ получения информации, но и стиль жизни. Телевидение, как самое влиятельное средство массовой информации, нашло свое новое развитие в Сети, идеальное сочетание телевидения и Интернета — это более удобный и эффективный способ распространения информации, в особенности в Китае, где Интернет динамично развивается, современные технологии позволяют пользователям смотреть видео в высоком качестве, появляются новые медиакомпании, которые производят собственный видеоконтент в Интернете, большинство телеканалов пытаются параллельно вещать в Интернете. Молодежь все больше смотрит телепередачи и кинофильмы онлайн с помощью мобильных устройств, потому что это более удобно, можно просматривать видеоматериал в любое время и в любом месте.

Согласно последним статистическим данным, количество пользователей Интернета в Китае — 485 млн человек, 94% из них являются пользователями интернет-телевидения [9. С. 28].

После слияния трех сетей (телекоммуникационная сеть, интернет-сеть, радиотелевизионная сеть) в Китае, Интернет и телевидение стали проникать во все уголки страны. Интернет-телевидение имеет большой потенциал в Китае и становится главной тенденцией в развитии современного китайского телевидения.

Несмотря на то, что содержание сетевого видеоконтента все еще нуждается в регулировании, интернет-телевидение уже стало одним из важнейших средств получения информации для граждан КНР и стремительно продолжает свое развитие.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Число Интернет пользователей в Китае превысило 600 млн. Новости радиостанции Голос России от 28 ноября 2013 г. — URL: http://radiovr.com.cn/news/2013_11_28/253428949/

[2] Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного Интернет-вещания: Дисс. ... канд. филол. наук. — Тольятти, 2005.

[3] Википедия: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%E5%EE%F5%EE%F1%F2% E8%ED%E3

[4] Хон Девен. Основа технологии сетевой коммуникации. — Пекин: Изд-во Китайского ун-та народа, 2011. — С. 45.

[5] Ху Юе. Анализ существующего положения и проблемы китайских видео порталов. Ежемесячный журнал «Синь вень ай хао дже» («Любитель новостей»). — Хэнань, 2013. — С. 56.

[6] 32-ой исследовательский отчет о развитии китайского Интернета 2013 года. — С. 23. CNNIC (China Internet Network Information Center, Китайский информационный центр сети Интернета). — http://www.199it.com/archives/132781.html

[7] Джан Баймин, Ли Джихон, Цай Юеюе. Практика сетевой коммуникации. — Пекин: Изд-во Китайского коммуникационного ун-та, 2010. — С. 33—34.

[8] Википедия. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%E5%EE%F1 %E5%F0% E2%E5%F0

[9] Интернет-сообщество Китая. Отчет об обследовании брендовой конкурентоспособности китайского Интернета. — Пекин, 2013. — С. 28.

LITERATURA

[1] Число Интернет пользователей в Китае превысило 600 млн. Новости радиостанции Голос

оссии от 28 ноября 2013 г. — URL: http://radiovr.com.cn/news/2013_11_28/253428949/ [2] Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного Ин-рнет-вещания: Диса ... канд. филол. наук. — Тольятти, 2005.

[3] Википедия: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%E5%EE%F5%EE%F1%F2% E8%ED%E3

[4] Хон Девен. Основа технологии сетевой коммуникации. — Пекин: Изд-во Китайского

ун-та народа, 2011. — С. 45

[5] Ху Юе. Анализ существующего положения и проблемы китайских видео порталов. Еже-

месячный журнал «Синь вень ай хао дже» («Любитель новостей»). — Хэнань, 2013. С. 56.

[6]

32-ой исследовательский отчет о развитии китайского Интернета 2013 года. — С. 23 CNNIC (China Internet Network Information Center, Китайский информационный центр

сети Интернета). — http://www.199it.com/archives/132781.html [7] Джан Баймин, Ли Джихон, Цай Юеюе. Практика сетевой ко: зд-во Китайского коммуникационного ун-та, 2010. — С. 33—34

[8] Википедия. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E4%E5%EE%F1 %E5%F0%

E2%E5%F0

[9] Интернет-сообщество Китая. Отчет об обследовании брендовой конк урентоспособно-

сти китайского Интернета. — Пекин, 2013. — С. 28.

MODERN CONDISHIONS AND TENDENCIES OF THE INTERNET TV IN CHINA

N.S. Gegelova, Wang Yue

Dipartment of Mass Communication Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article considers trends and modern practices of Internet television in China, analyzes the major portals and online TV channels.

Key words: ???

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.